Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта «Волейбол»
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта «Волейбол»
Рабочая программа по волейболу для группы начальной подготовки первого года обучения разработана на основе Дополнительной предпрофессиональной программы по виду спорта «Волейбол»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
VI.Перечень информационного обеспечения программы……….
стр. 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по волейболу для группы начальной подготовки первого года обучения разработана на основе Дополнительной предпрофессиональной программы по виду спорта «Волейбол», утвержденной на заседании педагогического совета МБОУДО ДЮСШ, протокол №7 от 22.05.2015, а также следующих нормативных документов:
На отделение волейбол в группу начальной подготовки первого года обучения принимаются дети с 12,13 лет.
Зачисление обучающихся в МБОУДО ДЮСШ производится по письменному заявлению на имя директора МБОУДО ДЮСШ одного из родителей (законных представителей) обучающегося при наличии медицинского заключения о допуске к тренировочным занятиям по избранному виду спорта на основании решения приемной комиссии.
Минимальная наполняемость группы – 15 человек.
Количество занятий в неделю – 3 дня по 2 академических часа.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Срок реализации программы – 1 год.
Цели и задачи этапа начальной подготовки:
Цель: овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Задачи:
Содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепления здоровья, всестороннее воспитание физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, гибкости, ловкости, общей выносливости.
Цели и задачи первого года обучения этапа начальной подготовки:
Цель: осуществление физкультурно- оздоровительной и воспитательной работы, направленной на разностороннюю физическую подготовку.
Задачи:
- обеспечить разностороннюю физическую подготовку учащихся на основе учебной программы по физической культуре;
- прививать интерес к систематическим занятиям волейболом;
- выявлять перспективных детей и подростков для последующего совершенствования их спортивного мастерства в учебно-тренировочных группах.
Особенности методической системы преподавания волейбола
Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей к занятиям спортом.
Достаточное время должно уделяться обучению и совершенствованию техники волейбола. В это время закладывается техническая основа для дальнейшего технического совершенствования.
На этом этапе не должны проводится занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение занятий избирательной направленности и однообразного монотонного учебного материала.
В группах начальной подготовки 1 года обучения юные волейболисты изучают основы техники волейбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры в соответствии с правилами волейбола, получают теоретические сведения о врачебном контроле, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, технике, основах тактики и правилах игры в волейбол.
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика(%)
8-12
II.Календарно-тематическое планирование
Учебный план-график распределения учебных часов по волейболу для I года обучения в группах начальной подготовки.
№
п/п
Содержание занятий
Часы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
Всего
I. Теоретические занятия
ИТОГО ЧАСОВ:
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
II. Практические занятия
1.
Общая физическая подготовка
86
7
7
7
7
7
7
7
7
7
7
8
8
86
2.
Специальная физическая подготовка
45
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
2
45
3.
Тактическая подготовка
37
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
37
4.
Техническая подготовка
72
7
8
5
5
5
5
11
2
4
7
7
6
72
5.
Инструкторская и судейская практика
-
-
6.
Промежуточная и итоговая
аттестация
14
4
3
4
3
14
7.
Интегральная подготовка
26
5
5
5
5
6
26
8.
Соревновательная деятельность
24
6
6
6
6
24
ИТОГО ЧАСОВ:
304
25
25
25
25
25
25
25
25
26
26
26
26
304
ВСЕГО ЧАСОВ:
312
26
26
26
26
26
26
26
26
26
26
26
26
312
Содержание дисциплины
Общая физическая подготовка
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях. Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет). Эстафетный бег с этапами до до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега.
Специально-физическая подготовка
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением или в куртке с отягощением. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, по подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет - прыжки на одной ноге).
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.д.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх -одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).
Тактическая подготовка
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом; подача нижняя прямая на точность в зоны - по заданию; передача мяча через сетку на «свободное» место, на игрока, слабо владеющего приемом мяча.
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче, игроков задней и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3 (2) при приеме подачи.
Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Тактика зашиты.
Индивидуальные действия: выбор места при приеме мяча, направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника-сверху или снизу.
Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны;
Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед».
Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре; над собой - на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3- передачи в стену с изменением высоты и расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями; на точность с собственного подбрасывания и партнера.
Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и в прыжке, после перемещения.
Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку - расстояние 6 м.
Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом месте, стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку.
Промежуточная и итоговая аттестация
Промежуточная аттестация проводится ежегодно в начале и конце учебного года (сентябрь-май), для приема контрольных нормативов создается аттестационная комиссия из представителей администрации, методиста и старшего тренера-преподавателя отделения, утверждается план проведения промежуточной аттестации.
Практическая часть аттестации проводится в виде сдачи контрольно-переводных нормативов по ОФП. Нормативы принимаются во время тренировочного занятия в соответствии с планом проведения аттестации.
Учащиеся,успешновыполнившие все требования, переводится на следующий год обучения или зачисляется на следующий этап подготовки.
Учащиеся, не выполнившие переводные требования, на следующий этап не переводятся, продолжают повторное обучение в группе этого же года (но не более 1 раза). При повторном невыполнении норм, такие учащиеся переводятся в группу спортивно-оздоровительного этапа.
Интегральная подготовка
Интегральная подготовка направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства — технической, тактической, физической, психологической и теоретической подготовленности. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере формируется вследствие узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, направленный на объединение сторон подготовленности, качеств и способностей. Его цель — обеспечить слаженность и эффективность комплексного проявления всех многообразных составляющих, которые в совокупности определяют успешность соревновательной деятельности.
Соревновательная деятельность
Соревновательную деятельность можно рассматривать, как управляемую сознанием психическую и физическую активность, направленную посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником.
Соревновательная деятельность - это и совместная деятельность спортсменов, тренеров-преподавателей и специалистов по наиболее полной реализации тренировочных эффектов и других факторов в условиях официальных соревнований.
Содержание соревновательной деятельности составляют соревновательные действия, специфичные и отвечающие правилам в каждом виде спорта. Отдельное соревновательное действие состоит из движений, объединенных в целостное двигательное действие. Соревновательные действия в свою очередь могут объединяться в более крупные структуры (связки, комбинации и др.). Освоение спортсменом соревновательных действий и умение эффективно их применять в соревнованиях формируют у него поведенческую структуру соревновательной деятельности.
Для успешного выступления в соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была качественной, для успеха в соревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами - обязательное условие для развития и совершенствования у спортсменов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все предшествующие - подводящие и контрольные служат целям соревновательной подготовки к эффективному выступлению в основных соревнованиях.
Участие в соревнованияхМБОУДО ДЮСШ проводимые 2 раза в год (осенние и весенние турниры).
IV. План воспитательной работы
Сентябрь
Беседа: По антитеррористической безопасности.
Беседа: О вредном влиянии на организм курения, алкоголя, наркомании, токсикомании». Беседа: Закаливание организма.
В течении учебного года постоянная работа с родителями, классными руководителями и учителями физкультуры.
Октябрь
Беседа. Воспитание волевых качеств.
Беседа: Про антитеррористические мероприятия.
Ноябрь
Беседа: Что такое дисциплина и уважение к старшим.
Беседа: Как вести себя во время тренировок и соревнований.
Декабрь
Беседа: Как вести себя в общественных местах.
Беседа: Как вести себя в зимнее время на водоемах и на проезжей части.
Январь
Беседа: Первая медицинская помощь при травмах.
Беседа: О нравственном воспитании спортсмена.
Февраль
Беседа: Правила организации и проведения соревнований.
Анкетирование родителей, законных представителей обучающихся.
Март
Беседа: О дружбе и уважении друг другу. Беседа: О ветеранах спорта.
Апрель
Беседа: Какие бывают нагрузки на различные группы мышц. Беседа: О знаменитых спортсменах.
Май.
Беседа: О здоровой еде и правильном питании. Беседа: О правилах дорожного поведения. Беседа: Лето, море и отдых.
Июнь.
Беседа: О поведении на водоемах во время каникул. Беседа: Подведение итогов за год обучения.
V. Контрольные нормативы
КОНТРОЛЬНО-ПРИЕМНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ юноши
Контрольные нормативы
Группа начальной подготовки 1 года обучения
Бег 30 м,с
5,5
Бег 30 м (5*6),с
12,0
Бег 92 м с изменениями направления, «елочка»
-
Прыжок в длину с места, см
185
Прыжок вверх с места толчком двух ног, см
40
Метание набивного мяча 1кг из-за головы двумя руками, м:- сидя-стоя.
5,8
11,0
КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ юноши
Контрольные нормативы
Группа начальной подготовки 1 года обучения
Бег 30 м, с
5,4
Бег 30 м (5*6), с
11,9
Бег 92 м с изменением направления, «елочка»
-
Прыжок в длину с места , см
190
Прыжок вверх с места толчком двух ног , см
42
Метание набивного мяча 1 кг. из-за головы двумя руками, м: -сидя – стоя
5,9
11,2
КОНТРОЛЬНО-ПРИЕМНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ девушки
Контрольные нормативы
Группа начальной подготовки 1 года обучения
Бег 30 м,с
5,9
Бег 30 м,с (5*6), с
12,2
Бег 92 м с изменениями направления, «елочка»
-
Прыжок в длину с места, см
165
Прыжок вверх с места толчком двух ног, см
34
Метание набивного мяча 1 кг. из-за головы двумя руками, м:- сидя -стоя
4,0
8,0
КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ девушки
Контрольные нормативы
Группа начальной подготовки 1 года обучения
Бег 30 м,с
5,8
Бег 30 м,с (5*6),с
12,1
Бег 92 м с изменениями направления, «елочка»
-
Прыжок в длину с места, см
170
Прыжок вверх с места толчком двух ног, см
36
Метание набивного мяча 1 кг. из-за головы двумя руками, м;-сидя - стоя