kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

3. Баскетбол. Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация дидактических принципов в процесссе обучения школьников игре баскетбол. Тема для самообразования является наиболее актуальной. Баскетобл входит в календарный, годовой план как обязательный вид программы.

Просмотр содержимого документа
«3. Баскетбол. Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

Работа по самообразованию



Тема: Физическая подготовка баскетболиста.





Выполнил: Прокофьев А.Н.

Учитель физической культуры

МБОУ «Морецкая СШ»
















Морец



2017 г.


СОДЕРЖАНИЕ.


ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.


1.1. Характеристика двигательной деятельности

баскетболиста.

1.2. Физическая подготовка баскетболиста.


1.3. Воспитание силы.


1.4. Воспитание быстроты.


1.5. Воспитание выносливости.


1.6. Воспитание ловкости.


1.7. Воспитание гибкости и умения расслабляться.


1.8. Физиологические особенности физических

качеств.


ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ.


2.1. Задачи исследований.


2.2. Методы исследований.


2.3. Организация исследований.









ВВЕДЕНИЕ.


Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.

Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне.

Физические (двигательные) качества связаны с типологическим особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенности. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), а у других иные. Выигрывая в проявление одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Физические качества можно разделить на простые и сложные.

Чем больше анатомо-физиологических и психических явлений, проявляемых в качестве, тем оно сложнее.

Систематические занятия баскетболом способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.

Современный баскетбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств [10,3,5,26].

Баскетболист сегодня – это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.


Цель исследований: выявить методы и средства физической подготовки баскетболиста.

Рабочая гипотеза: предполагалось, что дети, занимающиеся баскетболом, должны быть хорошо подготовлены физически.

Объект исследований: учебно-тренировочный процесс баскетболистов, направленный на совершенствование их физической подготовки.

Предмет исследований: условия, способствующие воспитанию физических качеств.

Научная новизна и практическая значимость: данные, полученные в результате проведенных исследований, представляют научную ценность и могут быть использованы при написании учебно-методической литературы, так и тренером для практической подготовки баскетболистов на этапах спортивной тренировки.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.


    1. Характеристика двигательной деятельности баскетболиста.

Баскетбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

- центровой игрок – должен быть высокого роста, атлетического телосложения,

обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

- крайний нападающий – это, прежде всего высокий рост, быстрота и

прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские

способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и

решительно;

- защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым,

рассудительным и внимательным.

Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является “чувство времени”, которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития “чувства времени” лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием.

Баскетболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано с организацией игры, центровые в интервале 3 сек., отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии – 1 сек., наиболее устойчивом интервале броска.

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.

Деятельность баскетболиста в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и

творческую активность каждого игрока.

Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.

Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча.

За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.

Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей – величина максимального потребления кислорода (МПК) у баскетболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала.

Важный показатель функционального состояния организма – сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.

Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 уд\мин, уровень потребления кислорода – 30 % от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 уд\мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 уд\мин, величина кислородного долга 5-7 л\мин.

За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны.

Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности баскетболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс.


1.2. Физическая подготовка баскетболиста.

Задачи физической подготовки — разностороннее развитие и укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей и двигательных качеств баскетболистов.

Задачи физической подготовки вытекают из общих задач отечественной системы физического воспитания и конкретизируются специфическими особенностями вида спорта. Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач:

1. Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей

организма (функциональная подготовка).

2. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости,

гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических

способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности

(прыгучести, скоростных способностей, мощности метательных движений,

игровой ловкости и выносливости).

Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки.


Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие баскетболиста и создаст предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств в избранном виде спорта. Она должна иметь специфическую направленность, а именно: укреплять органы и системы организма спортсмена применительно к требованиям баскетбола, способствовать переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия.


Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесной связи с овладением и совершенствованием навыков и умений в баскетболе с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке.

Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда, игроки которой медлительны, не может эффективно применять быстрый прорыв, прессинг и т.д.

Общая и специальная физическая подготовка взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки зависят от особенностей игры, с другой — определяют реальные возможности действий баскетболиста в соревнованиях. Необходимо также отметить, что достаточно высокий уровень физической подготовленности игрока является важным фактором психологического плана, а именно: придаст уверенность в борьбе, способствует проявлению более высоких волевых качеств в экстремальных условиях.

Функциональные возможности баскетболиста составляют основу его физической подготовленности. Уровень их развития конкретно проявляется в спортивной работоспособности — способности, игрока совершать специфическую для него работу в течение длительного времени, достаточного для получения устойчивых сдвигов.

Работоспособность проявляется прежде всего в виде двух отличных по своей биохимической природе, интегративных свойств организма — аэробной и анаэробной производительности (т.е. в условиях полного и кислородного обеспечения мышц). При построении тренировки на отдельных этапах необходимо учитывать степень воздействия физических упражнений на функциональные сдвиги организма спортсмена.


1.3. Воспитание силы.

Современный атлетический баскетбол предъявляет высокие требования к силовым способностям игрока, в значительной мере определяющим высоту прыжков, быстроту выполнения различных приемов, скорость перемещения и имеющим большое значение для проявления ловкости и выносливости. В игровой деятельности это физическое качество проявляется в сочетании с быстротой движения в рамках определенного двигательного навыка, соответствующего правильной технике игры в баскетбол.

По характеру и условиям проявления мышечной силы принято различать собственно силовые (в статических режимах и медленных движениях) способности. Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки в баскетболе более 70 % движений носят скоростно-силовой характер. Однако при перемещениях в защитной стойке, вырываниях мяча и других, так называемых, жестких действиях требуются значительные статические усилия.

Поэтому силовая подготовка игрока должна быть разносторонней и развивать силу мышц в различных режимах. Важной разновидностью мышечной силы является взрывная сила, отражающая способность проявлять возможно большую силу в минимально короткое время, регламентируемое условиями спортивного упражнения или игрового действия. Этот вид силы баскетболисты реализуют в прыжках, быстрых прорывах, мощных длинных передачах.

Существуют понятия «абсолютная», и «относительная» сила.

Абсолютная сила — это предельная сила, которую проявляет человек в каком-либо движении безотносительно к собственному весу.

Относительная — это величина силы, приходящаяся на 1 кг веса тела игрока, т.е.

Относительная сила Абсолютная сила

Собственный вес


Сила мышц, обеспечивающая, разнообразную двигательную деятельность баскетболистов, зависит от биомеханических характеристик движения (длины рычагов, включения в работу наиболее крупных мышц) и величины напряжения, которую могут развивать работающие мышцы.

Величина напряжения определяется физиологическим поперечником мышцы, включением в работу определенного количества двигательных единиц, частотой нервных импульсов, посылаемых к мышце, и степенью синхронных усилий всех двигательных единиц, участвующих в работе.

Воспитание силовых способностей баскетболиста должно быть направлено на:

— развитие и поддержание уровня абсолютной силы мышц;

— проявление максимума усилий за более короткое время;

— формирование умений концентрировать рабочее усилие на

определенном участке движения;

— улучшение способности к проявлению максимума усилий в момент

переключения от одних движений к другим.

По влиянию на организм все упражнения, развивающие силу, глобальные, предназначенные для развития большинства крупных мышечных Групп тела игрока, и на локальные, направленные на развитие рабочих групп мышц, участвующих в конкретном движении.

Рекомендуются следующие правила целевого подбора упражнений со штангой и другими отягощениями:

— для развития скоростно-силовых способностей: выполнение в максимальном

темпе упражнения со штангой весом до 45 % от максимального, количество

повторений — 8-12;

— для развития собственно силовых способностей: повторение в медленном

темпе 4-6 раз предложенного упражнения с весом, равным 70-85 % от

максимального; упражнение сопровождается кратковременным интервалом

расслабления; — для развития силовой выносливости: в среднем темпе

повторяют «до отказа» упражнение с малыми весами 25-59 раз подряд, без

отдыха.

Для развития взрывной силы в практике тренировки все шире используют следующие упражнения динамических скоростных режимах: толкания, броски ногами тяжелых набивных мячей на дальность; перетягивание, вытеснение или выталкивание партнеров из обозначенного на площадке пространства; вырывание мячей из рук соперников; элементы вольной борьбы и самбо.

Одной из важнейших комплексных скоростно-силовых способностей баскетболистов является прыгучесть — способность максимально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, подборе мяча у щита, при спорных бросках и т.п.

Специфическими способностями проявления прыгучести являются:

— быстрота и своевременность прыжка;

— выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в

вертикальном направлении;

— неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная

прыгучесть);

— управление своим телом в безопорном положении;

— точность приземления и готовность, к немедленным последующим

действиям.

Основными средствами развития прыгучести у баскетболистов считают разнообразные прыжки вверх и в длину с места и короткого разбега, серийные прыжки, прыжки через гимнастические снаряды, а также различные упражнения с отягощениями.

При индивидуальном планировании силовой тренировки следует учитывать, что характер двигательной деятельности у игроков разного амплуа определяет и уровень развития силовых способностей. При передвижениях, например, у защитников наибольшее значение имеет сила мышц подошвенных сгибателей стопы, у нападающих — относительная сила мышц разгибателей ноги, у центровых — взрывная динамическая сила. Это является основанием для дифференцированного подхода при совершенствовании силовых способностей баскетболистов разных игровых амплуа. У квалифицированных баскетболистов силу нужно развивать на основе комплекса силовых упражнений с акцентом на быстроту и ловкость. Силовые упражнения должны сочетаться с упражнениями направленными на увеличение подвижности в суставах и расслабление.

Основные методы воспитания и совершенствования силы:

- повторное поднимание непредельного веса «до отказа», с максимальным

усилением,

- метод круговой тренировки,

- метод сопряженных действий: интервальный, соревновательный.


1.4. Воспитание быстроты (скоростных способностей).

Под быстротой как физическим качеством понимают способность баскетболиста выполнять движения в минимальный промежуток времени. Принято выделять элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным формам относятся: время простой и сложной реакции, время одиночного движения и частота движений.

Простая реакция спортсмена — это ответ определенным движением на заранее известный, хотя и внезапно проявляющийся сигнал (например, старт в беге, выпрыгивание при розыгрыше спорного мяча). Для баскетбола характерны проявления сложных реакций, таких, как реакция на движущийся объект (мяч, партнер) и реакция выбора, когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, наиболее адекватное данной ситуации. Квалифицированные игроки достигают высокого уровня развития быстроты как простой, так и сложной реакции благодаря развитию умения предвидеть ситуации и реагировать не на само движение, а на подготовительные действия к нему.

В игре обычно требуется комплексное проявление всех форм быстроты, так как они являются составными большинства двигательных действий баскетболистов и проявляются в быстроте передвижений при выполнении отдельных технических приемов с мячом и без мяча и их комплексов, в быстроте смены одних приемов другими. Отличительной особенностью развития быстроты в баскетболе является необходимость проявления ее в непрерывно меняющихся ситуациях, при наличии сбивающих факторов (сопротивление противника, психологическая напряженность, утомление). И все же при всей важности быстрой реакции окончательный результат зависит от способности быстро наращивать скорость и противостоять утомлению (дистанционная скорость).

Скоростные способности являются фоном, на котором проявляются такие стороны быстроты, как быстрота выполнения бросков, передач, ведения, скорость решения тактических задач.

Для воспитания сложных реакций можно использовать упражнения, в которых необходимо реагировать на движущиеся предмет (мяч, партнер), появляющийся внезапно, меняющий скорость движения, и разнообразные изменения игровых ситуаций. Например, сигналом для начала движения в быстрый прорыв может являться мяч, отскочивший от щита.

Высокой частотой движений овладевают при выполнении кратковременных упражнений (10-20 с) в максимальном темпе с таким расчетом, чтобы к концу выполнения, с появлением утомления, скорость не снижалась.

Быстрота стартового ускорения и, дистанционная скорость являются фундаментом быстроты в баскетболе, так как на их фоне проявляются другие стороны этого физического качества, например, быстрота передач, ведения и обводки, выполнение элементов быстрого прорыва и прессинга. Добиваться увеличения скорости передвижения можно не только воздействуя на скоростные способности игрока, но и воспитывая силовые способности, совершенствуя технику движений.

Основными средствами воспитания быстроты в баскетболе являются скоростные упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Приведем ряд методических приемов, которые способствуют развитию этого качества:

— выполнение упражнений в облегченных условиях (бег по наклонной

дорожке, использование силы тяги подвесок);

— чередование упражнений в затрудненных и обычных условиях,

варьирование отягощений;

— бег за лидером (партнером), бег с разгона;

— введение ограничения времени выполнения упражнения, пространственных

условий его выполнения.


1.5.Воспитание выносливости.

Для современного баскетбола характерны очень высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров, и отдельных матчей требует высокого развития выносливости, т.е. способности противостоять появляющемуся в результате соревновательных нагрузок утомлению. Именно поэтому необходимо развивать выносливость баскетболистов. Баскетболист, обладающий достаточной выносливостью, более длительное время сохраняет высокую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении турнира, демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, более результативен.

Для баскетболиста важна как общая, так и специальная выносливость. Развивать их целесообразно последовательно в соответствии с этапами круглогодичной тренировки. На этапе общей подготовки подготовительного периода годичного цикла следует преимущественно заниматься вопросами общей выносливости, что предполагает развитие всех физических качеств и создание необходимой базы аэробных возможностей. Особенно ценными средствами совершенствования аэробных возможностей являются кроссы, плавание, гребля, ходьба на лыжах и другие упражнения циклического характера выполняемые с малой, средней и переменной интенсивностью, с постепенным, увеличением объема.

Однако длительная равномерная работа монотонна, и баскетболисты не всегда охотно ее выполняют. Предпочтительной формой тренировки является фартлек — бег с разной скоростью в большом объеме в лесу или на пересеченной местности. Совершенствование общей выносливости проводится с использованием равномерного, переменного методов. С их помощью решаются следующие задачи:

1. Повышение максимального уровня потребления кислорода.

2. Развитие способности поддерживать достигнутый уровень.

3. Увеличение быстроту развертывания дыхательных процессов до

максимальных величин.

Особенностью проявления функциональных способностей баскетболистов в игре является чередование аэробных и анаэробных процессов. В момент высокой двигательной активно активности обостряются анаэробные процессы, накапливается кислородный долг. Мощность аэробных процессов определяет быстроту восстановления и ликвидации кислородного долга. Поэтому высокий уровень общей выносливости служит прочной основой специальной выносливости. На этапах специальной подготовки и предсоревновательном соотношение средств и методов развития выносливости меняется — увеличивается доля специальных.

Для определения интенсивности упражнения используют показатель частоты сердечных сокращений. Если ЧСС при выполнении упражнений в пределах 150 уд/мин, значит, они соответствуют развитию аэробных способностей, в пределах 165 уд/мин — оказывают аэробно-анаэробное воздействие, если ЧСС выше 180 уд/мин — упражнения воздействуют на анаэробные способности. Остальные компоненты нагрузки варьируют в зависимости от метода тренировки.

Специальными методами развития выносливости баскетболистов являются интервальный, повторно-переменный, сопряженный, соревновательный, круговая форма тренировки.

Включая в тренировки упражнения для развития выносливости, необходимо предусматривать, чтобы тренировочные и соревновательные воздействия соответствовали функциональным возможностям и уровню подготовленности игрока. Интенсификация нагрузок возможна при широком использовании средств, стимулирующих восстановительные процессы в организме спортсмена.

Необходимо прежде всего рациональное построение занятий. Здесь большое значение имеют:

— правильное сочетание нагрузок и отдыха;

— вариативность средств и методов тренировки;

— проведение активного отдыха в день, следующий после дня занятий с

максимальной нагрузкой;

— выполнение упражнений в паузах между основными упражнениями для

активного отдыха и расслабления;

— пассивный отдых в состоянии полного расслабления (желательно в воде);

— использование музыки и ритмолидера;

— проведение тренировок в разнообразных условиях (на стадионе, в лесу, в

парке, на берегу реки и т.д.);

— обеспечение хороших бытовых условий и устранение отрицательных

факторов;

— обеспечение рационального питания и витаминизации, массаж,

пиропроцедуры, физиотерапия.


1.6. Воспитание ловкости.

Под ловкостью принято понимать способность овладевать сложнокоординированными движениями, а также быстро и точно решать сложные двигательные задачи и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменяющийся обстановкой.

Ловкость — комплексное качество, в котором органически сочетаются проявление высокого уровня силы и быстроты с координированностью движений и их точностью.

Различают три степени ловкости. Первая степень — это пространственная точность и координированность движений вообще, вторая — пространственная точность и координированность движений, выполняемых в сжатые сроки, третья — пространственная точность и координированность движений, осуществляемых в сжатые сроки в изменяющихся условиях. Для баскетбола характерны проявления всех степеней, но особо важна третья — она помогает игроку осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Важнейшая роль принадлежит ловкости при изучении и совершенствовании спортивной техники. Способность быстро и точно овладевать новыми движениями

зависит от накопленного баскетболистом запаса двигательных навыков и функциональных возможностей.

В процессе овладения новыми приемами техники запас элементов движений способствует их объединению в более сложные двигательные навыки. Поэтому одним из главных средств развития ловкости являются упражнения с элементами новизны, связанные с преодолением координационных трудностей. Наиболее распространенными средствами воспитания ловкости являются элементы акробатики и гимнастики, спортивные игры, позволяющие расширить диапазон вариативности двигательных навыков.

Однако, учитывая специфику проявления ловкости в баскетболе, целесообразно подбирать такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры. Так, для развития ловкости в передвижениях широко используют специализированные упражнения и игры с характерными для баскетбола сочетаниями: быстроту реакции — стартовое ускорение — дистанционная скорость одновременное выполнение приемов с мячом и решение тактических задач. При выполнении широко используют различные методические приемы — изменение условий старта, пространственных границ, способов выполнения упражнений, усложнение их дополнительными движениями, сопротивление противника, введение фактора неожиданное и, что стимулирует проявление координации движений.

Для развития ловкости в быстроменяющихся игровых ситуациях рекомендуются упражнения типа преодоления полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе один за другим, например:

— акробатический прыжок — кувырок через препятствие, после короткого разбега прыжок «в окно», далее, отталкиваясь от пружинного мостика, вспрыгнуть на канат, влезть по нему до определенной отметки и соскочить на точность приземления; упражнение заканчивается рывком к финишной черте;

— старт лежа на спине с набивным мячом в руках — пробежать 4-5 м. перепрыгнуть через барьер затем перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 6-8 м. с ходу вспрыгнуть на гимнастическую стенку, влезть по ней, коснуться рукой стены над верхним брусом; упражнение заканчивается спрыгиванием и заключительным рывком к финишной черте.

Подобные упражнения проводят в виде состязаний двух команд, фиксируя время, затраченное командами на преодоление препятствий. Необходимо учитывать, что они требуют не только физических усилий, но и значительных нервных напряжений. Поэтому нецелесообразно в одно занятие включать много таких упражнений. Вводить их в тренировочное занятие следует в начале основной части.

Основные методы использования этих упражнений — повторно-переменный, игровой и соревновательный.


1.7.Воспитание гибкости и умения расслабляться.

Понятие «гибкость» отражает морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Способность баскетболиста выполнять движение с большой амплитудой в некоторой степени определяет легкость и свободу выполнения технических приемов, их быстроту и точность. Мерилом степени развития гибкости является максимальная амплитуда движений. Амплитуда движений зависит от подвижности в суставах, эластичности мышц, связок и сухожилий, силы мышщ, а также состояния центральной нервной системы.

Основная задача развития гибкости баскетболиста — совершенствование этого качества применительно к требованиям баскетбола. В первую очередь следует уделять внимание увеличению подвижности в голеностопных и лучезапястных суставах.

Ведущий метод при использовании упражнений на гибкость — повторный. Способность к расслаблению у баскетболистов должна развиваться применительно к бросковым и метательным движениям. Напряженность мышц плечевого пояса, кисти, спины затрудняет освоение техники движений, ограничивает ее вариативность и эффективность. Мягкость, раскрепощенность, маневренность необходимы баскетболистам при передвижениях и прыжках, особенно при приземлении, в момент, когда игрок готовится к активным повторным действиям. Баскетболисты высокого класса, как правило, владеют искусством расслабления, выполняют приемы легко и свободно, включая в активную работу только необходимые для обеспечения рациональных движений мышцы, оптимально расслабляя остальные.

Для овладения умением, расслабляться применяют упражнения, при выполнении которых используется вес отдельных частей тела, находящихся в более высоком положении по отношению к площадке, более сложные упражнения, выполнение которых связано с перемещением центра тяжести тела.

Умение расслаблять основные группы мышц, обеспечивающие игровые действия, формируется у баскетболистов с помощью следующих упражнений:

— встряхивание кистей при различных исходных положениях рук;

— размахивание свободно опущенными руками с поворотами туловища

направо и налево;

— прыжки на месте или расслабленный семенящий бег со свободно

опущенными руками;

— перенесение тяжести тела поочередно с одной ноги на другую, быстро

сгибая колено свободной ноги, не отрывая носки от пола;

— поднимание и опускание бедра двумя руками (голень и стопа расслаблены);

— прыжки на месте на одной ноге, со свободным раскачиванием

расслабленной ногой;

— расслабленное покачивание туловищем в наклоне вперед, руки свободно

опущены.

Для совершенствования умения расслабляться с успехом применяется психорегулирующая тренировка.


1.8. Физиологические особенности физических качеств.

Совершенствование быстроты, силы, выносливости и координации у детей происходит неравномерно, в разные сроки и зависит от функционального состояния организма. Систематические тренировки ускоряют развитие двигательных качеств.

Развитие силы. Большую роль в воспитании силы играет формирование костной и мышечной систем.

С возрастом благодаря совершенствованию нервной регуляции, изменению химизма и строения мышц увеличивается масса и сила мышц. От 4-5 до 20 лет мышечная масса увеличивается в 7,5 – 8,5 раза, максимальная сила различных групп мышц – в 9-14 раз. Сила отдельных групп мышц развивается неравномерно. Поэтому в каждом возрастном периоде существуют разные соотношения между силой различных мышц. Значительно увеличивается сила разгибателей туловища, бедра, подошвенных сгибателей стопы, меньше – разгибателей кисти, предплечья и шеи. Сила большинства мышц-разгибателей, как правило, возрастает больше, чем сила мышц-сгибателей.

Наибольший прирост силы происходит в период от 13 – 15 до 16 – 17 лет. В последующие годы (если специально не тренироваться) темп повышения максимальной силы мышц замедляется. В настоящее время в связи с акселерацией наблюдается тенденция к более раннему развитию силы отдельных групп мышц.

Наряду с ростом максимальной силы увеличивается относительная сила (величина силы на 1 кг веса). Наиболее высокий темп ее развития наблюдается от 6-7 до 9-11 лет, а для некоторых мышщ до 13-14 лет.

Значительные силовые нагрузки оказывают отрицательное влияние на формирование двигательного аппарата, на рост костей и длину. Поэтому специализированные занятия тяжелой атлетикой разрешаются подросткам только с 14 лет.

Развитие быстроты. Быстрота характеризуется скрытым периодом двигательных реакций, частотой (темпом) движений, скоростью одиночных движений.

Частота движений у детей, как и скорость реакции, в различных частях тела неодинакова. Высокий темп движений характерен для кисти, низкий – для голеностопного сустава. С возрастом максимальная частота движений увеличивается. Наибольшие ее значения отмечают в 4-9 лет. В последующие годы прирост частоты движений снижается, а после 15 лет почти прекращается. Тренировка заметно увеличивает темп движений, но влияние ее в различном возрасте неодинаково. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки наблюдается у детей от 9 до 12 лет.

Развитие выносливости. По мере развития организма в результате совершенствования энергетического обеспечения мышечной деятельности увеличивается выносливость как при статических усилиях, так и при динамической работе. У различных мышечных групп она растет неравномерно. Наибольший прирост отмечается у детей младшего школьного возраста, в последующие годы темпы прироста снижаются.

Увеличение с возрастом выносливости при динамической работе проявляется в повышении работоспособности, а также в росте аэробной и анаэробной производительности.

С возрастом значительно увеличивается показатель аэробного обмена – МПК. Особенно сильно МПК повышается у юных спортсменов. 10-летние мальчики-спортсмены превосходят не занимающихся спортом сверстников на 14%, а 16-17-летние – на 50%.

Большое значение для развития выносливости имеет способность выполнять мышечную деятельность при недостатке кислорода. С возрастом повышается анаэробная производительность, что проявляется в увеличении максимального кислородного долга.

Выносливость также увеличивается в связи с совершенствованием способности управлять работой мышц. В результате снижается энергетическая стоимость движений.

Увеличение нагрузки у детей за счет повышения ее мощности и продолжительности, а также за счет уменьшения интервалов отдыха между повторениями упражнений сопровождается большим ростом энерготрат, чем у взрослых.

Развитие координации движений. Освоение новых движений начинается с первых дней жизни ребенка. Совершенствование их координации обусловлено развитием нервных центров, проводящих путей, костной и мышечной ткани. Большую роль в формировании двигательных навыков играет взаимодействие двигательной и других сенсорных систем.

Развитие координации начинается с 1-1,5 месяцев, когда ребенок начинает держать голову в вертикальном положении. С 6-8 месяцев осваивают навыки ползания, передвижения на четвереньках, в 11-12 месяцев ребенок поддерживает позу стояния. Освоение навыков стояния и передвижения способствует развитию двигательного аппарата, повышению силы мышц, координации движений.

По мере развития двигательного аппарата и совершенствования координации движений происходит освоение более сложных двигательных навыков: бега, прыжков, метаний. Отдельные элементы бега проявляются у детей 2 лет. Совершенствование бега идет путем удлинения фазы полета и уменьшения длительности опоры. От 3 до 10 лет время фазы полета увеличивается более чем в 2 раза.

Изменение длины шага и темпа определяет повышение с возрастом скорости бега. Максимальная скорость бега у детей 10-11 лет составляет 5,37 м\с, 14-15 лет – 6,07, 17-18 лет – 8,08 м\с.

Овладение навыкам прыжка происходит с 3 лет. Рост достижений в прыжковых упражнениях увеличивается с 11 лет.

















Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ.


2.1. Задачи исследований.

  • выявить различные методы и средства физической подготовки баскетболистов.

  • определить влияние данных методов и средств на физические качества баскетболистов.


2.2. Методы исследований.

  1. Метод анализа литературных источников.

  2. Метод педагогического наблюдения.

  3. Метод тестирования.

  4. Метод математической статистики.



2.3. Организация исследований.

Исследования будут проводиться в течение шести недель на двух группах – контрольной и экспериментальной. В их состав войдет одинаковое количество учащихся, одного возраста и пола.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и

спорта. – М: Академия, 2002 г.

2. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. – М: Академия,

2002 г.

3. Физиология человека. Под редакцией Васильева В.В. – М: Физкультура и

спорт, 1984 г.

4. Баскетбол. Под редакцией Портного Ю. М. – М: АО «Астра семь», 1997 г.

5. Спортивные игры. Под редакцией Клещеева Ю.Н. – М: Высшая школа,

1980 г.

6. Фомин Н.А., ВавиловН.Ю. Физиологические основы двигательной

активности. – М: Физкультура и спорт, 1991 г.

7. Юный баскетболист. Пособие для тренеров. Под редакцией Яхонтова Е.Р.

– М: Физкультура и спорт, 1987 г.

8. Спортивные и подвижные игры в школе. – Минск: Народная освита, 1986 г.

9. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. Под

редакцией Железняка Ю.Д., Портного Ю.М. – М: Академия, 2004 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Громова Марина Александровна

Дата: 04.06.2019

Номер свидетельства: 513292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по физической культуре для 3 класса "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "109685"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404911417"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по физической культуре для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "109684"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404911190"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства