Просмотр содержимого документа
«Праздник скакалки.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Спешковская основная общеобразовательная школа»
Очёрский муниципальный район Пермский край
Праздник скакалки в школе
(из опыта работы)
Учитель физической культуры
Шатрова Любовь Борисовна
д. Спешково
2015 г.
Актуальность
Известно, что соревнования, выступления на концертах, праздниках, всегда являются большим шагом вперёд в личном мастерстве, поднимают настроение и желание совершенствоваться дальше, позволяют критически взглянуть на себя и правильно оценить свои возможности и результаты. Так же случилось и в нашей школе.
Как известно скакалка – самый доступный и эффективный тренажёр для спортсменов высокого уровня и начинающих физкультурников. Во время уроков я часто применяю скакалку на разминке, в основной части урока в эстафетах, прыжках разными способами для развития координации и как контрольный тест – в прыжках на скакалке за 1 минуту, для развития быстроты и выносливости. Существует в нашей школе упражнение, которое называем «Скакалка – сотня (100)», это выполнение 20 прыжков шагом, 20 прыжков на правой ноге, 20-на левой ноге, 20- на двух ногах и 20 – с ноги на ногу. Итого 100. В зависимости от умения обучающихся даю разные задания: прыгать «сотню» без остановок между разными прыжками; прыгать оборотом назад; прыгать с возможной одной или двумя остановками; прыгать с учётом времени; прыгать с продвижением вперёд. Если к скакалке обращаться часто, то умение приходит быстро и детям нравиться.
Подготовительная работа к празднику
Как руководитель кружка акробатики в школе мы часто пользуемся большой скакалкой, так называемый «скиппинг», дети ловко прыгают по одному, парами, меняются местами и т.д. И я стала применять понемногу это на уроках, сначала в конце урока, так как нагрузка при обучении небольшая, а потом и в основной части, а самое главное дети, не зависимо от возраста, сами стали придумывать различные способы прыжков. Прыгали на большой скакалке все с 1 по 9 класса. В результате определились основные упражнения:
Карусель – когда участники поочерёдно пробегают под вращающейся скакалкой, желательно на каждый оборот. Сложнее, когда все стоят в две колонны и пробегают поочерёдно, уходя из правой колонны в левую после пробегания через скакалку.
Ручеёк – в скакалку заходит первый участник, прыгает до тех пор, пока к нему не заспрыгивает следующий, как только стало двое в скакалке, первый выходит, к нему заходит следующий и т.д.
Пары – в скакалку заходят сразу два участника и прыгают три или несколько прыжков синхронно и одинаково, после чего одновременно выходят, тем же оборотом заходит следующая пара. Усложнить можно тем, что каждая пара прыгает свои прыжки. Главное здесь синхронность.
Выдумки – участники заходят в скакалку по очереди, каждый со своими прыжками. Для этого нужно время, но результат отличный. Много выдумок и творчества в этом этапе. Например:
запрыгивает участник с мячом в руках (или ему мяч забрасывают другие) делает обороты мячом вокруг туловища, подбрасывает вверх, стучит мячом в пол и выбегает;
запрыгивает участница с обручем в руках и вращает его на руке перед собой, или сразу с двумя обручами и крутит на обеих руках одновременно, сложнее если обручи ей также забрасывают сбоку;
запрыгивает участник с маленькой скакалкой и начинает прыгать на ней, одновременно прыгая и через большую скакалку (скакалка в скакалке), на один оборот большой скакалки получается два на маленькой;
запрыгивают три участника и начинают прыгать обходя друг друга восьмёркой или другим способом;
прыгают две девочки, держась за руки и поворачиваясь по кругу, к ним запрыгивает мальчик, девочки врассыпную, а он прыгает вприсядку;
запрыгивает один участник и начинает жонглировать тремя маленькими мячами;
запрыгивает участник, приседает и поворачивается вдоль скакалки, делает упор присев, упор лёжа, прыгает в упоре лёжа и в обратном порядке, затем выходит;
запрыгивают два участника лицом к зрителям и также делают упор лёжа и прыгают синхронно;
участник прыгает в приседе, а те, кто крутит скакалку, оббегают по кругу приставными шагами и меняются местами или делают полный круг, возвращаясь на своё место;
прыгает участница, а ей с четырёх сторон кидают по очереди мячи. Она отбивает волейбольным способом или просто бросает;
можно перебрасывать мячи по диагонали над скакалкой, когда там кто-то исполняет свои выдумки (если позволяет высота потолка). И так далее, участники всегда относятся к этому творчески, действуют по своим умениям и выдумкам.
Куча – все участники заходят в скакалку и делают 5 (или больше) прыжков все вместе, затем выходят одновременно или по очереди. Можно делать две команды, сначала заходят мальчики, делают 5 прыжков, потом девочки. Прыжки считаются участниками громко хором.
Итак, научившись делать основные элементы, захотелось это всем показать и придумался «Праздник скакалки». Каждый класс должен показать все основные элементы (выдумки у каждой команды свои, или уже известные). Каждые из пяти элементов оценивались из 10 баллов. В младших классах элементы взяли не все, а которые лучше получаются. Но самое главное каждый класс должен выполнить этот комплекс прыжков под музыку, которую они выберут сами. Конечно, это должна быть зажигательная музыка, и само собой получилась, что выдумки и прыжки должны отражать характер музыкального сопровождения и придумались даже детали костюмов, которые не мешают выступлению. Например, было выступление под музыку «Яблочко», рок-н-ролл, зажигательная новогодняя мелодия (это было перед новым годом), весёлые детские песни или крутые современные.
Техника безопасности при работе со скакалкой
Необходимо сказать о том, как вращать скакалку. Мы пользуемся верёвкой, и два участника держат так, чтоб можно было увеличить или укоротить её длину. Вращать нужно навстречу участнику снизу, а можно и в другую сторону. Самое главное, если участник запнулся, то её сразу выпускают из рук, чтоб не травмировать прыгуна. При выполнении выдумок нужно подстраиваться под того, кто прыгает, особенно в упоре лёжа. Иногда для безопасности на одном конце верёвки работаю я сама, чтобы научить вращать кого-то, или в целях безопасности. Во время вращения можно заменять того, кто вращает верёвку, подходя к нему сзади и не прекращая вращения.
Ход праздника
Разминка. В начале праздника каждый класс показывал своё умение в прыжках на маленьких скакалках. Разминка выполнялась под музыку (Примечание: я выбрала в сопровождение мелодии латиноамериканских танцев, было очень зрелищно). Выходил класс и показывал оговорённые прыжки. Каждый участник прыгал на маленькой скакалке. Это были прыжки из «сотни» и прыжки в движении, когда прыгун продвигается вперёд, а скакалка вращается оборотом назад и наоборот. Судьи учитывали ошибки. Побеждает тот класс, кто сделает меньше ошибок.
Конкурс «Лучшие прыгуны». Обучающиеся из классов прыгали в течение минуты, кто больше сделает прыжков, причём тот прыжок, на котором участник запнулся, не просчитывался.
Конкурс «Скиппинг-фристайл». Выступления обучающихся на большой скакалке, каждый класс выступал по жребию и показывал своё умение в выполнении основных элементов в соответствии с самостоятельно подобранным музыкальным сопровождением. Зрелище было удивительное. Восторг, азарт, старание!
Показательные прыжки. Когда судьи подсчитывали результаты, зрители увидели показательные прыжки парами на маленькой скакалке.
Награждения. Победители и призёры определялись в каждом конкурсе по номинациям: «Лучшая техника прыжков», «Соответствие музыкального сопровождения и артистичность», «Приз зрительских симпатий».
И в заключение хочется сказать о судействе. Конечно, это должны быть справедливые независимые люди, умеющие быстро считать. В нашем случае это были выпускники школы, некоторые родители и учителя.
Праздник удался на славу, были довольны участники и зрители. А главное участники прикоснулись к творчеству, почувствовали радость коллективной работы и удовольствие от того, что они принесли радость и удовольствие тем, кто это видел. После таких удач участникам и зрителям хочется совершить что- то доброе и приятное.
Надеюсь, что мой опыт кому-нибудь пригодится хотя бы частично. Мне было интересно. В настоящее время мы делаем такие номера, как показательные выступления и пределу для выдумки и совершенства нет.