Просмотр содержимого документа
«Праздник олимпийских колец»
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
^ Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры, прогулки, спортивно-оздоровительные часы, эстафеты, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
^ Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
^ Цели программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
^ Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 33 часа, II – IV классы – 34 часа.
^ Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Планируемые результаты
После окончания I года обучения учащиеся должны
Знать:
задачи общей физической подготовки;
правила подвижных игр.
правила игры в шашки, шахматы;
цели и задачи упражнений с мячом;
основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
основы техники безопасности во время катания на санках, коньках, лыжах;
историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде;
основы здорового образа жизни;
Уметь:
играть в подвижные игры для развития выносливости, быстроты.
соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
Личностные результаты:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
осуществлять добрые дела полезные другим людям.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя;
составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
использовать дополнительные средства получения информации;
уметь оценивать себя.
Познавательные УУД:
уметь перерабатывать полученную информацию;
выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
^ 3. Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
понимать позиции других.
После окончания II года обучения учащиеся должны
Знать:
упрощенные правила спортивных игр (футбол, волейбол);
правила игры в шашки, в шахматы;
историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
факторы сохранения и укрепления здоровья;
основные правила соревнований и подвижных игр;
строение тела человека, его привычки;
основы здорового образа жизни;
Уметь:
играть по правилам в спортивные игры (футбол, волейбол).
выполнять упражнения на расслабление во время занятий;
соблюдать правила техники безопасности во время занятий,
соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и ЗОЖ
Личностные результаты:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
осуществлять добрые дела полезные другим людям.
определять самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
^ 1. Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
использовать дополнительные средства получения информации;
уметь оценивать себя, правильно оценивать позицию других.
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации;
уметь перерабатывать полученную информацию;
выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
делать выводы в результате совместной работы в группе;
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет;
^ 3. Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
понимать позиции других;
совместно договариваться о правилах общения, поведения и следовать им.
После окончания III года обучения учащиеся должны
Знать:
специфические особенности подвижных и спортивных игр направленных на развитие физических качеств;
правила спортивных игр (футбол);
правила игры в шашки, шахматы;
основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
значение ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
меры личной и общественной профилактики болезней;
значение экологии для окружающей среды.
Уметь:
играть по правилам в спортивные игры (футбол);
соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
соблюдать экологическую чистоту;
вести здоровый образ жизни.
Личностные результаты:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
осуществлять добрые дела полезные другим людям.
Метапредметные результаты:
^ 1. Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
использовать дополнительные средства получения информации;
уметь оценивать себя.
^ 2. Познавательные УУД:
уметь перерабатывать полученную информацию;
выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
^ 3. Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
понимать позиции других;
учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.
После окончания IV года обучения учащиеся должны
Знать:
правила соревнований по спортивным играм;
меры личной и общественной профилактики болезней;
правила спортивных игр (футбол, волейбол);
правила игры в шашки, шахматы;
правила катания на санках, лыжах, коньках;
основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
значение питания, ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья;
значение экологии для окружающей среды.
Уметь:
подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;
соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;
соблюдать экологическую чистоту;
вести здоровый образ жизни.
Личностные результаты:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
осуществлять добрые дела полезные другим людям;
объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Метапредметные результаты:
^ 1. Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
использовать дополнительные средства получения информации;
уметь оценивать себя.
уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
^ 2. Познавательные УУД:
уметь перерабатывать полученную информацию;
выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.
извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
^ 3. Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
понимать позиции других;
учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;
Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:
Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
90% учащихся класса посещают кружки дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
^ Формы учета знаний и умений.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
^ Содержание программы:
Беседы по профилактике здорового образа жизни – 21 ч.:
I класс – 6ч. «Поведение в школе, ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него», «Твой новый режим дня», «Сменная обувь. Зачем она?», «Учимся не болеть», «Польза и вред воды», «Кто сколько жует – тот столько живет».
^ II класс – 5ч. «Режим дня», «Смешное и поучительное», «Страна Болючка», «Я и мои привычки», «Мой друг – велосипед».
III класс – 5ч. «Уроки хорошего поведения», «Одевайся по погоде», «Вредные привычки», «Час здоровья», «Улица полна неожиданностей».
^ IV класс – 5ч. «Первая помощь утопающему», «Обсуждение сказки «Старик и Сова», «Профилактика гриппа», «Береги здоровье смолоду», «Как правильно купаться и загорать».
^ Подвижные игры на свежем воздухе – 28 ч.: «Увернись от мяча», «Вороны и воробьи», «Паровозик», «Ловишки-перебежки», «Первые снежки», «Строим снежную крепость», «Донести рыбку», «Петушиный бой», «Два Мороза», «собери орехи», «Большой мяч» и др. Катание на санках. Игра в снежки.
^ I класс – 9ч, II класс – 5ч, III класс – 8ч, IV класс – 8ч
Экскурсии – 15 ч.:
I класс – 3ч «Красота осенней природы», «Красота зимней природы», «Наблюдения за весенними изменениями в природе».
II класс – 4ч. «Осенние изменения в природе», «Осторожно – тонкий лед», «Зимние забавы», «Весенние изменения в природе».
^ III класс – 4ч. «В осеннем лесу», «Чистый район», «Как живешь, сосенка?», «День птиц»
IV класс – 4ч «Ядовитые растения и грибы», «Снежное покрывало», «Что осталось после зимы», «Весенние следы».
^ Динамические прогулки и игры – 10 ч.
I класс – 5ч, II класс – 3ч, III класс – 1ч, IV класс – 1ч
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий, праздников – 9 ч.:
I класс – 2ч «Волшебница Гигиена», «Здоровье Планеты – наше здоровье»
II класс – 2ч «Я здоровье береге, сам себе я помогу», «Уроки безопасности пешехода»
III класс – 3ч «Правила здоровья», «Зимняя сказка», «Путешествие в страну Витаминию»
IV класс – 2ч Игра-путешествие «В стране Здорового Образа Жизни», поиск клада «Остров Здоровья»
^ Настольные игры – 12ч.: Шашки, шахматы, настольный теннис.
I класс – 3ч, II класс – 2ч, III класс – 3ч, IV класс –2ч
Спортивные игры – 6ч.: «Учимся играть в футбол, волейбол»
II класс – 3ч, III класс – 2ч, IV класс – 1ч
^ Занятия в спортивном зале –5ч.: «Веселая скакалка», «Звонкий мяч»,
I класс – 1ч, II класс – 1ч, III класс – 2ч, IV класс – 1ч
Спортивные соревнования – 10 ч.: Весёлые старты, эстафета на санках, лыжах.
I класс – 2ч, II класс – 4ч, III класс – 2ч, IV класс – 2ч
Труд и спорт – 2 ч.: Лепка, оформление снежных фигур
III класс – 1ч, IV класс – 1ч
^ Катание на лыжах и коньках – 11 ч.
I класс – 1ч, II класс – 4ч, III класс – 2ч, IV класс – 4ч
Конкурс рисунков – 2ч. – IV класс
Родительское собрание – 4 ч.
I класс – 1ч, II класс – 1ч, III класс – 1ч, IV класс – 1ч
Тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
1 класс – 33 часа
№
п/п
Форма работы
Тема
К
час
Место проведения
1
Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.
«Поведение в школе, ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг нее».
1
Школа, территория вокруг школы.
2
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Увернись от мяча»
1
Спортивная площадка.
3
Беседа
«Твой новый режим дня»
1
Кабинет нач. классов.
4
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Вороны и воробьи»
1
Спортивная площадка.
5
Экскурсия в осенний лес.
«Красота осенней природы».
1
Сосновый бор.
6
Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.
Разучивание подвижных игр.
1
Спортивная площадка.
7
Внеклассное мероприятие
«Волшебница Гигиена»
1
Кабинет нач. классов.
8
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Паровозик»
«Увернись от мяча»
1
Спортивная площадка.
9
Знакомство с настольными играми.
Шашки, шахматы
1
Кабинет нач. классов.
10
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Паровозик»
«Вороны и воробьи»
1
Спортивная площадка.
11
Беседа
«Сменная обувь. Зачем она?»
1
Кабинет нач. классов.
12
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Ловишки-перебежки»
«Паровозик»
1
Спортивная площадка.
13
Беседа. Час здоровья.
«Учимся не болеть»
1
Кабинет нач. классов.
14
Настольные игры.
Шашки, шахматы
1
Кабинет нач. классов.
15
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Первые снежки»
1
Спортивная площадка.
16
Спортивные соревнования
Весёлые старты
1
Спортивный зал.
17
Подвижные игры на свежем воздухе.
Строим снежную крепость
1
Спортивная площадка.
18
Подвижные игры на свежем воздухе.
Катание на санках. Игра в снежки.
1
Спортивная площадка.
19
Спортивные соревнования
Эстафета на санках.
1
Спортивная площадка.
20
Зимняя экскурсия.
«Красота зимней природы»
1
Окрестности вокруг школы
21
Беседа
«Польза и вред воды»
1
Кабинет нач. классов.
22
Подвижные игры на свежем воздухе.
Катание на санках. Игра в снежки.
1
Спортивная площадка.
23
Лыжная прогулка.
«Первые шаги»
1
Спортивная площадка
24
Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.
Разучивание подвижных игр.
1
Спортивная площадка.
25
Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.
Разучивание подвижных игр.
1
Спортивная площадка.
26
Подвижные игры и упражнения с мячами.
«Звонкий мяч»
1
Спортивный зал.
27
Динамическая прогулка.
«В гости к берёзкам».
1
Окрестности вокруг школы
28
Настольные игры.
Шашки, шахматы
1
Кабинет нач. классов.
29
Беседа
«Кто сколько жует – тот столько живет»
1
Кабинет нач. классов.
30
Проведение внеклассного мероприятия
«Здоровье Планеты – наше здоровье»
1
Кабинет нач. классов.
31
Экскурсия в весенний лес.
Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.
1
Окрестности вокруг школы
32
Динамическая прогулка на водоём.
Подвижные игры на берегу реки.
1
Окрестности вокруг школы
33
Родительское собрание
«Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время»
1
Кабинет нач. классов.
Тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
2 класс – 34 часа
№
п/п
Форма работы
Тема
К
час
Место
проведения
1
Беседа
« Режим дня »
1
Кабинет нач. кл
2
Спортивные игры.
Учимся играть в волейбол.
1
Спортивная площадка.
3
Экскурсия в осенний лес.
«Красота осенней природы».
1
Окрестности вокруг школы.
4
Спортивные игры.
Учимся играть в волейбол.
1
Спортивная площадка.
5
Занятие на футбольном поле
«Учимся играть в футбол»
1
Спортивная площадка
6
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Белые медведи»
«Донести рыбку»
1
Спортивная площадка.
7
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Белые медведи»
«Донести рыбку»
1
Спортивная площадка.
8
Внеклассное мероприятие
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
1
Кабинет нач. классов.
9
Экскурсия на водоём
«Осторожно – тонкий лёд!»
1
Окрестности вокруг школы
10
Подвижные игры и упражнения со скакалками
«Веселая скакалка»
1
Спортивная площадка
11
Настольные игры.
Шашки, шахматы, настольный теннис.
1
Кабинет нач. классов
12
Внеклассное мероприятие
«Уроки безопасности пешехода».
1
Кабинет нач. классов.
13
Спортивные соревнования
Весёлые старты
1
Спортивный зал.
14
Подвижные игры на свежем воздухе.
Строим снежную крепость
1
Спортивная площадка.
15
Просмотр и обсуждение мультфильмов про Смешариков .
«Смешное и поучительное»
1
Кабинет нач. классов.
16
Спортивные соревнования
Эстафета на санках.
1
Спортивная площадка.
17
Зимняя экскурсия .
Зимние забавы
1
Окрестности вокруг школы.
18
Беседа – игра. Выставка рисунков.
«Страна Болючка»
1
Кабинет нач. классов.
19
Подвижные игры на свежем воздухе.
Катание на санках. Игра в снежки.
1
Спортивная площадка.
20
Упражнения и игры на хоккейной коробке
Разминка на катке.
1
Хоккейная коробка.
21
Лыжная прогулка.
«Скользкая лыжня»
1
Спортивная площадка
22
Лыжная прогулка
«Скользкая лыжня»
1
Спортивная площадка
23
Упражнения и игры на хоккейной коробке
Скольжение на коньках
1
Хоккейная коробка
24
Настольные игры.
Шашки, шахматы
1
Кабинет нач. классов
25
«День Здоровья»
Катание на санках, лыжах, коньках
1
Спортивная площадка
26
Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе
Разучивание подвижных игр
1
Спортивная площадка
27
Час здоровья. Учимся узнавать действия своего организма
«Я и мои привычки»
1
Кабинет нач. классов.
28
Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе
Русская народная игра «Краски» «Черепаха-путешественница»
1
Спортивная площадка
29
Час здоровья. Беседа – игра.
«Мой друг – велосипед»
1
Кабинет нач. классов
30
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Белые медведи»
«Донести рыбку»
1
Спортивная площадка.
31
Экскурсия в весенний лес.
Весенние изменения в природе
1
Сосновый бор
32
Динамическая прогулка на водоём.
Подвижные игры на берегу реки.
1
Окрестности вокруг школы
33
Эстафета.
Полоса препятствий
Упражнения в равновесии
1
Спортивная площадка
34
.Родительское собрание
«Компьютер в семье. Польза и вред.»
1
Кабинет нач. классов
Тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
3 класс – 34 часа
№
п/п
Форма работы
Тема
К
час
Место
проведения
1
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Петушиный бой»
«Донести рыбку»
1
Спортивная площадка.
2
Динамическая прогулка на водоём.
Подвижные игры на берегу реки.
1
Окрестности вокруг школы
3
Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
«Уроки хорошего поведения».
1
Кабинет нач. классов.
4
Экскурсия в осенний лес.
«Осенние изменения в живой и неживой в природе».
1
Окрестности вокруг школы.
5
Занятие на футбольном поле
Игра в футбол.
1
Футбольное поле.
6
Занятие на футбольном поле
Игра в футбол.
1
Футбольное поле.
7
Экологическая экскурсия.
«Чистый район».
1
Окрестности вокруг школы.
8
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Попади в след»
«На одной ноге»
1
Спортивная площадка.
9
Внеклассное мероприятие
«Правила здоровья»
1
Кабинет нач. классов.
10
Подвижные игры и упражнения с обручами.
Подвижные игры и упражнения с обручами
1
Спортивный зал
11
Час здоровья.
«Одевайся по погоде».
1
Кабинет нач. классов
12
Подвижные игры и упражнения с мячами.
«Звонкий мяч»
1
Спортивный зал
13
Час настольных игр.
Шашки, шахматы
1
Кабинет нач. классов
14
Эстафеты с предметами.
«Кто быстрее?»
1
Спортивный зал.
15
Подвижные игры на свежем воздухе.
Катание на санках. Игра в снежки.
1
Спортивная площадка
16
Час здоровья.
«Вредные привычки».
1
Кабинет нач. классов
17
Украшение школьного двора к празднику.
Лепка снежных фигур.
1
Спортивная площадка
18
Зимняя экскурсия.
«Как живешь, сосенка?»
1
Сосновый бор
19
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Снежный гороскоп».
1
Спортивная площадка.
20
Внеклассное мероприятие.
«Зимняя сказка».
1
Кабинет нач. классов.
21
Катание на лыжах
Катание на лыжах
1
Спортивная площадка
22
Катание на коньках
Катание на коньках
1
Хоккейная коробка
23
Эстафеты на лыжах.
Эстафеты на лыжах.
1
Спортивная площадка.
24
Час здоровья.
«Гимнастика для глаз»
«Гимнастика для осанки».
1
Кабинет нач. классов.
25
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Два Мороза».
«Снежные узоры».
1
Спортивная площадка.
26
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Снежный бой».
1
Спортивная площадка.
27
Шахматно-шашечный турнир.
Шахматно-шашечный турнир.
1
Кабинет нач. классов.
28
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Игра в снежки».
«Два мороза»
«Собери орехи»
1
Спортивная площадка.
29
Час настольных игр.
Шашки, шахматы.
1
Кабинет нач. классов.
30
Экологическая прогулка.
«День птиц».
1
Окрестности вокруг школы.
31
Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
«Улица полна неожиданностей».
1
Кабинет нач. классов
32
Внеклассное мероприятие.
«Путешествие в страну Витаминию».
1
Кабинет нач. классов.
33
Подвижные игры на свежем воздухе
«Повяжу я шелковый платочек»
1
Спортивная площадка
34
Инструктаж по ТБ во время каникул.
Родительское собрание
«Отдых на природе. Что делать с мусором?»
1
Кабинет нач. классов
Тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
4 класс – 34 часа
№
п/п
Форма работы
Тема
К
час
Место
проведения
1
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Пролезь сквозь мешок»
«Землемеры»
1
Спортивная площадка
2
Экскурсия в осенний лес.
«Ядовитые растения и грибы».
1
Окрестности вокруг школы
3
Динамическая прогулка.
«Бег и ходьба – два слагаемых здоровья».
1
Окрестности вокруг школы
4
Занятие на футбольном поле
Игра в футбол.
1
Футбольное
поле.
5
Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
«Первая помощь утопающему».
1
Кабинет нач. классов.
6
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Шлепанки»
«Большой мяч»
1
Спортивная площадка
7
Экологический час.
Сказка «Старик и Сова».
1
Кабинет нач. классов.
8
Подвижные игры и упражнения с мячами.
«Звонкий мяч»
1
Спортивный
зал
9
Час здоровья.
«Профилактика гриппа».
1
Кабинет нач. классов
10
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Прятки»
«Перехватчики»
1
Спортивная площадка
11
Конкурс рисунков.
«Что такое ЗОЖ?»
1
Кабинет нач. классов
12
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Мельница»
«Перехватчики»
1
Спортивная площадка
13
Эстафеты с предметами
Эстафеты с предметами
1
Спортивный
зал
14
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Второй лишний»
«Мельница»
1
Спортивная площадка
15
Украшение школьного двора к празднику.
Оформление снежных фигур.
1
Спортивная площадка
16
Спортивные соревнования.
Эстафета на лыжах.
1
Спортивная площадка
17
Зимняя экскурсия.
«Снежное покрывало»
1
Окрестности вокруг школы
18
Катание на лыжах
Катание на лыжах
1
Спортивная площадка
19
Шахматно-шашечный турнир.
Шахматно-шашечный турнир
1
Кабинет нач. классов
20
Эстафеты на лыжах.
Эстафеты на лыжах
1
Спортивная площадка
21
Час здоровья.
«Береги здоровье смолоду».
1
Кабинет нач. классов
22
Катание на коньках
Катание на коньках
1
Спортивная площадка
23
Катание на коньках
Катание на коньках
1
Спортивная площадка
24
Час настольных игр.
Шашки, шахматы.
1
Кабинет нач. классов
25
Экологический десант.
«Что осталось после зимы?»
1
Окрестности вокруг школы
26
Подвижные игры на свежем воздухе
Подвижные игры на свежем воздухе
1
Спортивная площадка
27
Весенняя экскурсия.
«Следы».
1
Окрестности вокруг школы
28
Час здоровья.
«Как правильно купаться и загорать».
1
Кабинет нач. классов
29
Подвижные игры на свежем воздухе.
Подвижные игры на свежем воздухе
1
Спортивная площадка
30
Конкурс рисунков
«Злые колдуны Алкоголь и Никотин»
1
Кабинет нач. классов
31
Игры на воздухе
Волшебный солнца свет
1
Спортивная площадка
32
Игра - путешествие
Путешествие в страну Здорового Образа Жизни
1
Спортивная площадка
33
Спортивная игра – поиск клада
«Остров Здоровья»
1
Спортивная площадка
34
Родительское собрание
Инструктаж по ТБ во время каникул
1
Кабинет нач. классов
Список литературы.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
12. Фестиваль педагогических идей http://festival.lseptember.ru/articles/509616/
Приложение
Беседа «Кто сколько жует – тот столько живет».
Цели:
уточнить представления детей о значении продуктов питания, способах приготовления блюд;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать интерес к обучению.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Пожелать друг другу здоровья.
II. Введение в тему.
– Догадайтесь, какие предметы спрятаны в «окошечках». (Круг с прорезями, под которыми изображены различные продукты питания – хлеб, яблоко, колбаса, помидор).
Рисунок 1.
– Как можно назвать их одним словом? (Продукты питания)
– А сейчас ребята, посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия. Но читать надо слова, используя буквы, написанные только в нарисованных яблоках.
Рисунок 2.
– Сегодня, мы поговорим о том, как надо правильно питаться, что нужно вашему организму. Я постараюсь дать вам те знания, которые помогут быть здоровыми сильными и красивыми.
^ III. Упражнения на классификацию.
– Догадайтесь, какие продукты “лишние”.
Воспитатель демонстрирует ряд предметов: продукты питания + посуда + игрушки (тарелка, крупа, яблоко, мячик, хлеб)
^ IV. Вводная беседа.
– От чего зависит здоровье человека? (Чем и как он питается)
– Как себя чувствует человек, когда плохо питается? (При плохом питании у человека появляется усталость, головокружение)
– Что едят люди?
– Зачем человеку нужно кушать? (Для того чтобы были силы для учебы для игры)
– Сколько раз в день школьники должны принимать пищу?
– Для того, чтобы пища лучше усваивалась, что делает повар с продуктами? (Измельчает, варит, жарит)
^ V. Дидактическая игра «В каком виде едим».
На столе стоит макет овощехранилища. В нем овощи и фрукты.
Рисунок 3.
– Ребята, случилась беда. В овощехранилище перегорела лампочка. И теперь нам на ощупь надо отгадать и достать овощ. А затем, посмотрев на него сказать, что можно из него приготовить.
– Что можно приготовить из:
яблок (cок, пюре, компот);
картофеля (жареный, тушеный, пюре);
моркови (салат, пирожки);
свеклы (винегрет, маринад).
VI. Физминутка.
Повторяй за мной зарядку: В ней звук «к» Пришел на грядку. Лук вот здесь, а здесь морковь, Здесь капуста, здесь картофель, Редька, свекла, кабачок И петрушки корешок. Все, что вырастили мы, Будем, есть мы до весны.
^ VII. Изучение нового материала.
– Почему человек должен кушать разные продукты? (В каждом продукте питания есть витамины А В С)
– Витамин А улучшает зрение. Назовите продукты питания, в которых есть витамин А. (Морковь, сливочное масло, помидоры)
– При недостатке витамина В человек быстро устает, раздражается, нервничает. В каких продуктах питания содержится витамин В? (Картофель, хлеб)
– При отсутствии витамина С люди часто болеют простудными заболеваниями. Этот витамин укрепляет кости и зубы. В каких продуктах питания присутствует он? (Яблоках, лимонах, апельсинах)
– Какие вещества прежде всего необходимы растущему организму? (Витамины А В С)
– Что можно приготовить на завтрак, полдник, обед, ужин?
^ VIII. Дидактическая игра “Приготовь борщ”.
– Из всех продуктов питания выбрать необходимые для борща: лимон, яблоко, мясо, макароны, капуста, свекла, морковь, картофель, лук, хлеб.
– В гости к нам пришел повар и принес задание для вас.
– Каждый из вас составит меню на завтрак, обед, ужин.
^ Повар оценивает ответы детей.
IX. Итог.
Здоровье человека во многом зависит от того, чем и как он питается. Пища человека должна быть разнообразной. Перед едой обязательно мыть руки с мылом. Каждый культурный человек должен знать, что употребление алкоголя, курение табака приносит вред личному здоровью и здоровью окружающих его людей.
^ Памятка родителям
Программа здоровья для семьи
Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
В выходные дни отправляться в туристические походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
Научить детей плавать.
Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
Помогать детям в чтении учебников по физической культуре, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.
Правила здорового образа жизни.
Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
Не переутомляться умственной работой. Стараться получить удовлетворение от учебы. А в свободное время заниматься творчеством.
Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.
Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогут победить простуду, но и доставят удовольствие.
Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное. Расти здоровым!
^ Подвижные игры
«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Ловишки-перебежки»
По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.
«Паровозик»
Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.
«Увернись от мяча»
На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее выбьет соперников.