Подвижные игры на свежем воздухе для воспитанников среднего и старшего возраста
Подвижные игры на свежем воздухе для воспитанников среднего и старшего возраста
Регулярное использование разнообразных форм работы по физической культуре способствует физическому и нервно-психическому развитию, закаливанию, укреплению здоровья детей. Средства и методы физического воспитания, применяемые в работе с детьми четвертого года жизни, основаны на строгом учете возрастных особенностей.
Программой предусматривается ознакомление детей с разнообразными видами движений и создание условий для систематического упражнения в них. Воспитателю, инструктору по физической культуре, работающему с детьми среднего и старшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью. Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.
Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры на свежем воздухе для воспитанников среднего и старшего возраста »
Государственное казенное образовательное учреждений
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом (смешанный) №24»
Подвижные игры
на свежем воздухе для воспитанников
среднего и старшего возраста
подготовил инструктор по физической культуре Панин Ю.А.
ст. Григорополисская
2015
«Перетягивание палки»
Спортивная игра, которая проводится на свежем воздухе. Способствует развитию силы и ловкости.
Количество участников: от 4 до 12 человек (обязательно четное).
Описание игры
Для данной игры понадобится инвентарь: гладко обработанные деревянные или пластмассовые палки. Участники должны расположиться на песке или траве попарно, лицом друг к другу, плотно соприкоснуться всей поверхностью ступней и прочно ухватиться за палку (обеими руками). Игра начинается по команде ведущего. Игроки начинают изо всех сил перетягивать палку к себе, стремясь к тому, чтобы соперник приподнялся с пола. Победителем считается тот, кто сумел "поднять" противника над землей. Для того чтобы игроки не мошенничали, ведущий должен объяснить правила перед началом занятия: палку можно тянуть только к себе, не "выдергивая" ее в стороны или вверх, а также не выполняя запрещенных силовых приемов.
«Веселые старты»
Популярная подвижная игра со спортивным уклоном. Ее можно проводить как на свежем воздухе, так и в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Игра способствует развитию командного духа, скорости реакции, силы и выносливости.
Количество участников: от 3 до 12 человек.
Описание игры
На полу или покрытии спортивной площадки необходимо заранее начертить линии старта и финиша. Игроки выстраиваются перед стартовой линией. По сигналу ведущего участники должны проскакать на одной ноге до финиша и обратно. Победителем считается тот, кто быстрее всех выполнил задание. Во время соревнований игроки не должны переступать с ноги на ногу или поворачивать обратно, не достигнув финишной линии.
«Волки и ягнята»
Веселая детская игра, которую лучше всего проводить на свежем воздухе. Она способствует развитию скорости реакции и ловкости.
Количество участников: от 7 до 17 человек.
Описание игры
Перед началом игры необходимо начертить две линии мелом. Расстояние между ними должно составлять около полуметра. В промежутке между границами должны встать 2–3 человека ("волка"), которых можно выбрать с помощью считалки или жеребьевки. Остальные игроки ("ягнята") располагаются вдоль "волчьего логова" (рядом с одной из линий). По сигналу ведущего "ягнята" начинают перепрыгивать через "логово", "волки" же стараются их поймать. Участники, которые не смогли преодолеть препятствие или же оказались пойманными "волками", выбывают из игры. Как только количество оставшихся "ягнят" совпадет с числом "волков", занятие завершается, победители занимают места в "логове", и игра продолжается.
«Утиная охота»
Данная игра проводится на свежем воздухе. Она способствует развитию силы и ловкости. Выбранная площадка должна быть достаточно просторной.
Количество участников: от 10 до 20 человек.
Описание игры
Перед началом игры необходимо провести на земле или покрытии площадки две линии (границы), расстояние между которыми должно составлять около 12 м, а также приготовить небольшой мяч. Затем ведущий проводит жеребьевку или читает считалку, разделяя игроков на две команды: "утки" и "охотники". Все "охотники" выстраиваются в шеренги вдоль линий, "утки" располагаются внутри площадки. Игра начинается по команде ведущего. "Охотники" поочередно бросают мяч, стремясь "подбить" хотя бы одну "утку" (если мяч рикошетом отскочил от одного игрока к другому, оба участника должны покинуть площадку). Занятие завершается, когда все "утки" оказываются "подбитыми". После этого команды меняются местами, и игра продолжается. Победившей считается команда, "подбившая" всех противников за наименьший промежуток времени.
«Покажи!»
Данная игра может проводиться как на свежем воздухе, так и в помещении. Она способствует развитию координации движения, ловкости и скорости реакции.
Количество участников: от 5 до 10 человек.
Описание игры
Игроки должны образовать свободный круг. Перед началом игры ведущий отворачивается или отходит на несколько шагов в сторону, чтобы участники смогли быстро договориться, кто из них будет "демонстратором".
Обязанности "демонстратора" — показывать остальным игрокам разнообразные движения, которые те должны сразу же повторять. После того, как "демонстратор" выбран, ведущий возвращается и занимает место в центре круга.
Игроки начинают двигаться (для того, чтобы занятие проходило достаточно динамично, можно включить быструю ритмичную музыку или попросить детей декламировать стихи). "Демонстратор", выбрав момент, когда водящий смотрит в другую сторону, показывает новое движение, и все участники сразу же повторяют его.
Задача ведущего — быстро и правильно "вычислить" автора нового жеста. Если "демонстратор" был угадан правильно, он занимает место ведущего.
Данную игру можно проводить не только на улице, но и в помещении, если оно достаточно просторное.
Игра способствует развитию внимания и командного духа.
Количество участников: от 5 до 10 человек.
Описание игры
Перед началом занятия по жребию или с помощью считалки выбирают ведущего. Участники игры образуют свободный круг, ведущий занимает место в центре, присаживается и закрывает глаза (или надевает непрозрачную повязку). Затем игроки начинают медленно двигаться по кругу, ритмично проговаривая текст: "Водяной, водяной, не сиди под водой". Через 10–15 секунд участники останавливаются, ведущий поднимается на ноги и, не снимая повязку (не открывая глаз), подходит к любому участнику и пытается определить, кто перед ним стоит.
В соответствии с правилами данной игры, "водяной" может три раза дотронуться до игрока ("запретной зоной" считается голова), но не ощупывать его. Если ведущий неправильно угадывает имя участника или затрудняется с ответом, он остается "водяным", в противном случае игроки меняются местами.
«По кочкам»
Данная игра, проводимая на свежем воздухе или в просторном помещении, может быть самостоятельным развлечением или же входить в список упражнений, рекомендованных для проведения детских спортивных соревнований.
Количество участников: 15–30 человек.
Описание игры
Перед началом игры ведущий должен начертить на полу или покрытии спортивной площадки две линии на расстоянии около 15 м друг от друга (старт и финиш), а также разграничить "коридоры" по количеству команд (в каждой команде может быть от 5 до 10 человек). В каждом "коридоре" ведущий чертит по 9–10 небольших окружностей — "кочек". После выполнения всех подготовительных действий можно начинать игру. Участники, заранее разделившиеся на команды (по жребию или с помощью считалки), выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Затем, по команде ведущего, игроки по очереди бегут к финишной черте, наступая только на "кочки", и аналогичным образом возвращаются на исходные позиции. Участник, наступивший на пол за пределами круга, выбывает из соревнований. Побеждает команда, участники которой быстрее и правильнее выполнили задание.
«Беговая эстафета»
Предлагаемая игра помогает развить скорость, выносливость и координацию движений. Ее можно проводить как на открытой площадке, так и в спортивном зале.
Количество участников: от 9 до 21 человек.
Описание игры
Ведущий должен заранее начертить линии старта и финиша на расстоянии около 10 м друг от друга. Затем участники игры распределяются по командам (с помощью считалки или другого варианта жеребьевки). По условному сигналу ведущего участники поочередно добегают до финишной прямой и возвращаются обратно, дотрагиваясь рукой до плеча следующего члена команды. Побеждает группа, быстрее остальных справившаяся с заданием.
«Бег со скакалкой»
Данную игру лучше всего проводить на свежем воздухе. Она способствует развитию силы, выносливости и ловкости.
Количество участников: от 6 до 24 человек.
Описание игры
Перед началом игры ведущий должен начертить на площадке линии, обозначающие старт и финиш.
В качестве инвентаря необходимо подготовить несколько скакалок (по количеству команд). Затем игроки распределяются по командам с помощью жребия или считалки. По сигналу ведущего участники (по одному из каждой команды) бегут к финишной черте, одновременно перепрыгивая или переступая через скакалку, и возвращаются к старту, держа скакалку в руке. Побеждает команда, члены которой быстрее и правильнее выполнили предложенное задание.
«Близнецы»
Один из вариантов "Веселых стартов", который может проводиться как самостоятельная игра в помещении или на свежем воздухе.
Количество участников — от 12 до 36 человек.
Описание игры
Перед началом игры ведущий рисует линии старта и финиша. Участники распределяются по парам, становятся спиной друг к другу вдоль линии старта и берутся за руки. Затем по команде ведущего "близнецы" добегают боком до финишной прямой и возвращаются обратно аналогичным образом. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая задание. Ошибкой считается расцепление рук, падение, отклонение от финишной линии.
«Бег через обручи»
Веселая подвижная игра, которую можно проводить как на свежем воздухе, так и в спортивном зале. Игра тренирует силу, выносливость и ловкость.
Количество участников: от 9 до 24 человек.
Описание игры
Как и в описанной выше игре, ведущий перед началом соревнований должен начертить или каким-то образом обозначить линии старта и финиша. В качестве спортивного инвентаря используются гимнастические обручи (по 3 шт. на каждую команду), которые перед началом соревнований ведущий раскладывает между стартом и финишем. По сигналу ведущего игра начинается. Участники поочередно добегают до финиша, поднимая каждый из трех обручей и пролезая через него, обратно они возвращаются бегом. Игрокам запрещается перепрыгивать через обручи или обходить их. Выигрывает команда, члены которой быстро и правильно справились с непростым заданием.
«Отнеси мяч»
Данная игра развивает координацию движений, учит детей взаимоотношениям в команде. Ее можно проводить на открытом воздухе или в достаточно просторном помещении.
Количество участников: от 12 до 36 человек (обязательно четное).
Описание игры
Для данной игры необходимо несколько мячей среднего размера (по числу команд). Перед началом игры ведущий отмечает линии старта и финиша, распределяет игроков по командам. Затем по сигналу ведущего начинается игра. Первая пара участников из каждой группы должна добежать до финишной черты боком, удерживая мяч лбами (без помощи рук), и аналогичным образом вернуться обратно. Для улучшения скоординированности действий можно разрешить участникам из каждой пары положить кисти рук друг другу на плечи. Игроки, случайно уронившие мяч, должны быстро поднять его и, установив между своими лбами, продолжить соревнование. Выигравшей считается команда, быстрее остальных выполнившая задание. Данная игра имеет несколько вариантов: участники во время соревнований могут удерживать мяч животами или спинами.
«Мячики»
Очень полезная подвижная игра, развивающая ловкость, выносливость и умение взаимодействовать с другими участниками. Лучше всего проводить ее на свежем воздухе.
Количество участников: от 12 до 30 человек.
Описание игры
Перед началом игры ведущий должен начертить линии старта и финиша, а также приготовить по 3 мяча для каждой команды. Размеры мячей выбирают в зависимости от возрастных и физических особенностей игроков. Можно взять футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи, или же попробовать пляжный вариант с небольшими надувными мячами. Перед началом игры участники распределяются по командам, мячи размещаются рядом с линией старта. По сигналу ведущего (свистку) игроки, стоящие первыми, забирают мячи, бегут до финишной линии, складывают их там и возвращаются обратно. Следующая группа участников бежит до финиша, забирает мячи и приносит командам. Если игрок роняет один или несколько мячей, он должен остановиться, снова собрать их и доставить к месту назначения. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание. Данная игра имеет другие варианты: вместо крупных мячей можно взять теннисные или детские, передвигаться не бегом, а прыжками, и т. п.
«Точно в цель»
Данная игра развивает координацию движений и меткость, помогает осваивать новые приемы и методы взаимодействия в коллективе. Лучше всего проводить ее на свежем воздухе.
Количество участников: от 9 до 24 человек.
Описание игры
Перед началом игры ведущий отмечает линии старта и финиша, устанавливает для каждой команды отдельную цель (небольшую игрушку, бумажный конус и т. п.).
В качестве "оружия" используются небольшие мячи. Затем по сигналу ведущего игроки каждой команды поочередно пытаются сбить цель, не переступая ограничивающую линию старта. У каждого игрока есть возможность сделать только один бросок, независимо от того, окажется он результативным или нет.
Сбитые предметы после каждого броска ведущий аккуратно устанавливает на прежнее место (можно заранее отметить его мелом). Выигрывает команда, игроки которой быстрее и точнее справились с предложенным заданием. Если занятие кажется слишком простым, можно его усложнить: предложить участникам не бросать мяч, а толкать его ногой, пускать по земле, бросать за спину и т. п.
«Попади в ведро»
Спортивно-развлекательная игра, развивающая координацию движений. Удобнее всего проводить ее на открытой спортивной площадке.
Количество участников: от 12 до 25 человек.
Описание игры
Для проведения данной игры необходимо заранее подготовить инвентарь — теннисную ракетку и мячик, а также небольшое ведро (количество указанных предметов должно соответствовать числу команд).
Перед началом соревнований ведущий распределяет игроков по командам, а также отмечает линии старта и финиша. По сигналу ведущего игроки поочередно бегут к ведрам, "ведя" мячики ракетками, затем ловят мячики руками, кладут в ведро и, вернувшись назад, передают ракетки следующим участникам. Те, в свою очередь, подбегают к ведрам, достают оттуда мячики и "ведут" ракетками обратно. Запрещается подталкивать мячик ногой. Побеждает команда, быстрее остальных справившаяся с заданием.
«Мячик на спине»
Данная игра может проводиться как в помещении, так и на открытом воздухе. Она тренирует ловкость, силу и выносливость.
Количество участников: от 12 до 25 человек.
Описание игры
Перед началом занятия необходимо подготовить инвентарь — легкие мячи или воздушные шарики (по числу команд). Затем ведущий распределяет игроков по командам, отмечает линии старта и финиша.
По сигналу участники поочередно берут мяч, устанавливают его на спине, придерживая заведенными за спину руками, и бегут до финиша и обратно, стараясь не уронить транспортируемый предмет в процессе перемещения. Побеждает команда, быстрее и правильнее выполнившая задание. Для того чтобы сделать соревнования более интересными, задачу можно усложнить: установить между стартом и финишем разнообразные препятствия (перевернутые стулья, табуретки, обручи и т. п.).
«Мяч между коленями»
Популярная спортивная игра, которую можно проводить на улице и в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Игра способствует развитию ловкости, координации движений и выносливости.
Количество участников: от 12 до 28 человек.
Описание игры
Ведущий заранее должен отметить линии старта и финиша, а также приготовить необходимый инвентарь — прочные воздушные шары или удобные мячи (по количеству команд). Если в игре планируется использовать воздушные шары, следует заранее предусмотреть небольшой запас, поскольку они могут лопнуть. Перед началом игры команды выстраиваются перед стартовой чертой. Затем по команде ведущего игроки поочередно зажимают мяч или шар между коленями и, придерживая его одной или двумя руками, прыгают до финиша и обратно. Допустимо переступание ногами вместо прыжков. Побеждает команда, быстрее всех правильно выполнившая задание.
«По канату»
Очень полезная игра, развивающая координацию движений и чувство равновесия.
Количество участников: от 5 до 15 человек.
Описание игры
Перед началом игры ведущий отмечает линии старта и финиша, протягивает между ними веревку средней толщины. Игроки выстраиваются у линии старта в одну колонну. Затем по сигналу ведущего участники поочередно проходят по веревке до финиша и обратно.
Запрещается наступать на свободные от веревки участки пола. Побеждает игрок, не допустивший ни одной ошибки и быстрее всех справившийся с заданием. Правила данной игры можно усложнить — предложить участникам преодолевать дистанцию, прыгая на одной ноге, передвигаясь спиной вперед и т. п.
«Речка, земля и небо»
Очень полезная игра на сообразительность, развивающая память и быстроту реакции. Ее можно проводить в помещении или на свежем воздухе.
Количество участников: от 6 до 12 человек.
Описание игры
В качестве инвентаря для данной игры потребуется любой мяч не очень большого размера. Ведущий объясняет детям задание и помогает им выстроиться в ряд. Затем он по очереди бросает мяч игрокам, одновременно произнося: "речка", "земля" или "небо". В ответ на слово "речка" участник должен назвать любое животное, обитающее в воде, на слово "небо" — птицу и т. п. Если ребенок ошибается, окружающие должны его поправить.
«Десять названий»
Очень полезная и увлекательная, ныне незаслуженно забытая детская игра. Ее можно проводит в помещении или на свежем воздухе.
Количество участников: от 3 до 10 человек.
Описание игры
Для данной игры понадобится мяч среднего размера, достаточно упругий, чтобы легко отскакивать от пола.
Перед началом занятия ведущий помогает детям выстроиться полукругом. Затем по жребию или с помощью считалки выбирают игрока, который будет начинать игру. Первый участник берет мяч и, равномерно ударяя им об пол, произносит текст: "Я знаю десять названий…" и далее выбирает один из вариантов: цветов, животных, птиц, рыб, деревьев, овощей и т. п. Можно также включить в игровой список названия городов, женские и мужские имена, названия улиц определенного городского района и т. п. После того, как игрок безошибочно произнесет все десять названий, мяч передается другому. Если участник ошибся (повторил одно из слов дважды или неправильно назвал), он выбывает из игры.
«Гори-гори ясно», или «Горелки»
Эта игра всегда была популярна на Руси. Она помогает развивать физическую выносливость и повышает двигательную активность.
Количество участников: не ограничено, но должно быть нечетным.
Описание игры
Участники разбиваются по парам и строятся в колонну друг за другом. "Горельщик" — водящий — на некотором расстоянии становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит речевку:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
На слово "беги" пара, стоящая последней, должна обежать колонну (каждый игрок бежит со своей стороны колонны) и встать впереди. Водящий должен попытаться опередить одного из бегущих и встать на его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем участникам игры следует быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
«Штандер»
Это старая немецкая игра, которая имеет множество вариантов. Ниже приведен один из них. Игра проста, очень динамична, в ней быстро меняются роли, что повышает двигательную активность детей, развивает способность концентрирования внимания и сообразительность.
Количество участников: не ограничено.
Описание игры
Для игры потребуется небольшой мяч (но не теннисный: он слишком твердый — игра может стать травмоопасной).
Ход игры сводится к тому, что все участники собираются вместе. Кто-то один подкидывает мяч вверх как можно выше и при этом выкрикивает имя одного из участников. Человек, имя которого было названо, становится водящим. Пока мяч находится в воздухе, все разбегаются в разные стороны, но не слишком далеко: если водящий поймал мяч с лета, он перестает быть водящим. Подкинув мяч еще раз, он выкрикивает имя нового водящего. Интереснее будет, если он назовет имя того, кто отбежал дальше всех и поэтому не может поймать мяч сразу. В случае если игрок мяч не поймал, а подобрал уже с земли, сразу, как только он окажется у него в руках, водящий должен кричать:
— Штандер!
Тогда все останавливаются и замирают. Водящий пытается осалить кого-нибудь мячом с того места, где был подобран мяч. Если водящий попал — водить будет осаленный. Если промахнулся — он остается водящим. После того, как выбран новый водящий или остался прежний, все участники снова сбегаются в кучку, опять подбрасывается мяч и выкрикивается имя осаленного или же нового водящего.
Иногда происходит так, что тот, кого салят, ловит мяч. Тогда он тут же салит мячом того, кто ближе стоит: или водящего, или любого из игроков. Игра прекращается по взаимному согласию.
«Красочки»
Игра может проводиться в просторном помещении, но лучше всего играть в нее на свежем воздухе. Она тренирует опорно-двигательный аппарат, мышечную систему ребенка, повышает степень физической выносливости, развивает смекалку, память, ловкость.
Количество участников: от 5 до 12 человек.
Описание игры
Игра проходит следующим образом: среди участников выбираются водящий-"монах" и ведущий-"продавец". Все оставшиеся игроки загадывают каждый для себя втайне от "монаха" цвета, причем они — цвета — не должны повторяться. Только "продавцу" известно, какие краски есть в его магазине. Далее начинается непосредственно игра. Водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец спрашивает его: "За какой?". Монах в ответ называет любой цвет, например: "За голубой". Тогда, если такой краски нет, "продавец" говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!". "Монах" уходит, возвращается и начинает игру с начала. В случае если "монах" попросит ту краску, цвет которой есть среди загаданных участниками игры, то этот игрок старается убежать от "монаха". Задача "монаха" — догнать беглеца. Если у него это получается, то водящий и пойманный игрок меняются ролями. Если этого не происходит, то игра продолжается дальше.
«Цепь»
Данная игра подходит для детей, имеющих высокий уровень двигательной активности и учебной мотивации с повышенной познавательной активностью.
Игра улучшает физические характеристики ребенка и позволяет проявить свои интеллектуальные способности. Она также способствует развитию у детей чувства сплоченности, помогает установить между ними дружеские отношения. Рекомендована для проведения в школьных соревнованиях, а также в летних детских лагерях.
Количество участников: от 9 до 25 человек.
Описание игры
В ходе игры дети должны быть распределены на команды. Рядом с судьей — преподавателем или воспитателем — желательно по разные от него стороны, находятся два стола, на которых лежат по горке обыкновенных канцелярских скрепок. По очереди каждой команде судья задает вопросы на знание учебного материала или просто шуточные вопросы, загадки и т. д.
При правильном ответе команда получает право отправить ответившего игрока прикрепить одно звено. Игрок должен пробежать до стола и продолжить цепочку, потом вернуться назад. Если ответ был неверным, то задают следующий вопрос другой команде. Таким образом, проводится соревнование, при котором за отведенное время необходимо изготовить цепь из скрепок. Причем одно звено равно одному звену (скрепке). Судейство производится по количеству звеньев. Команда, чья цепь окажется длиннее, считается победившей в конкурсе.
Примерные вопросы для игры "Цепь":
1. Самый веселый циркач (клоун).
2. Сильное морское волнение (шторм).
3. Пищеварительный сок ротовой полости (слюна).
4. Коробка для мозга (череп).
5. Белкин дом (дупло).
6. Шоколадное дерево (какао).
7. Тот, кто играет в театре (актер).
8. Религия мусульман (ислам).
9. Лесной дух, хозяин леса у славян (леший).
10. Сиденье всадника (седло).
11. Основатель Рима (Ромул).
12. Бриллиант до обработки (алмаз).
13. Разновидность коралловых рифов (атолл).
14. Финская баня (сауна).
15. Столица Болгарии (София).
16. Скандинавская страна со столицей в Осло (Дания).
17. Старинный русский народный инструмент, который иногда называли горизонтальной арфой (гусли).
18. Земля под копирку (карта).
19. Самая многолюдная местность (Китай).
20. Тип растительности с сомкнутым травостоем (степь).
21. Океанское отступление (отлив).
22. Горная площадь (плато).
23. Населенный пункт, достигший определенной плотности (город).
24. Точка пересечения математического горизонта (Север).
25. Героиня книг Льюиса Кэрола (Алиса).
26. "Красный цветок" у Р. Киплинга (огонь).
27. Сброшюрованные листы печатного материала (книга).
28. То, на что садился медведь, чтобы съесть пирожок (пенек).
29. На какое слово Незнайка не мог придумать рифму (пакля)
30. "Дурень", который кушал "хозяйскую герань" (козел).
31. Летательный аппарат Бабы-Яги (ступа, метла).
32. Еврейская церковь (синагога).
33. Главный праздник мусульман (Рамазан).
34. Массовый молдавский танец (жок).
35. Самая высокая трава (бамбук).
36. Обувь футболиста (бутсы).
37. Самое быстрое животное на Земле (гепард).
При проведении этой игры в вопросы можно включать загадки или давать задания на составление легких рифм и проч., то есть дать игрокам возможность проявить свои творческие способности. При выборе этих заданий следует учитывать возраст детей и ступень обучения.
Методическая рекомендация: во избежание конфликтных ситуаций при неверном ответе на вопрос одной командой лучше не передавать его другой команде, так как дети могут совещаться между собой, и это может быть услышано соперниками. В таком случае судейство будет сложно произвести, а дети могут изменить свое отношение к игре, что способно сорвать воспитательный процесс.