Коммуникативные игры на спортивно массовых мероприятиях
Коммуникативные игры на спортивно массовых мероприятиях
Уметь выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество. Коммуникативные игры направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека. В связи с этим мною была разработана и составлена картотека коммуникативных игр для детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные игры на спортивно массовых мероприятиях»
Коммуникативные игры на спортивно массовых мероприятиях
Уметь выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество. Коммуникативные игры направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека. В связи с этим мною была разработана и составлена картотека коммуникативных игр для детей дошкольного возраста.
«Сиамские близнецы» Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков. Количество играющих: кратно двух. Пособия: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки. Описание. Дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребёнка и левую – другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование – 5 – 6 мин. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
«Ладонь в ладонь» Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Возраст: любой. Количество играющих: 2 или больше человек. Пособия: стол, стулья и т.д. Описание. Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединённые таким образом, они должны передвигаться по комнате. Обходить различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т.д.
«Сиамские близнецы» Цель: развитие умения действовать сообща, в команде. Описание. Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идёте по кругу; «тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз; «копна» - дети поднимают руки над головой; «кочки» - все приседают. Я могу говорить очень тихо. Чья команда окажется самой внимательной?
«Небоскрёб» Цель: развитие умения договариваться, работать в команде. Количество играющих: 5 – 6 человек. Пособия: складной метр, 2-3 кубика (можно разного размера) на каждого ребёнка. Описание. Дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскрёб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскрёб не упал. Если упадёт хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
«Доброе животное» Цель: способствование сплочению детского коллектива, понимание чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Описание. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На двоих – делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на двоих делаем два шага вперёд. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад ит.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.
«Дракон» Цель: развитие у детей умения, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Описание. Дети делятся на две команды. Первый участник в команде – «голова», последний – «хвост». «Голова должна дотянуться и дотронуться до «хвоста». «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Сложи картинку» Цель: развитие умения у детей сотрудничать. Пособия: несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, тело, ноги, хвост). Например, собаки, кота. Описание. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, в результате получилось целое животное.
«Улитка» Цель: развитие у детей выдержки и самоконтроля. Описание. Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причём нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Комментарий. Чтобы выполнить правила игры, детям – дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны. Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также её можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.
«Крокодил» Цель: развитие у детей ловкости, наблюдательности, снятие страхов. Описание. Дети выбирают «крокодила». «Крокодил» вытягивает руки вперёд (это пасть крокодила), и ходит по залу (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой- то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом». Комментарий. В роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.
«Менялки» Цель: развитие у детей коммуникативных навыков, умения активизировать детей. Описание. Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.д.)». После этого, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
«Запрещено движение» Цель: развитие умения у детей играть в игры с чёткими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъём. Описание. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
«Слушай» Цель: развитие у детей умений тренировать внимание и контроль двигательной активности. Описание. Все дети идут по кругу или передвигаются по залу в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Комплимент» Описание. Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Комментарий. Упражнение помогает ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
«Пожелание» Цель: воспитание интереса к партнёру по общению. Описание. Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым ит.д.), как сейчас» и т.д.
«Сделай подарок» Цель: ознакомление детей с невербальными способами общения. Описание. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
«День наступает, всё оживает…» Цель: развитие у детей выразительности поз, умения быть внимательными. Описание. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.
«Дрозды» Цель: развитие у детей навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам. Описание. Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия: Я дрозд (показывает на себя). И ты дрозд (показывает на своего партнёра). У меня нос (дотрагивается до своего носа). У тебя нос (дотрагивается до носа своего партнёра). У меня губки сладкие (дотрагивается до своих губ). У тебя губки сладкие (дотрагивается до губ своего партнёра). У меня щёчки гладкие (гладят свои щёки). У тебя щёчки гладкие (гладят щёки своего партнёра).
«Возьмёмся за руки, друзья» Цель: развитие у детей чувствовать прикосновения другого человека. Описание. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
«Рисунок на спине» Цель: развитие у детей кожной чувствительности способности различать тактильные образы. Описание. Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой – за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
«Ручеёк» Цель: развитие умений войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор. Описание. Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
«Найди друга» Описание. Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Ветер дует на…» Описание. Со словами «Ветер дует на…», ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы», все светловолосые собираются в одно место. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных» и т.д.
«Секрет» Описание. Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого, показать ему свой секрет.
«Рукавички» Описание. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по залу. Дети расходятся по залу. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трёх карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершено одинаково рукавички. Комментарии. Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
«Дотронься до…» Описание. Все играющие одеты по - разному. Ведущий говорит: «Дотронься до синего!» дети мгновенно должны отыскать друг у друга в одежде синий цвет и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Комментарии. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
«Тень» Описание. Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибаются в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и чётко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
«Испорченный телефон» Описание. Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где «телефон» испортился.
«Царевна - Несмеяна» Описание. Игроки делятся на две команды. Участники первой команды «царевны-Несмеяны" садятся на стулья и принимают серьёзные или унылый вид. Участники другой команды - «смешители» по очереди или все вместе должны рассмешить «Несмеян». Каждая улыбнувшая «Несмеяна» выходит из игры или присоединяется к команде «смешителей». Если за определённый промежуток времени удастся рассмешить всех «Несмеян», побеждает команда «смешителей», если нет – команда «Несмеян». Затем команды меняются ролями.
Упражнение «Весёлый счёт». Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путём совместного и одновременного выполнения упражнения. Описание. Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество детей в группе. Названное количество участников встаёт. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться. Комментарии. Упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания. С детьми обсудить, почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Упражнение «Кто быстрее?». Цель: сплочение коллектива. Описание. Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат, треугольник, ромб, букву, птичий косяк. Комментарии. Воспитателю координировать совместные действия и распределять роли.
«Пирамида любви». Цель: воспитание уважительного и заботливого отношения к миру и людям; развитие коммуникативных способностей. Описание. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (Рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я называю, что-то любимое и кладу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку (дети сверху кладут руки и выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
«Волшебники»». Цель: воспитание дружеских отношений друг к другу и умение проявлять внимание и заботу. Описание. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т.п.
«Игра с юлой» Цель: развитие умения сотрудничать. Описание. Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, раскручивает юлу, называет имя другого ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до юлы, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до юлы и подхватить её, выбывает из игры.
«Холодно – горячо, право – лево» Описание: Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать словесные указания другого ребёнка.
«Цепочка слов» Цель: развитие слухового восприятия. Описание. Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется с заданием, он становится водящим.
«Собери чемодан» Цель: развитие слухового восприятия. Описание. Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо? Уложить вещи в чемодан: «Подумайте, что нужно взять с собой в дорогу?» . Первый участник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой и т.д. Условие: повторять нельзя.
«Эхо» Цель: развитие слухового аппарата. Описание. 1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки. 2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики». «Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля?» Саша? И т.д.».
«Взаимное цитирование» Цель: развитие слухового аппарата. Описание. «Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя. Затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала постучит два раза по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Ката - Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же и т.д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.
«Сундучок» Цель: развитие умений задавать открытые и открытые вопросы. Описание. На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы отвечать «Да» или «Нет».
«Картинная галерея» Цель: развитие умений задавать открытые и открытые вопросы. Описание. Детям предлагают рассмотреть уже знакомые им картины и загадать ту, которая им больше понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребёнок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше». Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребёнку. Если она угадана, ребёнок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под названием (называет).
«Объясни Незнайке» Цель: развитие умений перефразировать сказанное, оставив главный смысл. Описание. Педагог говорит: Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знай-ка далеко бежит и т.д.».
«Я бросаю тебе мяч» Описание. Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т.д.)».
«Художник слова» Цель: развитие умений излагать свои мысли точно и лаконично. Описание. Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя его имени. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож?, «На какой предмет мебели?» и т.д.
«Коробка добрых поступков» Цель: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершённые другими людьми. Описание. Педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершённый кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определённого промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребёнок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребёнок или кто-то другой. О каждом положенном кубике в коробку дети сообщают педагогу. По окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки. Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
«Конспиратор» Цель: повышение степени доверия к взрослому человеку. Описание. В игре могут принимать участие группа детей и один или несколько взрослых. Игроки размещаются по кругу, лицом к центру. В центре круга с завязанными глазами стоит водящий. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!». Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор – тот, кого узнали последним.