Просмотр содержимого документа
«Беседа для родителей: «ДВИЖЕНИЕ – РЕЦЕПТ ЗДОРОВЬЯ»»
ЧЕРКИЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КОЛОМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
беседа для родителей «Движение – рецепт здоровья»
Блохин Александр Александрович
учитель первой категории
Если хочешь быть сильным – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!
(Из высказываний древних греков.)
ХХІ век – время острых ножниц между сверхскоростями, с которыми имеет дело мозг, и малой подвижностью тела. Автомобиль, телевизор, лифт – все это обуславливает малоподвижный образ жизни.
Значительное снижение двигательной активности ведет к развитию гиподинамии. Гиподинамию называют издержками научно-технического прогресса и рассматривают как своего рода конфликт между биологической сущностью человека и условиями жизни, которые он создал. В медицине широко известно правило, согласно которому органы изнашиваются тем меньше, чем больше они подвергаются полезной нагрузке. Отсюда понятно, чем грозит человеку физическая детренированность. В настоящее время гиподинамию считают одной из самых опасных и серьезных «болезней цивилизации». Каким же образом помочь детям преодолеть эту «болезнь»?
Прежде всего, родителям не следует забывать о том, что ребёнок есть ребенок, он растет и развивается, и ему нужно не только разучивать музыкальные гаммы, заниматься иностранным языком или решать с репетитором математические задачи повышенной сложности, но и прыгать, бегать, переключаться с одного задания на другое, другими словами, для полноценного всестороннего развития ему необходимы физические нагрузки.
Многие из родителей, даже не представляют себе, какую огромную опасность несет гиподинамия. Она отрицательно влияет буквально на все органы и системы нашего тела.
Ограничение двигательной активности прежде всего влияет на скелетные мышцы. Снижается тонус и уменьшается сила мышц, ограничивается объем движений в суставах, ухудшается координация движений.
Недостаточная мышечная активность и связанное с этим снижение энергозатрат приводит к уменьшению потребности тканей организма в кислороде, падению общей интенсивности обмена веществ. Ухудшение кислородного снабжения тканей приводит к недостаточному окислению жиров и накоплению их в организме. При этом уменьшается мышечная ткань, которую считают активной массой тела, и накапливается жировая – пассивная. По местному выражению известного русского врача и педагога П. Ф. Лесгафта, излишний жир является «копотью человеческого организма». Гиподинамия, вызывая нарушения обмена веществ, способствует ожирению. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы, излечиваются они труднее. От малоподвижного образа жизни страдает пищеварительная система, что предрасполагает к развитию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Длительная недостаточная мышечная активность, вызывая существенные изменения на всех уровнях жизнедеятельности организма, может привести к комплексу стойких расстройств. Ослабевает внимание и память, появляется сонливость, вялость, бессонница, снижается общая психическая активность, падает настроение, ухудшается аппетит.
Ученые подсчитали: при переходе ребенка из детского сада в школу происходит снижение двигательной активности примерно на 50 %. По мере перехода из класса в класс дефицит движений увеличивается, особенно у девочек. Гиподинамия у детей и подростков приводит к функциональным нарушениям, вызывая задержку физического развития, отставание в формировании многих органов и систем организма и даже в интеллекте.
«Ребята, которых не ограничивают в движении, обладают большим запасом слов и употребляют их более осмысленно, чем те дети, которых обстоятельства заставляют быть менее подвижными. А главное, процесс формирования понятий идет у них лучше и легче», – говорит известный физиолог, профессор И. А. Аршавский.
Так что же? Отдать себя на откуп целому «букету» болезней, недомоганий, неразлучно связанных с гиподинамией? Или изменить образ жизни?
Непросто доказать нынешним «телевизионным» мальчикам и девочкам, что смотреть все передачи подряд вредно. Кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, иметь полноценную и радостную жизнь, тот с детства должен вести в повседневный быт гимнастику, физические упражнения, ходьбу.
Трудно найти выдающегося врача-мыслителя, который не указывал бы на значение двигательной активности как мощного средства поддержания физического и духовного благополучия. Достаточно вспомнить слова великого Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает организм, как продолжительная бездеятельность».
Научно-исследовательский институт физической культуры определил, что норма двигательной активности для дошкольников должна быть не менее 21 часа, школьника – не менее 14 часов в неделю.
Мышечная деятельность – это врожденный фактор, основа всей жизнедеятельности человека. Значение движений для организма человека столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий признак жизни.
Систематическая двигательная активность оказывает на организм положительное влияние: улучшает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, повышается общая работоспособность организма. Известный ученый Д. С. Саркисов называет двигательную активность источником зарядки внутриклеточных «аккумуляторов» организма, подчеркивая, что нет другого фактора внутренней и внешней среды, который обладал бы столь благотворным влиянием на кровообращение во всем организме.
Физические упражнения способствуют увеличению жизненной емкости легких, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между альвеолярным воздухом и кровью. Улучшение кислородной обеспеченности организма оказывает благотворное влияние на головной мозг, особенно его кору, которая состоит из 15 млрд нервных клеток. В мозге нет резервных запасов энергетических веществ, поэтому даже самые кратковременные нарушения кровообращения неблагоприятно отражаются на его состоянии. Особенно большую потребность в кислороде испытывает мозг растущего организма.
Мышечная деятельность оказывает самое благоприятное воздействие на функции пищеварения.
Физические упражнения благотворно влияют на обмен веществ (углеводный, жировой, белковый, минеральный). Жировые вещества, поступающие в организм или вырабатывающиеся в нем при систематической физической нагрузке, используются как горючее. Под влиянием мышечной работы жиры не откладываются в сосудах или подкожной клетчатке мертвым грузом, а расходуются организмом.
У людей, занимающихся физическими упражнениями, улучшается работа печени, ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности.
Улучшается функция почек: усиливается выделение продуктов распада мочевыводящими путями.
Мышечная активность – мощное средство совершенствования организма, благодаря которому достигается высокий уровень его приспособления к окружающей среде: повышается устойчивость к недостатку кислорода, холоду, интоксикациям, инфекциям, эмоциональным настроениям.
Физическая культура, сохраняя и возвращая людям здоровье, является мощным созидательным фактором.
Известный хирург, академик Н. М. Амосов писал: «Физкультура! Она возвратила мне всё – сердце, гибкость, выносливость! И главное – работоспособность. Быть может, самое дорогое из всего, чем живет человек…»
Каким же образом приобщить ребёнка к занятиям физической культурой?
Родителям прежде всего необходимо исподволь побуждать своих детей к занятиям физкультурой, спортом, просто бывать больше на свежем воздухе, изучать склонности мальчишек и девчонок, их интересы.
Рекомендуется у каждого ребёнка воспитать силу воли, выносливость, запас физической прочности. Для этого нужны разносторонние гимнастические упражнения, которые должны быть использованы с самого момента рождения ребёнка. Естественно, гимнастические упражнения меняются в зависимости от возраста ребёнка (комплекс упражнений для разных возрастных групп можно заимствовать из многочисленных книг).
Не вызывает у взрослого человека сомнения, что приучить себя к ежедневной двигательной нагрузке нелегко. Ребёнка – тем более: ему хочется сразу удивить мир своими спортивными достижениями. И вот тут, чтобы ребячий азарт не сменился слишком быстрым разочарованием, родителям очень важно убедить подростков в необходимости трезво, разумно рассчитать свои силы и возможности, стараться выбрать оптимальный минимум нагрузок, постепенно увеличивая их.
Двигательная деятельность, в которую можно – и нужно! – вовлекать ребёнка, многообразна. Это и просто пешеходные прогулки, езда на велосипеде, плавание. Пешеходные прогулки в степь, лес, к реке, озеру позволяют научить ребят видеть прекрасное в природе, постоянно открывать ее тайны. Но разве подрастающему человеку не интересно будет узнать, что в лесу почти нет пыли, потому что кроны сосен на одном только гектаре задерживают ее до 36 т, ели – 56 т, а буковые – 64 т. Как редко мы пользуемся целебными свойствами леса.
А разве не интересно бы было мальчишкам и девчонкам узнать о том, каким удивительным свойством – выделять летучие вещества – фитонциды – обладают сосна, ель, пихта, черемуха, тополь, дуб? Фитонциды убивают болезнетворные микробы, которых особенно много в воздухе крупных городов.
Известно, что в младенческом возрасте закладывается фундамент не только физических, но и духовных качеств. Поэтому прогулки в природу надо использовать с максимальной пользой для развития духовного мира ребенка.
Духовный мир наших детей стал бы богаче, если бы мы учили их любоваться стройностью сосен, берез, тополей, удивляться яркости роз, хризантем, астр, наслаждаться запахом сирени, жасмина. И звали не только любоваться тем, что дарует природа, но и заботиться о ней, оберегать ее. Если ребёнок приучается думать об общественном благе, значит, он приучается думать об окружающих его людях, а когда он вырастает, поможет каждому человеку бороться за здоровый образ жизни.