kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Закон всемирного тяготения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме «Закон всемирного тяготения»

Цель урока – Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.

 

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения,

познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;

Воспитательные:

формирование системы взглядов на мир;

Развивающие:

развитие речи, мышления;  совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять  результаты.

 

Ход урока:

Сегодня на уроке мы с вами  изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся  с областью действия гравитационных сил.

Повторение. Проверка домашнего задания. Начнем с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы:

  • Что называется свободным падением тела?
  • Что такое ускорение свободного падения?
  • Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?
  • Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?
  • Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.
  • С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?
  • Первый закон Ньютона.
  • Второй закон Ньютона.

 

Изучение нового материала.

В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения.

К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами:

 

Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:

 

где    F – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2,

        rрасстояние между телами,

          – это коэффициент, который называется гравитационной постоянной.

Если m1 = m2 и r = 1 кг, то G  численно равна силе F, т.е. гравитационная постоянная численно равна силе F  притяжения двух тел массой по 1 кг, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга.

                                           G = 6,67?10-1 1     Н?м1/кг2.

 

Формула дает точный результат при расчете силы всемирного тяготения в трех случаях:

1) если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;

2) если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;

3)  если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела (любой формы), находящегося на поверхности этого шара или вблизи нее.

 

   

                                1)                                                         2)                             3)

Третий случай позволяет рассчитать по приведенной формуле силу притяжения к Земле любого из находящихся на ней тел. При этом в качестве расстояния между телами следует брать радиус Земли, т.к. размеры всех тел, находящихся на ее поверхности или вблизи нее, пренебрежимо малы по сравнению с земным радиусом.

По третьему закону Ньютона яблоко, висящее на ветке или падающее с нее с ускорением свободного падения, притягивает к себе Землю с такой же по модулю силой, с какой его притягивает Земля. Но ускорение Земли, вызванное силой ее притяжения к яблоку, близко к нулю, т.к. масса Земли намного больше массы яблока.

 

Закрепление

Решение задач:

Устно: 

1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? Увеличится в 2 раза

2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? Уменьшится в 4 раза

3. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? Увеличится в 16 раз

 

Письменно:  

1. Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними? Ответ: 0,667 Н

2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое будет равна 3,335 10-9 Н. Ответ: 140 м

3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10-15 Н. Какова масса каждого шарика? Ответ: 1 г

 

 

Домашнее задание:  § 15 изучить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Закон всемирного тяготения »

Конспект урока по теме «Закон всемирного тяготения»

Цель урока – Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.


Задачи урока:

Образовательные:

сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения,

познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;

Воспитательные:

формирование системы взглядов на мир;

Развивающие:

развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.


Ход урока:

Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил.

Повторение. Проверка домашнего задания. Начнем с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы:

  • Что называется свободным падением тела?

  • Что такое ускорение свободного падения?

  • Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

  • Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?

  • Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.

  • С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?

  • Первый закон Ньютона.

  • Второй закон Ньютона.


Изучение нового материала.

В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения.

К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами:


Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:


где F – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2,

rрасстояние между телами,

– это коэффициент, который называется гравитационной постоянной.

Если m1 = m2 и r = 1 кг, то G численно равна силе F, т.е. гравитационная постоянная численно равна силе F притяжения двух тел массой по 1 кг, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга.

G = 6,67∙10-1 1 Н∙м1/кг2.


Формула дает точный результат при расчете силы всемирного тяготения в трех случаях:

1) если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;

2) если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;

3) если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела (любой формы), находящегося на поверхности этого шара или вблизи нее.


1) 2) 3)

Третий случай позволяет рассчитать по приведенной формуле силу притяжения к Земле любого из находящихся на ней тел. При этом в качестве расстояния между телами следует брать радиус Земли, т.к. размеры всех тел, находящихся на ее поверхности или вблизи нее, пренебрежимо малы по сравнению с земным радиусом.

По третьему закону Ньютона яблоко, висящее на ветке или падающее с нее с ускорением свободного падения, притягивает к себе Землю с такой же по модулю силой, с какой его притягивает Земля. Но ускорение Земли, вызванное силой ее притяжения к яблоку, близко к нулю, т.к. масса Земли намного больше массы яблока.


Закрепление

Решение задач:

Устно:

1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? Увеличится в 2 раза

2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? Уменьшится в 4 раза

3. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? Увеличится в 16 раз


Письменно:

1. Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними? Ответ: 0,667 Н

2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое будет равна 3,335 10-9 Н. Ответ: 140 м

3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10-15 Н. Какова масса каждого шарика? Ответ: 1 г



Домашнее задание: § 15 изучить.




















Приложение 1

Тест

Вариант I

А1. Какой путь пройдет свободно падающее тело за 3 сек?

1) 15 м 2) 45 м 3) 30 м 4) 90 м

А2. В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из тел быстрее достигнет дна трубки?

1) дробинка 2) пробка 3) птичье перо 4) все тела достигнут дна одновременно

А3. Чему равна скорость свободно падающего тела через 4 сек.

1) 20 м/с 2) 80 м/с 3) 40 м/с 4) 160 м/с

А4. Какой путь пройдет свободно падающее тело 5 сек?

1) 45 м 2) 50 м 3) 125 м 4) 250 м


Вариант II

А1. Чему равна скорость свободно падающего тела через 3 сек.

1) 15 м/с 2) 45 м/с 3) 30 м/с 4) 90 м/с

А2. Какой путь пройдет свободно падающее тело за 4 сек?

1) 20 м 2) 160 м 3) 40 м 4) 80 м

А3. Какой путь пройдет свободно падающее тело 7 сек?

1) 65 м 2) 245 м 3) 70 м 4) 490 м

А4. В трубке, с воздухом, при атмосферном давлении, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из тел быстрее достигнет дна трубки?

1) дробинка 2) пробка 3) птичье перо 4) все тела достигнут дна одновременно





1

2

3

4

Вариант I

Б

Г

В

В

Вариант II.

В

Г

Б

А





Критерии оценки:

                                  Нет ошибок – «5»

            1 ошибка - «4»

                                  2 ошибки - «3»

                                  3 ошибки - «2»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Закон всемирного тяготения

Автор: Давлетшина Гульнара Минефаритовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок физики "Сила в в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения""
    ["seo_title"] => string(94) "urok-fiziki-sila-v-v-prirodie-sily-vsiemirnogho-tiaghotieniia-zakon-vsiemirnogho-tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "312884"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459412369"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока по физике в 9-м классе по теме «Закон Всемирного тяготения»"
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-fizikie-v-9-m-klassie-po-tiemie-zakon-vsiemirnogho-tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "266523"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450182010"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "«Закон всемирного тяготения»"
    ["seo_title"] => string(30) "zakon_vsemirnogo_tiagoteniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "638847"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698295341"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок по теме: "ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-po-tiemie-zakon-vsiemirnogo-tiagotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "137499"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417360986"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-zakon-vsiemirnogho-tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "152395"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420830926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства