kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Закон всемирного тяготения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме «Закон всемирного тяготения»

Цель урока – Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.

 

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения,

познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;

Воспитательные:

формирование системы взглядов на мир;

Развивающие:

развитие речи, мышления;  совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять  результаты.

 

Ход урока:

Сегодня на уроке мы с вами  изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся  с областью действия гравитационных сил.

Повторение. Проверка домашнего задания. Начнем с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы:

  • Что называется свободным падением тела?
  • Что такое ускорение свободного падения?
  • Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?
  • Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?
  • Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.
  • С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?
  • Первый закон Ньютона.
  • Второй закон Ньютона.

 

Изучение нового материала.

В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения.

К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами:

 

Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:

 

где    F – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2,

        rрасстояние между телами,

          – это коэффициент, который называется гравитационной постоянной.

Если m1 = m2 и r = 1 кг, то G  численно равна силе F, т.е. гравитационная постоянная численно равна силе F  притяжения двух тел массой по 1 кг, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга.

                                           G = 6,67?10-1 1     Н?м1/кг2.

 

Формула дает точный результат при расчете силы всемирного тяготения в трех случаях:

1) если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;

2) если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;

3)  если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела (любой формы), находящегося на поверхности этого шара или вблизи нее.

 

   

                                1)                                                         2)                             3)

Третий случай позволяет рассчитать по приведенной формуле силу притяжения к Земле любого из находящихся на ней тел. При этом в качестве расстояния между телами следует брать радиус Земли, т.к. размеры всех тел, находящихся на ее поверхности или вблизи нее, пренебрежимо малы по сравнению с земным радиусом.

По третьему закону Ньютона яблоко, висящее на ветке или падающее с нее с ускорением свободного падения, притягивает к себе Землю с такой же по модулю силой, с какой его притягивает Земля. Но ускорение Земли, вызванное силой ее притяжения к яблоку, близко к нулю, т.к. масса Земли намного больше массы яблока.

 

Закрепление

Решение задач:

Устно: 

1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? Увеличится в 2 раза

2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? Уменьшится в 4 раза

3. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? Увеличится в 16 раз

 

Письменно:  

1. Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними? Ответ: 0,667 Н

2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое будет равна 3,335 10-9 Н. Ответ: 140 м

3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10-15 Н. Какова масса каждого шарика? Ответ: 1 г

 

 

Домашнее задание:  § 15 изучить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Закон всемирного тяготения »

Конспект урока по теме «Закон всемирного тяготения»

Цель урока – Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.


Задачи урока:

Образовательные:

сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения,

познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;

Воспитательные:

формирование системы взглядов на мир;

Развивающие:

развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.


Ход урока:

Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил.

Повторение. Проверка домашнего задания. Начнем с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы:

  • Что называется свободным падением тела?

  • Что такое ускорение свободного падения?

  • Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

  • Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?

  • Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.

  • С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?

  • Первый закон Ньютона.

  • Второй закон Ньютона.


Изучение нового материала.

В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения.

К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами:


Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:


где F – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2,

rрасстояние между телами,

– это коэффициент, который называется гравитационной постоянной.

Если m1 = m2 и r = 1 кг, то G численно равна силе F, т.е. гравитационная постоянная численно равна силе F притяжения двух тел массой по 1 кг, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга.

G = 6,67∙10-1 1 Н∙м1/кг2.


Формула дает точный результат при расчете силы всемирного тяготения в трех случаях:

1) если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;

2) если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;

3) если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела (любой формы), находящегося на поверхности этого шара или вблизи нее.


1) 2) 3)

Третий случай позволяет рассчитать по приведенной формуле силу притяжения к Земле любого из находящихся на ней тел. При этом в качестве расстояния между телами следует брать радиус Земли, т.к. размеры всех тел, находящихся на ее поверхности или вблизи нее, пренебрежимо малы по сравнению с земным радиусом.

По третьему закону Ньютона яблоко, висящее на ветке или падающее с нее с ускорением свободного падения, притягивает к себе Землю с такой же по модулю силой, с какой его притягивает Земля. Но ускорение Земли, вызванное силой ее притяжения к яблоку, близко к нулю, т.к. масса Земли намного больше массы яблока.


Закрепление

Решение задач:

Устно:

1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? Увеличится в 2 раза

2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? Уменьшится в 4 раза

3. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? Увеличится в 16 раз


Письменно:

1. Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними? Ответ: 0,667 Н

2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое будет равна 3,335 10-9 Н. Ответ: 140 м

3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10-15 Н. Какова масса каждого шарика? Ответ: 1 г



Домашнее задание: § 15 изучить.




















Приложение 1

Тест

Вариант I

А1. Какой путь пройдет свободно падающее тело за 3 сек?

1) 15 м 2) 45 м 3) 30 м 4) 90 м

А2. В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из тел быстрее достигнет дна трубки?

1) дробинка 2) пробка 3) птичье перо 4) все тела достигнут дна одновременно

А3. Чему равна скорость свободно падающего тела через 4 сек.

1) 20 м/с 2) 80 м/с 3) 40 м/с 4) 160 м/с

А4. Какой путь пройдет свободно падающее тело 5 сек?

1) 45 м 2) 50 м 3) 125 м 4) 250 м


Вариант II

А1. Чему равна скорость свободно падающего тела через 3 сек.

1) 15 м/с 2) 45 м/с 3) 30 м/с 4) 90 м/с

А2. Какой путь пройдет свободно падающее тело за 4 сек?

1) 20 м 2) 160 м 3) 40 м 4) 80 м

А3. Какой путь пройдет свободно падающее тело 7 сек?

1) 65 м 2) 245 м 3) 70 м 4) 490 м

А4. В трубке, с воздухом, при атмосферном давлении, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из тел быстрее достигнет дна трубки?

1) дробинка 2) пробка 3) птичье перо 4) все тела достигнут дна одновременно





1

2

3

4

Вариант I

Б

Г

В

В

Вариант II.

В

Г

Б

А





Критерии оценки:

                                  Нет ошибок – «5»

            1 ошибка - «4»

                                  2 ошибки - «3»

                                  3 ошибки - «2»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Закон всемирного тяготения

Автор: Давлетшина Гульнара Минефаритовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок физики "Сила в в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения""
    ["seo_title"] => string(94) "urok-fiziki-sila-v-v-prirodie-sily-vsiemirnogho-tiaghotieniia-zakon-vsiemirnogho-tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "312884"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459412369"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока по физике в 9-м классе по теме «Закон Всемирного тяготения»"
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-fizikie-v-9-m-klassie-po-tiemie-zakon-vsiemirnogho-tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "266523"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450182010"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "«Закон всемирного тяготения»"
    ["seo_title"] => string(30) "zakon_vsemirnogo_tiagoteniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "638847"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698295341"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок по теме: "ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-po-tiemie-zakon-vsiemirnogo-tiagotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "137499"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417360986"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-zakon-vsiemirnogho-tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "152395"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420830926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1510 руб.
2320 руб.
1640 руб.
2520 руб.
1800 руб.
2770 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства