Конспект урока по теме «Закон всемирного тяготения»
Цель урока – Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения,
познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;
Воспитательные:
формирование системы взглядов на мир;
Развивающие:
развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил.
Повторение. Проверка домашнего задания. Начнем с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы:
Что называется свободным падением тела?
Что такое ускорение свободного падения?
Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?
Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?
Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.
С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?
Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона.
Изучение нового материала.
В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения.
К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами:
Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:
где F – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2,
r – расстояние между телами,
– это коэффициент, который называется гравитационной постоянной.
Если m1 = m2 и r = 1 кг, то G численно равна силе F, т.е. гравитационная постоянная численно равна силе F притяжения двух тел массой по 1 кг, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга.
G = 6,67?10-1 1 Н?м1/кг2.
Формула дает точный результат при расчете силы всемирного тяготения в трех случаях:
1) если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;
2) если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;
3) если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела (любой формы), находящегося на поверхности этого шара или вблизи нее.
1) 2) 3)
Третий случай позволяет рассчитать по приведенной формуле силу притяжения к Земле любого из находящихся на ней тел. При этом в качестве расстояния между телами следует брать радиус Земли, т.к. размеры всех тел, находящихся на ее поверхности или вблизи нее, пренебрежимо малы по сравнению с земным радиусом.
По третьему закону Ньютона яблоко, висящее на ветке или падающее с нее с ускорением свободного падения, притягивает к себе Землю с такой же по модулю силой, с какой его притягивает Земля. Но ускорение Земли, вызванное силой ее притяжения к яблоку, близко к нулю, т.к. масса Земли намного больше массы яблока.
Закрепление
Решение задач:
Устно:
1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? Увеличится в 2 раза
2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? Уменьшится в 4 раза
3. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? Увеличится в 16 раз
Письменно:
1. Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними? Ответ: 0,667 Н
2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое будет равна 3,335 10-9 Н. Ответ: 140 м
3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10-15 Н. Какова масса каждого шарика? Ответ: 1 г
Домашнее задание: § 15 изучить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Закон всемирного тяготения »
Конспект урока по теме «Закон всемирного тяготения»
Цель урока – Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения,
познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;
Воспитательные:
формирование системы взглядов на мир;
Развивающие:
развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил.
Повторение. Проверка домашнего задания. Начнем с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы:
Что называется свободным падением тела?
Что такое ускорение свободного падения?
Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?
Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?
Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.
С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?
Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона.
Изучение нового материала.
В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения.
К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами:
Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:
где F– модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2,
r – расстояние между телами,
– это коэффициент, который называется гравитационной постоянной.
Если m1 = m2и r = 1 кг, то G численно равна силе F, т.е. гравитационная постоянная численно равна силе F притяжения двух тел массой по 1 кг, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга.
G = 6,67∙10-1 1 Н∙м1/кг2.
Формула дает точный результат при расчете силы всемирного тяготения в трех случаях:
1) если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;
2) если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;
3) если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела (любой формы), находящегося на поверхности этого шара или вблизи нее.
1) 2) 3)
Третий случай позволяет рассчитать по приведенной формуле силу притяжения к Земле любого из находящихся на ней тел. При этом в качестве расстояния между телами следует брать радиус Земли, т.к. размеры всех тел, находящихся на ее поверхности или вблизи нее, пренебрежимо малы по сравнению с земным радиусом.
По третьему закону Ньютона яблоко, висящее на ветке или падающее с нее с ускорением свободного падения, притягивает к себе Землю с такой же по модулю силой, с какой его притягивает Земля. Но ускорение Земли, вызванное силой ее притяжения к яблоку, близко к нулю, т.к. масса Земли намного больше массы яблока.
Закрепление
Решение задач:
Устно:
1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? Увеличится в 2 раза
2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? Уменьшится в 4 раза
3. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? Увеличится в 16 раз
Письменно:
1. Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними? Ответ: 0,667 Н
2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое будет равна 3,335 10-9 Н. Ответ: 140 м
3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10-15 Н. Какова масса каждого шарика? Ответ: 1 г
Домашнее задание: § 15 изучить.
Приложение 1
Тест
Вариант I
А1. Какой путь пройдет свободно падающее тело за 3 сек?
1) 15 м 2) 45 м 3) 30 м 4) 90 м
А2. В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из тел быстрее достигнет дна трубки?
1) дробинка 2) пробка 3) птичье перо 4) все тела достигнут дна одновременно
А3. Чему равна скорость свободно падающего тела через 4 сек.
1) 20 м/с 2) 80 м/с 3) 40 м/с 4) 160 м/с
А4. Какой путь пройдет свободно падающее тело 5 сек?
1) 45 м 2) 50 м 3) 125 м 4) 250 м
Вариант II
А1. Чему равна скорость свободно падающего тела через 3 сек.
1) 15 м/с 2) 45 м/с 3) 30 м/с 4) 90 м/с
А2. Какой путь пройдет свободно падающее тело за 4 сек?
1) 20 м 2) 160 м 3) 40 м 4) 80 м
А3. Какой путь пройдет свободно падающее тело 7 сек?
1) 65 м 2) 245 м 3) 70 м 4) 490 м
А4. В трубке, с воздухом, при атмосферном давлении, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из тел быстрее достигнет дна трубки?
1) дробинка 2) пробка 3) птичье перо 4) все тела достигнут дна одновременно