Просмотр содержимого документа
«Второй закон Ньютона для вращательного движения»
Дата: __________ Зам.директора по УВР:___________
Тема; Второй закон Ньютона для вращательного движения
Цель:
Образоввательная:улировать и записать в математической форме второй закон Ньютона; объяснить зависимость между величинами, входящими в формулы этого закона;
Развивающая:развивать логическое мышление, умение объяснять проявления второго закона Ньютона в природе;
Воспитательная : формировать интерес к изучению физики, воспитывать трудолюбие, ответственность.
Тип урока: изучение нового материала.
Демонстрации: зависимость ускорения тела от силы, действующей на него.
Оборудование: тележка с легкими колесами, вращающийся диск, набор грузиков, пружина, блок, брусок.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся
Цепочка формул (воспроизвести формулы):
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. С помощью законов Ньютона можно не только объяснять наблюдаемые механические явления, но и предсказывать их ход. Напомним, что прямая основная задача механики состоит в нахождении положения и скорости тела в любой момент времени, если известны его положение и скорость в начальный момент времени и силы, которые действуют на него. Эта задача решается с помощью второго закона Ньютона, который сегодня мы будем изучать.
III. Изучение нового материала
1. Зависимость ускорения тела от силы, действующей на него
Более инертное тело имеет большую массу, менее инертно - меньшую:
2. Второй закон Ньютона
Второй закон динамики Ньютона устанавливает связь между кинематическими и динамическими величинами. Чаще всего он формулируется так: ускорение, который получает тело, прямо пропорционально массе тела и имеет то же направление, что и сила:
где - ускорение, - равнодействующая сил, действующих на тело, Н; m - масса тела, кг.
Если из этого выражения определить силу , то получим второй закон динамики в такой формулировке: сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на ускорение, которого предоставляет эта сила.
Ньютон сформулировал второй закон динамики несколько иначе, использовав понятие количества движения (импульса тела). Импульс - произведение массы тела на его скорость (то же, что количество движения) - одна из мер механического движения: Импульс (количество движения) является величиной векторной. Поскольку ускорение , то
Ньютон сформулировал свой закон так: изменение количества движения тела пропорциональна действующей силе и происходит по направлению той прямой, вдоль которой эта сила действует.
Стоит рассмотреть еще одна из формулировок второго закона динамики. В физике широко используется векторная величина, которая называется импульсом силы - это произведение силы на время ее действия: Используя это, получим . Изменение импульса тела равно импульсу силы, которая на него действует.
Второй закон динамики Ньютона обобщил исключительно важный факт: действие сил не вызывает собственно движения, а лишь изменяет его; сила вызывает изменение скорости, т.е. ускорение, а не саму скорость. Направление силы совпадает с направлением скорости лишь в частичном случае прямолинейного рівноприскореного (Δ 0) движения. Например, во время движения тела, брошенного горизонтально, сила тяжести направлена вниз, а скорость образует с силой определенный угол, что во время полета тела меняется. А в случае равномерного движения тела по окружности сила все время направлена перпендикулярно скорости движения тела.
Единица измерения силы в СИ определяют на основе второго закона Ньютона. Единица измерения силы называется [H] и определяется так: сила в 1 ньютон придает телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2. Таким образом,
Примеры применения второго закона Ньютона
Как пример применения второго закона Ньютона можно рассмотреть, в частности, измерение массы тела при помощи взвешивания. Примером проявления второго закона Ньютона в природе может быть сила, что действует на нашу планету со стороны Солнца, и др.
Границы применения второго закона Ньютона:
1) система отсчета должна быть инерционной;
2) скорость тела должна быть гораздо меньшей, чем скорость света (для скоростей, близких к скорости света, второй закон Ньютона используется в импульсном виде: ).
IV. Закрепление материала
Решение задач
1. На тело массой 500 г одновременно действуют две силы 12 Н и 4 Н, направленные в противоположном направлении вдоль одной прямой. Определить модуль и направление ускорения.
Рис. 1
Дано: m = 500 г = 0,5 кг, F1 = 12 Н , F2 = 4 Н.
Найти: а - ?
Решение
Согласно второму закону Ньютона: , где Проведем ось Ox, тогда проекция F = F1 - F2. Таким образом,
Ответ: 16 м/с2, ускорение напрямлене в сторону действия большей силы.
2. Координата тела изменяется по закону x = 20 + 5t + 0,5t2 под действием силы 100 Н. Найти массу тела.
Дано: х = 20 + 5t + 0,5t2, F = 100H
Найти: m - ?
Решение
Под действием силы тело движется рівноприскорено. Следовательно, его координата изменяется по закону:
Согласно второму закону Ньютона:
Ответ: 100 кг.
3. Тело массой 1,2 кг приобрело скорости 12 м/с на расстоянии 2,4 м под действием силы 16 Н. Найти начальную скорость тела.
Дано: = 12 м/с, s = 2,4m, F = 16H, m = 1,2 кг
Найти: 0 - ?
Решение
Под действием силы тело приобретает ускорение согласно второму закону Ньютона:
Для рівноприскореного движения:
Из (2) выразим время t :
и подставим для t в (1):
Подставим выражение для ускорения:
Ответ: 8,9 м/с.
V. Итоги урока
Фронтальная беседа за вопросами
1. Как связаны между собой такие физические величины, как ускорение, сила и масса тела?
2. Или можно по формуле утверждать, что сила, действующая на тело, зависит от его массы и ускорения?
3. Что такое импульс тела (количество движения)?
4. Что такое импульс силы?
5. Какие формулировки второго закона Ньютона вы знаете?
6. Какой важный вывод можно сделать из второго закона Ньютона?
VI. Домашнее задание
• Проработать соответствующий раздел учебника.
• Решить задачи:
1. Найдите модуль ускорения тела массой 5 кг под действием четырех приложенных к нему сил, если:
а) F1 = F3 = F4 = 20 H, F2 = 16 H;
б) F1 = F4 = 20 H, F2 = 16 H, F3 = 17 H.
Рис. 2
2. Тело массой 2 кг, двигаясь прямолинейно, за 4 с изменило свою скорость с 1 м/с до 2 м/с.
а) С каким ускорением двигалось тело?
б) Какая сила действовала на тело в направлении его движения?
в) Как изменился импульс тела (количество движения) за рассматриваемый время?
г) Какой импульс силы, действовавшей на тело?
д) Какое расстояние прошло тело за рассматриваемый время движения?