Урок по теме « Влажность воздуха»
Цели занятия :повторить понятие о влажности воздуха как физической величины и познакомить учащихся с приборами для измерения влажности воздуха, показать значение влажности в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Путём самостоятельного повторения ,сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
2. Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.
3. Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний через организацию групповой деятельности уч-ся, учебный эксперимент и использование информационных технологий.
4. Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы: деловая игра, беседа, лабораторная работа, защита проекта, написание конспекта.
2. Развивать умение анализировать информацию, пользоваться таблицами, справочниками.
Воспитательные:
Показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Урок “Влажность воздуха и способы её измерения” подготовлен для 10-ых классов, но может быть использован в 8-ых классах при изучении данной темы.
Форма урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной поисковой и исследовательской деятельностью учащихся. Урок проводится в кабинете физики при наличии мультимедийного проектора.
Вид урока – урок – исследование с мультимедийной поддержкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«влажность воздуха »
Урок по теме « Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха»
Цели занятия :повторить понятие о влажности воздуха как физической величины и познакомить учащихся с приборами для измерения влажности воздуха, показать значение влажности в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
Путём самостоятельного повторения ,сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.
Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний через организацию групповой деятельности уч-ся, учебный эксперимент и использование информационных технологий.
Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер.
Развивающие:
Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы: деловая игра, беседа, лабораторная работа, защита проекта, написание конспекта.
Показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Урок “Влажность воздуха и способы её измерения” подготовлен для 10-ых классов, но может быть использован в 8-ых классах при изучении данной темы.
Форма урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной поисковой и исследовательской деятельностью учащихся. Урок проводится в кабинете физики при наличии мультимедийного проектора.
Вид урока – урок – исследование с мультимедийной поддержкой.
Оборудование и материалы (в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т.п.): компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к уроку “Влажность воздуха”, раздаточный материал – таблицы (психометрические и “Плотность насыщенного водяного пара” по 1 штуке на парту), схемы, книги: о влажности , учебники [для 10 класса ), справочники; на каждую парту – термометр, кусочки ткани (марли), вода, пипетка, таблица из задачника А.П. Рымкевич [17] (если проводится фронтальный опыт, то на каждую парту по 1 комплекту); опорный конспект (и (или) тетради) для самостоятельных работ учащихся.
В основе МОДЕЛИ открытого урока по физике лежит: отчёт группы исследователей из учащихся 10 класса по теме «Влажность воздуха и способы её измерения» и организуется для 10-го общеобразовательного класса. Выше перечислены: цели и задачи открытого урока, форма и вид урока, место проведения, домашнее задание, необходимое оборудование к проводимому занятию.
Технология проведения урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном для жизни человека физическом понятии, но тема урока нам пока неизвестна, и я предлагаю вам, используя ранее приобретенные знания, её узнать.
Учитель:У каждого из вас на столе лежит листочек с заготовкой – схемой будущего опорного конспекта.
По ходу изучения новой темы мы с вами эту схему заполним и получим конспект Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания.
№1
Итак, первое задание: узнайте явление природы. (Учитель показывает мультимедиа ряд . Слайд 1-7 – Бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый? (Дождь)
– «… Придя на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымиться
прохлада». Это строки из стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность». О каком явлении идет речь? (Туман)
– О каком явлении сейчас пойдет речь, вы, конечно сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым: «Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это…»(роса)
– Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром..» Кто это написал? Про что?(С. Есенин «Белая береза», про иней) №2
Для этого вам предлагается поработать в группах и решить головоломку (см. приложение . Задания в головоломке представлены в виде картинок. Вам необходимо, внимательно прочитав вопрос, выбрать из каждой пары картинок ту, которая соответствует ответу на вопрос. Затем из букв, расположенных над выбранными картинками, составить слово и записать тему урока в опорный конспект, лежащий перед каждым из вас.
Учитель. А что именно мы можем узнавать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?
Учащиеся. Что такое влажность воздуха? В чём причина появления влажности? Как она себя проявляет? На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности? Какие величины её характеризуют? Как её можно определить?
Цели занятия :повторить понятие о влажности воздуха как физической величины и познакомить учащихся с приборами для измерения влажности воздуха, показать значение влажности в жизни человека. Слайд №9
Представляю вам группу исследователей
Слово им.
Спицина Елена ,Чурилов Александр , Ставер Анна, Морозов Анатолий.
Рассказ о своей исследовательской работе. Слайд 10-16
Мы хорошо изучили понятие влажности, теперь предлагаем вам поработать с учебником.
Спицина Е.
Давайте попытаемся открыть п 72 стр 198 учебника и дадим определение влажности .
Заполните опорный конспект , лежащий у вас на парте.
Комментирует ответ . У кого правильные ответы поставьте себе 1 балл. Приложение №2
А как можно измерить влажность воздуха?
Способы измерения влажности воздуха ( Чурилов) Слайд №17-23
( см. презентации)
Далее идет постановка проблемы – так как влажность необходимо знать каждому, давайте попробуем её определить. Выполнение практической части урока группами: Определение относительной влажности в классной комнате.
Поисковая ситуация. Слайд 24-26
Мы повторили как измерить относительную влажность воздуха с помощью психрометра. Но на парте у вас находится только термометр ,вата , вода. Как используя эти принадлежности определить относительную влажность воздуха в классе. Выскажите гипотезу.
Учитель: Сравните, какой из опытов самый точный и какова погрешность в этом измерении?
Давайте узнаем как измеряла влажность каждая группа?
У кого верно определена влажность воздуха поставьте себе 1 балла.
Продолжение презентации исследовательской работы . Пластиковые окна и влажность. Слово Морозову А. Слайд 27-40
Ставер Ю. расскажет о значении влажности в жизни человека.
Слайд №41-45
Выходной контроль. Приложение №3
Дополните предложение
1. Повышение влажности приводит к нарушению ___________.
Обведи кружком номера всех правильных ответов:
2. Это связано с тем, что при этом изменяется
атмосферное давление
удельная теплоемкость воздуха
содержание кислорода в воздухе
содержание водяных паров в воздухе
скорость испарения влаги с поверхности тела
3.Влажный термометр психрометра показывает 180С, а сухой - 220С. Какова относительная влажность воздуха в помещении?
1) 68%
2) 72%
3)54%
4)100%
На рефлексивно-оценочном этапе урока проводится подведение итогов, контроль настроения и работа с документами. Анализ урока с комментариями учащихся
Рефлексия
Что нового узнали?
Что является важным?
Оцените степень своей самостоятельности на уроке?
Что было сложным?
Домашнее задание: Ф – 10кл. [14]: § 72, ответить устно на вопросы после параграфа. Упражнение 14, письменно. Подобрать и объяснить приметы, связанные с влажностью. Создать небольшую презентацию или короткое сообщение, но захватывающе интересное или полезное, по предлагаемым ниже темам:
Способы уменьшения повышенной влажности в моей квартире.
Влияние влажности на здоровье человека. Оптимальная влажность.
Влияние влажности на хранение книг, исторических достопримечательностей и др. в разных уголках Земли.
Благодарю всех за активную работу. До свидания!
Список источников информации:
Анциферов, Л.И. Физика: Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10 класс.: Учебн. Для общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2002. – 415с.– ISBN 5-346-00144-1.
Бухольцев С. Н. Урок-проект по физике в 8-м классе. Тема: “Соответствие влажности воздуха и температурного режима в лицее нормам СанПиНа” // сайт festival.1september.ru/authors/105-792-623/aticles/524764.
Волков, В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400с.– (В помощь школьному учителю). – ISBN 978-5-94665-537-8.
Генденштейн, Л.Э. Физика 10 класс: Учебник базового уровня для общеобразовательных учебных заведений/Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. – 2-е изд., М.: Илекса, 2005. – 288с. – ISBN 5-89237-143-3.
Енохович, А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся. 3е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 224с. – ISBN 5-09-000622-9.
Журавлева О. Н. Урок Влажность воздуха//physclass896.edusite.ru
Залетова Е. Н. Лабораторная работа ...Какова относительная влажность воздуха?// www.alsak.ru/content/view/219/122 (эксперимент).
Зачет по теме “Свойства паров, жидкостей, твердых тел”. 10 класс.// Ф2 Физика: нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7-11 классы/сост. М.А. Петрухина. – Волгоград: Учитель, 2007. – ISBN 5-7057-0499-2. – с.81-89.
Касаткина И.Л. Мы повторяем физику. Репетитор для учащихся 9-11классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, подготовительных курсов, абитуриентов и студентов. В 2-х томах. – Ростовн/Д: Феникс, 1996. – Т.1. – 480с. – ISBN 5-87688-043-4.
Касьянов, В.А. Физика. 10 класс: Учебн. Для общеобразоват.учреждений. – 5-е изд., дораб. – Дрофа, 2003. – 416с.– ISBN 5-7107-7157-0.
Коренева С. И. Урок в 8-м классе по физике “Влажность воздуха”// сайт festival.1september.ru/articles/521025.
Коркин П.М., Методическая разработка “Метеорологические наблюдения в детской экологической экспедиции”// www.rusedu.info/Article595.html
Лапина А. А. Открытый урок по теме: “Водяной пар в атмосфере. Влажность воздуха”// сайт festival.1september.ru/articles/310866.
Михеева А. Урок Влажность воздуха //http://wiki.pskovedu.ru/index.php#
Мякишев, Г.Я. Физика. 10 класс: учебн.для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни/ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 18изд. – М.: Просвещение, 2009. – 366с. – ISBN 978-5-09-021137-6.
Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 6-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 192с. – (Задачники “Дрофы”). – ISBN 5-7107-5750-0.
Соломыкина Е. В., Печорская М. И. Интегрированный урок (физика+география) по теме “Влажность воздуха” //сайт festival.1september.ru/articles 551138.
Сауров, Ю.А. Физика в 10 классе: модели уроков: Кн. Для учителя/ Ю.А. Сауров. – М.: Просвещение, 2005. – 256с. – ISBN 5-09-011849-3.