Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Как известно, готовность к школе включает в себя не только физиологическую, личностную, мотивационную готовность, но и определенный уровень развития психических процессов.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что в школу дети приходят «неподготовленными». По данным мониторинга готовности к школьному обучению, проводимому среди первоклассников, 23,5% выпускников детских садов имеют низкий уровень готовности к школе. Такие дети не могут сосредоточиться на занятии, испытывают трудности в сосредоточении внимания, умении устанавливать логические связи между понятиями, ориентироваться в пространстве и во времени, у них слабо развита связная речь.
В связи с этим возникла необходимость составления программы «Уроки для дошколят».
Цель программы - развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки для дошколят»
97
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №151
Уроки для дошколят
(развивающая программа)
Кемерово
2016
Уроки для дошколят: программа развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста.Кемерово.2013-95с.
Автор-составитель:
Пасечник Ольга Николаевна, воспитатель
Программа направлена на развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста. Программа может применяться в дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………... . 3
Тематическое планирование ………………………………………….…6
Содержание программы………………………………..……………………….8
Словарь терминов…………………………………………………………..…12
Список используемой литературы…………………………………………13
Методическое обеспечение………………………………………….……….14
Приложение №1…………………………………………………………….……14
Приложение №2……………………………………………………………….…81
Пояснительная записка
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Как известно, готовность к школе включает в себя не только физиологическую, личностную, мотивационную готовность, но и определенный уровень развития психических процессов.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что в школу дети приходят «неподготовленными». По данным мониторинга готовности к школьному обучению, проводимому среди первоклассников, 23,5% выпускников детских садов имеют низкий уровень готовности к школе. Такие дети не могут сосредоточиться на занятии, испытывают трудности в сосредоточении внимания, умении устанавливать логические связи между понятиями, ориентироваться в пространстве и во времени, у них слабо развита связная речь.
В связи с этим возникла необходимость составления программы «Уроки для дошколят».
Цель программы - развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
-развивать мелкую моторику рук и зрительно–двигательную координацию.
Ожидаемые результаты по итогам занятий:
- формирование основных пространственных эталонов (слева, справа, над, под, выше, ниже и т.д.);
- умение ориентироваться в пространстве (в помещении, в изображении на бумаге);
- умение запоминать материал зрительно и на слух;
- умение обобщать, классифицировать, сравнивать, делать умозаключения по аналогии, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- формирование произвольности внимания
- овладение навыками учебной деятельности (правильное выполнение инструкций педагога, принятие учебной задачи, произвольная регуляция).
Структура занятий состоит из следующих составляющих:
-вводная часть: создание положительной эмоциональной атмосферы взаимодействия, настрой на занятие.
-основная часть: выполнение основного задания.
-заключительная часть: предполагает подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы.
Мониторинг эффективности программы осуществляется посредством проведения входящего и заключительного диагностического обследования, проводимого психологом. Диагностические методики представлены в приложении №2.
В процессе ведения занятий, а также по итогам проведенной диагностики рекомендуется проводить консультативную работу с воспитателями и родителями по вопросам организации развивающей работы с детьми дома и в детском саду, по результативности занятий и др.
Методическое обеспечение программы включает разработанные конспекты занятий, консультации для родителей, блок диагностических методик.
В составление данной рабочей программы использовались пособия Светловой И., Тихомировой А.Ф., Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А., Новиковой И.В и др.
Программа «Уроки для дошколят» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся как индивидуально, так и по подгруппам (численность не более 8 человек) педагогом-психологом 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Всего 30 занятий.
Содержание программы
Раздел I. Восприятие
Тема 1.Давайте познакомимся
Ритуал приветствия. Снятие психологического барьера между педагогом и детьми. Способы эффективного общения. Создание единого группового пространства. Ритуал прощания.
Тема 2. Какие разные предметы
Ритуал приветствия. Знакомство с понятием цвет, форма, величина. Игры с сенсорными эталонами. Игры с пальчиками. Ритуал прощания.
Тема 3. Пространственные отношения
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие пространственных отношений. Упражнения с сенсорными эталонами. Игры на развитие тактильного восприятия предметов. Ритуал прощания.
Тема 4. Шаг вправо, шаг влево
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие ориентировки на листе бумаги. Игры на развитие зрительно-двигательной координации. Ритуал прощания.
Раздел II. Внимание и воображение
Тема 5. Внимание!
Ритуал приветствия. Знакомство с понятием «внимание». Упражнения на развитие концентрации внимания. Игры на развитие ориентировки в пространстве. Игры с пальчиками. Ритуал прощания.
Тема 6. Кто больше?
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие объема внимания. Игры на развитие зрительно-двигательной координации. Игры с сенсорными эталонами. Ритуал прощания.
Тема 7. Что за чем?
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие переключения и распределения внимания. Игры на листе бумаги. Игры на развитие тактильного восприятия предметов. Ритуал прощания.
Тема 8. Самый внимательный
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания. Выкладывание узоров из пуговиц, спичек. Ритуал прощания.
Тема 9. В мире волшебства
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие творческого воображения. Ритуал прощания.
Тема 10. Точка, точка, запятая
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие фантазии. Игры на развитие внимания. Игры с пальчиками. Ритуал прощания.
Раздел II. Память
Тема 11. Память
Ритуал приветствия. Знакомство с понятием «память», «зрительная память». Игры на развитие зрительной памяти. Упражнения на развитие объема внимания. Ритуал прощания.
Тема 12. Занимательные картинки
Ритуал приветствия. Игры на развитие зрительной памяти. Упражнения на тренировку распределения и переключения внимания. Игры с пальчиками. Ритуал прощания.
Тема 13. Ушки на макушке
Ритуал приветствия. Знакомство с понятием «слуховая память». Игры на развитие слуховой памяти. Упражнения на развитие ориентировки на листе бумаги. Ритуал прощания.
Тема 14. Занимательные слова
Ритуал приветствия. Игры на развитие слуховой памяти. Игры на обогащение знаний об окружающем, активизация словаря. Пальчиковые игры. Ритуал прощания.
Тема 15. Учимся запоминать
Ритуал приветствия. Игры, способствующие развитию способности к осмысленному запоминанию. Упражнения на развитие осязательной памяти. Игры на развитие мелкой моторики. Ритуал прощания.
Тема 16. Запомнить и не забыть
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие знаково-символической функции памяти. Игры на развитие зрительно-двигательной координации. Ритуал прощания.
Тема 17. Как запомнить?
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие ассоциативной памяти. Игры на развитие ориентировки в пространстве. Игры с пальчиками. Ритуал прощания.
Тема 18. Кто самый, самый?
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти. Игры на бумаге. Ритуал прощания.
Раздел III. Мышление и речь
Тема 19. Как много интересного вокруг
Ритуал приветствия. Знакомство с понятием «мышление». Игры, способствующие расширению кругозора. Упражнения на развитие зрительной памяти. Ритуал прощания.
Тема 20. Развитие наглядно-образного мышления
Ритуал приветствия. Игры с карточками, схемами на нахождение недостающих деталей. Игры с пальчиками. Упражнения на развитие осязательной памяти. Ритуал прощания.
Тема 21. Развитие мыслительных операций
Ритуал приветствия. Игры на развитие умения анализировать предмет, выделять главное и второстепенное. Игры на развитие слуховой памяти, концентрации внимания. Ритуал прощания.
Тема 22. Что лишнее?
Ритуал приветствия. Игры на развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение). Упражнения на развитие ориентировки в пространстве. Ритуал прощания.
Тема 23. Что сначала, что потом?
Ритуал приветствия. Упражнения на определение причинно-следственных связей. Игры на развитие мелкой моторики рук, устойчивости внимания. Ритуал прощания.
Тема 24. Одинаковые - разные
Ритуал приветствия. Игры на развитие мыслительных операций: классификация, обобщение, сравнение. Игры на обогащение знаний об окружающем, активизация словаря. Ритуал прощания.
Тема 25. Учимся думать
Ритуал приветствия. Упражнения на установление логических связей между предметами. Упражнения на разгадывание головоломок и ребусов на листе бумаги. Ритуал прощания.
Тема 26. Давай подумаем
Ритуал приветствия. Игры на развитие образно-логического мышления. Упражнения на развитие памяти. Ритуал прощания.
Тема 27. Самый сообразительный
Ритуал приветствия. Игры на развитие мышления и сообразительности. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги. Ритуал прощания.
Тема 28. Ума палата
Ритуал приветствия. Игры на развитие словесно-логического мышления. Упражнения на обогащение знаний об окружающем, активизация словаря. Ритуал прощания.
Тема 29. Учимся говорить правильно
Ритуал приветствия. Упражнения на развитие умения задавать вопросы и отвечать на них. Игры на развитие памяти. Ритуал прощания.
Тема 30. Похожие слова Ритуал приветствия. Составление рассказов по картинке. Упражнения на развитие мелкой моторики рук. Ритуал прощания.
Словарь терминов
АССОЦИАЦИЯ – соединение, связь психических явлений друг с другом.
ВНИМАНИЕ – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
ВООБРАЖЕНИЕ – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
ЗАПОМИНАНИЕ – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.
МЫШЛЕНИЕ– психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
НАГЛЯДНО - ДЕЙСТВЕННОН МЫШЛЕНИЕ – способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.
НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ – способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
ОБОБЩЕНИЕ – выделение общего из множества частных явлений.
ПАМЯТЬ – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
РЕЧЬ– система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления человека, где в качестве решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.
Список литературы
1.Зак, А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.
[Текст] - Ярославль.: Академия развития, 1998. – 192с.
2.Бабаева, Т. И. У школьного порога. [Текст] – М.: Просвещение, 1993. – 128с.
3.Барташникова, И. Я., Барташников, А. А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. [Текст]. – Харьков, 1997.
4.Ковалева, Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. [Текст] - М.: Лист-Нью, 2000. – 336с.
5.Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов [Текст] – М.: Гном и Д, 2000. – 64с.
6.Нижегородцева, Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] – М.: Владос, 2002. – 256с.
7.Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. Кн. 2. 8.Психология образования [Текст] – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – 496с.
9.Светлова, И. Е. Логика [Текст] – М.: Эксмо, 2004. – 64с.
10.Светлова, И. Е. Развитие речи [Текст] – М.: Эксмо, 2004. – 64с.
11.Светлова, И. Е. Укрепляем память [Текст] – М.: Эксмо, 2004. – 64с.
12.Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192с.
13.Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Помоги принцу найти Золушку [Текст] – М.: Просвещение, 1994. – 144с.Приложение №1
Конспекты занятий
Раздел I. Восприятие
Занятие № 1
Тема: «Давайте познакомимся»
Цель: снятие психологического барьера между педагогом и детьми.
Методы: беседа, коммуникативные игры, рисование, упражнения и игры на телесный эмоциональный контакт.
Средства: мягкая игрушка, цветные карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
Вводная беседа «Представление». Психолог представляется детям и рассказывает о том, чем они будут заниматься на занятиях психологии. Затем дети называют свои имена. После детям предлагается рассказать о своих любимых сказках, мультфильмах, играх, игрушках.
Основная часть
Упражнение – разминка «Имя». Детям предлагается по очереди назвать своего соседа справа (слева).
Игра – конкурс «Кто знает больше имен». Психолог предлагает детям разбиться на 2 команды. Каждая команда должна назвать по очереди как можно больше имен.
Рисование на тему «Это я».
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания. Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят: «Всем до свидания». Психолог: «Всем до свидания. Все были молодцы. Я рада буду увидеть вас всех вновь на следующем занятии».
Занятие № 2
Тема: «Какие разные предметы»
Цель: развитие восприятия (цвета, формы, величины).
Задачи:
Познакомить с понятием цвет, форма, величина.
Учить различать предметы по цвету, форме, величине.
Воспитывать познавательный интерес.
Методы: слово педагога, беседа, игра.
Средства: лото, картинки.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия. Дети встают в круг, берутся за руки. Психолог: «Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех вновь на занятии». Дети: «Мы тоже рады вас видеть».
Знакомство с понятием цвет, форма, величина.
Основная часть
Игра «Лото» (цвет, форма).
Игра «На что похоже». Психолог показывает детям различные геометрические фигуры и предлагает им вспомнить предметы из окружающего мира, которые похожи на ту или иную фигуру. Затем детям предлагается раскрасить фигуры.
Игры с пальчиками.
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания. Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят: «Всем до свидания». Психолог: «Всем до свидания. Все были молодцы. Я рада буду увидеть вас всех вновь на следующем занятии».
Занятие №2
Задание «На что похоже»
Занятие 3
Тема: «Пространственные отношения»
Цель: развитие пространственных отношений.
Задачи:
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Учить различать предметы на ощупь.
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, рисование, упражнение, игра.
Средства: бланки с рисунками, листы с заданием, счетные палочки, волшебный мешочек, цветные карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
1. Упражнение «Раскрась рисунок по частям». Детям предлагается раскрасить рисунок по частям.
2. Упражнение «Кто быстрее». Дети делятся на 2 команды. Каждый ребенок по очереди должен добежать до противоположной стороны комнаты, взять листок с заданием и выполнить его. Задание: построить по образцу узор из счетных палочек.
3. Игра «Волшебный мешочек».
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания
Занятие №3
Задание «Раскрась рисунок по частям»
Занятие 4
Тема: «Шаг вправо, шаг влево»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Задачи:
Развивать умение ориентироваться на листе бумаге, зрительно-двигательную координацию.
Учить работать по образцу.
Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, рисование, упражнение.
Средства: бланки с заданием, цветные карандаши, образцы с рисунками.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Упражнение «Домики гномиков». Дети разукрашивают картинку под диктовку психолога.
Упражнение «Повторяй за мной».
Упражнение «Соедини точки». Детям предлагается рассмотреть рисунки на образце и сделать свои рисунки, соединив точки в рамках.
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Занятие №4
Задание «Домики гномиков»
Занятие №4
Задание «Соедини точки»
Раздел II. Внимание и воображение
Занятие 5
Тема: «Внимание»
Цель: развитие внимания
Задачи:
Познакомить с понятием «внимание».
Развивать внимание (концентрация), умение ориентироваться в пространстве листа.
Воспитывать познавательный интерес.
Методы: беседа, игра, рисование.
Средства: картинки, бланки с заданием, карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
1. Ритуал приветствия.
Знакомство с понятием «внимание».
Основная часть
«Будь внимательным»
Психолог предлагает детям послушать слова, и если они услышат название игрушки – хлопнуть в ладоши.
Детям предлагается расставить значки, как в образце. Психолог фиксирует время, затраченное на выполнение задания, и число ошибок.
«Ушки на макушке»
В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Дети должны перечислить все услышанные звуки.
Упражнение на развитие концентрации внимания «Найди отличия». Детям предлагается найти отличия на предъявленных картинках. Каждый ребенок получает свою картинку.
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Занятие №5
Задание «Расставь значки»
Занятие №5
Задание «Найди отличия»
Занятие 6
Тема: «Кто больше?»
Цель: развитие внимания (объем).
Задачи:
Развивать объем внимания.
Учить самостоятельно выполнять задания.
Воспитывать усидчивость, терпеливость.
Методы: слово педагога, игра, упражнение.
Средства: карточки со схематичным изображением человечков, бланки с заданием.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
1. Упражнение «Какие предметы спрятаны в рисунке?»
2. Игра «Веселые человечки». Детям предлагается брать карточку со схематичным изображением веселых спортсменов и изобразить то упражнение, которое там нарисовано. Все дети повторяют. Фигурки отличаются друг от друга различным пространственным расположением рук и ног.
3. Психолог предлагает детям задание на карточке (инд.), где нужно раскрасить одинаковые предметы в одинаковый цвет. А далее необходимо закрасить в каждом рисунке только треугольники.
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Занятие №6
Задание «Какие предметы спрятаны в рисунке?»
Занятие №6
Задание «Веселые человечки»
Занятие №6
Задание «Раскрась одинаковые предметы»
Занятие 7
Тема: «Что за чем»
Цель: развитие внимания.
Задачи:
Развивать внимание (переключение и распределение).
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Воспитывать интерес к занятиям.
Методы: слово педагога, игра.
Средства: инд. бланки с лабиринтами, пакет с различными предметами.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Игра «Хлопни - топни». Дети слушают слова, когда услышат слово, обозначающее школьную принадлежность – хлопают в ладоши. Когда животное – топают ногой. Слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пинал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, стиральная резинка, муравей.
«Лабиринты».
«У меня в руке» (тактильное восприятие предметов).
Заключительная часть.
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие №7
Задание «Лабиринты»
Занятие 8.
Тема: «Самый внимательный»
Цель: развитие внимания.
Задачи:
Развивать внимание (устойчивость, концентрация).
Учить работать по образцу и без образца.
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, рисование, игра.
Средства: инд. бланки с заданием, карандаши, спички, образцы с узорами.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
«Домик - яблоко». Детям предлагается дорисовать яблоку листик, домику – окно. Затем раскрасить в определенной последовательности.
Игра с пальчиками.
Выкладывание узоров. Детям предлагается выложить узор из палочек так, как показано на образце. Затем предлагается выложить узоры самостоятельно.
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие №8
Задание «Домик-яблоко»
Занятие №8
Задание «Выкладывание узоров»
Занятие 9
Тема: «В мире волшебства».
Цель: Развитие творческого воображения.
Задачи:
Развивать воображение.
Учить работать самостоятельно при выполнении заданий.
Воспитывать познавательный интерес.
Методы: слово педагога, рисование, упражнение.
Средства: бланки с фигурами, карандаши, мяч.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Игра – упражнение «Что это?» Психолог предлагает детям назвать предметы, которые могут сочетать в себе два признака. Например:
2. Упражнение «Дорисовывание фигур». Детям дается 10 фигур и предлагается поразмыслив, дорисовать эти фигуры так, чтобы получилась картинка.
3. Упражнение «Назови картинку». Психолог показывает детям сюжетную картинку (достаточно яркую и имеющую ясное содержание) и дает время 2-3мин на то, чтобы ее хорошенько разглядеть, после чего предлагает придумать как можно больше для нее названий. Оценивается беглость, гибкость и оригинальность ответов.
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие №9
Задание «Дорисовывание фигур»
Занятие №9
Задание «Назови картинку»
Занятие 10.
Тема: «Точка, точка, запятая».
Цель: развитие фантазии.
Задачи:
Развивать фантазию, внимание.
Воспитывать активность, инициативность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, мяч, игра.
Средства: карточки с различными изображениями (волнистая линия, галочка, трапеция и др.)
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Игра «Как это можно применить?» Детям предлагаются предметы в кабинете и предлагается придумать «Как еще, кроме основного предназначения, можно использовать эти предметы?»
Игры с пальчиками.
Игра «На что это похоже?» Детям предлагается придумать на что похожи различные изображения.
Игра «Хлопни - топни».
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Раздел III. Память.
Занятие 11.
Тема: «Память».
Цель: развитие памяти.
Задачи:
Познакомить с понятием «память», «зрительная память».
Развивать зрительную память, внимание (объем).
Воспитывать познавательный интерес к занятиям.
Методы: слово педагога, рисование, игра, упражнение.
Средства: игрушки (5-7), бланки с фигурами, картинки, альбомные листы, карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Познакомить с понятием «память», «зрительная память».
Основная часть
Игра «Какой фигуры не стало?»
Упражнение «Запомни и нарисуй». Детям предлагается в течении 10сек. посмотреть на рисунок из фигур (последовательно от 2 до 6) запомнить, а затем воспроизвести.
«Кто больше?» Детям предлагается посмотреть и запомнить картинки, а затем назвать, что запомнили.
Заключительная часть.
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие №11
Задание «Запомни и нарисуй»
Занятие 12.
Тема: «Занимательные картинки».
Цель: развитие зрительной памяти.
Задачи:
Развивать зрительную память.
Упражнять умение распределять и переключать внимание.
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, рисование, упражнение.
Средства: сюжетные картинки, бланки с фигурами, альбомные листы, карандаши.
Ход занятия.
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Упражнение «Вспомни все». Детям предлагается запомнить сюжетную картинку и ответить на вопросы.
Упражнение «Не упусти растение». Психолог: я буду называть слова. Когда услышите название растения, должны хлопнуть в ладоши. Слова: дорого, тигр, береза, самолет, стол, роза, змея, кукла, гриб, школа, шапка, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, стакан, молоток, гвоздь, гвоздика, театр, игра, ива, иволга, воробей, кот, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, горд, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, одуванчик, мимоза.
Упражнение «Запомни и нарисуй».
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие №12
Задание «Запомни и нарисуй»
Демонстрационный материал
Раздаточный материал
Занятие 13.
Тема: «Ушки на макушке».
Цель: развитие слуховой памяти.
Задачи:
Развивать слуховую память, умение слушать и слышать.
Упражнять умение ориентироваться на листе бумаги.
Воспитывать познавательный интерес.
Методы: слово педагога, упражнение, рисование.
Средства: рассказ, бланки с рисунками, карандаши.
Ход занятия.
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Рассказ «В зоопарке». Психолог читает детям рассказ. По окончании чтения детям задается вопрос: «Какие животные были в рассказе?»
В зоопарке.
В нашем зоопарке много зверей. Здесь живут зайцы, львы, обезьяны и зебры. Рядом с птицами расположились семейства зубров и верблюдов. Недалеко от них ходят волки и скачут кенгуру. Змеи любят тепло, они живут в отдельном доме. Слоны гуляют в высоком вольере. Бурые медведи ходят по клетке, а белые медведи плавают в бассейне. Лисы и хорьки живут в норках. Нам нравятся звери и мы часто ходим в зоопарк.
«Запомни». С установкой на запоминание детям предлагаются следующие слова: сокол, сито, старик, сарай, Снегурочка.
Задание 1. воспроизвести слова.
Задание 2. детям предлагают ответить на вопрос: «Что общего у этих слов? Чем они похожи?»
Задание 3. придумать слова, которые начинаются с буквы «С».
Упражнение «Дорисуй недостающую половинку каждого рисунка».
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие №13
Задание «Дорисуй недостающую половинку каждого рисунка»
Занятие 14.
Тема: «Занимательные слова».
Цель: развитие слуховой памяти.
Задачи:
Развивать слуховую память.
Расширять знания об окружающем.
Воспитывать познавательный интерес.
Методы: слово педагога, рассказ, игра.
Средства: карточки со словами.
Ход занятия
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Упражнение «Каскад слов». Психолог просит повторять за ним слова в определенном порядке. 1-й вариант:
Рассказ «Бабушка и внучка». Детям предлагается послушать рассказ и ответить на вопросы.
«Бабушка и внучка».
Жила-была старенькая бабушка. Звали ее Татьяной Ивановной. Была у бабушки внучка Ирочка. Вот такая маленькая! А еще у бабушки была козочка Зорька. Вот с такими рогами! Петушок – красный гребешок, курочка-пеструшка, да собачка Шарик. Рано утром проснется петушок и громко-громко запоет. Разбудит петушок и курочку-пеструшку, и козочку Зорьку. Курочка закудахчет. Снесет деткам яичко. Козочка запросит свежей травки. А собака шарик, как проснется, так и начнет наводить во дворе порядок: на всех лает, а в дом чужого не пускает. Внучка Ирочка проснется. Сразу за работу берется. Сама оденется, умоется, постельку свою заправит, петушка с курочкой накормит, козочки свежей травки надерет, а Шарику косточку принесет. А потом сама с бабушкой позавтракает и гулять пойдет.
Игры с пальчиками.
«Как это можно использовать?» Детям предлагается найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, слово «карандаш»: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, удочку. Затем дети самостоятельно придумывают варианты использования предметов: стол, книга, ложка, пакет, мяч.
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие 15.
Тема: «Учимся запоминать».
Цель: развитие слуховой памяти
Задачи:
Развивать способность к осмысленному запоминанию.
Учить определять предмет на ощупь.
Воспитывать познавательный интерес.
Методы: слово педагога, игра, упражнение.
Средства: мел, предметы из различных материалов, шнурочки.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Упражнение «Вспомни другое слово». Детям предлагается послушать пары слов и постараться их запомнить. А потом по первым словам в каждой паре вспомнить вторые.
Дождь – зонт. Самолет – облако.
Чашка – блюдце. Карандаш – тетрадь.
Кошка – молоко. Дом – окно.
Лес – грибы. Птица – гнездо.
Игра «Угадай, что внутри?» (развитие осязательной памяти).
Упражнение «Смотри и запоминай». Детям предлагается запомнить стихотворение с помощью рисунков, которые психолог рисует на доске.
«Шнуровка».
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие 16.
Тема: «Запомнить и не забыть»
Цель: развитие памяти
Задачи:
Развивать знаково – символическую функцию памяти.
Развивать зрительно – двигательную координацию.
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, упражнение, рисование.
Средства: карточки с символами, бланки с рисунками, карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Упражнение «Запоминай». Детям предлагается запомнить символы, изображенные на карточках. К каждому знаку – символу нужно запомнить слово, обозначающее этот знак.
Упражнение «Небо, земля, огонь, вода».
Упражнение «Дорисуй недостающую половинку каждого рисунка».
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие №16
Задание «Запоминай»
Занятие №16
Задание «Дорисуй недостающую половинку каждого рисунка»
Занятие 17.
Тема: «Как запомнить»?
Цель: развитие памяти
Задачи:
Развивать ассоциативную память.
Учить ориентироваться в пространстве.
Воспитывать познавательный интерес.
Методы: слово педагога, упражнение.
Средства: рисунки.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Упражнение «Запоминай». Психолог называет слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Детям предлагается запомнить, а затем воспроизвести.
Упражнение «Справа, слева».
Упражнение «Смотри и запоминай». Психолог предлагает детям запомнить слова, используя рисунки.
Игры с пальчиками.
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие №17
Задание «Смотри и запоминай»
Занятие 18.
Тема: «Кто самый, самый»
Цель: развитие памяти
Задачи:
Развивать память (зрительную, слуховую, ассоциативную).
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Воспитывать познавательный интерес.
Методы: слово педагога, игра, рисование.
Средства: картинки, рисунки, бланки лабиринтов.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Игра «Запомни и нарисуй» (см. занятие №11).
Игра «10 слов».
«Лабиринты».
Игра «Смотри и запоминай» (игрушки).
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие №18
Задание «Лабиринты»
Раздел IV. Мышление и речь.
Занятие 19.
Тема: «Как много интересного вокруг»
Цель: развивать мышление.
Задачи:
Познакомить с понятием «Мышление».
Расширять кругозор.
Воспитывать познавательный интерес.
Методы: слово педагога, игра.
Средства: картинки, бланки для детей, карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
1. Познакомить с понятием «мышление».
2. Игра «Как это можно использовать?»
3. Игра «Посмотри вокруг и назови».
4. Игра «Запомни и нарисуй» (см. занятие №12).
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Занятие 20.
Тема: «Развитие наглядно-образного мышления»
Цель: развитие мышления
Задачи:
1. Развивать наглядно – образное мышление.
2. Учить работать со схемами.
3. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, игра, рисование.
Средства: бланки с заданиями, карандаши, пазлы.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
1. Игра «Что забыл нарисовать художник?». Детям предлагается определить, что забыл нарисовать художник и дорисовать.
2. Пазлы.
3. Игры с пальчиками
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Занятие №20
Задание «Что забыл нарисовать художник?»
Занятие 21.
Тема: «Развитие мыслительных операций»
Цель: развитие мыслительных операций.
Задачи:
Развивать умение анализировать предмет, выделять главное и второстепенное.
Учить слушать и запоминать.
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, игра, упражнение.
Средства: картинки к игре «Часть и целое», бланки с изображением елочки и гриба, карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Игра «Часть и целое».
Игра «Вспомни другое слово».
Упражнение «Елочка-кружечка». Детям предлагается дорисовать у елочки - ножку, у кружечки – ручку..
Психолог предлагает подобрать слова и продолжить смысловой ряд и назвать обобщающее слово:
Лев-тигр-слон…
Кошка-собака-свинья…
Огурец-помидор-лук…
Трактор-трамвай-велосипед…
Диван-стол-стул…
Рубашка-платье-юбка…
Вишня-слива-яблоко…
Панамка-кепка-шапка…
Сандалии-ботинки-сапоги…
Стакан-тарелка-ложка…
Роза-ромашка-гвоздика…
Синица-воробей-голубь…
Мячик-скакалка-машина…
Лопата-грабли-лейка…
Молоток-ножовка-гвоздь…
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.
Занятие 25.
Тема: «Учимся думать»
Цель: развитие мышления
Задачи:
Развивать умение устанавливать логические связи между предметами.
Учить разгадывать головоломки и ребусы.
Воспитывать познавательный интерес к занятиям.
Методы: слово педагога, игра, упражнение, проблемная ситуация.
Средства: игра «Аналогии», ребусы.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Игра «Аналогии» (с картинками).
Упражнение «Назови слова на оборот». Детям предлагается назвать противоположное по смыслу слово. Например: горячее – холодное, кислое, широкий, толстый, твердый, легкий и тд.
Ребусы.
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Занятие №25
Задание «Ребусы»
Занятие 26.
Тема: «Давай подумаем»
Цель: развитие мышления
Задачи:
Развивать образно-логическое мышление.
Учить запоминать и воспроизводить зрительный материал.
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, упражнение, игра, проблемная ситуация.
Средства: картинки, листы, карандаши.
Ход занятия
Вводная часть.
Ритуал приветствия. Основная часть.
1.Упражнение «Окончание слов». Психолог: я буду начинать слово, произнося первый слог, а вы его должны закончить. Слога по…, на…, за…, ми…, до…, че…, пры…, ку…, зо…
Игра «Определения».
Детям предлагается рассказать о предмете так (не используя жесты), чтобы все поняли, что имеет ввиду говорящий. Например: кастрюля – то, в чем варят суп. Слова: автобус, мяч, ромашка, озеро, мышь, резиновые сапоги, эскимо, лес, лодка и др
Упражнение «Запомни и нарисуй» (см. занятие №19).
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Занятие 27.
Тема: «Самый сообразительный»
Цель: развитие мышления
Задачи:
Развивать мышление и сообразительность.
Упражнять умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, упражнение, рисование.
Средства: текст сказки, бланки для рисования, карандаши, гномики.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Упражнение «Как называется сказка?». Психолог: сейчас я хотела бы прочесть известную сказку, но в моей книжке исчезли почти все буквы. Так, что мне придется рассказать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. «Жи.. бы.. де.. и ба.. . И бы.. у ни.. Ку.. Ря.. . Сне.. Ку.. Ря.. я.., но не про.. , а зо.. . Де.. би.. би.. не ра.. . Ба.. би.. би.. не ра.. . Мы.. бе.., хво.. ма.., я.. упа.. и ра.. . Де.. пла.., ба.. пла.., а Ку.. го.., не пла.., ба.., не пла.., де.., я сне.. ва.. я.. не зо.., а про.. . » Как называется сказка?
Упражнение «Домики гномиков».
Упражнение «Подбери слова признаки».
Холод (зимний)
Стол (письменный, обеденный, деревянный, круглый)
Вода (холодная, зеркальная, чистая, мутная)
Снег (пушистый, белый, колючий, скрипучий)
Дым (густой, черный, серый)
Луна (желтая, круглая, белая)
Трава (луговая, зеленая, скошенная, весенняя)
День (ясный, солнечный, короткий, длинный, праздничный)
Обогащать знания об окружающем, активизировать словарь.
Воспитывать активность при выполнении заданий.
Методы: слово педагога, игра.
Средства: мягкая игрушка.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Игра «Назови слова наоборот»
Слон большой, а мышка…
Подушка мягкая, а стол…
Огонь горячий, а лед…
Баба Яга злая, а Иванушка…
Река широкая, а ручеек…
Куст низкий, а дерево…
Буратино веселый, а Пьеро…
«Аналогии» (на слух).
Детям предлагается подобрать подходящие слова и закончить выражение правильно. Огурец – это овощ, а яблоко – это. На столе - скатерть, а на полу - …Учитель – в школе, а врач - … У птицы – крылья, а у рыбы - … У человека – руки, а у медведя - …
Игра «Бывает – не бывает».
Поезд летит по небу; волк бродит по лесу; яблоко соленое; человек вьет гнездо; кошка гуляет по крыше; лодка плывет по небу; папа ушел не работу; кошка хочет есть; почтальон принес гнездо; зайчик пошел в школу; бегемот залез на дерево; шапочка резиновая; дом пошел гулять; туфли стеклянные; на березе выросли шишки; волк сидит на дереве.
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Занятие 29.
Тема: «Учимся говорить правильно»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Развивать умение задавать вопросы и отвечать на них.
Учить слушать и запоминать.
Воспитывать познавательный интерес к занятиям.
Методы: слово педагога, упражнение.
Средства: картинки, мягкая игрушка.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Упражнение «Спросил - ответь».
Упражнение «Слушай и запоминай».
Упражнение «Сравнение предметов».
Детям предлагается сравнить пары слов: груша и яблоко, кошка и мышка, топор и молоток, город и деревня, муха и бабочка, дом и избушка, стол и стул, вода и молоко, пианино и скрипка, шалость и драка, щекотать и гладить.
Заключительная часть
Рефлексия занятия
Ритуал прощания.
Занятие 30.
Тема: «Похожие слова».
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Развивать умения составлять рассказ по картинке.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать умение слушать и слышать.
Методы: слово педагога, упражнение, рисование.
Средства: сюжетные картинки, бланки для рисования, карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
Ритуал приветствия
Основная часть
Упражнение «Сюжетная картинка». Детям предлагается составить рассказ по картинке.
Упражнение «Дорисуй недостающую половинку каждого рисунка».
Заключительная часть
Ритуал прощания
Рефлексия занятия.
Занятие №30
Задание «Сюжетная картинка»
Занятие №30
Задание «Дорисуй недостающую половинку каждого рисунка»
Приложение №2-Диагностические методики
Методика «Геометрический рисунок»
Цель: определение уровня развития восприятия.
Оборудование: ребенку предъявляется цветной рисунок, состоящий из геометрических фигур.
Инструкция: Посмотри рисунок и ответь на следующие вопросы:
Что нарисовано на этой картинке?
Есть ли здесь знакомые тебе цвета? Назови и покажи их.
Есть ли здесь знакомые тебе геометрические фигуры? Назови и покажи их.
Скажи, что нарисовано вверху листа?
Что нарисовано на середине листа?
Что нарисовано внизу картинки?
Что нарисовано справа от домика?
Что нарисовано слева от домика?
Что нарисовано в правом нижнем углу?
Что нарисовано в левом верхнем углу?
Анализ результатов:
1 уровень – ответил на все вопросы, знает основные цвета и фигуры.
2 уровень – ответил на 7-8 вопросов, показывает и называет основные фигуры и цвета
3 уровень – ответил на 5-6 вопросов, допускает незначительные ошибки при назывании
4 уровень – ответил на 3-4 вопроса, путает цвета и фигуры
5 уровень – ответил на 1-2 вопроса, не знает основных цветов и фигур
Методика «Запомни и расставь точки
Цель: определение объема внимания ребенка.
Оборудование: 8 квадратов, разделенных на 8 равных квадратных частей, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с 2 точками: а внизу –квадрат с 9 точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимися на них числом точек).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру. Я тебе буду одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку показывается каждая из 8 карточек в течении нескольких секунд и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек.
Уровень оценки результатов:
1 уровень –воспроизвел правильно на карточке 6 и более точек.
2 уровень –правильно воспроизвел 4-5 точек.
3 уровень –безошибочно воспроизвел по памяти 3 точки.
4 уровень –правильно поставил 2 точки.
5 уровень –не смог воспроизвести правильно не одной карточки.
Методика «образная память»
Цель: изучение кратковременной зрительной памяти.
Описание: в качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 с. Запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение 1 минуты он должен воспроизвести запомнившееся.
Инструкция: «Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, скажите то, что успели запомнить».Время предъявления таблицы 20 с.
Уровни оценки результатов:
1 уровень –10-9 образов (картинок)
2 уровень –8-7 образов (картинок)
3 уровень –6-5 образов (картинок)
4 уровень –4-3 образов (картинок)
5 уровень-2-1 образов (картинок)
Методика исследования оперативной слуховой памяти «10 слов»
Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
Оборудование: набор из 10 слов –масло, заяц, лось, ухо, час, луна,огонь, гриб, море, лужа
Инструкция: прочитаю тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить. (Слова предъявляются в медленном темпе, однократно и отчетливо, порядок их воспроизведения не имеет значения)
Уровни оценки результатов:
1 уровень –10-9 слов
2 уровень –8-7 слов
3 уровень –6-5 слов
4 уровень –4-3 слова
5 уровень-2-1 слова
Методика исследования словесно-логического мышления по Керну-Йерасеку
Цель: Определение уровня развития словесно-логического мышления
Оборудование: Бланк теста
Инструкция: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов
Процедура: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по представленной шкале
На кого больше похожа собака на кошку или на петуха?
0
1
10
Почему?
0
2 (более 2 вариантов)
11
Зачем автомобилю тормоза?
0
2 (более 2 вариантов)
12
Чем похожи молоток и топор?
0
2 (более 2 вариантов)
13
Что такое футбол, теннис, плавание?
0
1 (игра, физкультура)
2(спорт)
14
Какой ты знаешь транспорт?
0
1 (наземный)
2 (водный, воздушный)
15
Чем отличается старый человек от молодого?
0
2 (более 2 вариантов)
Уровни оценки результатов:
1 уровень –20-22 балла
2 уровень –19-17 баллов
3 уровень –16-14 баллов
4 уровень –13-11 баллов
5 уровень –10 и менее баллов.
Методика исследования развития мышления
«Последовательные картинки»
Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.
Оборудование: 4 сюжетно связанных картинок
Инструкция: перед ребенком выкладываются с нарушением последовательности сюжетной линии: 2-3-1-4. Предлагается разложить картинки по порядку.
Уровни оценки результатов:
1 уровень –разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий
2 уровень –разложил верно, самостоятельно внеся поправки
3 уровень –сделал 1 ошибку и при обосновании ее исправил
4 уровень –сделал 1 ошибку и не исправил с обоснованием
5 уровень –разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнить задание.
Методика «Что здесь лишнее?»
Цель: определение уровня развития операции квалификации на вербальном уровне
Оборудование: 5 карт с изображением набора из 4 предметов, 1 из которых не может быть обобщен с ними по общему существенному признаку, то есть –«лишний»
Инструкция: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Подумай, как назвать одним словом предметы.
Процедура: испытуемому поочередно предлагается пять карт различной тематики:
«Домашний –дикие животные»
«Игрушки –цветы»
«Школьные принадлежности – игрушки»
«Рыбы- водоплавающие»
«Мебель – посуда»
Обработка: каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличия –отсутствия обобщающего слова.
УРОВНИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Уровень
Признак обобщения
Наличие обобщающего слова
1
2
3
4
5
существенный
существенный
функциональный
случайный
нет обобщения
есть
нет
нет
нет
нет
Уровень выполнения задания (У1+У2+У3+У4+У5)/5
Методика «Нелепицы»
Цель: определение уровня образно-логического мышления.
Оборудование: Картинка с нелепыми ситуациями
Инструкция: посмотри внимательно и расскажи, что неправильно нарисовано на картинке.
Уровни оценки результатов:
1 уровень – если ребенок заметил 8 и более нелепиц
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(211) "Консультация для родителей .Формирование интереса к чтению художественной литературы детям с рождения и до школы."
["seo_title"] => string(133) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-formirovaniie-intieriesa-k-chtieniiu-khudozhiestviennoi-litieratury-dietiam-s-rozhdieniia-i-do-shkoly"
["file_id"] => string(6) "332100"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1464836494"
}
}