kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по физике "Закон Кулона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 10 классе "Закон Кулона". Урок изучения нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике "Закон Кулона"»

Тема « Закон Кулона.». 10 класс


Тип урока: изучение нового материала.


Цели:

Образовательная:

  • Рассмотреть, как происходит взаимодействие точечных зарядов.

  • Добиться понимания учащимися закона Кулона, его физического смысла и границ применения.

Воспитательная:

  • формирование научного мировоззрения.

  • формирование основных навыков решения задач на применение закона Кулона.

Развивающая:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.


Оборудование: ПК, проектор, экран, доска, компьютерная презентация, раздаточный материал.


План урока:

  1. Вызов.

  2. Осмысление.

  3. Рефлексия.

Ход урока.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать, и я научусь».

Конфуций

1Вызов..

Приветствие. Постановка цели урока.(Раздать оценочные листы, тесты, качественные и количественные задачи ).

2.Осмысление.

1. Тест

1 вариант

1. Силы, действующие на заряды, правильно указаны на рисунке

  1. только А

  2. только Б

  3. только В

  4. Б и В

  5. А и В

2. Если две заряженные материальные точки притягиваются, то обязательно

  1. обе имеют положительный заряд

  2. обе имеют отрицательный заряд

  3. одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный

  4. либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд

3. Если две заряженные материальные точки отталкиваются, то обязательно

  1. обе имеют положительный заряд

  2. обе имеют отрицательный заряд

  3. либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд

  4. одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный

4. Единица измерения электрического заряда (в СИ)

  1. Вольт

  2. Ватт

  3. Кулон

  4. Ом

  5. Ампер

5. Водяная капля с электрическим зарядом +2.10-8 Кл соединилась с другой каплей, обладающей зарядом +2.10-8 Кл. Заряд образовавшейся капли равен

  1. +4.10-8 Кл

  2. +2.10-8 Кл

  3. 0

  4. -2.10-8 Кл

  5. -4.10-8 Кл

6. От водяной капли, обладающей электрическим зарядом +2е, отделилась маленькая капля с зарядом -3е. Электрический заряд оставшейся части капли равен

  1. –5е

  2. –3е

  3. –е

  4. +3е

  5. +5е

2 вариант

1. В каком случае взаимодействие зарядов указано правильно?

  1. только А

  2. только Б

  3. только В

  4. Б и В

  5. А и В

2. Известно, что натиранием о шерсть заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, капрона. Заряжается ли при этом шерсть?

  1. Да, т.к. в электризации трением всегда участвуют два тела и при этом электризуются оба;

  2. хотя в электризации трением участвуют два тела, в опытах всегда используются только палочки. Поэтому можно считать, что заряжаются только палочки.

3. Как взаимодействуют друг с другом эбонитовая палочка, наэлектризованная трением о мех, и стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шёлк?

  1. будут притягиваться

  2. будут отталкиваться

  3. не будут взаимодействовать

4. Нейтральная капля разделилась на две. Первая обладает электрическим зарядом +q . Каким зарядом обладает вторая капля?

  1. +2q

  2. -q

  3. +q

5. Можно ли создать или уничтожить электрический заряд?

  1. Нельзя создать или уничтожить электрический заряд.

  2. Создать можно, уничтожить нельзя.

  3. Создать нельзя, уничтожить можно.

6. Алгебраическая сумма электрических зарядов атома в нормальном состоянии равна нулю, поэтому он:

  1. Заряжен отрицательно

  2. Электрически нейтрален

  3. Заряжен положительно




Ответы:

1 вариант: 1.В; 2.С; 3.С; 4.С; 5.А; 6.Е

2 вариант: 1.С; 2.А; 3.С; 4.С; 5.А; 6.В.


2.Фронтальный опрос. (Вопросы на слайдах). (Каждая пара готовит ответ на один вопрос).


  1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился?

(Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют)


  1. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны?

(Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)


  1. Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

(Может, в зависимости от того, чем ее натирают)


  1. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему?

(При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)


  1. Газета «Известия» 22 марта 1969 года поместила следующий репортаж своих корреспондентов: «…В Швеции сейчас наблюдается любопытное явление. Здороваешься за руку, и вдруг тебя бьет током, взялся за какой-то металлический предмет – опять удар. В чем дело? Все объясняется просто. Воздух в Скандинавии сейчас настолько сух, что статическое электричество не уходит из организма, а накапливается в нем в больших количествах. От сверхмерной наэлектризованности люди становятся более раздражительными и повышенно возбудимыми». Насколько, с точки зрения физики, обоснованы выводы авторов?


- А теперь давайте рассмотрим, с какой силой могут взаимодействовать заряженные тела.

3. Сообщение учащегося: Автобиография Ш. Кулона.

ШАРЛЬ ОГЮСТЕН КУЛОН

Его именем названа единица электрического заряда и закон электростатики, который изучают в школах.

Шарль Огюстен де Кулон родился 14 июня 1736 г. в Ангулеме (Южная Франция) в зажиточной дворянской семье (его отец был крупным королевским чиновником). Учился в престижном колледже Катр-Насьон (учениками этого колледжа были Д'Аламбер и Лавуазье), где увлекся математикой и написал несколько работ, за которые был избран членом научного общества в Монпелье.

В 1758 г. Кулон поступил учиться в военное училище в Мезьере по специальности военного инженера и блестяще окончил училище в 1761 г. Ему, единственному из всего выпуска присвоили воинское звание первого лейтенанта. Но с военной карьерой не заладилось. Молодого офицера отправили в далекую заморскую колонию, на остров Мартинику, где он в течение 9 лет строил мосты, дороги, укрепления.


Только в 1772г. Кулону удалось вырваться из "зеленого ада" и вернуться во Францию. Здесь он продолжает работать военным инженером в Шербуре, Безансоне и других местах и заниматься наукой. Конечно, прежде всего его интересовали проблемы механики. За научный труд, посвященный расчету архитектурных конструкций, Кулон в 1774 г. был избран членом корреспондентом Академии наук Франции. Он занимался исследованием сил трения, и та формула определения силы трения, которую сейчас изучают в школах, предложена Кулоном.

В 1781 г. Кулон был избран академиком. В те годы его называли "инженером короля", многие парижские сооружения были рассчитаны им. Уже в 80-е годы ХVIII ст. Кулон заинтересовался электрическими силами притяжения и отталкивания. Можно ли измерить столь малые силы? Кулон проявил изумительную изобретательность и в 1784 г. построил прибор для измерения сверхмалых сил - крутильные весы. Благодаря крутильным весам Кулон поставил серию экспериментов и в 1785 г. сформулировал свой знаменитый закон: сила притяжения (или отталкивания) между зарядами прямо пропорциональна произведению зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Кулон гордился тем, что запись его закона подобна записи закона всемирного тяготения Ньютона, но в законе Ньютона было только притяжение. Впоследствии, уже после смерти Кулона, в 1810 г. умер английский физик Генри Кэвендиш. Разбирая его бумаги, исследователи установили, что закон электростатики Кэвендиш открыл еще в 1771 г., но по каким-то причинам не напечатал. Наука, как и история, не знает сослагательного наклонения. Не напечатал - сам виноват. Поэтому закон по праву носит имя Шарля Кулона.

Во время Великой французской революции дворянин и офицер Кулон был вынужден скрываться в маленьком городке Блуа. Когда революция отшумела, прекрасный инженер и ученый опять оказался востребованным и продолжал свою деятельность, занимаясь, в частности, проблемами магнетизма. В 1802 г. Кулона вызвал к себе Наполеон. Небольшое отступление - Наполеон буквально боготворил ученых.

Известен и такой пример. Великому французскому математику Лапласу Наполеон присвоил титул графа и назначил министром. Когда Лаплас успешно провалил работу министра, Наполеон не бранил его, а ласково сказал: "Идите, Лаплас, и займитесь настоящим делом". Кулону Наполеон присвоил генеральское звание и высокую должность Генерального инспектора. Последние годы жизни Кулон прожил в Париже, окруженный уважением и славой. Умер Кулон 23 августа 1806 г.

Электризация тел. Два рода зарядов

Отключили свет опять?
Я решила чуть поспать,
Потянула покрывало –
Темноты на миг не стало,

Заискрилось все вокруг.
Что случилось здесь, мой друг?
Кошка прыгнула тихонько,
Гладила я ее легонько.

Замурлыкала вдруг Мурка
Заискрилась даже шкурка.
Майку стала я снимать,
Удивилась я опять:

Что-то очень затрещало,
А такого не бывало!
Искры брызнули вокруг,
Что случилось с майкой вдруг?

Потерла стеклышко тряпицей,
Пришлось очень удивиться:
Притянулись к палочке мелкие бумажки-
На столе они лежали,
И запрыгали, бедняжки.

Два рода есть зарядов в мире
Запомни: два, а не четыре!

Притянулись вдруг заряды
Такой дружбе мы все рады.
А вот эти все сражались
И , конечно, разбежались.

Распорядилась так природа:
Дала им знаки разные.
Хоть с минусом, хоть с плюсом
Частички те прекрасны.

Человек открыл закон,
Это был Шарль Кулон.
Он сказал: все очень рады,
Что вокруг нас есть заряды,

И сказал, что их движенье
Результат их притяженья.

Как такой закон прочесть?
Расстояние учесть!


4.Просмотр фильма: «Закон Кулона».

5.Физминутка.

6.Решение задач.

Границы применимости закона:

  • Заряженные тела должны быть точечными. Если же размеры и расстояния соизмеримы, то закон Кулона не применим. В этом случае необходимо мысленно «разбить» тело на такие малые объемы, чтобы каждый из них отвечал условию точечности. Суммирование сил, действующих между элементарными объемами заряженных тел, дает возможность определить электрическую силу.

  • Заряженные тела должны быть неподвижными, т.к. при движении заряженных тел проявляется действие магнитного поля, возникающего в результате этого движения.


1. Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если…

А) величина одного из зарядов увеличится в 2 раза;

Б) величина одного из зарядов увеличится в 3 раза, а второго уменьшится в 9 раз;

В) расстояние между зарядами увеличится в 6 раз;

Г) величина одного из зарядов увеличится в 4 раза, а расстояние между ними уменьшится в 2 раза;

2. Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если:

а) расстояние между ними увеличить в 3 раза;

б) заряд одного из них увеличить в 5 раз?


Дано:

r1=r

r2=3r

q1=q2=q

Решение:

Ответ: сила уменьшится в 9 раз.

F1/F2 - ?



Дано:

r=r*

q1=q2=q

q1*=q

q2*=5q

Решение:

Ответ: сила увеличится в 5 раз.


F*/F-?

3. Определите силу взаимодействия 2 одинаковых точечных зарядов по 1 мкКл, находящихся на расстоянии 30 см друг от друга.

Дано:

q1=q2=1 мкКл

r=30 см

k=9•109 Н•м2/Кл2

СИ:

1•10-6 Кл

0,3 м

Решение:

Ответ: F=0,01 Н

F-?



4. Сила взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов, находящихся на расстоянии 0,5 м, равна 3,6 Н найдите величины этих зарядов.


Дано:

r=0,5 м

F=3,6 Н

k=9•109 Н•м2/Кл2

q1=q2=q

Решение:

Ответ: q=0,1•10-4 Кл

q - ?

5. На каком расстоянии нужно расположить два заряда 5•10 -9 Кл и 6•10 -9 Кл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой 12•10-5 Н.?

Дано:

F=12•10-4 Н

k=9•109 Н•м2/Кл2

q1=5•10 -9 Кл

q2 =6•10 -9 Кл

Решение:

Ответ: q=0,1•10-4 Кл

r - ?


6. Определите расстояние между двумя одинаковыми электрическими зарядами, находящимися в керосине, с диэлектрической проницаемостью ε=2,5, если сила взаимодействия между ними такая же, как в вакууме на расстоянии 30 см.

Дано:

ε=2,5

q1=q2=q

F1=F2

r2= 5м

Решение:

Ответ: r1=10м

r1 - ?




3. Рефлексия.



Выводы

  1. Электрическая Кулоновская сила может вызвать движение тел, изменение их скорости.

  2. Птицы слетают с проводов высокого напряжения, когда включают ток, на перьях их возникает статический заряд и они топорщатся - это пугает птицу.

  3. Проводники для опытов по электростатике делают полыми, потому что статические заряды располагаются лишь на внешней поверхности проводника.

  4. При промышленном изготовлении пороха его частицы обволакивают порошком графита: графит проводник и порох заземлен – это предохранение от взрыва.


1.Оцените свою работу на уроке, составив рассказ:

Сегодня на уроке я работал (а) ______________________________________________________________

Я понял (а) (укажите номера понятых вопросов):_______________________________________________

В этом мне помогли:_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Мне нужно разобраться в таких вопросах (укажите номера непонятых вопросов):____________________

Для этого нужно___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


В составлении рассказа вам могут помочь следующие слова.

Слова для оценки работы:

активно

пассивно

с энтузиазмом

равнодушно

результативно

безрезультатно

ответственно

безответственно

позитивно

негативно

сознательно

несознательно

качественно

посредственно

вдумчиво

поверхностно

Работа по устранению затруднений:

  • прочитать записи по теме;

  • прочитать информацию по данной теме в учебнике;

  • выучить определение, формулу, …;

  • научиться изображать силы;

  • проконсультироваться с преподавателем по вопросу…;

2. Подведение итога по оценочным листам.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по физике "Закон Кулона"

Автор: Соколова Наталья Владимировна

Дата: 01.03.2018

Номер свидетельства: 460334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока Закон Кулона "
    ["seo_title"] => string(28) "konspiekt-uroka-zakon-kulona"
    ["file_id"] => string(6) "197287"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428230527"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Закон Кулона "
    ["seo_title"] => string(14) "zakon-kulona-1"
    ["file_id"] => string(6) "130739"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415983048"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Взаимодействие неподвижных зарядов. Закон Кулона. "
    ["seo_title"] => string(53) "vzaimodieistviie-niepodvizhnykh-zariadov-zakon-kulona"
    ["file_id"] => string(6) "140484"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417960388"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок физики. Тема урока "Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия." "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-fiziki-tiema-uroka-eliektrichieskoie-polie-napriazhiennost-idieia-blizkodieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "177776"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424706746"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация к уроку физики по теме: "Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона" "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-k-uroku-fiziki-po-tiemie-vzaimodieistviie-eliektrichieskikh-zariadov-zakon-kulona"
    ["file_id"] => string(6) "164594"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422673937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства