kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по физике в 8-м классе по теме: "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

  • Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах.
  • Добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.
  • Уметь решать качественные задачи по теме.

Воспитательная:

  • Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы.
  • Дальнейшее развитие групповой работы на уроке.

Развивающая:

  • Выделять электрические явления в природе и технике.
  • Определять знак заряда наэлектризованного тела.
  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике в 8-м классе по теме: "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"»

Открытый урок по физике в 8-м классе по теме: "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Учитель: МКОУ Шумская СОШ Быкова Е.В.

Дата: 30.11.2021г.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

  • Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах.

  • Добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.

  • Уметь решать качественные задачи по теме.

Воспитательная:

  • Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы.

  • Дальнейшее развитие групповой работы на уроке.

Развивающая:

  • Выделять электрические явления в природе и технике.

  • Определять знак заряда наэлектризованного тела.

  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

Формируемые компетенции:

Предметные:

Формирование представлений о электризации, продолжить развитие теоретических знаний учащихся о электрических явлениях, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся.


Метапредметные:

Личностные:

Развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.

Познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально

и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной и письменной речью, определять возможные роли

в совместной деятельности;

  1. Орг. момент.

  2. Изучение нового материала.


Учитель:

Слова “электричество”, “электрический ток ”, знакомы каждому. Но, вот объяснить, что это такое, мы сможем, лишь, изучив большой круг явлений, которые называются электрическими.


Слайд 1

История развития электричества интересна и поучительна.

Представьте себе такую сцену:

Древняя Греция, в красивом городе Милете жил философ Фалес. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно.

Фалес берет янтарное веретено, потирает его и видит маленькие искорки.

Отсюда и пошло название ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ,


Учитель:

Почему это произошло? В чем суть физического явления? Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке.

В тетрадях записываем дату, классная работа, тема урока.

Слайд 2

Электризация. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов


Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.


Слово электрический обозначает притяжение малых тел к потертому о мех янтарю. На сегодняшний день эти опыты можно повторить.

Как притягиваются небольшие тела к потертому о другое тело предмету.

Опыт 1: Демонстрация учителем опыта.

Приборы и материалы:

-стеклянная палочка

-нарезанная мелкая бумага

- лист бумаги

Стеклянную палочку натереть о лист бумаги и подносим к мелким кусочкам бумаги.

Результат: кусочки притягиваются к палочке.

Результат достигнут за счет электризаций.

Опыт 2: Демонстрация учителем опыта.

Приборы и материалы:

-стеклянная палочка

-султан электрический, закрепленный в штативе

- лист бумаги

Стеклянную палочку натереть о лист бумаги и подносим к стержню султана.

Результат: Палочка касается стержня, лепестки поднимаются

Опять причина в электризации тел. Что это такое?

Слайд 3

Электризация- разделение электрических зарядов в результате соприкосновения двух или более тел.

Сколько возникает вопросов: электрический заряд и взаимодействие тел. Как же все это вместе связать? Сегодня мы можем сказать, что электризация может происходить несколькими способами.



Слайд 4

1) Один из видов электризации - это трение, соприкосновение тел.

2) При этом участвуют всегда два (или больше) тела.

3) Электризуются оба тела.

В 1733 г французский ученый Шарль Франсуа Дюфе, живший в 1698—1739 гг., обнаружил, что существуют два рода электричества: "стеклянное" (положительное) и "смоляное" (отрицательное).

Следующий этап в нашей работе. Мы должны выяснить, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела. Какие два рода зарядов существуют.

Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов. Взаимодействие двух заряженных тел

Опыт 4: Демонстрация учителем опыта.

Приборы и материалы:

-стеклянная палочка

-султан электрический, закрепленный в штативе

- лист бумаги

Стеклянную палочку натереть о лист бумаги и подносим к стержню султана. Затем стеклянную палочку натереть еще раз и приблизить опять.

Результат: Палочка касается стержня, лепестки поднимаются. А потом отталкиваются.

Опыт 5: Демонстрация учителем опыта.

Приборы и материалы:

-стеклянная палочка

- гильза из металлической фольги

- лист бумаги

Стеклянную палочку натереть о лист бумаги и подносим к гильзе. Затем стеклянную палочку натереть еще раз и приблизить опять.

Результат: Гильза сначала заряжается. А потом отталкивается от палочки.

Как можно объяснить эти опыты?

(Наэлектризованное тело сначала заряжает другое, а при повторном прикосновении имея заряды одного знака- отталкиваются)

Опыт 6: Демонстрация учителем опыта.

Приборы и материалы: два детских воздушных шарика, газета, стеклянная палочка, кусочек шелковой ткани (бумаги).

Порядок выполнения работы

  1. Наэлектризуйте шарики трением о газету (поочередно).

  2. Подвесьте их на длинных нитях рядом.

  3. Наблюдайте отталкивание шаров.

  4. Объясните наблюдаемые явления.

  5. Подумайте, как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусочек шелковой ткани (бумаги), определить знак заряда на шарике. Проделайте опыт, подтверждающий ваше предположение.

  6. Объясните результаты опыта.

Какие выводы можно сделать из второй серии экспериментов?

Слайд 5

  • В природе существуют два вида электрических зарядов.

  • Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются.

  • Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.

Учитель: Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным.,а заряд образующийся на эбонитовой палочке, потертой о мех-отрицательным. А эбонит это каучук с большой примесью серы ..Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”.

ЗАДАНИЕ. В тетради нарисовать два рисунка. Эбонитовую палочку и кусочек меха, стеклянную палочку и кусочек шелка и поставить знаки заряда, который они получают при трении.

Мы постоянно находимся в океане электрических разрядов, создаваемых многочисленными машинами, станками и самим человеком (например, когда мы ходим, причесываемся). Эти разряды, конечно, не так мощны, как природные молнии, поэтому мы обычно не замечаем их, если не считать легких уколов, которые мы иногда испытываем, коснувшись рукой металлического предмета или другого человека. Но ведь такие разряды существуют и могут так же, как и большие молнии, вызывать пожары и взрывы, приводить к значительным убыткам, повреждениям и увечьям, если мы не будем знать, отчего они возникают и как от них защищаться

Слайды 6,7.

Закрепление

Слайд 8

1.Прочитайте пословицу и ответьте на вопросы:

О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться?

Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?

В чем житейский смысл этой пословицы?

ПОСЛОВИЦА

Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская)



2.Ребята! Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание.

На выполнение дается пять минут.



Поведение итогов.

Домашнее задание.

Провести эксперимент по электризации с имеющимися дома предметами. Прочитать парагра параграфы 25,26. учебника авторы: Е.М.Гутник, А.В. Перышкин.

ТЕСТ Вариант 1

1. Стекло при трении о шелк заряжается:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

А) положительно; Б) отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена? Рисунок 3.

А) 1; Б) 2; В) 3.

4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

А) 1; Б) 2; В)3.

5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?

А) 1; Б) 2; В)3.

Вариант 2

1. Если резину потереть о шерсть и коснуться ею некоторого тела, то это тело электризуется:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. К стеклянной палочке М, рисунок 4. натертой о шелк, подносят палочку N, и палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. Какой заряд имеет палочка N?

А) Положительный; Б) Отрицательный.

3. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка? Рисунок 5.

А) Положительный; Б) Отрицательный.

4. Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе? Рисунок 6.

А) Положительный; Б) Отрицательный.

5. Одноименно заряженные тела..., а разноименно заряженные ....

А) Отталкиваются; притягиваются; Б) притягиваются; отталкиваются.

Вариант 3

1. При натирании о мех каучук электризуется:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:

А) положительно; Б) отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены на нитях рисунок 7. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

А) 1; Б) 2; В)3.

4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)?

А) 1; Б) 2; В)3.

5. Какая пара шариков не заряжена (см. тот же рисунок)?

А) 1; Б) 2; В)3.

Вариант 4

1. Стеклянная бутылка при натирании о бумагу или шелк электризуется:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. К эбонитовой палочке, натертой о мех, притягиваются тела, заряженные:

А) положительно; Б) отрицательно.

3. К заряженной палочке М подносят заряженную палочку N. Рисунок 8. При этом палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. Что можно сказать о знаках заряда на этих палочках?

А) Палочки имеют одноименные заряды; Б) палочки имеют разноименные заряды.

4. Какой заряд имеет большой шар? Рисунок 9.

А) Положительный; Б) отрицательный.

5. Тела 1, 2 и 3 заряжены. Рисунок 10. Какие из них притягиваются друг к другу?

А) 3 и 1; 2 и 1; 3 и 2; Б) 1 и 2; 1 и 3; В) 2 и 3; 1 и 2.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Быкова Елена Владимировна

Дата: 15.12.2021

Номер свидетельства: 594887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Урок по физике в 8-м классе по теме:  "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов" "
    ["seo_title"] => string(115) "urok-po-fizikie-v-8-m-klassie-po-tiemie-eliektrizatsiia-tiel-vzaimodieistviie-zariazhiennykh-tiel-dva-roda-zariadov"
    ["file_id"] => string(6) "156833"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421495817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Конспект урока по физике "Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества" "
    ["seo_title"] => string(159) "konspiekt-uroka-po-fizikie-eliektrizatsiia-tiel-dva-roda-zariadov-vzaimodieistviie-zariazhiennykh-tiel-eliektroskop-provodniki-i-nieprovodniki-eliektrichiestva"
    ["file_id"] => string(6) "146871"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268194"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Урок физики 8 класс по теме "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов""
    ["seo_title"] => string(126) "urok-fiziki-8-klass-po-tiemie-eliektrizatsiia-tiel-pri-soprikosnovienii-vzaimodieistviie-zariazhiennykh-tiel-dva-roda-zariadov"
    ["file_id"] => string(6) "263673"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449584807"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тестовые задания – один из методов закрепления знаний учащихся."
    ["seo_title"] => string(66) "tiestovyiezadaniiaodinizmietodovzakrieplieniiaznaniiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "284531"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453993858"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства