kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики в 9 классе "Закон всемирного тяготения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён с целью сформировать знания о законе всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 9 классе "Закон всемирного тяготения".»

Урок по физике на тему: «Закон Всемирного тяготения». 9 класс.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникативные, разноуровневые, групповые.

Цель урока: сформировать знания о законе всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона.

Задачи урока:

-образовательные: сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с гравитационной постоянной;

-воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности;

-развивающие: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Результаты УУД:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация.

Технологическая карта.

Этап урока

Цель этапа

Время

Формируемые УУД

Организационный

этап

Психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

1 мин.

Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности. Сотрудничество с учителем. Умение слушать.

Мотивационный этап.

Поставить познавательную задачу.

2 мин.

1. Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

2. Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

3. Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

Актуализация знаний.

Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся.

8 мин.

1. Осуществлять актуализацию полученных знаний.

2. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия. 

3. Вступать в учебный диалог.

 Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Изучение нового материала.

Знакомство с законом всемирного тяготения; с гравитационной постоянной; с применением закона при выполнении качественных и количественных задач.

20 мин.

1. Умение слушать и самостоятельно находить нужную информацию.

2. Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Участвовать в общей беседе, вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Первичное закрепление материала

Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений, и

самостоятельном применение при решении количественных задач.

13 мин.

1. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

2. Осуществлять  самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

3. Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Домашнее задание.

Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

1 мин.

1. Оценивание уровня сложности  Д/З при выполнении самостоятельном выполнении.

Рефлексия.

Подведение изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели.

1 мин.

1. Оценивать процесс и результат деятельности.

2. Выделять и формулировать, осуществлять пошаговый контроль по результату.

3. Умение анализировать результаты собственной деятельности: определять существующие проблемы в полученных знаниях.



Конспект.

1. Организационный этап.

Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, с пользой для вас. (Деятельность организационная). Ученики слушают учителя, настраиваются на изучение и восприятие нового материала.


2. Мотивационный этап.


Сегодня на уроке мы с вами  изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся  с областью действия гравитационных сил.

Попытайтесь, на основе нашего разговора, сформулировать цель урока. (Учащиеся слушают учителя и формулируют задачу урока).


3. Актуализация знаний.


Вспомним и ответим на следующие вопросы:

- Что называется свободным падением тела?

- Что такое ускорение свободного падения?

- Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

- Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?

- Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.

- С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?

- Первый закон Ньютона.

- Второй закон Ньютона.

      Учитель выслушивает ответы учащихся. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки.


4. Изучение нового материала.


Теперь открываем свои тетради и записываем число и тему урока (Рассказ сопровождается презентацией).

В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения. К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами. Эта формула имеет следующий вид:

где F - – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2   ([F] = [H])

R - расстояние между телами ([R] = [м])

 G – гравитационная постоянная ([G] = [Н·м2/кг2 ])

Значение гравитационной постоянной опытным путем доказал Кавендиш (слайд с опытом представлен в презентации)

G = 6,67·10–11 Н·м2/кг2

Cилы тяготения или иначе гравитационные силы, действующие между двумя телами:
-дальнодействующие; 
- для них не существует преград;
-направлены вдоль прямой, соединяющей тела;
-равны по величине;
- противоположны по направлению.

Многие явления в природе объясняются действием сил всемирного тяготения. Движение планет в Солнечной системе, искусственных спутников Земли, траектории полета баллистических ракет, движение тел вблизи поверхности Земли – все они находят объяснение на основе закона всемирного тяготения и законов динамики. Одним из проявлений силы всемирного тяготения является сила тяжести. Так принято называть силу притяжения тел к Земле вблизи ее поверхности. Если MЗ - масса Земли, RЗ -ее радиус, m-масса данного тела, то сила тяжести равна 

Fтяж=mg ,  следовательно

         мg ≈

g ≈

Сила тяжести направлена к центру Земли. В отсутствие других сил тело свободно падает на Землю с ускорением свободного падения. Среднее значение ускорения свободного падения для различных точек поверхности Земли равно 9,81 м/с2. Зная ускорение свободного падения и радиус Земли (RЗ = 6,38·106 м), можно вычислить массу Земли: 

(Учащиеся записывают новую тему урока в тетрадях. Слушают учителя и смотрят презентацию; задают вопросы, фиксируют в тетрадях всю необходимую информацию).


5. Первичное закрепление материала.


Опрос.

- Сформулируйте закон всемирного тяготения.

- Какой вид имеет формула закона всемирного тяготения для материальных точек?

- Что называется гравитационной постоянной? Каково значение в СИ?

- Зависит ли сила тяготения от свойств среды, в которой находятся тела?

- Зависит ли ускорение свободного падения тела от его массы?

Одинакова ли сила тяжести в различных точках земного шара?

- Как изменяется ускорение свободного падения при удалении от поверхности земли?

Задание. Качественные задания:

  1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? (Увеличится в 2 раза)

  1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? (Уменьшится в 4 раза)

  1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? (Увеличится в 16 раз)

Задание. Количественные задачи.

  1. Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними?

  1. На каком расстоянии сила притяжения двух шариков массами по 1 г равна 6,7 * 10‾¹¹Н.

3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10‾¹⁵ Н. Какова масса каждого шарика?.


6. Домашнее задание.


§15,16, ответить на вопросы на с. 64, 67 учебника. Упр. 15 на с. 64 учебника (устно), упр. 16 (2-4) на с. 68 учебника (письменно).


7. Рефлексия.


Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Бассейн». Каждый ученик с помощью магнита указывает свою фамилию на нарисованном на ватмане бассейне. Название уровней: 1-утонул в непонимании, 2 – захлебнулся в середине, 3 – доплыл до финиша, 4 – доплыл с уверенностью, 5 – установил рекорд.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок физики в 9 классе "Закон всемирного тяготения".

Автор: Елена Сергеевна Караваева

Дата: 08.01.2022

Номер свидетельства: 597055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Закон всемироного тяготения" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zakon-vsiemironogho-tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126683"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415205645"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Закон всемирного тяготения "
    ["seo_title"] => string(32) "zakon-vsiemirnogho-tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101453"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417931"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок по теме: "ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-po-tiemie-zakon-vsiemirnogo-tiagotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "137499"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417360986"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Разработка урока по физике в 9 классе Закон всемирного тяготения"
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotka_uroka_po_fizikie_v_9_klassie_zakon_vsiemirnogho_tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "427120"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504425273"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока по физике в 9-м классе по теме «Закон Всемирного тяготения»"
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-fizikie-v-9-m-klassie-po-tiemie-zakon-vsiemirnogho-tiaghotieniia"
    ["file_id"] => string(6) "266523"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450182010"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства