Урок физики в 9 классе "Закон всемирного тяготения".
Урок физики в 9 классе "Закон всемирного тяготения".
Урок проведён с целью сформировать знания о законе всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: сформировать знания о законе всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона.
Задачи урока:
-образовательные: сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с гравитационной постоянной;
-воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности;
-развивающие: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Результаты УУД:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.
Психологически настроить учащихся на учебную деятельность.
1 мин.
Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности. Сотрудничество с учителем. Умение слушать.
Мотивационный этап.
Поставить познавательную задачу.
2 мин.
1. Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.
2. Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.
3. Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.
Актуализация знаний.
Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся.
8 мин.
1. Осуществлять актуализацию полученных знаний.
2. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия.
3. Вступать в учебный диалог.
Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Изучение нового материала.
Знакомство с законом всемирного тяготения; с гравитационной постоянной; с применением закона при выполнении качественных и количественных задач.
20 мин.
1. Умение слушать и самостоятельно находить нужную информацию.
2. Принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Участвовать в общей беседе, вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Первичное закрепление материала
Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений, и
самостоятельном применение при решении количественных задач.
13 мин.
1. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
2. Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.
3. Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Домашнее задание.
Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.
1 мин.
1. Оценивание уровня сложности Д/З при выполнении самостоятельном выполнении.
Рефлексия.
Подведение изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели.
1 мин.
1. Оценивать процесс и результат деятельности.
2. Выделять и формулировать, осуществлять пошаговый контроль по результату.
3. Умение анализировать результаты собственной деятельности: определять существующие проблемы в полученных знаниях.
Конспект.
1. Организационный этап.
Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, с пользой для вас. (Деятельность организационная). Ученики слушают учителя, настраиваются на изучение и восприятие нового материала.
2. Мотивационный этап.
Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил.
Попытайтесь, на основе нашего разговора, сформулировать цель урока. (Учащиеся слушают учителя и формулируют задачу урока).
3. Актуализация знаний.
Вспомним и ответим на следующие вопросы:
- Что называется свободным падением тела?
- Что такое ускорение свободного падения?
- Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?
- Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?
- Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.
- С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?
- Первый закон Ньютона.
- Второй закон Ньютона.
Учитель выслушивает ответы учащихся. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки.
4. Изучение нового материала.
Теперь открываем свои тетради и записываем число и тему урока (Рассказ сопровождается презентацией).
В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения. К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами. Эта формула имеет следующий вид:
где F - – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2 ([F] = [H])
R - расстояние между телами ([R] = [м])
G – гравитационная постоянная ([G] = [Н·м2/кг2 ])
Значение гравитационной постоянной опытным путем доказал Кавендиш (слайд с опытом представлен в презентации)
G = 6,67·10–11 Н·м2/кг2
Cилы тяготения или иначе гравитационные силы, действующие между двумя телами: -дальнодействующие; - для них не существует преград; -направлены вдоль прямой, соединяющей тела; -равны по величине; - противоположны по направлению.
Многие явления в природе объясняются действием сил всемирного тяготения. Движение планет в Солнечной системе, искусственных спутников Земли, траектории полета баллистических ракет, движение тел вблизи поверхности Земли – все они находят объяснение на основе закона всемирного тяготения и законов динамики. Одним из проявлений силы всемирного тяготения является сила тяжести. Так принято называть силу притяжения тел к Земле вблизи ее поверхности. Если MЗ - масса Земли, RЗ -ее радиус, m-масса данного тела, то сила тяжести равна
Fтяж=mg , следовательно
мg ≈
g ≈
Сила тяжести направлена к центру Земли. В отсутствие других сил тело свободно падает на Землю с ускорением свободного падения. Среднее значение ускорения свободного падения для различных точек поверхности Земли равно 9,81 м/с2. Зная ускорение свободного падения и радиус Земли (RЗ = 6,38·106 м), можно вычислить массу Земли:
(Учащиеся записывают новую тему урока в тетрадях. Слушают учителя и смотрят презентацию; задают вопросы, фиксируют в тетрадях всю необходимую информацию).
5. Первичное закрепление материала.
Опрос.
- Сформулируйте закон всемирного тяготения.
- Какой вид имеет формула закона всемирного тяготения для материальных точек?
- Что называется гравитационной постоянной? Каково значение в СИ?
- Зависит ли сила тяготения от свойств среды, в которой находятся тела?
- Зависит ли ускорение свободного падения тела от его массы?
Одинакова ли сила тяжести в различных точках земного шара?
- Как изменяется ускорение свободного падения при удалении от поверхности земли?
Задание. Качественные задания:
Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? (Увеличится в 2 раза)
Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? (Уменьшится в 4 раза)
Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? (Увеличится в 16 раз)
Задание. Количественные задачи.
Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними?
На каком расстоянии сила притяжения двух шариков массами по 1 г равна 6,7 * 10‾¹¹Н.
3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10‾¹⁵ Н. Какова масса каждого шарика?.
6. Домашнее задание.
§15,16, ответить на вопросы на с. 64, 67 учебника. Упр. 15 на с. 64 учебника (устно), упр. 16 (2-4) на с. 68 учебника (письменно).
7. Рефлексия.
Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Бассейн». Каждый ученик с помощью магнита указывает свою фамилию на нарисованном на ватмане бассейне. Название уровней: 1-утонул в непонимании, 2 – захлебнулся в середине, 3 – доплыл до финиша, 4 – доплыл с уверенностью, 5 – установил рекорд.