Тема: Законы распространения света.
Цель: формирование навыков практического применения законов прямолинейного распространения и отражения света.
Оборудование: плоское зеркало (14 штук), модель перископа, автомобильное и стоматологическое зеркала, набор пирамид.
Ход урока:
- Процесс актуализации прежних знаний.
1.Зачитать отрывок о солнечном затмении ( из рассказа В.Г.Короленко «На затмении». Ответить на вопросы:
- О каком явлении идёт речь?
- Каковы причины образования темы?
- Каковы практические применения явления прямолинейного распространения света?
Задание 1: Расположить на одной прямой «столбы».
- Через непрозрачные поверхности свет не проходит. Что происходит со светом при попадании его на такие поверхности? (отражается)
Сформулировать законы отражения света.
Задание 2: Найдите среди рисунков те, на которых отражённые лучи изображены правильно (1,4,6)
Какими свойствами обладает зеркальное отражение? (прямое, мнимое, равное предмету, симметричное). Как можно это доказать имея плоское зеркало, линейку и карандаш? (получить изображение карандаша с помощью зеркала, измерить расстояние от карандаша до зеркала и от изображения)
- Процесс формирования навыков.
Задания по группам (на каждом ряду по три группы)
1 гр. №1311 Лукашик
2 гр. К отрывкам из сказок придумать вопросы
3 гр. № 1326 Лукашик
Отрывки из сказок:
1.из сербской сказки «Вытащили сыр из колодца»
Как-то ночью возвращались домой с базара крестьяне. Ночь была лунная. Остановились у колодца воды напиться и увидели на дне его…
-Вот так счастье, братцы! Кто-то уронил круг сыра! Большой, с мельничный жернов, жёлтый, как масло! – воскликнул один.
-Молчи, чего ты орёшь! Так всё село услышит,- закричали на него другие и принялись шапками, сумками и сапогами черпать воду из колодца, чтобы сыр вытащить. Пока они трудились Луна скрылась, а сыр исчез.
2. из эстонского народного эпоса «Колевипоэг»
Колевипоэг повернуся к нам спиной, опустил глаза на гладь речную и не промолвил ни слова. В воде ему было ясно видно отражение трёх железных воинов. Он заметил как они выхватили мечи из ножен, чтобы внезапно поразить его в спину.
3. из турецкой сказки « Как Ходжа тащил из колодца месяц»
Однажды поздно вечером Ходжа при свете луны поднимал ведро из колодца и увидел он, что в колодец упал месяц.
Чтобы вытащить месяц, он привязал к верёвке крюк и опустил вниз. Случайно крючок зацепился за камень, и когда Ходжа сильно потянул верёвку, крючок сорвался, а Ходжа упал на спину. Он взглянул наверх и увидел, что месяц на небе.
« Ну, слава богу, помучился я не мало. Но зато месяц теперь вернулся на своё место».
После выполнения задания представители 1 и 3 группы выполняют задания у доски, 2 группа- задаёт свои вопросы классу.
Применение законов отражения в профессиях:
1.водители (автомобильное зеркало)
2.стоматолог (стоматологическое зеркало)
3.моряки (перископ)
(Учащиеся готовят соответствующие сообщения)
III Подведение итогов урока, выставление оценок
IV Домашнее задание §64,65 упр.34(4), построить изображение