В настоящее время новые идеи и категории, новые понятия эффективно внедряются посредством реализации ключевых идей Программы второго уровня в инновационную среду преподавания и обучения, связанные с системными исследованиями. На сегодняшний день процесс преподавания и обучения требует от учителей приоритета в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся у них знаний через привитие учащимся навыков обучения тому, как учиться. И мое исследование в действии – для использования новых подходов в преподавании и обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Природа радиоактивных излучений»
В настоящее время новые идеи и категории, новые понятия эффективно внедряются посредством реализации ключевых идей Программы второго уровня в инновационную среду преподавания и обучения, связанные с системными исследованиями. На сегодняшний день процесс преподавания и обучения требует от учителей приоритета в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся у них знаний через привитие учащимся навыков обучения тому, как учиться. И мое исследование в действии – для использования новых подходов в преподавании и обучении.
Изменения в практике начались с разработки плана исследования. Передо мной стояла задача: провести уроки, так чтобы обучить тому, как учиться КАЖДОГО и Программа второго уровня, основанная на конструктивистской теории устанавливает перед учителем обязательство: концентрация усилий и внимания, прежде всего на личности ученика. Изменила систему планирования уроков, разработав среднесрочное и краткосрочные планирования. Структура каждого урока состояла из 4 этапов, каждый из которых преследовал реализацию своей определенной микроцели. Так как в исследовании участвовал весь класс, то мое внимание было направлено и на класс в целом и на отдельно выбранных учеников А, В, С.
Как изменились ученики можно судить с точки зрения развития саморегуляции, развития у учеников А, В, С всех четырех аспектов: мотивационный – самостоятельное добывание информации и поиск доказательств, эмоциональный – публично выступают перед классом, презентуя свою работу, в большинстве устойчивы перед лицом трудностей, социальный – взаимодействуют в группе, когнитивный – знают о своих способностях (разумный выбор дифференцированных заданий), принимают обоснованное действие при решении задач. Практически на всех четырех уроках ученики обучались сами: изучали информацию, обучали одноклассников, готовились к выступлениям, сами готовили вопросы и сами на них отвечали, сами оценивали свою работу, благодаря подходам, основанным на ключевых принципах конструктивистской теории.
Выполненное исследование помогло мне правильно выстраивать процесс преподавания и обучения, создавая среду, которая не давит, а помогает. И это - кропотливый труд, требующий максимальной сосредоточенности, постоянного анализа и времени.
Проведенное исследование принесло мне удовлетворение, поскольку
оно сочетало стимулы повышения моего профессионального мастерства с эффективной подготовкой учащихся, способных решать задачи по физике.
Я считаю, что каждое исследование претерпевает ряд определенных этапов, на каждом из которых цели уточняются и конкретизируются, меняется и сочетание разных исследовательских методов с учетом SWOT – анализа. Новизна в педагогической системе строится на основе сочетания теоретического пути и пути исследования и поэтому она выдержит испытание только временем. Обеспечивая устойчивую взаимосвязь между самостоятельной работой учащихся и их самообразованием в процессе сотрудничества я считаю, что осуществится такой взаимопереход, позволяющий повысить степень готовности личности к самообразованию. В итоге высокие учебные результаты с наименьшей затратой времени.
И еще, в ходе проведенного исследования я приобрела практическую мудрость, мудрость о которой размышлял Карр: «Карр утверждал, что практическую мудрость могут приобрести только практики, которые, стремясь достичь идеалов выдающегося мастерства, заложенного в их практике, развивают способность к мудрым и благоразумным суждениям о том, что в отдельной ситуации смогло бы представить соответствующее выражение блага».
Предлагаю план одного из серии последовательных уроков физики по теме модуля «Атомное ядро», в котором реализованы идеи модулей программы уровневых курсов.
Краткосрочное планирование урока №1 по физике 9 класс Дата: 13.03.2015г.
Тема урока: Природа происхождения радиоактивных излучений.
Цель урока: Раскрыть природу радиоактивного распада и его закономерности.
Цели для учащихся:
Знают и понимают природу радиоактивности, типы радиоактивного распада;
Применяют два закона радиоактивного распада и правило Содди при решении задач
Анализируют и сравнивают информацию для формулировки выводов, предлагают алгоритм (свой рациональный способ составления уравнений радиоактивных превращений).
Ключевые понятия: радиоактивность, α – β- γ – излучения, правило Содди, законы сохранения.
Подход в преподавании и обучении (идея): «Взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик» (Мерсер, 2005).
Критерии успеха: обладают навыками работы в группах, умеют мобилизоваться и применять все имеющиеся знания при решениии задач, анализируют объекты с целью выделения характерных признаков, построения высказываний в письменной и устной форме, учатся взаимооцениванию, ориентированы на самореализацию и потребность в рефлексии.Саморегуляция знаний по теме, активизирует мышление, развиваются творческие способности.
В контексте 7-ми модулей применяются: новые подходы в преподавании и обучении, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, обучение ОиТ, обучение критическому мышлению, использование ИКТ в преподавании, управление и лидерство в обучении, ОдО и ОО.
№
Время
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Оценивание
Ресурсы
1
5 мин
Организационный момент.
Психологический настрой
Микроцель:создание благоприятного климата, способствующего взаимному сотрудничеству для обучения.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Выбор лидеров групп по отгадыванию загадок и распределение учащихся по цвету стикеров. Читаю загадки:
1. Любил охоту, лошадей. Открытие он сделал для людей. Лучи его, скажу для вас, обследуют и лечат нас. (Рентген). (голубой цвет стикера)
2. Он радиоактивность изучал,
и химиком его народ считал,
но физиком он тоже был,
с Резерфордом он радон открыл. (Содди). (малиновый)
3. Его уверена, ты знаешь,
если физику читаешь.
Его открытие, скажу я, в том,
Что обнаружил он у атома нейтрон. (Чедвик). (салатовый)
Слово учителя: «Путь к познанию»: сегодня мы с вами будем размышлять, думать, считать, не боясь ошибиться. «Дорога к знанию? Ну что ж, ее легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но меньше и меньше с каждым разом» - это мнение английского журнала. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших». Не бойтесь ошибаться, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Эпиграфом к уроку будут слова английского философа Френсиса «Нет радостей выше тех, которые нам доставляет … изучение истин».
Отгадавшие загадки из «физической азбуки» становятся лидерами 3 БГ.
Оставшиеся ребята выбирают стикеры, рассаживаются по группам и знакомятся с правилами работы в группе (памятки на партах).
Правила работы в группе:
Распределение ролей
Умение презентовать
Соблюдение регламента
Ориентир на успех
Уважение чужого мнения
Креатив, активность и мобильность
Умение слушать и слышать
Умение выбирать лучшие идеи
ФО
Словесное поощрение
Цветные стикеры, памятка по правилам работы в группе, таблички с номерами групп и соответствующим цветом стикера, текст загадок,
ИКТ (слайд 1 презентации урока)
2
10мин
Стадия вызова
7мин
3мин
Актуализация опорных знаний
Микроцель: проверить глубину усвоения пройденного материала
Создание проблемной ситуации
Микроцель: развитие логического мышления, коммуникативных способностей
Повторение – мать учения.
Даю инструктаж проверки домашнего задания.
1 группа отвечает на теоретические вопросы
- Состав атомного ядра
- Физический смысл порядкового и массового чисел
- Изотопы
- Соотношение гравитационных и электрических сил между протонами в ядре. Ядерные силы
- Свойства ядерных сил
2 группа записывает формулы, давая определение и называя единицы измерения
- Единицы длины, массы и энергии в атомной и ядерной физике
- Дефект масс
- Соотношение Эйнштейна
- Энергия связи
- Удельная энергия связи
3 группа дает полный комментарий решения домашней задачи урп.45 (2) стр. 243
Молодцы! Все были активны, ответы демонстрировали то, что пройденные темы вами усвоены. И смело можем двигаться дальше к познанию и изучению раздела «Атомное ядро и ядерная физика». Итак, тема сегодняшнего урока …
Мария Складовская – Кюри любила повторять: «Ничего не надо бояться – надо лишь понять неизвестное»
Ребята попробуйте сформулировать цель нашего урока…
Значит, используя имеющиеся у вас знания о составе ядра и его энергии связи, вы сегодня получите ответ на вопрос: Какова природа происхождения радиоактивных излучений? Будете знать и применять на практике при решении задач два закона радиоактивного распада и правило Содди. Итак, вперед!
Лидеры, подбрасывая кубик, выбирают одно из трех заданий, в группах обсуждают порядок ответов и поочередно выступают.
1 и 3-я группа отвечает с места, 2 группа у доски.
Открывают тетради, записывают число и тему урока.
Предлагают варианты формулировки цели.
ФО
«От кулака до пяти пальцев» Самооценивание
ФО
Словесное поощрение
Кубик с заданиями, тексты заданий
Доска, мел
ИКТ (слайд 2 презентации урока)
3
25мин
Стадия осмысления
Микроцель: изучение и закрепление нового материалачерез новые подходы в обучении и преподавании
Прием «Джигсо»
Раздаю задания, даю инструктаж и устанавливаю регламент с использованием прием «Джигсо» и наблюдаю.
1 группа – заполняет таблицу «История радиоактивности»
№
ФИ ученых
Открытия, вклад
Год открытия
2 группа – предоставление информации по двум законам радиоактивного распада
3 группа - предоставление информации по правилу Содди.
Всем все понятно? Есть вопросы?
Предлагаю на закрепление самостоятельную работу в виде дифференцированных заданий по двум вариантам
234 90Th, если оно претерпевает три последовательных альфа-распада?
2.Какой изотоп образуется из изотопа сурьмы 13351Sbпосле четырех бета-распадов?
3.В результате последовательной серии радиоактивных распадов уран23892 Uпревращается в свинец 20682 Pb. Сколько α и β превращений он при этом испытывает?
вариант
1.Ядро 21684Poобразовалось после двух последовательных α – распадов. Из какого ядра получилось ядро полония?
2.В результате какого радиоактивного распада плутоний 23994Pu превращается в уран 23592 U?
3.В результате последовательной серии радиоактивных распадов уран23892 Uпревращается в свинец 20682 Pb. Сколько α и β превращений он при этом испытывает?
Группы добывают информацию из различных источников (книг, интернет-ресурсов…) и оформляют на постерах.
(5 мин работают в своих группах). После из каждой группы выходят 2 ученика, и по отдельности присоединяются в 2 другие группы для взаимообмена информацией по всем трем заданиям. В ходе кумулятивной беседы и совместного обсуждения трех заданий учащиеся дополняют информацию, прописывая ее на стикерах (5 мин). Вернувшись в свои группы, учащиеся прикрепляют стикеры на свой постер.
Презентуют свои задания (5мин).
Все записывают теоретические выкладки новой темы (ОК) в тетрадь со слайдов (3 мин).
Выполнят в тетрадях индивидуально (5 мин)
Меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по кодам правильных ответов, представленных на слайде (2мин)
Коды правильных ответов
№ задания
1 вариант
2 вариант
1
Изотоп полония 22284 Ро
Изотоп церия 133 58Се
2
Из ядра радия 22488 Ra
Одного α - распада
3
8 α – превращений и
6 β - превращений
8 α – превращений и
6 β - превращений
Критерии: каждое правильное задание оценивается в 1 балл.
Отметка «5» - ставится за 3 балла
Отметка «4» - ставится за 2 балла
Отметка «3» - ставится за 1 балл
Выставляют отметки в дневник.
ФО
Прием «Светофор» (зеленый - понял, желтый - требуется доработка, красный - не понял вовсе).
Взаимооценивание
Раздаточный материал (задания), учебник Физика 9 класс Башарулы §58, Физика 11 класс Мякишев §79, планшеты, сотовые телефоны, постеры, стикеры, маркеры, доска, магниты, ИКТ (слайд 3-5 презентации урока), сигнальные карточки, карточки с заданиями.
слайд 6 презентации урока
4
5 мин
Рефлексия
Микроцель:отслеживание степени удовлетворенности и уровня достижения учащихся.
Инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания.
Мы достигли с вами цели урока? Цель реализована?
Запись д/з в дневники: §58 – учить, вопросы, с. 247 – устно, упр. 46 (1,2) – письм.; составить ученический тест из 5-ти вопросов с выбором одного правильного ответа из материала сопутствующего повторения (§ 49-50).