kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: Природа радиоактивных излучений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время новые идеи и категории, новые понятия   эффективно внедряются посредством реализации  ключевых идей Программы второго уровня в инновационную  среду преподавания и обучения, связанные с системными исследованиями. На сегодняшний день процесс преподавания и обучения требует от учителей приоритета в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся у них знаний через привитие учащимся навыков обучения тому, как учиться. И мое исследование в действии – для использования новых подходов в преподавании и обучении.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Природа радиоактивных излучений»

В настоящее время новые идеи и категории, новые понятия эффективно внедряются посредством реализации ключевых идей Программы второго уровня в инновационную среду преподавания и обучения, связанные с системными исследованиями. На сегодняшний день процесс преподавания и обучения требует от учителей приоритета в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся у них знаний через привитие учащимся навыков обучения тому, как учиться. И мое исследование в действии – для использования новых подходов в преподавании и обучении.

Изменения в практике начались с разработки плана исследования. Передо мной стояла задача: провести уроки, так чтобы обучить тому, как учиться КАЖДОГО и Программа второго уровня, основанная на конструктивистской теории устанавливает перед учителем обязательство: концентрация усилий и внимания, прежде всего на личности ученика. Изменила систему планирования уроков, разработав среднесрочное и краткосрочные планирования. Структура каждого урока состояла из 4 этапов, каждый из которых преследовал реализацию своей определенной микроцели. Так как в исследовании участвовал весь класс, то мое внимание было направлено и на класс в целом и на отдельно выбранных учеников А, В, С.

Как изменились ученики можно судить с точки зрения развития саморегуляции, развития у учеников А, В, С всех четырех аспектов: мотивационный – самостоятельное добывание информации и поиск доказательств, эмоциональный – публично выступают перед классом, презентуя свою работу, в большинстве устойчивы перед лицом трудностей, социальный – взаимодействуют в группе, когнитивный – знают о своих способностях (разумный выбор дифференцированных заданий), принимают обоснованное действие при решении задач. Практически на всех четырех уроках ученики обучались сами: изучали информацию, обучали одноклассников, готовились к выступлениям, сами готовили вопросы и сами на них отвечали, сами оценивали свою работу, благодаря подходам, основанным на ключевых принципах конструктивистской теории.

Выполненное исследование помогло мне правильно выстраивать процесс преподавания и обучения, создавая среду, которая не давит, а помогает. И это - кропотливый труд, требующий максимальной сосредоточенности, постоянного анализа и времени.

Проведенное исследование принесло мне удовлетворение, поскольку

оно сочетало стимулы повышения моего профессионального мастерства с эффективной подготовкой учащихся, способных решать задачи по физике.

Я считаю, что каждое исследование претерпевает ряд определенных этапов, на каждом из которых цели уточняются и конкретизируются, меняется и сочетание разных исследовательских методов с учетом SWOT – анализа. Новизна в педагогической системе строится на основе сочетания теоретического пути и пути исследования и поэтому она выдержит испытание только временем. Обеспечивая устойчивую взаимосвязь между самостоятельной работой учащихся и их самообразованием в процессе сотрудничества я считаю, что осуществится такой взаимопереход, позволяющий повысить степень готовности личности к самообразованию. В итоге высокие учебные результаты с наименьшей затратой времени.

И еще, в ходе проведенного исследования я приобрела практическую мудрость, мудрость о которой размышлял Карр: «Карр утверждал, что практическую мудрость могут приобрести только практики, которые, стремясь достичь идеалов выдающегося мастерства, заложенного в их практике, развивают способность к мудрым и благоразумным суждениям о том, что в отдельной ситуации смогло бы представить соответствующее выражение блага».

Предлагаю план одного из серии последовательных уроков физики по теме модуля «Атомное ядро», в котором реализованы идеи модулей программы уровневых курсов.

Краткосрочное планирование урока №1 по физике 9 класс Дата: 13.03.2015г.

Тема урока: Природа происхождения радиоактивных излучений.

Цель урока: Раскрыть природу радиоактивного распада и его закономерности.

Цели для учащихся:

Знают и понимают природу радиоактивности, типы радиоактивного распада;

Применяют два закона радиоактивного распада и правило Содди при решении задач

Анализируют и сравнивают информацию для формулировки выводов, предлагают алгоритм (свой рациональный способ составления уравнений радиоактивных превращений).

Ключевые понятия: радиоактивность, α – β- γ – излучения, правило Содди, законы сохранения.

Подход в преподавании и обучении (идея): «Взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик» (Мерсер, 2005).

Критерии успеха: обладают навыками работы в группах, умеют мобилизоваться и применять все имеющиеся знания при решениии задач, анализируют объекты с целью выделения характерных признаков, построения высказываний в письменной и устной форме, учатся взаимооцениванию, ориентированы на самореализацию и потребность в рефлексии.Саморегуляция знаний по теме, активизирует мышление, развиваются творческие способности.

В контексте 7-ми модулей применяются: новые подходы в преподавании и обучении, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, обучение ОиТ, обучение критическому мышлению, использование ИКТ в преподавании, управление и лидерство в обучении, ОдО и ОО.


Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оценивание

Ресурсы

1

5 мин

Организационный момент.

Психологический настрой

Микроцель:создание благоприятного климата, способствующего взаимному сотрудничеству для обучения.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Выбор лидеров групп по отгадыванию загадок и распределение учащихся по цвету стикеров. Читаю загадки:

1. Любил охоту, лошадей. Открытие он сделал для людей. Лучи его, скажу для вас, обследуют и лечат нас. (Рентген). (голубой цвет стикера)

2. Он радиоактивность изучал,

и химиком его народ считал,

но физиком он тоже был,

с Резерфордом он радон открыл. (Содди). (малиновый)

3. Его уверена, ты знаешь,

если физику читаешь.

Его открытие, скажу я, в том,

Что обнаружил он у атома нейтрон. (Чедвик). (салатовый)


Слово учителя: «Путь к познанию»: сегодня мы с вами будем размышлять, думать, считать, не боясь ошибиться. «Дорога к знанию? Ну что ж, ее легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но меньше и меньше с каждым разом» - это мнение английского журнала. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших». Не бойтесь ошибаться, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Эпиграфом к уроку будут слова английского философа Френсиса «Нет радостей выше тех, которые нам доставляет … изучение истин».

Отгадавшие загадки из «физической азбуки» становятся лидерами 3 БГ.

Оставшиеся ребята выбирают стикеры, рассаживаются по группам и знакомятся с правилами работы в группе (памятки на партах).

Правила работы в группе:

  1. Распределение ролей

  2. Умение презентовать

  3. Соблюдение регламента

  4. Ориентир на успех

  5. Уважение чужого мнения

  6. Креатив, активность и мобильность

  7. Умение слушать и слышать

  8. Умение выбирать лучшие идеи


ФО

Словесное поощрение

Цветные стикеры, памятка по правилам работы в группе, таблички с номерами групп и соответствующим цветом стикера, текст загадок,




















ИКТ (слайд 1 презентации урока)


2

10мин

Стадия вызова






7мин

































3мин

Актуализация опорных знаний

Микроцель: проверить глубину усвоения пройденного материала



























Создание проблемной ситуации

Микроцель: развитие логического мышления, коммуникативных способностей

Повторение – мать учения.

Даю инструктаж проверки домашнего задания.

1 группа отвечает на теоретические вопросы

- Состав атомного ядра

- Физический смысл порядкового и массового чисел

- Изотопы

- Соотношение гравитационных и электрических сил между протонами в ядре. Ядерные силы

- Свойства ядерных сил

2 группа записывает формулы, давая определение и называя единицы измерения

- Единицы длины, массы и энергии в атомной и ядерной физике

- Дефект масс

- Соотношение Эйнштейна

- Энергия связи

- Удельная энергия связи

3 группа дает полный комментарий решения домашней задачи урп.45 (2) стр. 243


Молодцы! Все были активны, ответы демонстрировали то, что пройденные темы вами усвоены. И смело можем двигаться дальше к познанию и изучению раздела «Атомное ядро и ядерная физика». Итак, тема сегодняшнего урока …

Мария Складовская – Кюри любила повторять: «Ничего не надо бояться – надо лишь понять неизвестное»

Ребята попробуйте сформулировать цель нашего урока…

Значит, используя имеющиеся у вас знания о составе ядра и его энергии связи, вы сегодня получите ответ на вопрос: Какова природа происхождения радиоактивных излучений? Будете знать и применять на практике при решении задач два закона радиоактивного распада и правило Содди. Итак, вперед!

Лидеры, подбрасывая кубик, выбирают одно из трех заданий, в группах обсуждают порядок ответов и поочередно выступают.

1 и 3-я группа отвечает с места, 2 группа у доски.
























Открывают тетради, записывают число и тему урока.




Предлагают варианты формулировки цели.


ФО

«От кулака до пяти пальцев» Самооценивание




















ФО

Словесное поощрение

Кубик с заданиями, тексты заданий











Доска, мел

















ИКТ (слайд 2 презентации урока)














3

25мин

Стадия осмысления

Микроцель: изучение и закрепление нового материалачерез новые подходы в обучении и преподавании


Прием «Джигсо»

Раздаю задания, даю инструктаж и устанавливаю регламент с использованием прием «Джигсо» и наблюдаю.

1 группа – заполняет таблицу «История радиоактивности»

ФИ ученых

Открытия, вклад

Год открытия






2 группа – предоставление информации по двум законам радиоактивного распада

3 группа - предоставление информации по правилу Содди.






Всем все понятно? Есть вопросы?







Предлагаю на закрепление самостоятельную работу в виде дифференцированных заданий по двум вариантам

  1. вариант

1.В ядро, какого элемента превращается ядро изотопа тория

234 90Th, если оно претерпевает три последовательных альфа-распада?

2.Какой изотоп образуется из изотопа сурьмы 13351Sbпосле четырех бета-распадов?

3.В результате последовательной серии радиоактивных распадов уран23892 Uпревращается в свинец 20682 Pb. Сколько α и β превращений он при этом испытывает?


  1. вариант

1.Ядро 21684Poобразовалось после двух последовательных α – распадов. Из какого ядра получилось ядро полония?

2.В результате какого радиоактивного распада плутоний 23994Pu превращается в уран 23592 U?

3.В результате последовательной серии радиоактивных распадов уран23892 Uпревращается в свинец 20682 Pb. Сколько α и β превращений он при этом испытывает?


Группы добывают информацию из различных источников (книг, интернет-ресурсов…) и оформляют на постерах.

(5 мин работают в своих группах). После из каждой группы выходят 2 ученика, и по отдельности присоединяются в 2 другие группы для взаимообмена информацией по всем трем заданиям. В ходе кумулятивной беседы и совместного обсуждения трех заданий учащиеся дополняют информацию, прописывая ее на стикерах (5 мин). Вернувшись в свои группы, учащиеся прикрепляют стикеры на свой постер.

Презентуют свои задания (5мин).


Все записывают теоретические выкладки новой темы (ОК) в тетрадь со слайдов (3 мин).




Выполнят в тетрадях индивидуально (5 мин)
























Меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по кодам правильных ответов, представленных на слайде (2мин)

Коды правильных ответов


№ задания

1 вариант

2 вариант

1

Изотоп полония 22284 Ро


Изотоп церия 133 58Се

2

Из ядра радия 22488 Ra

Одного α - распада

3

8 α – превращений и

6 β - превращений

8 α – превращений и

6 β - превращений


Критерии: каждое правильное задание оценивается в 1 балл.

Отметка «5» - ставится за 3 балла

Отметка «4» - ставится за 2 балла

Отметка «3» - ставится за 1 балл

Выставляют отметки в дневник.



















ФО

Прием «Светофор» (зеленый - понял, желтый - требуется доработка, красный - не понял вовсе).


























Взаимооценивание

























Раздаточный материал (задания), учебник Физика 9 класс Башарулы §58, Физика 11 класс Мякишев §79, планшеты, сотовые телефоны, постеры, стикеры, маркеры, доска, магниты, ИКТ (слайд 3-5 презентации урока), сигнальные карточки, карточки с заданиями.

































слайд 6 презентации урока

4

5 мин

Рефлексия

Микроцель:отслеживание степени удовлетворенности и уровня достижения учащихся.

Инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания.






Мы достигли с вами цели урока? Цель реализована?


Запись д/з в дневники: §58 – учить, вопросы, с. 247 – устно, упр. 46 (1,2) – письм.; составить ученический тест из 5-ти вопросов с выбором одного правильного ответа из материала сопутствующего повторения (§ 49-50).

Ответы учащихся.


Индивидуальное заполнение листа рефлексии:

1.Возникали ли трудности в ходе урока?

2.Как я оцениваю свою деятельность на уроке?














Прием «Голос ученика»

ИКТ (слайд 7 презентации урока), листы рефлексии




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок на тему: Природа радиоактивных излучений

Автор: Алиева Людмила Николаевна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку физики для 9 класса по теме "Явление радиоактивности" "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-k-uroku-fiziki-dlia-9-klassa-po-tiemie-iavlieniie-radioaktivnosti"
    ["file_id"] => string(6) "107699"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403376685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок физики по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов""
    ["seo_title"] => string(75) "urokfizikipotiemieradioaktivnostkaksvidietielstvoslozhnoghostroieniiaatomov"
    ["file_id"] => string(6) "336424"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467117451"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Урок на тему "Радиоактивность""
    ["seo_title"] => string(27) "urok_na_temu_radioaktivnost"
    ["file_id"] => string(6) "488889"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543935784"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ "
    ["seo_title"] => string(31) "intiegratsiia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "101590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422855"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект и презентация урока "Пресс-конференция на тему "Энергетика настоящего и будущего." "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-priess-konfierientsiia-na-tiemu-enierghietika-nastoiashchiegho-i-budushchiegho"
    ["file_id"] => string(6) "137569"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370480"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства