kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Количество теплоты. Удельная теплоёмкость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Количество теплоты. Удельная теплоемкость»

Цель урока:

  • Познакомиться с понятием количество теплоты как мерой изменения внутренней  энергии.
  • Ввести и выяснить физический смысл удельной теплоемкости.

Задачи:

Обучающая– сформировать понятие количество теплоты как физической величины, характеризующей изменение внутренней энергии при теплопередаче; выяснить физический смысл удельной теплоемкости.

Развивающая – развивать умения и навыки логически мыслить, рассуждать.

Воспитательная – воспитывать трудолюбие, внимательность, дисциплинированность.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Оборудование:

  1. ПК.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Презентация.
  4. Вопросы на цветных листочках.
  5. Тест.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 

Сегодня на уроке познакомимся с понятием количество теплоты как мерой изменения внутренней энергии. Посмотрим,отчего зависит данная величина, и как можно ее рассчитать. Выясним физический смысл удельной теплоемкости вещества.

  1. Проверка знаний учащихся. Подготовка к осознанному усвоению нового материала.

 

  1. Внимание на экран. Мудрая сова приготовила ряд вопросов на которые хотела бы услышать правильный, лаконичный ответ. (слайд 2-3)

 

  1. Усвоение новых знаний.

Процесс совершения механической работы и процесс теплопередачи имеют общий признак – изменяют внутреннюю энергию тела. Меру изменения внутренней энергии путем совершения механической работы назвали работой, а меру изменения внутренней энергии в процессе теплопередачи – количеством теплоты. Итак, тема сегодняшнего урока «Количество теплоты. Удельная теплоемкость» (слайд ). Даем определение количества теплоты (слайд)

          Механическая работа зависит от значения силы и пути, на котором действует эта сила: A = FS.

Аналогично, количество теплоты как мера изменения внутренней энергии тоже зависит от нескольких физических величин.

           Как подсчитать количество теплоты?

         а) Внутренняя энергия определяется скоростью теплового движения частиц, из которых состоит тело, следовательно, количество теплоты как мера изменения внутренней энергии связана с температурой тела. Если температура тела возросла, то тело получило некоторое количество теплоты, если понизилась – то отдала. Таким образом, количество теплоты зависит от изменения температуры.:             Q?t

         б) Количество теплоты также зависит от – массы тела. Чем больше масса тела, тем большее количество теплоты потребуется для нагревания тела до одной и той же температуры. Отсюда можно сделать вывод, что количество теплоты пропорционально массе тела:         Qm

         в) Массы молекул разных веществ различны, то есть при одинаковом изменении температуры количество теплоты, полученное или отданное, будет различным. Таким образом, количество теплоты Q зависит  от рода вещества (слайд).

Зависимость количества теплоты, необходимого для нагревания тела, от рода вещества характеризуется – удельной теплоемкостью  (приведем пример нагревания воды и подсолнечного масла до одной и той же температуры, взятых в равных количествах).

Даем определение удельной теплоемкости (слайд), зависимость удельной теплоемкости (слайд).

Рассматриваем таблицу удельных теплоемкостей (открыли учебники на странице 89 таблица 11 (и выясняем, что означает, например запись: удельная теплоемкость меди равна

               с = 400

(для нагревания 1 кг меди на 1°С необходимо сообщить телу 380 Дж  теплоты)(слайд12).

        Для расчета количества теплоты, которое необходимо сообщить телу массой  m  для нагревания его от темпе6ратуры  t1 до температуры  t2, можно воспользоваться формулой (слайд):

Q = cm(t1-t2)

  1. Закрепление нового материала.

Для закрепления нового материала решим задачу. Внимание на экран (слайд).

  1. Информация о домашнем задании (слайд).
  2. Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Количество теплоты. Удельная теплоёмкость"»

Ответьте на вопросы ?

Ответьте

на

вопросы

?

1. Какую энергию называют внутренней? 2. От чего зависит величина внутренней энергии? 3. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела? 4. Что такое теплопередача? 5. Температура тела уменьшилась. Как при этом изменилась его внутренняя энергия?

1. Какую энергию называют внутренней?

2. От чего зависит величина внутренней энергии?

3. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?

4. Что такое теплопередача?

5. Температура тела уменьшилась. Как при этом изменилась его внутренняя энергия?

3 2 1 4 6. Опишите и объясните наблюдаемые явления. Назовите вид теплопередачи. Как осуществляется перенос энергии?

3

2

1

4

6. Опишите и объясните наблюдаемые явления.

Назовите вид теплопередачи.

Как осуществляется перенос энергии?

Количество теплоты.  Удельная теплоемкость.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Количество теплоты  – энергия, которую тело теряет или получает при теплопередаче.

Количество теплоты – энергия, которую тело теряет или получает при теплопередаче.

Q (1 Дж) – количество теплоты зависит от: рода вещества, из которого состоит тело (с) массы тела (m) изменения температуры тела (∆t)

Q (1 Дж) – количество теплоты

зависит от:

рода вещества,

из которого

состоит тело (с)

массы

тела (m)

изменения

температуры

тела (∆t)

Удельная теплоемкость Величина, показывающая, какое количество теплоты требуется для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1 ºС.

Удельная теплоемкость

Величина, показывающая, какое количество теплоты требуется для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1 ºС.

Удельная теплоемкость Зависит от рода вещества и его агрегатного состояния Удельная теплоемкость вещества в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком, газообразном –  различная .

Удельная теплоемкость

  • Зависит от рода вещества и его агрегатного состояния

Удельная теплоемкость вещества в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком, газообразном – различная .

  • Не характеризует тепловые свойства вещества
с = 400   (для нагревания 1 кг меди на 1 ºС необходимо сообщить телу 400 Дж энергии)

с = 400

 

(для нагревания 1 кг меди на 1 ºС необходимо

сообщить телу 400 Дж энергии)

Q = cm (t 2 – t 1 ) или Q = cm ∆t количество теплоты,  Дж начальная температура тела, ºС масса тела, кг конечная температура тела, ºС   удельная теплоемкость,

Q = cm (t 2 – t 1 ) или Q = cm ∆t

количество

теплоты,

Дж

начальная

температура

тела, ºС

масса

тела, кг

конечная

температура

тела, ºС

 

удельная

теплоемкость,

Задача Какое количество теплоты отдаст стакан горячего чая (90ºС), остывая до комнатной температуры (20ºС)? Массу чая принять равной 200 г. Решение: Q = cm (t 2 –t 1 ) Q = 4200 · 0,2 · (20 – 90) = - 58 800 Дж Ответ: 58800 Дж.

Задача

Какое количество теплоты отдаст стакан горячего чая (90ºС), остывая до комнатной температуры (20ºС)? Массу чая принять равной 200 г.

Решение:

Q = cm (t 2 –t 1 )

Q = 4200 · 0,2 · (20 – 90) = - 58 800 Дж

Ответ: 58800 Дж.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 28, задание 27 (3)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 28, задание 27 (3)

Рефлексия Продолжите фразу:

Рефлексия

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Теперь я могу …
  • Было интересно …
  • Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся …
ВСЕМ СПАСИБО  ЗА УРОК

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "Количество теплоты. Удельная теплоёмкость"

Автор: Ширина Наталья Фёдоровна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "урок физики "
    ["seo_title"] => string(11) "urok-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "127706"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415364468"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Итоговый урок по теме : "Изменение агрегатных состояний вещества" - Путешествие по стране калория. "
    ["seo_title"] => string(113) "itoghovyi-urok-po-tiemie-izmienieniie-aghrieghatnykh-sostoianii-vieshchiestva-putieshiestviie-po-stranie-kaloriia"
    ["file_id"] => string(6) "153292"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420991430"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства