Тема: «Количество теплоты. Удельная теплоемкость»
Цель урока:
- Познакомиться с понятием количество теплоты как мерой изменения внутренней энергии.
- Ввести и выяснить физический смысл удельной теплоемкости.
Задачи:
Обучающая– сформировать понятие количество теплоты как физической величины, характеризующей изменение внутренней энергии при теплопередаче; выяснить физический смысл удельной теплоемкости.
Развивающая – развивать умения и навыки логически мыслить, рассуждать.
Воспитательная – воспитывать трудолюбие, внимательность, дисциплинированность.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование:
- ПК.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация.
- Вопросы на цветных листочках.
- Тест.
Ход урока.
- Организационный момент.
Сегодня на уроке познакомимся с понятием количество теплоты как мерой изменения внутренней энергии. Посмотрим,отчего зависит данная величина, и как можно ее рассчитать. Выясним физический смысл удельной теплоемкости вещества.
- Проверка знаний учащихся. Подготовка к осознанному усвоению нового материала.
- Внимание на экран. Мудрая сова приготовила ряд вопросов на которые хотела бы услышать правильный, лаконичный ответ. (слайд 2-3)
- Усвоение новых знаний.
Процесс совершения механической работы и процесс теплопередачи имеют общий признак – изменяют внутреннюю энергию тела. Меру изменения внутренней энергии путем совершения механической работы назвали работой, а меру изменения внутренней энергии в процессе теплопередачи – количеством теплоты. Итак, тема сегодняшнего урока «Количество теплоты. Удельная теплоемкость» (слайд ). Даем определение количества теплоты (слайд)
Механическая работа зависит от значения силы и пути, на котором действует эта сила: A = FS.
Аналогично, количество теплоты как мера изменения внутренней энергии тоже зависит от нескольких физических величин.
Как подсчитать количество теплоты?
а) Внутренняя энергия определяется скоростью теплового движения частиц, из которых состоит тело, следовательно, количество теплоты как мера изменения внутренней энергии связана с температурой тела. Если температура тела возросла, то тело получило некоторое количество теплоты, если понизилась – то отдала. Таким образом, количество теплоты зависит от изменения температуры.: Q?t
б) Количество теплоты также зависит от – массы тела. Чем больше масса тела, тем большее количество теплоты потребуется для нагревания тела до одной и той же температуры. Отсюда можно сделать вывод, что количество теплоты пропорционально массе тела: Qm
в) Массы молекул разных веществ различны, то есть при одинаковом изменении температуры количество теплоты, полученное или отданное, будет различным. Таким образом, количество теплоты Q зависит от рода вещества (слайд).
Зависимость количества теплоты, необходимого для нагревания тела, от рода вещества характеризуется – удельной теплоемкостью (приведем пример нагревания воды и подсолнечного масла до одной и той же температуры, взятых в равных количествах).
Даем определение удельной теплоемкости (слайд), зависимость удельной теплоемкости (слайд).
Рассматриваем таблицу удельных теплоемкостей (открыли учебники на странице 89 таблица 11 (и выясняем, что означает, например запись: удельная теплоемкость меди равна
с = 400
(для нагревания 1 кг меди на 1°С необходимо сообщить телу 380 Дж теплоты)(слайд12).
Для расчета количества теплоты, которое необходимо сообщить телу массой m для нагревания его от темпе6ратуры t1 до температуры t2, можно воспользоваться формулой (слайд):
Q = cm(t1-t2)
- Закрепление нового материала.
Для закрепления нового материала решим задачу. Внимание на экран (слайд).
- Информация о домашнем задании (слайд).
- Рефлексия.