Цель урока: повторить формулировки и математическую запись законов Ньютона; закрепить знания, полученные по теме; научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; воспитывать самостоятельность при решении задач; развивать логическое мышление.
- закрепить знания законов Ньютона;
- научить применять полученные знания в практической деятельности;
- научить решать задачи;
- научить видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни.
- работать над формированием умений сравнивать, делать выводы, обобщения;
выделять главное, существенное;
- развитие логического мышления;
- развитие познавательного интереса к физике.
воспитательные:
- показать практическое значение знаний по данной теме;
- воспитывать самостоятельность;
- обучение работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Эпиграфы к уроку:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н. э.)
«Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше». И. Ньютон (1643-1727)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 9 классе»
Обобщающий урок по физике в 9-м классе по теме "Законы Ньютона"
Цель урока: повторить формулировки и математическую запись законов Ньютона; закрепить знания, полученные по теме; научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; воспитывать самостоятельность при решении задач; развивать логическое мышление.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания законов Ньютона;
- научить применять полученные знания в практической деятельности;
- научить решать задачи;
- научить видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни.
развивающие:
- работать над формированием умений сравнивать, делать выводы, обобщения;
выделять главное, существенное;
- развитие логического мышления;
- развитие познавательного интереса к физике.
воспитательные:
- показать практическое значение знаний по данной теме;
- воспитывать самостоятельность;
- обучение работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Эпиграфы к уроку:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н. э.)
«Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше». И. Ньютон (1643-1727)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Каких только механических движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями неумолимо, как само время, движений звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов; от едва заметного движения воды в родничке до гигантских вихрей воды и воздуха в океанах и атмосфере.
Давайте подумаем, а что же объединяет такое великое многообразие механических движений?
2. Повторение изученного материала
Кроссворд – наоборот . Дать пояснение словам
Ключевое слово –«МЕХАНИКА»
МЕХАНИКА состоит из 2-х больших разделов «кинематика » и «динамика»
- с чем мы ознакомились в разделе «кинематика »? (с различными видами движения)
-какие виды движения мы знаем?
- какое движение называется равномерным ? Уравнение равномерного движения?
-неравномерное движение?
-равноускоренное движение? Уравнение равноускоренного движения ?
-что характеризует ускорение?
-Обозначение,единица измерения и формула для вычисления ускорения ?
-Формула для вычисления скорости при ПРУ движении?
-как вычислить пройденный путь при равномерном движении? А при равноускоренном движении?
В кинематике мы выяснили, как происходит движение (( например с ускорением или без ускорения)
А на вопрос о том , почему, по какой причине тела движутся так или иначе, отвечает главная часть механики- ДИНАМИКА
-Что изучает динамика ? (причину изменения скорости, причину ускорения)
-Кто стоял у истоков динамики? (Исаак Ньютон)
-В основе динамики лежат …? (законы Ньютона)
Земная механика многим обязана гению Ньютона. Он сформулировал три закона движения тел, с помощью которых механики до сих пор рассчитывают самые сложные конструкции, определяют скорость и ускорение многочисленных механизмов и транспортных средств, оценивают прочность конструкций.
Законы Ньютона позволяют нам теперь ответить на многие вопросы: «почему» ,которые мы задаем себе в начале изучения раздела “Динамика”.
Почему, при каких условиях тело совершаетпрямолинейное равномерное движение?
Ученик: Ответ на этот вопрос дает первый закон Ньютона. Если тело движется прямолинейно и равномерно или находится в покое, то это значит, что на него не действуют силы или, если силы действуют, их геометрическая сумма равна нулю.
Если тело находится в покое или движется прямолинейно и равномерно, то о таком теле (материальной точке) говорят, что оно находится в состоянии равновесия. Чтобы тело находилось в равновесии, нужно, чтобы сумма приложенных к нему сил была равна нулю.
Учитель: Почему, при каких условиях тело движется прямолинейно и равноускоренно?
Ученик: На этот вопрос дает ответ второй закон Ньютона.
Для того чтобы тело двигалось с постоянным ускорением по прямолинейной траектории, необходимо, чтобы действующая на него сила или равнодействующая нескольких сил была постоянной по модулю и по направлению.
Учитель:
Почему, при каких условиях тело движется равномерно по окружности?
Ученик: И на этот вопрос отвечает второй закон Ньютона. При таком движении ускорение центростремительное, по модулю во всех точках траектории одинаково и равно v2/R. Поэтому и сила направлена к центру той окружности, по которой движется тело, постоянна по модулю и равна mv2/R.
Учитель: Что объясняет 3-й закон?
Третий закон Ньютона объясняет, как вообще возникает сила.
Согласно этому закону, сила возникает при взаимодействии тел. При этом на каждое из взаимодействующих тел действует сила, и каждое получает ускорение.
3. «Ромашка».
Учитель: Вот у меня ромашка - разноцветный лепесток, но не простой, на каждом лепестке дано задание. Дайте посмотрим, какое первое задание вытянет …….
Учащиеся по желанию выходят к учителю и вытягивают лепесток с заданиями. Отвечают на вопросы заданий.
Примеры заданий:
1. - м/с2 – какая физическая величина имеет такую единицу измерения?
2. Н . Какая физическая величина имеет такую единицу измерения?
3. - F=mа – Что это за формула? Дайте формулировку этого закона.
4. - Когда скорость тела не изменяется? Дайте формулировку 1 закона Ньютона.
5. - Какова причина возникновения сил? Дайте формулировку 3 закона Ньютона.
6. - Что такое сила? Чем характеризуется сила?
7. - Что такое равнодействующая сил? Чему она равна?
8. - Какие силы в природе вы знаете?
Спасибо, молодцы! С этим заданием мы все вместе справились.
За правильные ответы раздаются жетоны.
4 Физический диктант
1. Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют…
( механическим движением).
2.Линию, которую описывает тело при своем движении, называют: ( траекторией)
3. Направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с последующим, называется ( перемещение.)
4. Физическая величина, которая измеряется в Ньютонах (сила)
5. Какую физическую величину можно определить с помощью формулы
( ускорение)
6. Величина, которая измеряется в метрах в секунду (м/с) (. Скорость)
7. По какой формуле рассчитывается путь при равноускоренном движении?
8. Формула второго закона Ньютона (. F = m а)
9. Формула скорости при равноускоренном движении
10. Какое уравнение соответствует зависимости координаты от времени при равноускоренном движении?
Учитель: Важнейшим умением в физике является умение решать задачи.
5.Решение задач.
Задача № 1
Тело массой 4 кг движется с ускорением 0,5 м\с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение?
Задача № 2
Автобус массой 20т трогается с места под действием силы тяги 20 кН. Чему равно ускорение автобуса, если действующая на него сила сопротивления равна 3,5 кН?
3. Определите силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0,8 м/с2, если масса велосипедиста вместе с велосипедом равна 50 кг.
4.Какую скорость приобретает тело массой 3кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с?
5. Поезд массой 500 т, трогаясь с места, через 25 с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги.
6. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН?
7.. Определить массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с2, а сила удара 420 Н?
6. Решение задачи по графику.
1. F1 = ma1 F1 = 4кг·1м/с²=4Н - движение равноускоренное
2. v1 = v2 = 5м/с – не меняется, а2 = 0 F2 = 0 - движение равномерное
3. F3 = ma3
F3 = 4кг·(- 2,5м/с²) = -10Н движение равнозамедленное
Подведение итога урока.
1. Как называется физическая величина, характеризующая меру действия одного тела на другое?
Что является причиной изменения скорости тела?
Какой формулой описывается второй закон динамики?
2. Законы Ньютона важно знать и помнить машинистам поездов, водителям автомашин и вообще всем, кто управляет транспортным средством, а также пешеходам, пересекающим оживленную улицу. Почему? (Для остановки движущихся тел нужны время и пространство).
Наш урок я хотела бы закончить словами Аристотеля «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»
Окончание школы – это лишь начало большого пути в жизнь, полную выбора. И вы, как никто другой, уже знаете – насколько этот выбор сделать тяжело.
Ведь от него зависит не только то, где предстоит учиться в ближайшие несколько лет, но и каких результатов можно будет добиться после окончания учебного заведения.
Все кто планирует пойти учится в технический ВУЗ или колледж : им обязательно будут нужны знания по физике
Домашнее задание:
Физика!
Какая емкость слова!
Физика – для нас не просто звук.
Физика – основа и опора
Всех без исключения наук!
Итак, сегодня на уроке мы получили следующие результаты (подводятся итоги выставляются оценки за активную работу на уроке). Класс сегодня работал активно. Спасибо. Молодцы!