-
План №______
Класс 9
Тема: Третий закон Ньютона. Принцип относительности.
Тип урока: комбинированный
Цели: изучить третий закон Ньютона; рассмотреть принцип относительности.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Виды самостоятельной работы: решение задач, работа с учебником
Материально-техническое оснащение: карточки, рис. 47-49.
Ход урока
I. Организационный этап: подготовка к уроку, запись д/з.
II. Повторение. Проверка домашнего задания: комментарии к решению домашних задач. Карточки.
I.Изучение нового материала: рис.47. Если вы ударите ногой по футбольному мячу, то немедленно ощутите обратное действие на ногу. Нельзя толкнуть плечом кого-либо, не испытав обратного действия на наше плечо. Приложите на гладкий стол два сильных магнита разноименными полюсами, и вы увидите, что они начнут двигаться навстречу друг другу. Если магниты поставить на тележки, закрепив их одинаковыми мягкими пружинами, то пружины растянутся совершенно одинаково. Это означает, что на оба тела со стороны пружины действуют одинаковые по модулю и противоположные по направлению силы: 1 = - 2. На основе этого и подобных опытов можно сформулировать третий закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулю и направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны.
Особенности : - силы появляются только парами; - всегда применяется при взаимодействии тел; - обе силы – одной природы; - силы не уравновешиваются, т.к. приложены к разным телам; - закон верен для любых сил. Рис.49.
Принцип относительности: все механические явления протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчета. Все инерциальные системы отсчета равноправны.
IV. Закрепление: - Какие силы возникают при взаимодействии двух тел? – Равны ли по модулю эти силы? – Что можно сказать о природе этих сил? – Приведите примеры.
V. Домашнее задание: п. 13-14, упр.11
VI. Итоги урока: