Урок "Тепловые явления" разработан в соответствии с программой предмета "Физика". Предлагается формат групповой работы. Предварительная проверка материала направляет учащихся на плодотворную и объемную работу. Основная цель урока - правильное применение изученного материала при решении расчетных задач, собственно придуманных задач и задач практического направления. Использование табличных данных при расчете данных величин обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Практико-ориентированные задания укрепляют изученный материал. В конце урока обязательно проводится рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Тепловые явления" Естественнонаучное направление.»
«Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»
Учитель – Москаленко Владимир Григорьевич
Тема «Тепловые явления»
Класс : 8 (естественнонаучное направление) ЦЕЛЬ УРОКА: повторить и обобщить знания по теме «тепловые явления».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: обобщение и повторение знаний по теме: «тепловые явления», формирование практических навыков вычисления, развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: формирование познавательного интереса к физике, воспитание в учащихся умение выслушивать одноклассников, умение правильно и четко отвечать на вопрос, дисциплинированность.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА: развитие политехнических умений, элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.
1. Стадия вызова. Подготовительный этап (физ. диктант и его проверка)
2. Стадия осмысления
- решение качественных задач (проверка)
- решение расчетных задач (проверка)
- решение графических задач (проверка)
3. Итоги урока, рефлексия.
ХОД УРОКА:
1. Создание коллаборативной среды.
Приветствие учащихся. Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим то, что было изучено нами по теме «Тепловые явления». Сначала повторим основные понятия, проведя «мозговой штурм» физический диктант.
Настрой на деловой ритм урока. «Мозговой штурм»
ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1. Что называется тепловыми явлениями?
2. Что такое температура? Какие температурные шкалы вы знаете?
3. Что такое количество теплоты?
4. Дать определение удельной теплоемкости вещества?
5. Дать определение внутренней энергии.
6. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?
7. Какие виды теплопередачи вы знаете? Запишите их
8. Дать определение теплопроводности
9. Дать определение конвекции
10. Дать определение излучения
2. Постановка задачи урока.
Представить себе, что наш класс – это НИИ, а вы ученые, работающие в его лабораториях (3 лаборатории). Разделяемся по 8 человек в каждой лаборатории.
Внимательно рассмотрите таблицы. По каждой строке каждой таблицы можно составить задачу – не правда ли? Составьте эти задачи и решите их.
Нагревание и охлаждение
№
Вещество
c, Дж/кг°С
m, кг
to,°C
t,°C
t,°C
Q, кДж
1
Вода
?
0,2
20
100
?
?
2
?
460
?
20
80
?
13,8
3
?
?
0,05
–
–
200
3,8
4
Кирпич
?
4,0
–10
?
?
105,6
5
Олово
?
0,5
?
80
?
7,5
Плавление и отвердевание
№
Вещество
, кДж/кг
c, Дж/кг°С
m, кг
to,°C
tпл,°C
Q, кДж
1
Лёд
333
–
0,5
0
?
?
2
Лёд
333
?
2
–10
?
?
3
Свинец
24
?
?
27
327
13,4
Кипение и конденсация
№
Вещество
, кг/м3
V, см3
c, Дж/кг°С
r, кДж/кг
to
tкип
Q, кДж
1
Спирт
800
10
2400
857
78
78
?
2
?
13600
?
?
?
tкип
357
15
3
?
1000
2000
?
?
20
100
?
4
Эфир
714
?
?
?
20
?
225
Сжигание топлива
№
Вещество
q,МДж/кг
m, кг
, кг/м3
V, л
Q, МДж
1
Бурый уголь
?
30
–
–
?
2
Дрова сухие
?
?
–
–
55
3
?
?
1,5
–
–
55
4
Спирт
?
?
800
0,01
?
3. Работа в группах. Применение учащимися знаний в жизненных ситуациях.
а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй – с холодной и третий – с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую – в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая – холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде. Объяснить явление.
б) предлагается учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой – до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая – холод. Объяснить явление.
Работа со стендом Сенина В.Г. «Плавление и отвердевание»
Вопросы к стенду:
1. Дайте определение плавления твердого кристаллического тела.
2. Какую температуру называют температурой плавления вещества?
3. Какой процесс называют отвердеванием или кристаллизацией?
4. Какая физическая величина называется удельной теплотой плавления? Какова ее единица?
5. На рис.1 представлен график изменения температуры с течением времени для некоторого тела, находящегося в нагреваемом сосуде. Первоначально тело находилось в твердом состоянии.
а) чему равна начальная температура тела?
б) чему равна температура плавления этого тела?
в) сколько времени длилось плавление тела?
г) в каком состоянии находилось вещество в промежутке времени между 4 и 6 минутой?
д) какая из точек A,B,C или D соответствует началу процесса плавления? Окончанию плавления?
5. Задачи для самостоятельного решения
Профессиональная ориентация – одна из задач каждого школьного предмета. Вам предлагаются физические задачи, сгруппированные по некоторым отраслям профессиональной деятельности человека.
Металлургия
1а. Какое количество теплоты требуется для нагревания медной детали массой 300 г от температуры 20 °С до 1015 °С?
1б. После обработки алюминиевой детали на станке ее температура понизилась от 420 °С до 40 °С. Сколько теплоты при этом выделилось, если объём детали 500 см3 ?
1в. Как изменится температура воды массой 900г, если ей сообщить такое же количество теплоты, какое идет на нагревание алюминиевого цилиндра массой 3 кг на 100 °С?
Стройплощадка
2а. Какое количество теплоты выделяется при охлаждении кирпича массой 4 кг от 40 °С до 10 °С?
2б. Рассчитайте, какое количество теплоты отдаст кирпичная печь, сложенная из 300 кирпичей, при остывании от 70 °С до 20 °С. Масса одного кирпича 5 кг.
2в. На нагревание кирпича массой 4 кг на 63 °С затрачено такое же количество теплоты, как и на нагревание той же массы воды на 13,2 °С. Какова удельная теплоемкость кирпича?
Медицина
3а. Серебряный зонд поместили в автоклав для стерилизации и нагрели от 25 °С до 100 °С. Масса зонда 250 г. Какое количество теплоты при этом затратили?
3б. До какой температуры остынут 5 л кипятка, взятого при температуре 100 °С, когда отдадут в окружающее пространство 1680 кДж энергии?
3в. Определите, какое количество теплоты потребуется для нагревания смеси из 300 г воды и 50 г спирта от 20 до 70°С?
6. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся обсудить урок и свою деятельность. Подведение итогов работы на уроке. «Рефлексивный ринг».
Вернёмся к поставленным в начале урока целям.
Какие из них мы выполнили?
Какие задачи мы решали?
Ребята нам остался последний этап: оценить свою работу.
Кто оценил свою работу на “отлично”?
Кто оценил свою работу на “хорошо”?
Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?
Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал… Я научился…
Меня удивило… У меня получилось…
Было трудно… Я смог …
Метод ЗХУ.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Итог урока. Сегодня мы с вами повторили тему: «Тепловые явления».
Объявление результатов и победителей. Домашнее задание.
1. Намочите один палец водой, а другой одеколоном и подуйте на руку. Какой палец быстрее станет сухим и ощутит большее понижение температуры? Почему?
2. Оберните шарик термометра ваткой, смоченной одеколоном, и наблюдайте за температурой. Через 1-2 минуты подуйте на ватку и тоже наблюдайте за температурой. Почему понижение температуры ускорилось?
3. Слегка подуйте на зеркало. Почему оно запотевает? Над паром, идущим из носика чайника, осторожно поместите холодный предмет (например, длинный нож). Почему нож сначала запотевает и перестаёт блестеть, а затем, по мере прогревания, блеск снова появляется?