Технологическая карта урока " Действие магнитного поля на проводник с током ".
Технологическая карта урока " Действие магнитного поля на проводник с током ".
Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током.
Цели урока:
Обучающие: продолжить формирование понятия магнитного поля, обеспечить усвоение учащимися зависимости силы, действующей на проводник с током от силы тока в проводнике, длины проводника, от угла, образованного вектором магнитной индукции с проводником. Получить закон Ампера. Уметь определять направление силы, действующей на проводник, находить модуль вектора магнитной индукции, определить единицы измерения магнитной индукции. В целях формирования научного мировоззрения показать роль физического эксперимента и наблюдений в раскрытии причинно-следственных связей между понятиями: силы Ампера, силы тока, магнитной индукции.
Развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, определять зависимость физических величин. Развивать коммуникативные качества личности, умение работать с информацией.
Воспитательные: подготовить личности информационного общества, воспитывать у учащегося интерес к научным знаниям и развитие способности к исследовательскому труду. Продолжить формирование навыков работы в группе, вырабатывать бережное отношение к оборудованию.
Оборудование: штатив, проводник, источник тока, ключ, амперметр, подковообразный магнит, интерактивные модели ПК.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока " Действие магнитного поля на проводник с током ". »
Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током.
Цели урока:
Обучающие: продолжить формирование понятия магнитного поля, обеспечить усвоение учащимися зависимости силы, действующей на проводник с током от силы тока в проводнике, длины проводника, от угла, образованного вектором магнитной индукции с проводником. Получить закон Ампера. Уметь определять направление силы, действующей на проводник, находить модуль вектора магнитной индукции, определить единицы измерения магнитной индукции. В целях формирования научного мировоззрения показать роль физического эксперимента и наблюдений в раскрытии причинно-следственных связей между понятиями: силы Ампера, силы тока, магнитной индукции.
Развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, определять зависимость физических величин. Развивать коммуникативные качества личности, умение работать с информацией.
Воспитательные: подготовить личности информационного общества, воспитывать у учащегося интерес к научным знаниям и развитие способности к исследовательскому труду. Продолжить формирование навыков работы в группе, вырабатывать бережное отношение к оборудованию.
Оборудование: штатив, проводник, источник тока, ключ, амперметр, подковообразный магнит, интерактивные модели ПК.
План урока
Содержание
Методы и приемы
Контроль знаний по теме: “Магнитное поле”
Тест. Проверка теста по слайду
Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос. Беседа. Использование слайда 2
Изучение нового материала
Демонстрация опыта. Выдвижение гипотезы и ее экспериментальная проверка c использованием реальных и виртуальных лабораторий. Анализ исследуемых зависимостей. Работа с учебником. Запись в тетрадях
Закрепление темы
Беседа. Работа по слайдам. Решение задачи.
Итог урока
Объявление полученных оценок. Самоанализ.
Задание на дом
Запись на доске и в дневниках
Ход урока:
Организационный момент.
Контроль знаний. Проверочный тест
Тест по теме: « Магнитное поле»
Движущиеся заряды создают вокруг себя…
А) электрическое поле;
Б) магнитное поле;
В) электрическое и магнитное поля.
2.Магнитная стрелка представляет собой…
А) продолговатый магнит с одним южным полюсом;
Б) продолговатый магнит с одним северным полюсом;
В) продолговатый магнит с двумя полюсами на концах-южным S и северным N.
3.За направление вектора магнитной индукции принимаютнаправление…
А) от северного N полюса к южному S полюсу;
Б) от южного S полюса к северному N полюсу;
В) от южного N полюса к северному S полюсу.
4.Характеристику магнитного поля называют…
А) напряженностью;
Б) вектором магнитной индукции;
В) напряжением.
5. Линии магнитной индукции …
А) не имеют начала;
Б) не имеют конца;
В) не имеют ни начала ни конца.
6. Магнитное поле…
А) имеет источник N полюс;
Б) имеет источник S полюс;
В) не имеет источников.
7. Магнитное поле действует только…
А) на покоящиеся электрические заряды;
Б) на движущиеся электрические заряды;
В) на любые электрические заряды.
8. Для усиления магнитного поля используют…
А) один виток;
Б) несколько витков, соединенных последовательно и расположенных параллельно друг другу;
В) несколько витков, соединенных параллельно и расположенных перпендикулярно друг другу.
9. Магнитная индукция поля системы токов равна…
А) нулю;
Б) векторной разности магнитных индукций полей каждого из токов в отдельности;
В) векторной сумме магнитных индукций полей каждого из токов в отдельности.
10. Северным магнитным полюсом называется полюс…
А) из которого выходят линии магнитной индукции;
Б) в который входят линии магнитной индукции;
В) полюс S.
Проверка работы по слайду 1.
Критерии набранных баллов см. в листе учета знаний.
Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.
1.Какие линии называются силовыми линиями магнитного поля?
(Линии, образуемые магнитными стрелками или железными опилками в магнитном поле)
2.Какая векторная физическая величина характеризует магнитное поле?
(Вектор магнитной индукции)
3.Сформулируйте правило буравчика и правило правой руки, определяющей направление вектора магнитной индукции, созданной прямым током?
(Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке. Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)
4. Сформулируйте правило буравчика для витка с током.
(Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси)
5.Сформулируйте принцип суперпозиции для магнитного поля.
(Результирующий вектор магнитной индукции в данной точке складывается из векторов магнитной индукции, созданной различными токами в этой точке )
6.Как определить направление вектор магнитной индукции на оси вектора с током?
(По правилу буравчика. Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси )
7.Как направлен вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока?
(Вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока направлен противоположно вектору магнитной индукции внутри кольцевого тока)
8.Дайте определение понятия линий магнитной индукции.
(Линии магнитной индукции-линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)
9.Какой полюс магнита называется северным?
(Северный полюс магнита-полюс, из которого выходят линии магнитной индукции)
10.Чем вызван земной магнетизм?
(Токами, обтекающими Землю с запада на восток)
Слайд 2, 3 ПК
Изучение новой темы:
Учитель: Пока мы умеем находить только направление вектора магнитной индукции. Надо научиться определять модуль В. Это необходимо для решения главной задачи: сформулировать закон, определяющий силу. Которая действует на проводник с током со стороны магнитного поля. Выясним экспериментально, отчего зависит сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Это позволит нам дать определение модуля вектора магнитной индукции, а затем найти силу Ампера. Действия магнитного поля на проводник с током будем изучать на интерактивных моделях ПК.
Демонстрация опыта по действию силы на проводник с током в магнитном поле.
Вопрос учащимся: Определите от каких величин зависит сила отклоняющая проводник?
Работа в группах по дидактическим карточкам.
Установление зависимостей:
силы Ампера от силы тока,
силы Ампера от длины проводника,
силы Ампера от угла, образованного вектором магнитной индукции с проводником.
Использование слайда 4
Слайд 4
Дидактическая карточка № 1
Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
Угол ά
0°
45°
90°
135°
180°
225°
270°
360°
FА
Установите зависимость между силой, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.
Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
Определите, при каком угле сила, действующая на проводник максимальная.
Использовать программу БНП 1С образование.
Раздел «Электродинамика» модели - модель 7
Дидактическая карточка № 2
Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от силы тока, протекающего по проводнику.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
Сила тока I
0
0,5
1
1,5
2
Сила Ампера F
Магнитная индукция В
4.Определите зависимость силы, действующей на проводник от силы тока, протекающей по проводнику.
5.Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
6. Запишите полученную зависимость при перпендикулярном направлении силы тока и вектора магнитной индукции и неизменной длине проводника.
7. Рассчитайте модуль вектора магнитной индукции для каждого значения силы тока и запишите результат в таблицу.
8. Сделайте вывод.
Использовать программу «Физикон». Лаборатории. Взаимодействие параллельных токов ( 39).
Дидактическая карточка № 3
Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
I1
0
0,2
0,6
-0,2
1,6
I2
0
0,2
0,6
-0,4
-1,8
B12
B21
F12
F21
Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
Определите зависимость силы взаимодействия двух проводников с токами I1 и I2 от расстояния r между проводниками.
Запишите формулу для вычисления силы, действующей на проводники. Решите задачу.
Использовать программу «Открытая физика». Раздел «Электродинамика»
Дидактическая карточка № 4
Задание: Дайте подробное объяснение взаимодействия токов.
Используйте программу «Физикон». Видеофильм «Взаимодействие токов».
Для этого изучите:
«Взаимодействие параллельных токов»,
«Магнитное поле».
Дидактическая карточка № 5
Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от длины проводника.
Рекомендации по выполнению работы
1. Соберите установку по рисунку
2.Увеличьте значение силы тока, протекающего по проводнику в два раза. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.
Измените длину проводника, пронаблюдайте за отклонением проводника
Измените угол наклона подставки, на которой находятся магниты, так, чтобы изменился угол между проводником и линиями магнитной индукции. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.
Сделайте вывод.
Составление отчета.
Определение модуля вектора магнитной индукции. Слайд 5
Слайд 5
Определение единицы измерения магнитной индукции.
Таблица значений магнитной индукции (учебник).
Вывод закона Ампера.
Формулировка на слайде 6
Слайд 6
Направление силы Ампера. Правило левой руки. Слайд 7
Слайд 7
Группа, работающая по карточке № 4 объясняет видеофильм.
Видеофильм «Взаимодействие токов».
«Взаимодействие параллельных токов»,
«Магнитное поле».
Закрепление темы
Слайд 8
Итог урока. Объявление оценок. Самоанализ работы на уроке.
Задание на дом: §20, задача №3, 5
Дидактическая карточка № 1
Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
Угол ά
0°
45°
90°
135°
180°
225°
270°
360°
FА
Установите зависимость между силой, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником.
Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
Определите, при каком угле сила, действующая на проводник максимальная.
Использовать программу БНП 1С образование.
Раздел «Электродинамика» модели - модель 7
Дидактическая карточка № 2
Задание: установить зависимость силы, действующей на проводник с током от силы тока, протекающего по проводнику.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
Сила тока I
0
0,5
1
1,5
2
Сила Ампера F
Магнитная индукция В
4.Определите зависимость силы, действующей на проводник от силы тока, протекающей по проводнику.
5.Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
6. Запишите полученную зависимость при перпендикулярном направлении силы тока и вектора магнитной индукции и неизменной длине проводника.
7. Рассчитайте модуль вектора магнитной индукции для каждого значения силы тока и запишите результат в таблицу.
8. Сделайте вывод.
Использовать программу «Физикон». Лаборатории. Взаимодействие параллельных токов ( 39).
Дидактическая карточка № 3
Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам.
Рекомендации по выполнению работы
Сформулируйте гипотезу по данной проблеме.
Продумайте ход эксперимента.
Заполните таблицу:
I1
0
0,2
0,6
-0,2
1,6
I2
0
0,2
0,6
-0,4
-1,8
B12
B21
F12
F21
Сделайте вывод. Подтвердил ли опыт вашу гипотезу?
Определите зависимость силы взаимодействия двух проводников с токами I1 и I2 от расстояния r между проводниками.
Запишите формулу для вычисления силы, действующей на проводники. Решите задачу.
Использовать программу «Открытая физика». Раздел «Электродинамика»
Дидактическая карточка № 4
Задание: Дайте подробное объяснение взаимодействия токов.
Используйте программу «Физикон». Видеофильм «Взаимодействие токов».
Для этого изучите:
«Взаимодействие параллельных токов»,
«Магнитное поле».
Дидактическая карточка № 5
Задание: установить зависимость силы взаимодействия двух проводников с током от силы тока, протекающего по проводникам. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от угла, образованного между вектором магнитной индукции с проводником. Установить зависимость силы, действующей на проводник с током от длины проводника.
Рекомендации по выполнению работы
1. Соберите установку по рисунку
2.Увеличьте значение силы тока, протекающего по проводнику в два раза. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.
Измените длину проводника, пронаблюдайте за отклонением проводника
Измените угол наклона подставки, на которой находятся магниты, так, чтобы изменился угол между проводником и линиями магнитной индукции. Пронаблюдайте за движением проводника в магнитном поле.
Сделайте вывод.
Лист учета знаний
Вид работы
Количество баллов
Количество выполненных заданий
Проверочный тест
5
4
3
10-11
8-9
5 - 7
Фронтальный опрос
5
4
3
Активное участие
Допущены негрубые ошибки
Допущены ошибки
Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала, выполнение эксперимента. Закрепление темы.
5
4
3
Активное участие, эксперимент выполнен верно
Участие в обсуждении, но допущены неверные ответы
Неактивное участие в обсуждении темы, допущены ошибки в проведении эксперимента
Критерии оценки работы на уроке
Количество баллов
Оценка
14 -15
5
11 - 13
4
8 - 10
3
Фронтальный опрос
1.Какие линии называются силовыми линиями магнитного поля?
(Линии, образуемые магнитными стрелками или железными опилками в магнитном поле)
2.Какая векторная физическая величина характеризует магнитное поле?
(Вектор магнитной индукции)
3.Сформулируйте правило буравчика и правило правой руки, определяющей направление вектора магнитной индукции, созданной прямым током?
(Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке. Если ввинчивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление скорости движения конца его рукоятки в данной точке совпадает с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)
4. Сформулируйте правило буравчика для витка с током.
(Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси)
5.Сформулируйте принцип суперпозиции для магнитного поля.
(Результирующий вектор магнитной индукции в данной точке складывается из векторов магнитной индукции, созданной различными токами в этой точке )
6.Как определить направление вектор магнитной индукции на оси вектора с током?
(По правилу буравчика. Если вращать рукоятку буравчика по направлению тока в витке, то поступательное движение буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции, созданной током в витке на своей оси )
7.Как направлен вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока?
(Вектор магнитной индукции снаружи от кольцевого тока направлен противоположно вектору магнитной индукции внутри кольцевого тока)
8.Дайте определение понятия линий магнитной индукции.
(Линии магнитной индукции-линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора магнитной индукции в этой точке)
9.Какой полюс магнита называется северным?
(Северный полюс магнита-полюс, из которого выходят линии магнитной индукции)