Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: изучение действия магнитного поля на проводник с током, исследование зависимости силы Ампера от направления силы тока и силовых линий магнитного поля, изучение правила левой руки для определения направления силы Ампера, ознакомление с устройством электродвигателя и изучение принципа его действия. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: формирование целостной научной картины мира; первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; понимание физических основ и принципа действия электродвигателя. Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, ответственного отношения к учению. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли выслушивать собеседника, умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); извлекать из текста необходимую информацию; использовать знаково-символические средства |
Основные понятия | Сила Ампера, правило левой руки и т.д. |
Ресурсы | Основные: УМК «Сферы»: учебник §47; ЭП, тетрадь – тренажер ( с.80-81 №3,8, с.82-83 № 1-7), задачник 7 глава, интернет ресурсы, презентация. Демонстрационный эксперимент и оборудование: 1.Опыт Ампера: прибор для демонстрации силы Ампера, источник тока, соединительные провода. 2.Зависимость силы Ампера от индукции магнитного поля, силы тока и длины проводника: два подковообразных магнита, проводник, висящий на проводах, источник тока, реостат, амперметр, соединительные провода. 3. Устройство электродвигателя: вращающаяся рамка, источник тока, реостат, амперметр. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Тип урока и технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
предметные | универсальные учебные действия (УУД) |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к ученикам с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки и наметить шаги учебной деятельности | Создает благоприятный психологический настрой на работу. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. Фронтальная работа с классом. Чтобы урок прошел продуктивно, давайте разработаем его план. С чего начнем? План урока Контроль знаний по теме: “Магнитное поле” Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала Самостоятельное изучение нового материала Применение изученного материала Подведение итогов Задание на дом Контроль знаний по теме: “Магнитное поле” (Приложение №1) Задание распечатано на отдельных листах. | Проговаривают шаги учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Учащиеся выполняют тест. По истечении времени учащиеся меняются работами и выполняют взаимопроверку, используя выведенные на слайде ответы. | Знать основные определения, свойства магнитного поля, правило буравчика, правило правой руки. | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: уметь извлекать из текста необходимую информацию. Личностные: уметь осуществлять самопроверку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель деятельности: подготовка мышления учащихся и осознание ими изученного материала | Фронтальный опрос. Слайд №2 1.Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем? 2.Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока? Почему? 3. Как на опыте показать, что направление магнитных линий связано с направлением тока? 4. Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром? 5.Как определить направление линий магнитного поля вокруг прямолинейного проводника с током? Сформулируйте правило. 6. Как определить направление линий магнитного поля вокруг катушки с током? Сформулируйте правило. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | Знать основные понятия, свойства магнитного поля, правило буравчика, правило правой руки. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, управлять своим поведением, выработка адекватной самооценки. Личностные: уметь осуществлять самопроверку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
III. Изучение нового материала. Цель: Изучить действие магнитного поля на проводник с током. | Демонстрация опыта: Слайд №3 собираем установку из дугообразного магнита и длинного гибкого провода, присоединенного последовательно с реостатом к источнику питания. Горизонтальный участок провода располагается между полюсами магнита. Что вы наблюдаете при замыкании цепи? при размыкании цепи? Выводы: магнитное поле действует с некоторой силой на проводник с током. Силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называют силой Ампера. Как исследовать обнаруженную силу, какие параметры установки надо изменить? Проверяем предположения учащихся экспериментально. Выводы: сила Ампера тем больше, чем сильнее магнитное поле, чем больше сила тока в проводнике, а также зависит от длины проводника и его расположения в магнитном поле. При изменении направления электрического тока изменяется направление движения проводника, а значит и действующей на него силы. Направление силы Ампера можно определить, пользуясь правилом левой руки: Слайд №4 | Наблюдают за демонстрацией, делают выводы, записывают в тетрадь. В результате обсуждения учащиеся предлагают изменить значение силы тока, его направление, количество магнитов. Учащиеся формулируют выводы и записывают в тетрадь; знакомятся с правилом левой руки. | Знать определение силы Ампера, факторы, влияющие на величину силы и ее направление. | Постановка и решение проблемы: высказывать свое предположение, самостоятельное создание способов решения проблемы. Коммуникативные:умения оформлять свои мысли в устной форме. |
IV этап. Самостоятельное изучение нового материала. Цель: умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; сформировать умение выявлять ошибки и анализировать причины их возникновения; научить составлять алгоритм необходимых действий для недопущения подобных ошибок | В ряде технических устройств используется вращение проводника с током в форме рамки, помещенной в магнитное поле. Слайд №5 Задание учащимся: 1.самостоятельно, работая с учебником, объясните движение рамки с током в магнитном поле; 2.выясните устройство электродвигателя и принцип его действия; 3.зачем нужны электродвигатели и где они применяются; После обсуждения демонстрируем вращение рамки с током в магнитном поле. Слайд №6-10, | Учащиеся самостоятельно работают с учебником, объясняют движение рамки с током в магнитном поле; дополняют ответы одноклассников. | Знакомятся с физическими основами и принципом действия электродвигателя. | Познавательные: умение добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Предметные: понимание физических основ и принципа действия электродвигателя. |
V.Применение изученного материала. Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу; создание ситуации успеха; проверить умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; сформировать умение выявлять ошибки и анализировать причины их возникновения; | Определите направление действия силы Ампера: Слайд №11 | Учащиеся, используя правило левой руки, определяют направление силы Ампера | Применение полученных знаний на практике. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, ответственного отношения к учению. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: формирование целостной научной картины мира; первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; понимание физических основ и принципа действия электродвигателя. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими. | Слайд №12 - Какую задачу мы ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Что нужно сделать еще? - Над чем еще надо поработать? - Какой этап урока оказался для вас сложным? - Весь ли план выполнили за урок? Слайд №13 Постановка домашнего задания:§47, подведение итогов стр.118; тренажер стр.82-83(1-7) Для желающих, дополнительное задание в сборнике задач № 7.11,7.12,7.13. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке, что удалось, над чем еще предстоит поработать. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. | Уметь анализировать и оценивать свою деятельность. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения работы. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |