Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. | Настраиваются на учебную деятельность. | Формировать навыки самоорганизации. |
Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Организует выполнение задания: -Теннисный мяч бросили вертикально вверх с начальной скоростью 9,8 м/с. Через какой промежуток времени скорость поднимающегося мяча уменьшилась до нуля? Какое перемещение от места броска совершит при этом мяч? | Заполняют таблицу: Задания | Решил правильно/ неправильно | Не смог решить потому, что… | | | | | | | Ответ: t=1c: s=4,9 м. | Умение оценивать свои достижения |
Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи. | Демонстрации: падение на землю тел, не имеющих опоры или подвеса. -Под действием какой силы тела падают на землю? - Какая сила действует на тела брошенные вертикально вверх? -Какое ускорение сообщает сила тяжести (согласно второму закону Ньютона)? Вопрос запуска постановки учебной задачи: -Знаком ли вам закон всемирного тяготения? Формулирует учебную задачу: -Исследовать закон всемирного тяготения. | Отвечают на вопросы. -Под действием силы тяжести. -Сила тяжести и сила сопротивления воздуха. -Ускорение свободного падения. -Все тела притягиваются к Земле. -Между всеми телами во Вселенной действуют силы притяжения. | Развивают навыки целеполагания |
Сообщение темы. Постановка цели и задач урока. | Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока.: -Внимательно прочитайте тему урока. -Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: -Усвоить суть закона всемирного тяготения; -Научиться использовать закон всемирного тяготения при решении заданий. | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. |
Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: -Насколько тема урока важна для меня? -Что от меня ожидают родители и учитель? -Что необходимо делать на уроке? -Какую личную цель я ставлю на этот урок? -Почему я буду прикладывать усилия, чтобы достигнуть поставленной цели урока? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации |
Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала. | Организует обсуждение проблемного вопроса: -Как математически записать, от чего зависит сила тяготения между двумя телами? Выслушивает предположения учащихся. Объясняет учащимся: -К выводу о существовании сил всемирного тяготения пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Земли и планет вокруг Солнца. Формулирует: -Закон всемирного тяготения: два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной квадрату расстояния между ними. Формула закона: F=G Где F- модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами массами m1 и m2; r- расстояние между телами (их центрами): G- коэффициент, который называется гравитационная постоянная. Формула дает точный результат при расчете силы всемирного тяготения в трех случаях: Если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними; Если оба тела однородны и имеют шарообразную форму; Если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела, находящегося на поверхности этого шара или вблизи нее. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. .Испытывают определенные трудности при ответах на вопросы. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке по изучению нового материала Буду самостоятельно изучать новый материал; Буду работать в паре; Буду работать в группе: Буду слушать объяснения учителя. Делают записи в рабочей тетради. Задают вопросы учителю. | Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
Закрепление изученного материала | Организует беседу по вопросам: -Кто в каком веке открыл закон всемирного тяготения? -Как иначе называются силы всемирного тяготения? Сформулируйте закон всемирного тяготения. -Притягивается ли Земля к висящему на ветке яблоку? «Будущий учитель». Предлагает учащимся сыграть каждому роль учителя: объяснить классу, что представляет собой закон всемирного тяготения. Лучшим учащимся рекомендует в будущем выбрать профессию учителя. | Отвечают на вопросы. Вживаются в роль учителя. Используя различные дидактические приемы, объясняют закон всемирного тяготения. Определяют лучшее объяснение. Лучший ученик получает титул «Будущий учитель». | Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений. |
Решение заданий | Организует самостоятельную работу: Задание 1. Космическая станция летит от Земли к Луне. Как меняется при этом модуль вектора силы ее притяжения к Земле? К Луне? С одинаковыми или различными по модулю силами притягивается станция к Земле и Луне, когда находится посередине между ними? Задание 2.Известно, что масса Солнца в 330000 раз больше массы Земли. Верно ли, что Солнце притягивает Землю в 330000 раз сильнее, чем Земля притягивает Солнце? | Самостоятельно решают задания. 1.По мере удаления станции от Земли и приближения к Луне сила притяжения ее к Земле уменьшается, а к Луне увеличивается, так как одно расстояние уменьшается, а другое растет. На середине Земля притягивает станцию в 81 раз сильнее чем Луна. 2. Нет, тела притягивают друг друга с одинаковыми силами, так как сила притяжения пропорциональна произведению их масс. | Развитие умений самостоятельно принимать решения |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению обучающихся над вопросами: -Можно ли сказать, что я понимаю суть закона всемирного тяготения? -Насколько хорошо я усвоил для себя условия применения закона всемирного тяготения? -Какие вопросы я хотел бы исследовать дополнительно дома? -Достиг ли я поставленных целей и задач урока? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности. |
Домашнее задание | §15 учебника. Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся. | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формировать навыки самоорганизации. |