Предлагают провести опыт: воздушный шар потрем о бумагу. Что происходит? Пластмассовую линейку натирают о резиновые перчатки. Подносим затем к мелким кусочкам бумаги последовательно линейку и резиновые перчатки. Что происходит? Посмотрите на экран и определите: какие физические явления показаны на слайде? (слайд 2) Ну, что ж, вы все правильно определили, что на слайде были показаны электрические явления. Открытие электрических явлений легенда приписывает мыслителю древней Греции Фалесу, жившему более двух тысячелетий назад. В окрестностях города Магнезия Фалес находил таинственные камешки, красивые и легкие. Эти дары моря обладали любопытным свойством: если их натирали шерстяной тряпочкой, то к ним прилипали пушинки, легкие кусочки дерева, травы. Такие камешки, выбрасываемые морем, мы сейчас называем янтарем. Древние же греки янтарь называли электроном. Древние греки любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за цвет и блеск «электрон» - что значит «солнечный камень». Отсюда и произошло слово электричество. Первый исследователь - Фалес Милетский (VI век до н.э.) (слайд 3) Греки назвали янтарь – электрон, а обнаруженное явление – электризацией. Давайте, и мы с вами определим тему нашего урока, которая кроется в названии слова, объясняющего электрические явления – …Электризация тел. А какие бы цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок? Цель должна начинаться словами: «Я должен узнать….» Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, какие существуют заряды. Запишем в тетрадь дату и тему сегодняшнего урока . | Демонстрация слайдов из презентации с изображением электрических явлений Постановка проблемного вопроса Выяснение темы урока и формулировка его цели | Ответ на вопрос учителя. Взаимодействуют с учителем. Слушание учителя Выдвигают предположения о теме урока «Электризация тел» Ставят цели урока. - смысл понятия «электризация», «электрический заряд»; - научиться описывать и объяснять явления электризации и взаимодейстаия электрических зарядов. Выдвижение предположения о теме урока Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Контроль правильности ответов обучающхся. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
Поскольку, в конце сегодняшнего урока, мы с вами должны к словам, сказанным Декартом, добавить ещё одно - я развиваюсь, значит, нам необходимо действовать как ученым, которые столкнулись с неизвестными интересными явлениями. 1 ШАГ. НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ. Опыт № 1 Цель: Наблюдение электризации тел. Приборы и материалы: кусок полиэтиленовой пленки, бумажная полоска, кусок шелковой ткани, ручка пластмассовая, штатив, карандаш, нить. План: 1.Подвесьте на двух нитях карандаш к лапке штатива. 2.Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите её куском шелка. 3. Подносите полиэтилен и шелк поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы наблюдаете? Карандаш _______________________ . Проделайте подобные опыты с пластмассовой ручкой, полоской бумаги, натирая их о полиэтилен или шелк. Что вы наблюдаете? Карандаш _______________________ . Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем поднесите их друг к другу. Что наблюдаете? Полоски _______________________ . 6. Постарайтесь ответить на вопросы: -Как можно наэлектризовать тело? -Оба ли тела электризуются? -Как обнаружить электризацию тела? -Все ли тела электризуются при соприкосновении? 7.Если вам трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, то можно воспользоваться текстом учебника физики (§25 с.75-76). 8.Сделайте вывод: Тела можно наэлектризовать (способ)____________________. В электризации участвуют всегда _______тела и электризуются после разделения_________ тела. Какой же получился вывод из нашего эксперимента? Давайте поделимся результатами своих наблюдений и выводами. Вот что получились: 1) Один из видов электризации - это трение, соприкосновение тел. 2) При этом участвуют всегда оба тела. 3) Электризуются оба тела. Мы сделали очень первый важный вывод. (слайд 4) Электризация тел – это явления, связанные с взаимодействием тел, которые были приведены в контакт друг с другом. Электризация трение соприкосновение влияние 2 ШАГ. ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ. Опыт № 2 Цель: Изучение взаимодействия заряженных тел. Приборы и материалы: маленькая пленка полиэтиленовая на нити, пленка полиэтиленовая, полоска бумажная, ручка пластмассовая, штатив. План: 1.Маленькую полиэтиленовую пленку подвесьте на нити к лапке штатива и осторожно потрите кусочком бумаги. 2.Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. 3.Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Как они взаимодействуют? _______________________ . 4.Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие. Пленка с пленкой ________________________________. Бумажная полоска с пленкой _____________________________. 5.Ответьте на вопросы: -Как взаимодействует каждая полоска с пленкой? -Как можно объяснить различные взаимодействия? 6.Если вам трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, то можно воспользоваться текстом учебника физики (§25 с.76-77). А теперь давайте посмотрим интересный опыт. Демонстрация учителем опыта. Опыт с электрическими султанчиками К кондукторам электрофорной машины подсоединяют бумажные султанчики, которые устанавливают на изолирующих подставках. Вращая ручку машины, наблюдают за их поведением. Это интересно: В нашем опыте использовалась электрофорная машина, которая была изобретена немецким ученым Отто фон Герике в 1650г., правда назвалась она электрической машинкой и выглядела немного по –другому. Герике изготовил шар из серы и установил на оси в особом стакане. Вращая с помощью рукоятки шар и прижимая к нему ладонь, его можно было наэлектризовать. Он заметил, что кусочки бумаги и пушинки, коснувшись шара отскакивают от него. Наэлектризованный шар притягивал листочки золота, серебра, бумаги. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание. (слайд 5) 7. Используя текст учебника (§25 с.76-77), ответьте на вопросы: -Какие два рода зарядов существуют в природе? -Как взаимодействуют одноименно заряженные тела? - Как взаимодействуют разноименно заряженные тела? 8.Сделайте вывод: В природе существуют ____рода электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака ______________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________. Какой же получился вывод из нашего эксперимента? Давайте поделимся результатами своих наблюдений и выводами. Вот что получились: 1.В природе существуют два вида электрических зарядов. 2.Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются. 3.Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается. (слайд 6) Почему вы уверены, что электрический заряд бывает 2 видов («+» и «-»), а не трех, четырех? (так как наблюдаем 2 вида взаимодействия – отталкивание и притяжение). Это интересно: Английский физик Стефан Грей обнаружил, что трением можно электризовать любые тела. Только в одних, например, в смоле, янтаре, стекле, электрическая сила сохраняется долго, а из других (например, из металлов) она тут же уходит, стоит к этим телам прикоснуться. (слайд 7) Шарль Франсуа Дюфе (на рубеже 17-18 веков) впервые высказал утверждение, что существует два типа зарядов. «Этот принцип таков, что имеется два существенно - различных вида электричества, одно из них я назову стеклянным, а другое - смоляным. Первое появляется на потертых стекле, кварце, драгоценных камнях, волосах животных, шерсти и многих других телах. Второе – на потертых янтаре, пряже, бумаге и многих других веществах. В ходе многочисленных опытов выяснилось, что заряд, полученный при натирании стеклянной палочки о шелк, иного рода, чем заряд, образовавшийся у эбонитовой палочки, натертой о мех. (слайд 8) Два разных рода электрических зарядов были условно названы положительный и отрицательный. (слайд 9) Мы сделали очень второй важный вывод. Т ело, на котором возникает избыток электронов, заряжается отрицательно, а тело, на котором возникает недостаток электронов, заряжается положительно. | Даёт учащимся задания выполнить в парах фронтальный физический эксперимент, Сделать рисунки и записи в тетради. Даёт задание поработать с дополнительными источниками информации. Даёт учащимся задания выполнить в парах фронтальный физический эксперимент, Сделать рисунки и записи в тетради. Даёт задание поработать с дополнительными источниками информации. | Выполняют эксперимент. Работают в группах. Делают рисунок и записи в тетради. Работают с дополнительными источниками информации. Объясняют наблюдаемые явления. Выполняют эксперимент. Работают в группах. Делают рисунок и записи в тетради. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения за дания в парах. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Работают с дополнительными источниками информации. Объясняют наблюдаемые явления Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы Синтез. Установление причинно-следственных связей. Умение строить речевое высказывание. Анализ содержания параграфа. Поиск, выделение информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Анализ содержания параграфа. Поиск, выделение информации. Выделение существенной информации из слов учителя. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Уточнение и дополнение высказываний о бучающихся. Составление плана и последовательности действий. |
Мы с вами передохнули, а сейчас разделимся на 3 группы, так, чтобы количество человек в каждой группе было одинаковым. Устроим небольшое соревнование. Необходимо выбрать капитана и придумать название для своей команды, соответствующее теме урока. Затем, получить задания для обсуждения в группе. На обсуждение дается несколько минут, можно пользоваться любыми дополнительными источниками (учебник, Интернет,т.д.) 1 группа РАБОТА С КЕЙСОМ Мастеру прядильного цеха Петров Илья Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Илья Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы: 1. Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности? 2. Справедливо ли был наказан мастер Илья Иванович? 3. Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными? 2 группа РАБОТА С КЕЙСОМ Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Сергеев Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара. Вопросы: 1. Кто прав? Иван Иванович или комиссия? 2. Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции? 3 группа РАБОТА С КЕЙСОМ Механик автоколонны по перевозке нефти Савельев Пётр Сергеевич не подписал путёвку в рейс Андрееву Дмитрию Петровичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Андреев самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Андреев был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы: 1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? 2.Прав ли был механик автоколонны? 3.Не слишком ли суровое наказание понёс Андреев? Мы с вами сейчас обсудили различные жизненные ситуации проявления электризации, давайте обратим внимание на экран и выясним когда электризация тел вредна, а когда – полезна. (слайды 11-13) | Формулировка вопросов качественных задач в жизненных ситуациях | Ответы на вопросы. Решение качественных задач. Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Взаимодействие с учителем. Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний Умение выражать свои мысли в соответствии с Условиями коммуникации. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Коррекция Оценка. Саморегуляция. |
Подведение итога урока сегодня будет не совсем обычное – мы с вами составим физический синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. Правила написания синквейна: (на экране) 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в I-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное. Итак, начинаем. 1 строчка – существительное – тема синквейна – тема нашего урока – ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ 2 строчка – описание темы - 2 прилагательных – ВРЕДНАЯ, ПОЛЕЗНАЯ 3 строчка – три глагола (действия, относящиеся к теме) ПРИТЯГИВАЮТСЯ, ТРУТСЯ, ИСКРЯТСЯ 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в I-ой строчке. СООБЩЕНИЕ ТЕЛУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное. ЯВЛЕНИЕ Выполнили мы поставленные цели? И давайте вернемся к эпиграфу урока, можем ли мы с вами дополнить слова знаменитого французского философа и математика Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую, я развиваюсь! Спасибо за урок. | Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос учителя Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |