Сегодня мы с вами должны познакомиться поближе с удивительно интересными физическими явлениями. А итогом нашего урока будет составление физического синквейна. Вы, естественно, с ними очень часто встречаетесь в повседневной жизни, но вряд ли, вы раньше задумывались о том почему они возникают. Итак, смотрим на экран и определяем: какие физические явления показаны на слайде? (слайд 2) Ну, что ж, вы все правильно определили, что на слайде были показаны электрические явления. Открытие электрических явлений легенда приписывает мыслителю древней Греции Фалесу, жившему более двух тысячелетий назад. В окрестностях города Магнезия Фалес находил таинственные камешки, красивые и легкие. Эти дары моря обладали любопытным свойством: если их натирали шерстяной тряпочкой, то к ним прилипали пушинки, легкие кусочки дерева, травы. Такие камешки, выбрасываемые морем, мы сейчас называем янтарем. Древние же греки янтарь называли электроном. Древние греки любили украшения и мелкие поделки из янтаря. Названного ими за цвет и блеск «электрон» - что значит «солнечный камень». Отсюда и произошло слово электричество. Первый исследователь - Фалес Милетский (VI век до н.э.) Легенда гласит. Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном и уронила его случайно в воду. Девушка стала обтирать веретено краем своего шерстяного хитона и заметила, что к нему пристало несколько ворсинок. Чем сильнее она вытирала, тем больше ворсинок прилипало. Это и заметил ее отец. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень неудобно. Фалес берет янтарное веретено, потирает его и видит маленькие искорки. (слайд 3) Очевидно, что дочь Фалеса наблюдала электрическое явление, а её отец, Фалес, попытался объяснить его. Давайте, и мы с вами определим тему нашего урока, которая кроется в названии слова, объясняющего электрические явления – …электризация тел. А какие бы цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок? Запишем в тетрадь дату сегодняш-него урока, тему и цели, которых мы хотим достигнуть. | Демонстрация слайдов из презентации с изображением электрических явлений Постановка проблемного вопроса Выяснение темы урока и формулировка его цели | Ответ на вопрос учителя. Выдвига-ют предпо ложения о теме уро-ка «Элект-ризация тел» Ставят це-ли урока. Цель дол-жна начи-наться словами: «Я должен узнать….» | Осуществ-ление акту-ализации личного жизненного опыта Выделение существен-ной инфор-мации из слов учителя. Выдвиже-ние предпо-ложения о теме урока Самостояте-льное вы-деление и формулиро-вание познавательной цели. | Взаимодействуют с учителем Взаимодействуют с учителем. | Слушание учителя Слушание учителя и товари-щей, пост-роение по-нятных для собе-седника высказываний | Развитие регуляции учебной деятельности. Контроль правильности отве-тов обуча-ющхся. Умение слушать в соответст-вие с це-левой ус-тановкой. | Регуляция учебной деятельности. Умение слушать в соответствие с целевой установ-кой. Принятие и сохра-нение учебной цели и задачи. Уточне-ние и до-полнение высказы-ваний обучаю-щихся. |
Поскольку, в конце сегодняшнего урока, мы с вами должны к словам, сказанным Декартом, добавить ещё одно - я развиваюсь, значит, нам необходимо действовать как ученым, которые столкнулись с неизвестными интересными явлениями. 1 ШАГ. НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ. Опыт № 1 Цель: Наблюдение электризации тел. Приборы и материалы: кусок полиэтиленовой пленки, бумажная полоска, кусок шелковой ткани, ручка пластмассовая, штатив, карандаш, нить. План: 1.Подвесьте на двух нитях карандаш к лапке штатива. 2.Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите её куском шелка. 3. Подносите полиэтилен и шелк поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы наблюдаете? 4. Проделайте подобные опыты с пластмассовой ручкой, полоской бумаги, натирая их о полиэтилен или шелк. Что вы наблюдаете? 5.Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем поднесите их друг к другу. Что наблюдаете? 6. Постарайтесь ответить на вопросы: -Как можно наэлектризовать тело? -Оба ли тела электризуются? -Как обнаружить электризацию тела? -Все ли тела электризуются при соприкосновении? 7.Если вам трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, то можно воспользоваться текстом учебника физики (§25 с.58-59). 8.Сделайте вывод: Тела можно наэлектризовать (способ)____________________. В электризации участвуют всегда _______тела и электризуются после разделения_________ тела. Какой же получился вывод из нашего эксперимента? Давайте поделимся результатами своих наблюдений и выводами. Вот что получились: 1) Один из видов электризации - это трение, соприкосновение тел. 2) При этом участвуют всегда оба тела. 3) Электризуются оба тела. Мы сделали очень первый важный вывод, который будем использовать для составления опорного конспекта в конце урока. 2 ШАГ. ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ. Опыт № 2 Цель: Изучение взаимодействия заряженных тел. Приборы и материалы: маленькая пленка полиэтиленовая на нити, пленка полиэтиленовая, полоска бумажная, ручка пластмассовая, штатив. План: 1.Маленькую полиэтиленовую пленку подвесьте на нити к лапке штатива и осторожно потрите кусочком бумаги. 2.Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. 3.Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Как они взаимодействуют? 4.Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие. 5.Ответьте на вопросы: -Как взаимодействует каждая полоска с пленкой? -Как можно объяснить различные взаимодействия? 6.Если вам трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, то можно воспользоваться текстом учебника физики (§25 с.59-60). А теперь давайте посмотрим интересный опыт. Демонстрация учителем опыта. Опыт с электрическими султанчиками К кондукторам электрофорной машины подсоединяют бумажные султанчики, которые устанавливают на изолирующих подставках. Вращая ручку машины, наблюдают за их поведением. Это интересно: В нашем опыте использовалась электрофорная машина, которая была изобретена немецким ученым Отто фон Герике в 1650г., правда назвалась она электрической машинкой и выглядела немного по –другому. Герике изготовил шар из серы и установил на оси в особом стакане. Вращая с помощью рукоятки шар и прижимая к нему ладонь, его можно было наэлектризовать. Он заметил, что кусочки бумаги и пушинки, коснувшись шара отскакивают от него. Наэлектризованный шар притягивал листочки золота, серебра, бумаги. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание. (слайд 4) 7. Используя текст учебника (§25 с.59-60), ответьте на вопросы: -Какие два рода зарядов существуют в природе? -Как взаимодействуют одноименно заряженные тела? - Как взаимодействуют разноименно заряженные тела? 8.Сделайте вывод: В природе существуют ____рода электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака ______________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________. Какой же получился вывод из нашего эксперимента? Давайте поделимся результатами своих наблюдений и выводами. Вот что получились: 1.В природе существуют два вида электрических зарядов. 2.Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются. 3.Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается. Это интересно: Английский физик Стефан Грей обнаружил, что трением можно электризовать любые тела. Только в одних, например, в смоле, янтаре, стекле, электрическая сила сохраняется долго, а из других (например, из металлов) она тут же уходит, стоит к этим телам прикоснуться. (слайд 5) Шарль Франсуа Дюфе (на рубеже 17-18 веков) впервые высказал утверждение, что существует два типа зарядов. «Этот принцип таков, что имеется два существенно - различных вида электричества, одно из них я назову стеклянным, а другое - смоляным. Первое появляется на потертых стекле, кварце, драгоцен-ных камнях, волосах животных, шерсти и многих других телах. Второе – на потертых янтаре, пряже, бумаге и многих других веществах. В ходе многочисленных опытов выяс-нилось, что заряд, полученный при натирании стеклянной палочки о шелк, иного рода, чем заряд, обра-зовавшийся у эбонитовой палочки, натертой о мех. (слайд 6) Два разных рода электрических зарядов были условно названы положительный и отрицательный. (слайд 7) Мы сделали очень второй важный вывод, который будем использовать для составления опорного конспекта в конце урока.
| Даёт учащимся задания выпол-нить в парах фронтальный физический эксперимент, Сделать рисун-ки и записи в тетради. Даёт задание поработать с дополнительными источника-ми информа-ции. Даёт учащимся задания выпол-нить в парах фронтальный физический эксперимент, Сделать рисун-ки и записи в тетради. Даёт задание поработать с дополнительными источника-ми информа-ции. | Выполня- ют экспе- римент. Работают в группах. Делают рисунок и записи в тетради. Работают с дополните-льными ис-точниками информа-ции. Объясняют наблюдае- мые явле- ния Выполня- ют экспе- римент. Работают в группах. Делают рисунок и записи в тетради. Работают с дополните-льными ис-точниками информа-ции. Объясняют наблюдае- мые явле- ния | Формирование исследо-вательских действий, исследова-тельской культуры, умения на-блюдать, де-лать выводы Синтез. Установле-ние причин-но-следствен ных связей. Умение строить ре-чевое выска-зывание. Анализ со-держания параграфа. Поиск, вы-деление информа- ции. Осознанное и произво-льное пост-роение ре-чевого вы-сказывания в устной и письменной форме Анализ со-держания параграфа. Поиск, вы-деление ин-формации. Выделение существен-ной инфор-мации из слов учителя. Анализ со-держания параграфа. Поиск, вы-деление ин-формации. Осознанное и произво-льное пост-роение ре-чевого вы-сказывания в устной и письменной форме Выделение существен-ной инфор-мации из слов учителя. | В парах по два челове-ка объеди-няют уси-лияна реше ние постав-ленной экс перимента-льной зада-чи. | Согласование усилий по реше-нию учеб- ной задачи, договариваться и при-ходить к общему мнению в совместной деятельности,учиты-вать мне-ния других. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктив-ное взаи-модействие сотрудни-чество со Сверстниками и взрос-лыми. Чтение. Письмо Умение выражать свои мыс-ли в соот- ветствии с условиями коммуника ции. | Контроль правиль-ности отве- тов обуча-ющихся. Самоконт-роль и вза-имоконт-роль выпо-лнения за- дания в па-рах. | Умение слушать в соответст-вие с целе- вой уста-новкой. Планиро- вать свои действия. Корректи-ровать свои дейс-тия. Принятие и сохране-ние учеб-ной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучающихся. Составле-ние плана и последо-вательнос-ти дейст-вий. |
3 ШАГ. ВЫВОДЫ. Наконец, настало время обобщить все полученные на сегодняшнем уроке знания. Составляем опорный конспект в тетради, используя сформулирован-ные нами выводы, записи в тетради. (слайд 8) | Слушает и проверяет правильность составления опорного конспекта | Составле-ние опор-ного конс-пекта | Выделение существен-ной инфор-мации. Логические умозаклю-чения. Умение строить ре-чевое вы-ска зыва-ние. Контроль и оценка процесса и результа-тов дейст-вия. Осознан-ное и про-извольное построение речевого высказыва-ния в уст-ной форме. | Участие в об суждении во фронтль-ном режи-ме. | Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение формулировать собст-венное мнение и позицию, умение ис-пользовать речь для регулирования своего действия. Умение строить продуктив-ное взаимо действие и сотрудниче ство со сверстниками и взро-слыми. Умение выражать свои мыс-ли в соот- ветствии условиями коммуника ции. | Контроль правиль-ности отве- тов обуча-ющихся. Самоконт-роль. | Умение слушать. Уточнение и дополне-ние выска- зываний обучающи-хся. Осу-ществле-ние само- контроля и взаимо- контроля. |
Мы с вами передохнули, а сейчас разделимся на 3 группы, так, чтобы количество человек в каждой группе было одинаковым. Устроим небольшое соревнование. Необходимо выбрать капитана и придумать название для своей команды, соответствующее теме урока. Затем, получить задания для обсуждения в группе. На обсуждение дается несколько минут, можно поль-зоваться любыми дополнительными источниками (учебник, Интернет,т.д.)
1 группа РАБОТА С КЕЙСОМ Мастеру прядильного цеха Петров Илья Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Илья Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы: 1. Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности? 2. Справедливо ли был наказан мастер Илья Иванович? 3. Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными? 2 группа РАБОТА С КЕЙСОМ Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Сергеев Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.
Вопросы: 1. Кто прав? Иван Иванович или комиссия? 2. Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции? 3 группа РАБОТА С КЕЙСОМ Механик автоколонны по перевозке нефти Савельев Пётр Сергеевич не подписал путёвку в рейс Андрееву Дмитрию Петровичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Андреев самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Андреев был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы: 1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? 2.Прав ли был механик автоколонны? 3.Не слишком ли суровое наказание понёс Андреев?
Мы с вами сейчас обсудили различные жизненные ситуации проявления электризации, давайте обратим внимание на экран и выясним когда электризация тел вредна, а когда – полезна. (слайды 9,10)
| Формулировка вопросов каче-ственных задач в жизненных ситуациях | Ответы на вопросы. Решение качественных задач. | Выделение существен-ной инфор-мации из слов учите-ля. Осуществ-ление акту- ализации личного жизненно-го опыта. Подведе-ние под по-нятие. Построе-ние логи-ческой цепи рас-суждений, доказательств. Осознан-ное и про-извольное построение речевого высказыва-ния в уст-ной форме. | Взаимодействие с учите-лем. | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собесе-дника вы-сказываний Умение выражать свои мыс-ли в соот- ветствии с условиями коммуникации. | Контроль правиль-ности отве- тов бучаю- щихся | Умение слушать в соответст-вие с целе-вой уста- новкой. Принятие и сохране-ние учеб-ной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучающихся. Коррекция Оценка. Саморегу-ляция. |
Подведение итога урока сегодня будет не совсем обычное – мы с вами составим физический синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. Правила написания синквейна: (на экране) 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая пока-зывает отношение автора к теме в I-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное. Итак, начинаем. 1 строчка – существительное – тема синквейна – тема нашего урока – ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ 2 строчка – описание темы - 2 прила-гательных – ВРЕДНАЯ, ПОЛЕЗНАЯ 3 строчка – три глагола (действия, относящиеся к теме) ПРИТЯГИВАЮТСЯ, ТРУТСЯ, ИСКРЯТСЯ 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в I-ой строчке. СООБЩЕНИЕ ТЕЛУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное. ЯВЛЕНИЕ
Выполнили мы поставленные цели? И давайте вернемся к эпиграфу урока, можем ли мы с вами дополнить слова знаменитого французского философа и математика Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую, я развиваюсь! Спасибо за урок. | Формулирует Вопрос | Отвечают на вопрос учителя | Осознан-ное ипро-извольное построение речевых высказыва-ний в уст-ной форме. | Участие в об суждении со держания урока во фронталь-ном режиме | Понимание на слух ответы обу чающихся, уметь фор-мулировать собствен-ное мнение и позицию. | Контроль правильнос-ти ответов обучающихся | Умение слушать в соответст-вие с целе-вой уста- новкой. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучающихся. |