7 класс
Тема урока «Способы уменьшения и увеличения давления»
Урок изучения нового материала с использованием рабочей карты ученика.
Цели:
учебные:
закрепить понятие «давление»;
закрепить умение применения формулы вычисления давления;
выявить способы уменьшения и увеличения давления;
показать практическую значимость изученного материала;
решить качественные и количественные задачи;
изложить материал, расширяющего кругозор учащихся.
развивающие:
развивать умения выделять главное, анализировать, делать выводы;
развивать внимание, память, творческие способности учащихся;
развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции;
формирование мировоззрения в процессе изучения физики;
развитие вычислительных навыков при решении физических задач.
воспитательные:
Технические средства:
- персональный компьютер;
-калькулятор
Раздаточный материал:
- рабочая карта урока;
- карточки с индивидуальными заданиями
Учебник «Физика. 7 класс» под ред. А.В. Перышкина
Информационные технологии: Презентация учителя
Оборудование:
3 деревянных бруска (у каждого закрашены другим цветом разные грани), линейки, динамометры, болт, гвозди, 2 кнопки, плоскогубцы, клещи.
Формы и методы обучения: практическая работа учащихся, работа с учебником, решение задач, самооценка.
Ход урока:
№ п/п | Этапы | Время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Организация работы | 1-2 минуты | Подготовка к работе на уроке | Объявление темы урока, формы работы на уроке |
2 | Краткое повторение изученного Актуализация знаний, целеполагание | 6 мин | Ответы на вопросы, запись формулы на доске. Формулировка целей урока | Формулирование вопросов |
3. | Практическая работа | 6 мин | Измерение площади грани бруска, измерение силы, вычисление давления, занесение данных в таблицу. Оценивание своей деятельности. | Коментарии, наблюдение |
4 | Приобретение новых знаний | 5 минут | Читают материал учебника. Отвечают на вопросы. Оценивание своей деятельности. | Подготовка к следующему этапу. |
5 | Заполнение таблицы | 6 минут | Приводят примеры, заполняют таблицу. Оценивание своей деятельности. | Наблюдение |
6 | Аукцион знаний | 5 минут | Отвечают на вопросы. Оценивание своей деятельности. | Формулировка вопросов |
7 | Решение качественных задач | 6 мин | Отвечают на вопросы. Оценивание своей деятельности. | Заслушивание ответов. При необходимости – уточнение. |
8. | Решение задачи | 6 мин | Решают задачу, проверят ответ, оценивают себя. | Наблюдение. Оказание индивидуальной помощи (при необходимости) |
9 | Рефлексия, подведение итога урока, выставление оценок | 2-3 минуты | Оценивают деятельность на уроке | Организация рефлексии, выставление оценок |
10 | Задание на дом | 1 мин | Записывают в дневник | Задание на дом. Коментарии |
Организационный этап.
Здравствуйте, дети.
Сегодня на уроке мы будем работать с рабочей картой урока. Возьмите карту, рассмотрите. У нас будет на уроке несколько этапов. С этапа на этап будем переходить все вместе, одновременно. Свою деятельность на каждом этапе вы будите оценивать самостоятельно оценкой. Критерии оценивания имеются в рабочей карте. Кроме этого можно получить дополнительные баллы за правильно сформулированные выводы. В конце урока выставляем общую оценку как среднее арифметическое оценок, полученных на каждом этапе. Вопросы?
Повторение изученного. Актуализация знаний.
А)Кратко вспомним материал предыдущего урока. Вопросы:
- Какую тему начали изучать на предыдущем уроке?
- (Один человек у доски) Напиши формулу для нахождения давления на поверхность, которую оказывает сила, действующая перпендикулярно этой поверхности.
- Сформулируйте определение давления.
- Какой буквой обозначается давление?
- В каких единицах измеряется давление?
- По какой формуле вычисляем давление?
СЛАЙД 1. (Формула)
В) Тема нашего урока «Способы уменьшения и увеличения давления». Запишите тему в тетради. СЛАЙД 2. (Тема урока)
Сформулируйте цели урока.
(выявить способы уменьшения и увеличения давления, показать практическую значимость изученного материала в быту, в природе, решение задач)
Запишите цели в рабочую карту урока.
Изучение нового материала.
1)Практическая работа.
Класс разделен на 3 группы. Ваша задача: найти давление, какое оказывает брусок на парту, если его поставить на грань, выделенную другим цветом. Сделайте необходимые измерения, данные занесите в таблицу. Сначала в рабочей карте, затем один человек от группы результаты переносит на доску.
(На откидной доске таблица.)
Заполняется учащимися после получения результатов. Проверяю.
Оцениваем свою работу согласно предложенных критериев.
Давайте проанализируем полученные результаты (в таблице на доске).
Должны сказать, что сила, с которой брусок действует на поверхность парты одинаковая, а давление при этом оказывается разное из-за того, что разные площади соприкосновения бруска и парты. (Тому, кто правильно сформулирует вывод, можно добавить балл.)
Итак, делаем вывод по нашим результатам, продолжите предложение: чтобы уменьшить давление надо площадь соприкосновения …, чтобы увеличить давление, площадь надо …
2)Чтение материала учебника.
Правильный ли мы сделали вывод, как ещё можно изменить давление и зачем нужно изменять давление? За этими вопросами обращаемся к учебнику. Читаем §34.
3)Проверка восприятия учащимися материала.
Ответим на вопросы второго этапа урока (из рабочей карты).
Оцените себя на данном этапе.
4) Практическая значимость изучаемого материала (Заполнение таблицы).
Чертим таблицу в тетради (5 строчек)
СЛАЙД 3
Уменьшение давления | Увеличение давления |
| |
| |
| |
| |
| |
А сейчас вы приведете примеры увеличения и уменьшения давления (из жизни, живой и неживой природы) и запишите в таблицу. Примеры, приведенные в учебнике не записывать.
(если испытывают трудности, то показать образец заполнения)
СЛАЙД 4
Уменьшение давления | Увеличение давления |
Фундамент здания | Нож |
| |
| |
| |
| |
Проверка. Учащиеся по очереди читают свои примеры, оценивают свою деятельность.
Подводим общий итог. Сформулируйте, какими способами можно увеличить давление, оказываемое телом на поверхность? (…уменьшить площадь соприкосновения, увеличить силу).
Вернемся к формуле нахождения давления. Давление и сила прямопропорциональны между собой, т.е. при увеличении одной – другая увеличивается. Давление и площадь обратнопропорциональны, значит, при уменьшении площади давление увеличивается. Вы сделали правильный вывод.
И по аналогии, какими способами можно уменьшить давление, оказываемое телом на поверхность? (Дополнительный балл за правильные формулировки).
Первичная проверка знаний учащихся.
Переходим к следующему этапу: «Аукцион знаний».
Я на продажу выставляю лот и формулирую вопрос. Кто правильно ответит на вопрос, тому и достанутся эти предметы.
Лот 1. Одинаковые по массе болт и гвоздь. Действуем на предметы с одинаковой силой. Какой предмет оказывает большее давление на брусок? Почему? Какой из предметов глубже войдет в брусок?
Лот 2. Два одинаковых гвоздя. На первый будем действовать с большей силой. Какой предмет оказывает большее давление на брусок? Почему? Какой из предметов глубже войдет в брусок?
Лот 3. Две одинаковые кнопки. Действуем на них с одинаковой силой, но одну будем втыкать в дерево, а другую в пластилин. Какая кнопка будет оказывать большее давление на поверхность? Почему? Какая глубже войдет в поверхность?
Лот 4. Плоскогубцы и клещи. При помощи какого инструмента можно произвести большее давление? Почему? Для чего служат эти предметы?
Оцените свою деятельность на этапе урока согласно критериев.
Но я вам отдала очень нужные вещи. Они мне пригодятся самой. Давайте меняться. Вы мне вернете вещи, а я вам конфеты. (Производится обмен).
Решение качественных задач.
(У каждого обучающегося на парте карточка с задачей: слабым - 1 уровня сложности, сильным – 2 уровня сложности. Читают, отвечают устно по очереди, оценивают себя.
1 уровень:
Почему не разрешено ездить на гусеничных тракторах по асфальту?
Многие животные и растения покрыты колючками. Не трогайте их, иначе…
Как передвигаться по хрупкому льду?
Почему Останкинская телебашня не проваливается в землю? Ведь давление, наверное, чудовищное?
Что произойдет, если шарики в шариковой ручке будут делать меньшего размера?
2 уровень:
Зачем железнодорожные рельсы укладывают на шпалы? С какой целью нижнюю часть рельса делают более широкой?
Аист сначала стоял на двух ногах, а затем одну ногу поджал. Как изменилось давление и во сколько раз? Изменилась ли глубина следа? Изменилась ли сила с какой аист действует на почву? Зависит ли глубина следа от того, на какой почве стоит аист – болотистой или сухой и твердой? Одинаковое ли давление оказывает аист на болотистую и на твердую почву?)
Решение задачи
Задачи на карточках 2 уровней. Решают самостоятельно.
1 уровень (1 вариант)
Рассчитайте давление, производимое на снег человеком, если его сила тяжести 400 Па, а площадь двух лыж равна 0,4 м2.
2 уровень (2 вариант)
На опору какой площади надо поставить груз массой 20 кг, чтобы произвести давление 400 кПа?
Самопроверка. СЛАЙД 5 – ответы 1 вариант – 1000 Па, 2 вариант - 0,0005 м2
5.Подведение итогов. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока:
- вернемся к целям урока. Выполнены? (да)
-этапы урока все выполнены? (кроме итоговой оценки и д/з)
Выставляем итоговую оценку.
6.Домашнее задание. (Записано в рабочей карте)
«3» - §34. Ответить на вопросы, заполнить таблицу (этап 3 до конца)
«4» - §34. На страничку «Я» в конце тетради внести данные о давлении, которое вы оказываете на пол при ходьбе и когда стоите. В чем разница? При вычислении давления используйте данные этой странички – силу тяжести, с которой вы действуете на пол и площадь подошв обуви вы уже вычисляли
«5» - (творческое задание) Задание 6 (2) стр. 82.