-Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести.
- Как действует сила упругости и куда она направлена?
- Что понимают под весом тела?
3.Объяснение нового материала.
Сила трения — это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению. Причиной возникновения трения является шероховатость трущихся поверхностей и взаимодействие молекул этих поверхностей. Сила трения зависит от материала трущихся поверхностей и от того, насколько сильно эти поверхности прижаты друг к другу.
μ0 – коэффициент трения покоя, зависящий от природы и состояния трущихся поверхностей.
4.Закрепление нового материала.
- Почему трудно тащить санки по дорожке, посыпанной песком и легко по снегу?
( Движению препятствует трение. Трение между санками и дорожкой больше, чем между санками и снегом.)
- Почему человек не может удержаться на ногах?
Скорее всего, на дворе гололёд и сила трения между подошвами человека и льдом очень маленькая.
Учитель: Трение помогает девушке спускаться по канату или мешает движению?
Помогает. Если бы не трение, то девушка не смогла бы удержаться за канат и упала.
Почему спортсмены перед тем, как выполнять упражнения на брусьях посыпают руки тальком?
Для того, чтобы увеличить трение. Таким образом руки не скользят по снаряду.
-Что такое трение?( При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует их относительному движению).
- Как называется сила, характеризующая взаимодействие, которое возникает при соприкосновении тел?
(Силу, характеризующую взаимодействие соприкасающихся тел, называют силой трения).
- В чём заключаются причины трения?
( Одна из причин возникновения трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел, а другая- взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел).
-Как можно уменьшить силу трения?
(Силу трения можно уменьшить, если ввести между трущимися поверхностями смазку).
4. Экспериментальные задания.
Учитель: Для исследования силы трения вам предстоит:
а) Прижмите свою руку к лежащей на столе книге и передвиньте её. С помощью чего вы заставили книгу двигаться?
Учитель: б) Положим брусок на наклонную плоскость. При небольшом угле наклона плоскости брусок остаётся на месте. Почему?
препятствует началу движения.
Учитель: в) С помощью динамометра потяните брусок. Сила трения покоя превращается в силу трения скольжения, направленную в сторону противоположную движению. От чего зависит сила трения?
5.Решение задач из сборника:
6. Итог урока
7. Домашнее задание: § 32 чит и переск. упр 16
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести.
- Как действует сила упругости и куда она направлена?
- Что понимают под весом тела?
3.Объяснение нового материала.
Сила трения — это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению. Причиной возникновения трения является шероховатость трущихся поверхностей и взаимодействие молекул этих поверхностей. Сила трения зависит от материала трущихся поверхностей и от того, насколько сильно эти поверхности прижаты друг к другу.
μ0 – коэффициент трения покоя, зависящий от природы и состояния трущихся поверхностей.
4.Закрепление нового материала.
- Почему трудно тащить санки по дорожке, посыпанной песком и легко по снегу?
( Движению препятствует трение. Трение между санками и дорожкой больше, чем между санками и снегом.)
- Почему человек не может удержаться на ногах?
Скорее всего, на дворе гололёд и сила трения между подошвами человека и льдом очень маленькая.
Учитель: Трение помогает девушке спускаться по канату или мешает движению?
Помогает. Если бы не трение, то девушка не смогла бы удержаться за канат и упала.
Почему спортсмены перед тем, как выполнять упражнения на брусьях посыпают руки тальком?
Для того, чтобы увеличить трение. Таким образом руки не скользят по снаряду.
-Что такое трение?( При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует их относительному движению).
- Как называется сила, характеризующая взаимодействие, которое возникает при соприкосновении тел?
(Силу, характеризующую взаимодействие соприкасающихся тел, называют силой трения).
- В чём заключаются причины трения?
( Одна из причин возникновения трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел, а другая- взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел).
-Как можно уменьшить силу трения?
(Силу трения можно уменьшить, если ввести между трущимися поверхностями смазку).
4. Экспериментальные задания.
Учитель: Для исследования силы трения вам предстоит:
а) Прижмите свою руку к лежащей на столе книге и передвиньте её. С помощью чего вы заставили книгу двигаться?
Учитель: б) Положим брусок на наклонную плоскость. При небольшом угле наклона плоскости брусок остаётся на месте. Почему?
препятствует началу движения.
Учитель: в) С помощью динамометра потяните брусок. Сила трения покоя превращается в силу трения скольжения, направленную в сторону противоположную движению. От чего зависит сила трения?