2. После заполнения таблиц учащиеся меняют карточками с соседом по парте, проверяют вместе с учителем и выставляют оценку:
Кол-во ошибок
1
2-3
4-6
7 и более
Оценка
5
4
3
2
II. Вводное слово.
Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников.
Запишите тему урока.
Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.
III. Решение задач.
(3 ученика выходят к доске и записывают: первый закон Ома и выражает и него напряжение и сопротивление; второй – формулы справедливые для последовательного соединения; третий – формулы справедливые для последовательного соединения).
Задача 1.Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома.
a) U = 20B,R=10Om,I-? б) I=10A,R = 5Om, U-? в) I = 5A,U=15B,R-?
Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.
Задача 2. (Решает учитель с использованием презентации)
Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.
Дано:
I=100м S=0,5мм2 U=6,8В
I-?
Решение:
Ответ: Сила тока равна 2А.
Вопросы: Что известно из условия задачи? Какую величину необходимо определить? По какому закону будем определять силу тока? Какие величины нам неизвестны для нахождения силы тока и как их найти? ( – берется из таблицы). Теперь найдем R и полученное значение подставим в формулу для нахождения силы тока. (Перевод S в м2 не нужно делать, т.к. в единицах измерения плотности тоже присутствуют тоже мм2)
Задача 3. (Решает у доски сильный ученик) Условия задачи
В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.
Дано:
RAB=5 Ом RBC=500 Ом RCD=500 Ом
RAD-?
Решение:
Ответ: Общее сопротивление проводника равно 1005 Ом.
Вопросы: Какие элементы цепи нам даны? Как найти общее сопротивление?
Задача 4. (Класс делится на 2 группы, каждая из которой решает задачу своим способом (одни находя силу тока используя закон Ома, вторые используя формулу параллельного соединения). Затем по одному представителю пишут решения на доске) Условия задачи
Два резистора сопротивлением r 1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.
Дано:
r1=5 Ом r2=30 Ом U=6B
I0-?
Решение:
Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4 А.
Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? Как найти I0? Что для этого неизвестно? Как найти I 1 и I2?
Второй способ решения данной задачи:
Дано:
r1=5 Ом r2=30 Ом U=6B
I0-?
Решение:
Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4А.
Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? По какой формуле будем находить общий ток в цепи? Какая величина нам неизвестна при нахождении силы тока и как ее найти?
Задача 5. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди). Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В. Условие задачи
Дано:
r1=1 Ом r2=2 Ом r3=3 Ом UAB=11B
RAC-? I1-? I2-? I3-?
Решение:
Ответ:RАС =2,2 Ом, I1=2A, I2=3 А, I3=2A.
Вопросы:Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и 12? Как определить UBC?
Задача 6. Условия задачи.
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
Какой вывод можно проделать по результатам задачи?
Ответ:
Сила тока = 0,4 А, напряжение – 4В.
Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.
Сопротивление в т.А – 10 Ом, в т.В – 10 Ом.
Сила тока = 0,8А, сопротивление – 10 Ом.
При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.
IV. Самостоятельная работа в группах.
Учащиеся делятся на 4 группы и каждой группе дается карточка с заданием.
Учитель объясняет критерии выставления оценок:
Во время работы в группах ведется наблюдение за более и менее активными участниками группы. Соответственно это будет влиять на более или менее высокую оценку при проверке записей в тетради, также будет учитываться уровень сложности решенных задач. Тетради с записями сдаются в конце урока. Время для решения задач ограниченное.
Задание 1.
Вопросы к карточкам:
Перечислите все элементы цепи.
Какие виды соединения используются?
Рассчитайте напряжение на лампе.
Рассчитайте напряжение на реостате.
Рассчитайте силу тока на всем участке цепи.
Задание 2.
Определить общее сопротивление в цепи.
R1 = 2 Ом, R2 = 102 Ом, R 3 = 15 Ом, R4 = 4 Ом.
Задание 3.
Определите силу тока I при заданных U и R.
Группа
R, Ом
U, В
I, А
I
2
55
?
II
14,2
87,4
?
III
21
100
?
IV
0,16
0,28
?
Задание 4.
Моток проволоки имеет сопротивление R и длину l .
Вычислить площадь поперечного сечения S.
Группа
Материал
Параметры
Сопротивление
Длина проводника
Удельное сопротивление
R, Ом
l, мм2
p, Ом·мм2/м
I
Медь
0,83
33,9
1,7·10-2
II
Алюминий
16,1
83,1
2,8·10-2
III
Серебро
0,39
0,234
1,6·10-2
IV
Сталь
23,2
3,06
12·10-2
После выполнения заданий группами, тетради сдаются учителю.
V. Итог урока.
На сегодня все. Мы с вами научились решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, закрепили знания о законе Ома для участка цепи.
Домашнее задание. Повторить все формулы и физические величины.
Сборник задач по физике 7-9 класс (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова) с 1282 по 1284.