kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по электротехнике "Электрический ток."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адресная  категория:  слесарь  по  техническому  обслуживанию  и  ремонту  автотранспортных  средств.

Курс: первый

Учебная  дисциплина:  урок  физики

Раздел:  Законы  постоянного  тока

Тема  урока: Электрический  ток. Сила  тока.

Тип  урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления новых  знаний

Цели  урока:

          1. Дидактическая: дать понятие электрического тока; выяснить 

        условия длительного существования в проводнике электрического

        тока; подробно рассмотреть устройство и работу  источников  тока.

          2.  Развивающая: развитие логического мышления, речи, памяти.

          3.  Воспитывающая: развитие чувства товарищества и взаимовыруч-

               ки, гордости за свои знания, умения применять знания для опреде-

               ления какого-либо материала для жизни.

Методы  обучения:

         1. Методы  организации  учебно-познавательной  деятельности: словесный, наглядный, практический, демонстрационный, частично-поисковый, проблемный.

         2. Методы  контроля: фронтальный, индивидуальный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по электротехнике "Электрический ток."»

План урока


Дата проведения:


Преподаватель физики: Бутеев Мурат Султанович.


Адресная категория: слесарь по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.


Курс: первый


Учебная дисциплина: урок физики


Раздел: Законы постоянного тока


Тема урока: Электрический ток. Сила тока.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Цели урока:

1. Дидактическая: дать понятие электрического тока; выяснить

условия длительного существования в проводнике электрического

тока; подробно рассмотреть устройство и работу источников тока.

2. Развивающая: развитие логического мышления, речи, памяти.

3. Воспитывающая: развитие чувства товарищества и взаимовыруч-

ки, гордости за свои знания, умения применять знания для опреде-

ления какого-либо материала для жизни.


Методы обучения:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, демонстрационный, частично-поисковый, проблемный.

2. Методы контроля: фронтальный, индивидуальный.


Материальное оснащение:

Методическое оснащение:

  • Модель аккумуляторной батареи, генератор, таблицы и схемы в слайдах, литература;

  • Кроссворд, слайды.

Техническое оснащение:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, амперметр, вольтметр, проводники электрического тока, ключ, лампочка, аккумуляторная батарея, поваренная соль, блок питания, кювета с электродами, электрофорная машина, фотоэлемент, электрометр, компас, магнитная стрелка, реле, электромагнит, железные опилки, термоэлемент, генератор.



Литература:


1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика 10 класс». 2002 год, стр. 290-294.

2. З.М.Резников «Прикладная физики».1989 год стр. 45-50.

3. Шабловский В. «Занимательная физика».1997 год, стр. 164-166.

4. В.М. Кленников, Ю.В. Буралев. Учебник водителя. 1983 год, п.12,п.13,п.18.

5. Н.И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач».2007год, стр 123-125.

6. Ц.Б.Кац. «Биофизика на уроках физики». 1988 год, стр 58-62.



Межпредметная связь:


  • Биология «Рефлексы живого организма».

  • История «Развитие науки в средние века».

  • Автомеханика «Электрооборудование автомобиля».

  • Электротехника «Составление и чтение электрических цепей».

  • Химия «Электролитическая диссоциация. Электролиз».

  • Математика «Составление пропорций». « Действие со степенями». «Запись чисел в стандартном виде».



СТРУКТУРА УРОКА


І. Организационный момент.

- Готовность аудитории к уроку (чистота, порядок, классная доска, мел, видеоаппаратура, компьютер)

- Проверка посещаемости.



ІІ. Активизация базовых знаний

  1. Что такое элетрическое поле?

  2. Из чего состоит атом?

  3. Дать понятие положительного и отрицательного иона.

  4. Какие вещества являются проводниками и диэлектриками?

  5. Назовите основные физические определения и величины в элетродинамике. Единицы их измерения.

  6. Условное обозначение применяемые на электросхемах. (карточки)

  7. Источники электрической энергии в автомобиле.



ІІІ. Усвоение новых знаний



  1. Демонстрация кадра из фильма «Физика вокруг нас». Постановка проблемной задачи.

  2. Демонстрация эксперимента.

  3. Условия необходимые для существования электрического тока.

  4. Действие электрического тока.

  5. Демонстрация экспериментов.

  6. Источники электрического тока.

  7. Определение и вычисление силы тока.

  8. Решение задач.



ІҮ. Контроль знаний:


  1. Вопросы по закреплению изученного материала.

  2. Решение кроссворда.


Ү. Домашнее задание.


  1. Какими источниками тока вы пользуетесь дома?

  2. Какую силу тока вырабатывает аккумулятор и генератор в автомобиле?

  3. п. 104; п.105 «Физика. 10 класс. Г.Я. Мякишев.»

  4. Электрооборудование автомобилей Н.М Ильин, стр.5-30


ҮІ. Подведение итогов.



  • Обобщение изученного материала.

  • Оценка знаний учащихся.




Х О Д У Р О К А


  1. Организационный момент. 3 мин.


- Здравствуйте! Садитесь!

Проверка готовности аудитории к уроку (чистота, порядок, классная доска, мел), проверка посещаемости.

- А теперь внимание на экран. (Демонстрируется фрагмент фильма «Физика вокруг нас»).

- Что такое электрический ток? Это первый вопрос на который мы должны ответить. ( слайд № 1). Запишите тему урока : «Электрический ток. Сила тока».

- Чтобы ответить на этот вопрос повторим основные определения и понятия.

  1. Активизация базовых знаний. 5 мин.

Повторение основных понятий и определений физики, химии и электротехники.

  1. Что такое элетрическое поле? (вокруг каждого электрического заряда существует электрическое поле. Элетрическое поле-материальный объект, непрерывный в пространстве и способный действовать на другие электрические заряды).

  2. Из чего состоит атом? (Атом состоит из ядра и электронов, ядро состоит из протонов и нейтронов. Ядро имеет поожительный заряд, электрон – отрицательный.)

  3. Дать понятие положительного и отрицательног иона. ( Атом в общем не имеет заряда, если в атоме избыток электронов он называется отрицательным ионом, если недостаток элетронов - положительным ионом).

  4. Какие вещества относятся к проводникам и диэлектрикам? (Проводники : твердые тела – металлы; сплавы; жидкости – растворы солей; кислот и щелочей. Диэлектрики: твердые тела – дерево, резина, эбонит, пластмассы, стекло, ткани, жидкости – дистиллированная вода, вещества в газообразном состоянии).

  5. Назовите основные физические величины в элетродинамике. Единицы их измерения. (Электрический заряд – Кулон (Кл); Кулоновская сила – Ньютон (Н); время – секунда (сек.).

  6. Условное обозначение применяемые на электросхемах. (лампа накаливания, выключатель, вольтметр, амперметр, источник питания)

  7. Источники электрической энергии в автомобиле. (Аккумулятор, генератор)

ІІІ. Усвоение новых знаний 25 мин.


( слайд № 2). Определение электрического тока и условия его существования. (сравнение с движением насекомых)


Эксперимент 1.

Заряженный электрометр соединим с таким же, но незаряженным. Что происходит? Второй электороскоп показывает наличие заряда? Заряд перенесен свободными зарядами – электронами, движущимися по проводнику.

Направленное движение заряженных частиц называется электрическим током. В металлах свободными являются электроны, в растворах солей, электролитов – положительные и отрицательные ионы и электроны.

Чтобы существовал элетрический ток необходимо:

  1. Наличие свободных заряженных частиц.

  2. Наличие электрического поля ( поле создают источники тока).

Увидеть электроны (ионы) в проводнике невозможно. Как же можно обнаружить электрический ток? Ток обнаруживается по действию, которое он производит.

- Запишите : «Действие электрического тока» (слайд №3)


1. Тепловое действие тока.

Эксперимент 2.

Присоединим к полюсам источника тока железную или никелиновую проволоку. Проволока нагреется и удлинится, слегка провиснет. Ее можно раскалить до красна


2. Механическое действие тока

Эксперимент 3.

На рамку навьем несколько витков медного провода. Концы обмотки присоединим к полюсам источника тока. Помещаем рамку между полюсами магнита, она начинает поворачиваться.



3. Химическое действие тока.

Эксперимент 4.

В сосуд с дистиллированной водой не проводящей электрический ток насыпаем поваренную соль. Электролит является проводником электрического тока – лампочка загорается





4. Магнитное действие тока.

Эксперимент 5.

На железный гвоздь наматываем медный провод, покрытый изоляционным материалом, а концы провода соединяем с источником тока.

Гвоздь становится магнитом и притягивает железные опилки.


5. Физиологическое действие тока


При прохождении через живой организм ток вызывает сокращение мышц. ( меры предосторожности )



- Мы рассмотрели действия электрического тока, которые в технике используется для создания устройств преобразующие какой-либо вид энергии в электрическую. ( слайд №4)

- Запишите в тетрадь определение «Источник тока».

- Из ваших наблюдений вспомните какие вы знаете источники электрического тока? (слайд №5)

- Запишите названия источников электрического тока :


1. Гальванический элемент (слайд №6)

2. Электрофорная машина (слайд №7)

3. Термоэлемент (слайд №8)

4. Фотоэлемент (слайд №9)

5. Аккумулятор (слайд №10, №11)


- Теперь мы знаем ,что такое электрический ток, природу его существования, действие и с помощью каких устройств можно его получить.


- В начале 19 века великий французский физик Андре Мари Ампер вывел первую величину характеризующую электрический ток, это «сила тока» (слайд №12)

- Запишите в тетрадь:

Заряд, протекающий через данное поперечное сечение проводника в единицу времени, характеризует силу тока.

Силу тока в цепи измеряют специальным прибором - амперметром.

I= q / t (А)


- Решение задачи (слайд №13)


  • Определить электронный заряд, проходящий через поперечное сечение спирали электрической плитки за 5 мин., если сила тока в ее цепи равна 1,2 А



Дано: Решение:


t = 5мин.=300 сек. I= q / t ; q = I t


I =1,2 А . q = 1,2 А * 300 сек.= 360 Кл.


q =?


Ответ: q= 360 Кл.





ІҮ. Контроль знаний 5 мин.



- Решение кроссворда (слайд №14) вопросы

Раздача карточек


(слайд № 15) ответы


- ключевое слово «ЭЛЕКТРОН»



Ү. Домашнее задание. 2 мин.

  1. Какими источниками тока вы пользуетесь дома?

  2. Какую силу тока вырабатывает аккумулятор и генератор в автомобиле?

  3. п. 104; п.105 «Физика. 10 класс. Г.Я. Мякишев.»

  4. Электрооборудование автомобилей Н.М Ильин, стр.5-30

ҮІ. Подведение итогов 5 мин.



  • Обобщение изученного материала.

  • Оценка знаний учащихся.



1.Что такое электрический ток?

2. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем существовал ток?

3. Где используется тепловое действие тока?

4. Что принимают за единицу силы тока?



















Первая помощь при ударе электрическим током



Электричество может убить на месте или причинить серьезные ранения. Если человек попал под ток высокого напряжения, необходимо отойти от него подальше и срочно вызвать скорую помощь. Ток высокого напряжения может бить на расстоянии. Если человека ударило током при работе с домашними электроприборами, нужно "отсоединить" его от источника тока, пока кто-нибудь до него не дотронулся. Никогда не дотрагивайтесь до источников тока влажными руками, электроприборы должны находится вдали от воды.

Немедленные действия

  1. Выключите прибор из розетки или сильно дерните за шнур, чтобы вилка выскочила из розетки.

  2. Отпихните пострадавшего от источника тока при помощи деревянного стула или швабры (предмет должен быть неэлектропроводным). До того, как это будет сделано, пострадавший может ударить током любого, кто к нему прикоснется.

  3. Когда пострадавший будет изолирован от электрического тока, пошлите кого-нибудь за медицинской помощью. Проверьте дыхание пострадавшего и при необходимости сделайте ему искусственное дыхание "рот в рот". Если у пострадавшего отсутствует сердцебиение, сделайте ему массаж сердца.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
разработка урока по электротехнике "Электрический ток."

Автор: Бутеев Мурат Султанович

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 282207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "разработка  урока  по  электротехнике  "Электрический  ток. Сила  тока.""
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotkaurokapoeliektrotiekhnikieeliektrichieskiitoksilatoka"
    ["file_id"] => string(6) "282203"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453653180"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "разработка  урока  по  электротехнике  "Электрический  ток. Сила  тока.""
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotkaurokapoeliektrotiekhnikieeliektrichieskiitoksilatoka1"
    ["file_id"] => string(6) "282204"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453653187"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Асинхронные электрические машины переменного тока "
    ["seo_title"] => string(60) "asinkhronnyie-eliektrichieskiie-mashiny-pieriemiennogho-toka"
    ["file_id"] => string(6) "221776"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435577361"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Методическая разработка урока по электротехнике на тему "Расчет цепи постоянного тока" "
    ["seo_title"] => string(99) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-eliektrotiekhnikie-na-tiemu-raschiet-tsiepi-postoiannogho-toka"
    ["file_id"] => string(6) "232624"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442867302"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Разработка классного часа  "Огонь - друг и враг человека" "
    ["seo_title"] => string(59) "razrabotka-klassnogho-chasa-oghon-drugh-i-vragh-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "240074"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444927240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства