ЭНЕРГИЯ. ВИДЫ ЭНЕРГИИ: КИНЕТИЧЕСКАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ
Кульгавеня Лариса Павловна,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Блаквово Саратовской области
Предмет - физика
Тема урока: Энергия. Виды энергии: Кинетическая и потенциальная.
Класс – 7
Цели урока: Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.
Задачи урока:
Образовательные:Актуализация ранее полученных знаний.Формирование новых понятий.
Развивающие: развивать умения и навыки в применении новых знаний к решению практических задач.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Планируемые результаты:
Личностные.
Сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской работы, способствовать расширению кругозора, развитию познавательного интереса к физике, демонстрируя ее связь с жизнью, формировать умение работать в коллективе, адекватно оценивать свои знания, возможности, развивать чувство уважения и самоуважения.
Метапредметные.
а) познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, мобилизовать знания о видах энергии и её роли и применении в жизни человека
б) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; получить первичные навыки выступления перед аудиторией с монологической речью слушать и понимать речь других, сравнивать различные точки зрения и отстаивать свою.
в) регулятивные: овладеть составляющими элементами исследовательской деятельности: наблюдать, проводить эксперименты; уметь формулировать цель своей деятельности на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные
а) формировать понятие энергии,
б) формировать понятие потенциальной энергии и её относительности,
в) моделировать изменение потенциальной энергии,
г) формировать понятие кинетической энергии.
Методы и методические приемы:
Словесные: беседа, объяснение,чтение;
Наглядные: компьютерная презентация; видеоролик.
Практические: работа с заданием по тексту на доске, слайда, выполнение устных и письменных, экспериментальных заданий.
Литература для учителя:
Учебник: «Физика» 7 класс: А.В. Перышкин – М: «Дрофа» 2008г.
«Поурочные планы по учебнику» В.А. Волков «Поурочные разработки по физике» - М.: «Вако», 2013г.
«Физика. Методические материалы» Л.А. Кирик – М: «Илекса», 2003г.
«Физика. Книга для учителя.» О.Ф. Кабардин – М: «Просвещение 2009г.»
Литература для обучающихся:
Учебник :«Физика» 7 класс: А.В. Перышкин – М: «Дрофа», 2009г.;
Задачи по физике для основной школы Л.Э.Генденштейн – «Илекса», 2005г.
Оборудование для учителя: штатив с грузом на нерастяжимой нити, ящик с песком.
Оборудование и реактивы для учащихся: металлические шарики разной массы, поверхность, покрытая слоем пластилина, обучающихся желоб, штатив с лапкой, металлические шарики разной массы, деревянный брусок, пружина, ластик.
Информационное сопровождение: компьютер, мультимедиа.
Используемые ЦОР:
Относительность потенциальной энергии:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/84864301-8ad1-4dc4-af06-67d0cb1d6c43/?fullView=1&from=&interface=catalog&class=49&subject=30&rubric_id[]=110298&rubric_id[]=110228
Понятие кинетической энергии:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5263-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf
Приложение №1
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | -Добрый день, ребята! Надеюсь, утро у вас было доброе и вы не забыли позавтракать, чтобы запастись энергией на весь учебный день! На столах у вас по три «батарейки». Выберите ту которая соответствует вашему заряду энергией. - Как много заряженных батареек я вижу! А это значит наша работа пойдет продуктивно!!! Удачи ! | Приветствуют учителя, выбирают нарисованные «батарейки» и демонстрируют свой заряд энергией. | Личностные:самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 1.На доске предложение: «Энергия- физическая величина, характеризующая способность тел совершать работу. Энергия как и работа измеряется в джоулях (Дж). Существует два вида механической энергии: потенциальная и кинетическая» -Вы видите предложение, в котором содержатся названия физических величин. Распределите физические термины на ранее изученные и новые. 2. – Назовите знакомую вам физическую величину и расскажите, что вы о ней знаете: -какую работу называют полезной, а какую полной; -почему при применении механизмов для подъема грузов и преодоления других сопротивлений полезная работа не равна полной; -что такое КПД и может ли он быть больше единицы; -как можно увеличить КПД. Проверяет усвоение ранее изученного материала (фронтально). 3. Краткосрочная самостоятельная работа. | 1.Читают предложения и выписывают слова в два столбика. 2.Учащиеся называют физическую величину (механическую работу) отвечают на вопросы учителя. Выполняют краткосрочную самостоятельную работу. (Приложение №2) | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | 1. Постановка проблемы: просит назвать новую физическую величину.(энергия) -Встречались ли вы с этим термином уже раньше в быту? -Знаете ли вы, что обозначает эта физическая величина? - Как вы думаете, почему сегодня этот урок мы начали с обсуждения зависимости вашей работоспособности от запаса энергии. 2.Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока. -Подумайте, какова тема урока? -Какова главная цель урока? -Какова задача урока?(Записывает цель и задачу на доске) | 1. Называют новую физическую величину. Обсуждают ответы в группах, отвечают на вопросы. 2.Обучающиеся формулируют тему и цель урока, после совместного обсуждения записывают в тетради. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии. | 1. Предлагает учащимся решить проблему, демонстрирует опыт. Демонстрирует подвешенный на штативе груз, а под ним ящик с песком. Вопрос №1: Совершается ли работа? Почему нет? Какие условия не выполняются? Вопрос №2: Действует ли на тело сила, что нужно сделать, чтобы совершалась работа. Выполняет одну из предложенных версий. Вопрос №3: Вследствие чего получилась ямка в песке? –Как вы уже знаете, работа связана с перемещением, поэтому она может совершаться только при условии, что тела движутся. Если работа совершается при движениивзаимодействующих тел, изменяется их взаимное положение.( показ слайда2) Например: Когда гиря в часах опускается, изменяется взаимное положение гири и Земли. При деформации пружины изменяется взаимное положение взаимодействующих частиц, из которых состоит вещество пружины и т.д. 3. Кроме того, при совершении работы может изменяться скорость. (Вариант примера: При торможении автомобиля совершается работа силы трения. Скорость при этом уменьшается.) Какой вывод вы можете из этого сделать? Слушает рассуждения детей. Совместно с учащимися корректирует вывод. ВЫВОД: Таким образом, тело совершает работу только при изменении своего состояния: изменяется либо взаимное положение тел, либо их скорость, либо и то и другое. - Давайте запишем определение энергии из учебника. | Слушают проблему. Отвечают на вопрос, выдвигают версии. (разрезать нитку , пережечь и т.д.) Отвечают на вопрос. Слушают учителя. Просмотр слайда №2. Наблюдение. Делают вывод. Делают записи в тетради из учебника. | Регулятивные : планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Физминутка | Зарядка для глаз. |
| 2. Выводит обучающихся к определению «потенциальная энергия». Демонстрирует слайд №3: поднятое над поверхностью Земли тело, молот копра, вода в водохранилище. - Что объединяет изображенное на этих слайдах? Слушает ответы детей, задает наводящие вопросы, помогает сделать вывод, предлагает сравнить его с выводом из учебника и записать в тетрадь. Таким образом, потенциальная энергия-это энергия взаимодействия. Будем обозначать потенциальнуюэнергиюЕп. Подводит к формуле нахожденияЕп. Если считать потенциальную энергию тела лежащего на земле равной нулю, то потенциальная энергия тела, поднятого на некоторую высоту определится работой.(Еп=А), которую совершит сила тяжести при падении тела на Землю, а работа, как мы знаем равна произведению силы на высоту (А=F*h, где F-сила тяжести). Значит в этом случае Еп= F*h, или Еп=m*g*h. 3.Выводит обучающихся на понятие относительности потенциальной энергии. Предлагает просмотреть ролик и выделить главную мысль. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/84864301-8ad1-4dc4-af06-67d0cb1d6c43/?fullView=1&from=&interface=catalog&class=49&subject=30&rubric_id[]=110298&rubric_id[]=110228 Корректирует вывод совместно с обучающимися. Акцентирует внимание на упущенных моментах: Потенциальная энергия – относительная величина.Так, одно и то же поднятое над землей тело будет иметь разные значения потенциальной энергии. Это зависит от того, относительно какой поверхности (стола, дна шахты или поверхности земли) определяют энергию. Предлагает решить задачу на нахождениеЕп. Демонстрирует слайд №4,5. 4.Потенциальная энергия деформированной пружины. Потенциальной энергией обладает и всякое упруго-деформированное тело. (Демонстрирует наглядно и предлагает учащимся: ластик, пружина). Энергию сжатых и закрученных пружин используют, например, в часах, разнообразных заводных игрушках. Потенциальную энергию сжатого газа используют в работе тепловых двигателей, в отбойных молотках. Демонстрирует слайды №№ 6-8. 5. Выводит обучающихся на понятие «кинетическая энергия». Демонстрирует слайд №9 и видеоролик http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5263-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf Корректирует вывод совместно с обучающимися. Акцентирует внимание на упущенных моментах. | 2.Просматривают слайд №3, предлагают варианты ответов, делают выводы. 2.Делают записи в тетради из учебника. 2.Наблюдение. Работа с учебником. 3. Просматривают видео ролик, каждая группа самостоятельно выделяют главную мысль и по очереди озвучивают её, корректируют друг друга и придя к единому мнению записывают в тетрадь под диктовку учителя. Решают задачу со слайда №4. Проверяют решение по слайду №5. 4. Наблюдение. Просматривают слайд №6-8. 5.Просматривают видео ролик, все вместе рассуждают над решением задачи, затем каждая группа самостоятельно выделяют главную мысль и по очереди озвучивают её, корректируют друг друга, сравнивают его с выводом из учебника и записывают в тетрадь. | |
Физкультминутка. | |
V. Первичное закрепление изученного материала Цель. Закрепить полученные знания | Предлагает обучающимся провести опыты и основываясь на результатах рассказать о полученных новых знаниях. | 1. Задание для первой группы: Обучающимся предлагается на опыте определить от каких величин зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей. В распоряжении обучающихся металлические шарики разной массы, поверхность, покрытая слоем пластилина. Обучающиеся проводят опыты устанавливают зависимости. (Инструктивная карта №1, приложение №3) Готовят объяснения и экспериментальные доказательства для соседней группы. 2. Задание для второй группы: Обучающимся предлагается на опыте определить от каких величин зависит кинетическая энергия. В распоряжении обучающихся желоб, штатив с лапкой, металлические шарики разной массы, деревянный брусок. Обучающиеся проводят опыты , устанавливают зависимости. (Инструктивная карта №2, приложение №4) Готовят объяснения и экспериментальные доказательства для соседней группы. 3.Делают анализ ответов, вносят корректировку , оценивают услышанные ответы. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; Познавательные:общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
VI.Работассамопроверкой по эталону Цель. Проверка степени усвоения учебного материала | Демонстрирует слайды №10-19,с тестом. | Отвечают на вопросы теста, занося ответы в таблицы, с последующей самопроверкой. (Приложение №5) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Демонстрирует слайд №20. Исследование какой темы велось на уроке? Какие новые физические величины изучили? Удалось решить поставленную задачу? Оцените работу своей группы на уроке, работу всего класса. Слово имеет самый активный участник каждой группы. Мне было очень приятно сегодня с вами сотрудничать! | Оценивают свою работу на уроке, заполняя лист самоконтроля (Приложение №6) и отвечая на вопросы со слайда №17. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: самореализация. |
IX. Д/з. | Демонстрирует слайд №21 с дифференцированным домашним заданием. Общее и дополнительное повышенной сложности на выбор учащихся. | Записывают домашнее задание в дневник. | |
Приложение №2
Содержание кратковременной самостоятельной работы:
1. К концам рычага приложены две вертикальные силы 40Н и 240Н, расстояние от точки опоры до меньшей силы 6 см. Определите длину второго плеча рычага, если рычаг находится в равновесии.
2. Ведро с песком массой 24,5 кг поднимают при помощи неподвижного блока на высоту 10м, прикладывая силу 250Н к свободному концу веревки. Вычислите КПД установки.
Приложение №3
Инструктивная карта №1
Как можно доказать зависимость потенциальной энергии от m и h?
Опорные знания: Если тело неподвижно, но при его перемещении может быть выполнена работа, то энергию такого типа называют потенциальной.
Цель эксперимента: определить от каких величин зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей.
Ход эксперимента:
1. падение тел одинаковой массы с разной высоты;
2. падение тел разной массы с одинаковой высоты;
Что наблюдаете?
Задание: Готовят развернутые объяснения и экспериментальные доказательства зависимости Еп=m*g*h для соседней группы.
Критерии оценки: «5»- объяснения были четко сформулированы, опыт дал четкое наглядное подтверждение.
«4»- объяснения требовали незначительных уточнений, опыт дал четкое наглядное подтверждение.
«3»- объяснения требовали значительные уточнения, опыт не дал четкого наглядного подтверждения.
Приложение №4
Инструктивная карта №2
Как можно доказать зависимость кинетической энергии отm иv?
Опорные знания: Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения, называется кинетической.
Цель эксперимента: определить от каких величин зависит кинетическая энергия тела.
Ход эксперимента:
1. скатить шарик с разных высот,
2. скатить шарики разной массы с одинаковой высоты.
Что наблюдаете?
Задание: Готовят развернутые объяснения и экспериментальные доказательства зависимости для соседней группы.
Критерии оценки: «5»- объяснения были четко сформулированы, опыт дал четкое наглядное подтверждение.
«4»- объяснения требовали незначительных уточнений, опыт дал четкое наглядное подтверждение.
«3»- объяснения требовали значительные уточнения, опыт не дал четкого наглядного подтверждения.
Приложение №5
Бланк ответов |
Дата: | Класс: | | |
Фамилия, имя | |
| Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Число правильных ответов | | Оценка | |
Приложение№6
Лист самоконтроля
ФИО учащегося_________________________________________________
Класс __________________________________________________________
Тема урока _____________________________________________________
Цель(и) урока (записывает каждый учащийся для себя) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п\п | Этап урока | Max балл | Балл за работу | Выставляет баллы |
-
| Выдвижение гипотезы | 2 | | Учитель |
-
| Постановка целей урока | 1 | | Учащийся в листе самоконтроля |
-
| Пояснение темы учебного модуля «Энергия. Виды энергии: Кинетическая и потенциальная.» | до 5 | | Учитель |
-
| Групповая работа по учебным модулям. I задание:«Понятие относительности потенциальной энергии»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/84864301-8ad1-4dc4-af06-67d0cb1d6c43/?fullView=1&from=&interface=catalog&class=49&subject=30&rubric_id[]=110298&rubric_id[]=110228 IIзадание: «Кинетическая энергия»http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5263-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf | до 7 баллов до 6 баллов | | Учащийся в листе самоконтроля |
-
| Проведение опытов и рассказ на их основании о полученных новых знаниях. Выводы. (сравнить с эталоном ответа) | до 6 баллов до 8 баллов | | Учащийся в листе самоконтроля |
-
| Выполнение теста по презентации. | до 10 баллов | | Учащийся в листе самоконтроля |
-
| Выполнение целей урока | 3 балла | | Учащийся в листе самоконтроля |
-
| | 48 | | |
Шкала перевода баллов в пятибалльную отметку:
48 – 43 балла – «5»;42 – 36 баллов – «4»;35 – 24 балла – «3»;
Ниже 24 баллов – «2».