kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока физики в 8 классе " Испарение и конденсация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Образовательные – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличие ветра и внутренних свойств вещества; дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.                                                         

Развивающие- развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы; развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого экспериментальные задания; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; прививать культуру умственного труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока физики в 8 классе " Испарение и конденсация"»

Разработка урока по физике ( 8 класс )


Учитель физики МКОУ ВСОШ Дегтярева С.В.


Тема урока: Испарение и конденсация.


Цели урока: Образовательные – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличие ветра и внутренних свойств вещества; дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.


Развивающие- развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы; развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого экспериментальные задания; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; прививать культуру умственного труда.


Воспитательные- развивать коммуникативные умения работать в группах, парах, снимать закомплексованность.



Задачи: 1. Проверить задания по пройденному материалу

2. Дать определение испарения и конденсации на основе молекулярного строения вещества.

3. Рассмотреть механизм испарения и его энергетическое объяснение; условия, от которых зависит скорость испарения.

4. Научить объяснять конкретные жизненные ситуации на основе знаний, полученных на уроке.


Главная методическая идея: строить урок на деятельной основе с учетом личностно-ориентировочной технологии.


Оборудование: термометр, ватные шарики, сосуды с водой, спиртом или одеколоном, два сосуда с муфтой и лапкой, круглодонная колба, спиртовка; для учащихся- сосуды с водой, спиртом, бумажный веер, стеклянные пластинки ( 8 шт.), пипетки ( 3 шт.), библиотека наглядных пособий « Физика 7-11».




П Л А Н У Р О К А


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Освоение нового материала. Работа в группах.

  4. Проверка понимания и закрепление полученных знаний.

Рефлексия .



ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

а). Тестирование по теме « Температура плавления» (с использованием таблицы3 стр. 32 учебника ).


1.Свинец плавится при температуре 327 С. Что можно сказать о температуре отвердевания свинца?

1. Она равна 327 С

2. Она ниже температуры плавления.

3. Она выше температуры плавления.

2. При плавлении кристаллического вещества его температура

1. Не изменяется

2. Увеличивается

3. Уменьшается

3. Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь?

1. Можно

2. Нельзя

4. У какого металла кристаллическая решетка разрушается при самой высокой температуре?

1. У стали

2. У меди

3. У вольфрама

4. У платины

5. У осмия

5. Наиболее низкая температура воздуха -88,3С была зарегистрирована в 1960 году на научной станции « Восток». Каким термометром можно пользоваться в этом месте Земли?

1. Ртутным

2. Спиртовым

3. Можно ртутным и спиртовым термометрами

4. Нельзя пользоваться ни ртутным , ни спиртовым

( Правильные ответы : 1,1,2,3,2.)

б). Фронтальный опрос класса.

1. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества?

2. Каковы основные положения молекулярно-кинетической теории?

3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое?

4. Сравните скорости движения молекул в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества?

5. Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения?

6. Какой еще вид механической энергии вы знаете?

7. Что собой представляет внутренняя энергия? От чего она зависит?


  1. Освоение нового материала

Ребята, я прочитаю вам знаменитые слова А.С.Пушкина, ставшие эпиграфом к телепередаче « Очевидное- невероятное»:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвященья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.


В этих стихах поэт выразил ряд мировоззренческих выводов, к которым впоследствие пришла наука, т.е. фактически он показал метод научного познания.

Мы с вами попытаемся на уроке пройти весь путь научного процесса познания


Факты – модель – следствие - эксперимент


Давайте проделаем простые эксперименты. Дохните себе на руку. Что вы ощущаете?

( Ощущение тепла.)

А теперь дуньте на ладонь. Что теперь ощущаете? ( Ощущение холода.)

Попытайтесь объяснить эти факты. ( Ребята выдвигают гипотезы.)

Чтобы подтвердить выдвигаемые гипотезы для этого следует изучить некоторые природные явления.


а) Мотивация

Послушайте стихотворение:


Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.


Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над ними,

Дождем проливаются, сыплют снегами

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.



Как весь процесс называют в природе? ( круговорот воды в природе )


Верно. Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным.


б) Формулировка темы урока. Постановка проблемной ситуации.


Начнем изучать эти явления с опыта.


На весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы.


Учитель: Останутся ли в равновесии весы через некоторое время?

Ученик: Равновесия весов нарушается , т.к. масса горячей воды через некоторое время становится меньше холодной воды.

Учитель: А почему это происходит?

Ученик: Происходит испарение.


Фронтальный эксперимент


У вас на столах лежат прозрачные стеклышки. Подышите на них.


Что вы наблюдаете?

Как называют происходящие явления?

Где вы могли наблюдать эти явления в природе, быту?

( Учащиеся приводят примеры ).



Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе, быту. На уроке мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации на основе молекулярного строения вещества.


В начале давайте порассуждаем:

  1. По каким внешним признакам можно обнаружить испарение жидкости?

  2. Как вы думаете какая молекула может покинуть жидкость?

  3. Какие молекулы остаются в жидкости?

  4. Что происходит с температурой жидкости при испарении?


( Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.)


Давайте проверим ваше предположение о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается. Для этого проведем эксперимент: смажьте руку спиртом. Что вы ощущаете? (спирт испаряется, температура при этом понижается, его внутренняя энергия уменьшается.)


А теперь выясним, от чего зависит скорость испарения жидкости.


Работа в группах (экспериментальное задание ).


1-я группа: Выяснить, как зависит скорость испарения жидкости от рода вещества?

Капните на предметное стеклышко по одной капле воды и спирта. Проследите, какая из капель испарится быстрее. Сделайте вывод.


2-я группа: Выясните, как зависит скорость испарения жидкости от температуры жидкости?


Капните на предметное стеклышко по одной капле спирта разной температуры. Заметьте, какая капля испарится быстрее. Сделайте вывод.


3-я группа: Выясните, как зависит скорость испарения жидкости от ветра?


На две стеклянные пластины капните по капле спирта. Над одной из пластинок помашите листом бумаги. Заметьте, какая капля испарится быстрее. Сделайте вывод.


4-я группа: Выясните, как зависит скорость испарения жидкости от площади ее поверхности?

Налейте в пробирку и блюдце одинаковое количество горячей воды. Через 5минут слейте жидкости в мензурки и сделайте вывод.



После выполнения и проверки заданий один из учащихся от имени всей группы делает вывод.

Эти выводы записываются в тетради: скорость испарения зависит:

  1. от рода жидкости

  2. от температуры жидкости

  3. от площади свободной поверхности жидкости

  4. от наличия или отсутствия ветра


Ребята, а если закрыть сосуд крышкой, будет ли происходить испарение? (ответы учащихся ).

Наступление динамического равновесия между жидкостью и ее паром в закрытом сосуде дает учитель по рис. 18 учебника. Понятие насыщенного и ненасыщенного пара тоже дает учитель.


4. Проверка понимания и закрепление полученных знаний.


Используя построенные модели явлений испарения и конденсации, решим следующие задачи из сборника задач: № 884,885,886,887,888,889,890.


5. Подведение итогов урока:

  1. Выставление оценок за урок.

2.Давайте попытаемся ответить на вопрос « Что дал каждому из вас этот урок?» Вопросы рефлексии:

а). Что узнал нового из урока?

б). Удалось ли понять и представить явления испарения и конденсации?

в). Какие моменты урока для вас были наиболее интересными?

г). Что показалось наиболее трудным на уроке?


3. Задание на дом: 16,17. Упр. 9 ( 1,3,5,6 ).


Л И Т Е Р А Т УР А:


  1. А.В. Перышкин «Физика 8 класс», учебник, Дрофа,2003г.

  2. Физика в школе. Журнал №2 1993г.

  3. Э.М. Браверман « Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути», Физика в школе, № 6,7 2005г.

  4. А.Е. Марон, Е.А. Марон « Физика 8 класс», дидактические материалы, Дрофа, М. 2002г.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. « Физика. Астрономия», Дрофа, М. 2003г.

  6. Ю.И. Дик, И.К. Турышев « Межпредметные связи курса физики в средней школе», М. « Просвещение», 1987г.


10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока физики в 8 классе " Испарение и конденсация"

Автор: Дегтярева Светлана Васильевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253244

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка урока "Влажность воздуха и способы ее измерения" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-vlazhnost-vozdukha-i-sposoby-ieie-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107863"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403468265"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства