Просмотр содержимого документа
«Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.»
Тема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
Цель урока: Учащиеся должны усвоить знания о характере распространения звука и звуковых волн.
Задачи урока:
Образовательные:
Овладеть системой знаний о распространении звуковых волн;
Текущий контроль понимания учениками изучаемого материала
Развивающие:
Формировать умения выделять признаки сходства в описании упругих и других видов волн.
Продолжить развитие речи, мышления, внимания.
Воспитательные:
Выявление интеллектуальных лидеров, их привлечение к объяснению материала более слабым ученикам;
Привить интерес к изучению физике;
Расширить кругозор.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний.
1.(фронтальный опрос).
Мы живем в мире самых разнообразных звуков, звуки нас окружают всегда и везде: тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, раскаты грома и журчание ручейка, пение птиц и голоса людей, звучание музыкальных инструментов и устройств.
На предыдущем уроке мы узнали об источниках звуков----
Какие они бывают?...... Приведите примеры…..
Любая ли механическая волна является звуком?.........
в подтверждение проведите опыт с линейкой
Опыт с линейкой – длинная линейка совершает колебания, которые не дают звука, а при колебаниях короткой линейки возникает звук. Почему?
Частота колебаний короткой линейки выше, чем длинной.).
Вывод: человек слышит звук определенной частоты ……….. какова эта частота?
Если частота меньше, то это……………………….
Если частота больше, то это…………………………….
Опыт с камертоном получите звук разных частот, продемонстрируйте явление резонанса
Учитель
Ученик
Отчего зависит высота звука?
От частоты колебаний
Что называется чистым тоном?
Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания строго определенной частоты.
Что такое основной тон и обертоны звука?
Качество звука, определяемое совокупностью обертонов сложного звука, называется тембром.
От чего зависит громкость?
от амплитуды
Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника?
Громкость уменьшится.
Назовите единицы громкости и уровня громкости звука.
В системе СИ: 1 дБ
Мощным естественным источником звука является грозовой разряд. До 120 дБ
Как отражается на здоровье человека систематическое действие громких звуков?
Слух человека ухудшается.
а зачем человеку 2 уха?
звук приходит в уши с разными фазами, и человек определят направление источника
Включаем презентацию
Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос
Откуда звуки возникают, Что слух наш всюду услаждают?
Основные выводы из ранее изученного материала слайд 2 и 3
Проверь себя 10 вопросов на листочке записывают только ответы
1.А 2. В 3.Б 4.Г 5.Б
6. Г 7. Г 8.В 9. В 10.Б
Взаимопроверка
Изучение нового материала.
Демонстрация проводиться учителем
продолжим разговор о звуке как волновом явлении
запишем тему урока
Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.
Рассказ учителя сопровождается демонстрацией на интерактивной доске, и основные положения записываются учащимися в тетрадь, которые проецируется на интерактивной доске.
Вывод: Наличие среды- необходимое условие распространения звука
Хорошо проводят звуки упругие вещества, например металлы, древесина, жидкости, газы
Вывод: Звук распространяется в любой упругой среде- твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве где нет вещества.
Скорость звука в воздухе » 330 м/с. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твердых телах – еще быстрее. В стальном рельсе, например, звук распространяется со скоростью » 5000 м/с.
Таблица заполняется в течении урока интерактивными чернилами.
Скорость звука в различных средах, м/c (при t=20 С)
Вода
1483
Дерево(ель)
5000
Гранит
3850
Сталь
5000-6100
Медь
4700
Стекло
5500
Скорость распространения звуковых волн в разных средах неодинакова. Медленнее всего звук распространяется в газах. Именно поэтому гром сильно запаздывает после вспышки молнии. Если гроза от нас далеко, то раскат грома можно услышать даже спустя 10-20 секунд.
Закрепление изученного материала.
Давайте решим такую задачу: какой диапазон длин волн имеет звук в воздухе и воде. Скорость распространения волн в воде – 1450 м/с, в воздухе – 330 м/с. У доски решают задачу (имя учениц). Остальные – самостоятельно на местах упревают решить задачу за 5 мин. Первая ученица ищет диапазон длин волн в воздухе, а вторая – в воде.
В картине «Человечьи праотцы» изображен пейзаж – пустынные холмы, лиловые и зеленые дали,– который переносит зрителя в атмосферу глубокой древности. Молодой славянин играет на свирели, а вокруг него, на холме, расположились медведи. Кажется, что вся природа, все живое слушает светлую, гармоничную мелодию.
Сохраните свое восприятие звуков! Наушники от телефонов…