kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Атомное ядро — это центральная часть атома, состоящая из протонов и нейтронов (которые вместе называются нуклонами).

Ядро было открыто Э. Резерфордом в 1911 г. при исследовании прохождения α-частиц через вещество. Оказалось, что почти вся масса атома (99,95%) сосредоточена в ядре. Размер атомного ядра имеет порядок величины 10-13-10-12 см, что в 10 000 раз меньше размера электронной оболочки.

Предложенная Э. Резерфордом планетарная модель атома и экспериментальное наблюдение им ядер водорода, выбитых α -частицами из ядер других элементов (1919-1920 гг.), привели уче­ного к представлению о протоне. Термин протон был введен в начале 20-х гг XX ст.

Протон (от греч. protons — первый, символ p) — стабильная элементарная частица, ядро ато­ма водорода.

Протон — положительно заряженная частица, заряд которой по абсолютной величине равен заряду электрона e= 1,6 · 10-19 Кл. Масса протона в 1836 раз больше массы электрона. Масса покоя протона = 1,6726231 · 10-27 кг = 1,007276470 а.е.м.

Второй частицей, входящей в состав ядра, является нейтрон.

Нейтрон (от лат. neuter — ни тот, ви другой, символ n) — это эле­ментарная частица, не имеющая заряда, т. е. нейтральная.

Масса нейтрона в 1839 раз превышает массу электрона. Масса нейтрона почти равна (незначительно больше) массе протона: масса покоя свободного нейтрона mn = 1,6749286 · 10-27 кг = 1,0008664902 а.е.м. и превосходит массу протона па 2,5 массы электрона. Нейтрон, наря­ду с протоном под общим названием нуклон входит в состав атомных ядер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.»

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН №45



  1. Адресная категория

1.1. Наименование специальности и квалификации

1304000 Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)

130404 3 Квалификация «Техник по защите информации», «Техник- прог раммист».

1.2. Курс, группа

1 осн. Курс ВТ-ЗИ -1-2, ВТ-1.

1.3. Наименование учебного модуля/дисциплины, изучаемого раздела

Физика

1.4. Тема занятия


Тема курса: 17 Физика атомного ядра

Тема урока: № 45 Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

Состав атомных ядер. Ядерные реакции. Понятие о ядерных силах.

1.5. Организационная форма занятия

групповая

1.6. Знания и умения студентов, необходимые для выполнения деятельности по модулю/теме

- знать умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

- знать о технике и развивать интерес к знаниям

- знать явления природы, зная законы физики с формировать у учащихся представление о переменном токе.

1.7. Возможности учебного занятия интеграция профессиональных умений и умений трудоустройства

- навыки общения;

- умение воспринимать информацию;

- умение применять информацию на практике.

2. Цель занятия

2.1. Способствовать развитию следующих умений трудоустройства и поиска работы, которым обучатся студенты на данном занятии

- умение слушать;

- умение общаться с партнерами;

- прислушиваться к мнению других.

2.2. Обучение профессиональным умениям, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия

- умение правильно организовать рабочее место;

- умение работать с литературой;

- умение работать с приборами;

- умение работать в коллективе;

- мыслить логически.

3. Описание результата занятия

3.1. К концу занятия обучающиеся должны: знать и уметь

- умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

- знать о технике и развивать интерес к знаниям

- знать явления природы, зная законы физики с формировать у учащихся представление о переменном токе.

3.2. Критерии качества


- Понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния наук

4. Фаза планирования

4.1. Учебно-методическое оснащение, справочная литература

Башарұлы Р., Байжасарова Г.З, ТокбергеноваУ.К Физика /учебник для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ \ -Алматы: Мектеп, 2014

4.2. Техническое оснащение, материалы

Интерактивная доска;

Карточки, тесты, решение задач.

4.3. Описание последовательности действий студентов

Умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки в практическом применении в быту, технике и развивать интерес к знаниям, способность анализировать, обобщать, выделять главное.

4.4. Роль преподавателя

- сообщение основных понятий по теме;

- пояснение терминов и порядка их применения.

5. Реализация плана

5.1. Описание плана занятий, содержание действий преподавателя и студентов (таблица)

Таблица «Содержание и организация взаимодействия преподавателя и студентов»


6. Оценка

6.1. Оценка качества выполненных заданий

Определение степени усвоения новых понятий и терминов.


Преподаватель __Конкашева К.С.____________ ___________________

подпись Ф.И.О.

Содержание и организация взаимодействия преподавателя и студентов


Основные этапы занятия

Виды и последовательность действий

Деятельность студентов

Совместная деятельность преподавателя и студентов

Деятельность преподавателя




индивидуальная

групповая

межгрупповая


консультация

инструктирование

контроль

1.

Этап ориентирования и планирования

Тема и цель урока


Х


Х



Х

2.

Этап выполнения работы

Подготовка рабочего места


Х



Х



Подготовка материалов


Х



Х



Технологический процесс: конспектирование, работа с конспектом,

работа на интерактивной доске



Х

Х


Х








Х

Х


Х






Х

Х


Х


3.

Этап оценки и анализа конечных и промежуточных результатов

Оценка работы по критериям качества:

Определить термин




Х








Х






Тема курса: 17 Физика атомного ядра

Тема урока: № 45 Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

Состав атомных ядер. Ядерные реакции. Понятие о ядерных силах.

План:

  1. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

  2. Состав атомных ядер. Ядерные реакции. Понятие о ядерных силах.

Атомное ядро — это центральная часть атома, состоящая из протонов и нейтронов (которые вместе называются нуклонами).

Ядро было открыто Э. Резерфордом в 1911 г. при исследовании прохождения α-частиц через вещество. Оказалось, что почти вся масса атома (99,95%) сосредоточена в ядре. Размер атомного ядра имеет порядок величины 10-13-10-12 см, что в 10 000 раз меньше размера электронной оболочки.

Предложенная Э. Резерфордом планетарная модель атома и экспериментальное наблюдение им ядер водорода, выбитых α -частицами из ядер других элементов (1919-1920 гг.), привели уче­ного к представлению о протоне. Термин протон был введен в начале 20-х гг XX ст.

Протон (от греч. protons — первый, символ p) — стабильная элементарная частица, ядро ато­ма водорода.

Протон — положительно заряженная частица, заряд которой по абсолютной величине равен заряду электрона e= 1,6 · 10-19 Кл. Масса протона в 1836 раз больше массы электрона. Масса покоя протона mр= 1,6726231 · 10-27 кг = 1,007276470 а.е.м.

Второй частицей, входящей в состав ядра, является нейтрон.

Нейтрон (от лат. neuter — ни тот, ви другой, символ n) — это эле­ментарная частица, не имеющая заряда, т. е. нейтральная.

Масса нейтрона в 1839 раз превышает массу электрона. Масса нейтрона почти равна (незначительно больше) массе протона: масса покоя свободного нейтрона mn = 1,6749286 · 10-27 кг = 1,0008664902 а.е.м. и превосходит массу протона па 2,5 массы электрона. Нейтрон, наря­ду с протоном под общим названием нуклон входит в состав атомных ядер.

Нейтрон был открыт в 1932 г. учеником Э. Резерфорда Д. Чедвигом при бомбардировке бериллия α-частицами. Возникающее при этом излучение с большой проникающей способностью (преодолевало пре­граду из свинцовой пластины толщиной 10-20 см) усиливало свое действие при прохождении через парафиновую пластину (см. рисунок). Оценка энергии этих частиц по трекам в камере Вильсона, сделанная супругами Жолио-


Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

Радиоактивное излучение и его виды

Французский физик А. Беккерель в 1896 г. при изучении люминесценции солей урана случайно обнаружил самопроизвольное испускание ими излучения неизвестной природы, которое действовало на фотопластинку, ионизировало воздух, проникало сквозь тонкие металлические пластинки, вызывало люминесценцию ряда веществ. Продолжая исследование этого явления, супруги Кюри — Мария и Пьер — обнаружили, что беккерелевское излучение свойственно не только урану, но и многим другим тяжелым элементам, таким, как торий и актиний. Они показали также, что урановая смоляная обманка (руда, из которой добывается металлический уран) испускает излучение, интенсивность которого во много раз превышает интенсивность излучения урана. Таким образом удалось выделить два новых элемента — носителя беккерелевского излучения: полоний и радий .

Обнаруженное излучение было названо радиоактивным излучением, а само явление — испускание радиоактивного излучения — радиоактивностью.

Виды радиоактивного излучения:

1) - излучение

Отклоняется электрическим и магнитным полями, обладает высокой ионизирующей способностью и малой проникающей способностью. Представляет собой поток ядер гелия; заряд -частицы равен +2е, а масса совпадает с массой ядра изотопа гелия . По отклонению - частиц в электрическом и магнитном полях был определен их удельный заряд ,значение которого подтвердило правильность представлений об их природе.

2) -излучение

Отклоняется электрическим и магнитным полями; его ионизирующая способность значительно меньше (примерно на два порядка), а проникающая способность гораздо больше, чем у - частиц. Представляет собой поток быстрых электронов (это вытекает из определения их удельного заряда).

3) -излучение

Не отклоняется электрическим и магнитными полями, обладает относительно слабой ионизирующей способностью и очень большой проникающей способностью, при прохождении через кристаллы обнаруживает дифракцию. Представляет собой коротковолновое электромагнитное излучение с чрезвычайно малой длиной волны м и вследствие этого- ярко выраженными корпускулярными свойствами, т.е. является потоком частиц – -квантов (фотонов).

Состав атомных ядер. Ядерные реакции. Понятие о ядерных силах.

Ядро атома состоит из нуклонов, которые подразделяются на протоны и нейтроны.

Символическое обозначение ядра атома:

А- число нуклонов, т.е. протонов + нейтронов ( или атомная масса )
Z- число протонов ( равно числу электронов )
N- число нейтронов ( или атомный номер )

N = A - Z


ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

- действуют между всеми нуклонами в ядре;
- силы притяжения;
- короткодействующие.

Нуклоны притягиваются друг к другу ядерными силами, которые совершенно непохожи ни на гравитационные, ни на электростатические. . Ядерные силы очень быстро спадают с расстоянием. Радиус их действия порядка 0,000 000 000 000 001 метра.
Для этой сверхмалой длины, характеризующей размеры атомных ядер, ввели специальное обозначение - 1 Фм ( в честь итальянского физика Э. Ферми, 1901-1954). Все ядра имеют размеры нескольких ферми. Радиус ядерных сил равен размеру нуклона, поэтому ядра - сгустки очень плотной материи. Возможно, самой плотной в земных условиях.
Ядерные силы - сильные взаимодействия. Они многократно превосходят кулоновскую силу (на одинаковом расстоянии). Короткодействие ограничивает действие ядерных сил. С ростом числа нуклонов ядра становятся неустойчивыми, и поэтому большинство тяжелых ядер радиоактивны, а совсем тяжелые вообще не могут существовать.
Конечное число элементов в природе - следствие короткодействия ядерных сил.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

Автор: Конкашева Куляш Серикказиновна

Дата: 05.06.2018

Номер свидетельства: 472241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Урок физики в 11 классе по теме " Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_fiziki_v_11_klasse_po_teme_radioaktivnye_prevrashcheniia_zakon_radioaktivno"
    ["file_id"] => string(6) "535275"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578764185"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок "Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada"
    ["file_id"] => string(6) "159958"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421987187"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "План-конспект урока физика 11 класс «Открытие радиоактивности. Альфа, бета и гамма-излучение. Закон радиоактивного распада»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_fizika_11_klass_otkrytie_radioaktivnosti_alfa_beta_i_gamma_i"
    ["file_id"] => string(6) "590640"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1636269567"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада." "
    ["seo_title"] => string(68) "biologhichieskoie-dieistviie-radiatsii-zakon-radioaktivnogho-raspada"
    ["file_id"] => string(6) "246646"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446415374"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. "
    ["seo_title"] => string(44) "radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada"
    ["file_id"] => string(6) "161622"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422258430"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства