kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока физика 11 класс «Открытие радиоактивности. Альфа, бета и гамма-излучение. Закон радиоактивного распада»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока захватывает сразу три темы:

- Открытие радиоактивности

Альфа, бета и гамма-излучение

- Закон радиоактивного распада

Содержит исторические факты, опыты и эксперименты, самостоятельную работу. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока физика 11 класс «Открытие радиоактивности. Альфа, бета и гамма-излучение. Закон радиоактивного распада»»

План-конспект урока физика 11 класс

«Открытие радиоактивности. Альфа, бета и гамма-излучение. Закон радиоактивного распада»

Цель урока:  формирование представления о явлении радиоактивности, о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; углубление знаний учащихся о структуре атома.

Задачи урока:

- обучающие

познакомить учащихся с историей открытия явления радиоактивности и физической природой этого явления, объяснить правило смещения и научить применять его с помощью периодической системы химических элементов;

-развивающие

расширить представления учащихся о физической картине мира, развитие навыков работы с таблицами, способствовать развитию любознательности, формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать факты, применять ранее полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений;

-воспитательные

развивать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, воспитывать стремление к овладению знаниями.

Планируемые результаты

-предметные: ученик узнает о роли Беккереля, Марии Склодовской-Кюри и её мужа Пьера Кюри в открытии радиоактивных элементов;

ученик научится приводить примеры видов излучения, узнает, что происходит с ядрами, какие превращения происходят в ядрах и какие виды защиты от этих излучений.

- метапредметные:

регулятивные: ученик научится самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

ученик получит возможность научиться оценивать свои возможности достижения цели;

коммуникативные: ученик научится с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

познавательные: ученик научится различать виды излучений, давать определения понятиям;

ученик получит возможность научиться находить основные характеристики излучений при работе с учебником, электронными образовательными ресурсами, презентации по теме;

-личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник, экран, презентация «Открытие радиоактивности. Альфа, бета и гамма-излучение», оборудование для опытов.

Структура и ход урока

Организационный момент

-приветствие;

-определение отсутствующих;

-проверка готовности учащихся к уроку;

-организация внимания. (По ходу урока на доске появляется кластер «Радиоактивность»)

Мотивация и актуализация знаний

Что означает этот знак и почему такая окраска?

Ведь желтое с черным — это основной сигнал опасности в природе. Именно такую окраску имеют ядовитые насекомые и змеи. Расцветка предупреждает — не подходи близко! в 1946 году

Может из курса химии или уроков физики в основной школе вы припомните, каким является химическим элементом уран? (Радиоактивным).

Слова радиоактивности, радиоактивного излучения, радиоактивные элементы знают сегодня все. Все знают об опасности радиоактивных излучений.

Слово «радиация» происходит от латинского radius и обозначает луч. В принципе радиация – это все виды существующих в природе излучений – радиоволны, видимый свет, ультрафиолет и так далее. Но излучения бывают различными, некоторые из них полезны, некоторые вредны. Мы в обычной жизни привыкли словом радиация называть вредное излучение, возникающее вследствие радиоактивности некоторых видов вещества. Разберем, как на уроках физики объясняют явление радиоактивности

Но многие, наверное, знают и то, что радиоактивные излучения служат человеку: они позволяют в ряде случаев поставить правильный диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений.

Создаётся проблемная ситуация

Что такое радиоактивность? Какова его физическая природа? В чём заключается его опасность? Сегодня на уроке мы это узнаем

Для того чтобы стало понятно, что такое радиоактивность нужно вспомнить некоторые вопросы, которые мы уже изучили ранее на уроках физики.

Что происходит с заряженной частицей, влетевшей в магнитное поле?(на неё действует сила Лоренца, формула силы Лоренца)

Как определить направление силы Лоренца?(по правилу левой руки)

Каково строение атомного ядра? (ядра всех химических элементов состоят из нуклонов: протонов и нейтронов)

Чему равно число протонов в ядре? (порядковый номер в таблице Менделеева)

Как условно обозначаются ядра химических элементов?

Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева)

А - массовое число, которое показывает число нуклонов в ядре A = N + Z  , где N – число нейтронов в ядре

Итак, состав ядра определяется его зарядом и массовым числом. Так можно ли разложить по ящичкам, снабжённым указателями Z и А, все известные нам ядра? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

Изучение нового материала

1) История открытия радиоактивности

Сто лет назад, в феврале 1896 года, французский физик Анри Беккерель обнаружил, что химический элемент уран самопроизвольно (т. е. без каких-либо внешних воздействий) излучает ранее невидимые лучи. Начались интенсивные исследования. Обнаружилось, что излучение урановых солей ионизирует воздух и разряжает электроскоп.

Было установлено, что интенсивность излучения определяется только количеством урана в препарате и совершенно не зависит от того, в какие соединения он входит. Беккерель продолжил исследования солей урана, однако он не понимал природы этого излучения.

Двумя годами позднее, супруги Пьер и Мария Кюри, доказали, что аналогичным свойством обладает химический элемент торий 232Th . Затем они же открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний 209Po и радий 226Ra. Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными

Супруги Кюри, явление самопроизвольного излучения назвали радиоактивностью.

При этом было отмечено, что найден новый источник энергии, полное истолкование которого ещё впереди. (Сообщения учащихся об учёных)

2) Физическая природа радиоактивности и виды радиоактивных излучений.

Какова физическая природа и свойства радиоактивных излучений?

И в 1903 году Эрнест Резерфорд проделав опыт, (откройте учебник на странице…)

В магнитном поле пучок излучения распадался на 3 пучка. Две составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны. Как это можно объяснить? Это определенно указывало на наличие у этих составляющих электрических зарядов противоположных знаков, то есть эти составляющие представляют поток положительных и отрицательных частиц (Сила Лоренца, правило левой руки).

Отрицательная компонента излучения отклонялась магнитным полем гораздо больше, чем положительная.

Как это можно объяснить? Либо разная величина заряда частиц, либо разная скорость движения (формула силы Лоренца).

Третья составляющая не отклонялась магнитным полем.

Как это можно объяснить? Эта составляющая нейтральна, то есть не является потоком заряженных частиц.

Положительно заряженная компонента получило название альфа-лучей, отрицательно заряженная – бета-лучи и нейтральная – гамма-лучи

Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг от друга по проникающей способности, т.е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются различными веществами

Дальнейшие исследования радиоактивного излучения позволили выяснить природу этих видов излучения:

Первой была установлена природа α-частиц. Резерфорд выяснил, что в ёмкости, куда они попадают, постепенно накапливается газ гелий. Этот факт указывал на то, что эти частицы – ни что иное, как яда атома гелия. (ядер гелия ), летящих со скоростью 14000-2000 км/с.

β-лучи представляют собой поток электронов, летящих со скоростью близкой к скорости света (0,999с)

Природу γ-лучей установить оказалось сложнее всего. Было выдвинуто предположение, что γ –лучи представляют собой электромагнитное излучение. Позже наблюдали дифракцию γ –лучей и определили длину волны. Она оказалась меньше, чем для рентгеновских лучей. менее 10-10 м, имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком γ-квантов

3) Радиоактивные превращения

В чём же заключается физическая сущность явления радиоактивности?

Для ответа на этот вопрос необходимо исследовать само радиоактивное вещество.

Что же происходит с радиоактивным веществом?
Явление радиоактивности всегда сопровождается выделением энергии. Оказалось, что 1г радия выделяет 600 Дж энергии в час, которая уносится α-, β-, γ – излучением.

Явление радиоактивности первоначально не находило объяснения. Особенно непонятным был источник энергии, которая при этом выделялась. Эксперименты показали, что на явление радиоактивности не оказывают влияния внешние воздействия, которые могли бы оказать влияние на электронную оболочку атома (нагревание, эл.-маг.поля, химические соединения, агрегатное состояние, давление ит.д.)

Следовательно, радиоактивность обусловлена лишь структурой атома

Уже самые первые опыты, проделанные Резерфордом совместно с английским ученым Ф. Содди, убедили их, что при радиоактивном распаде происходит превращение одних химических элементов в другие.
сформировал Резерфорд:

радиоактивность -самопроизвольное превращение ядер одних химических элементов в ядра других химических элементов, сопровождаемое испусканием различных частиц или ядер.

Чтобы объяснить, почему ядра самопроизвольно распадаются с испусканием α-частиц, обратим внимание на то, что α-частицы испускаются только тяжёлыми ядрами, содержащими большое число протонов и нейтронов.

Известно, что силы притяжения между нуклонами короткодействующие, а силы электростатического отталкивания длиннодействующие. Так как плотность ядерного вещества приблизительно одинакова, то тяжёлые ядра имеют большие размеры, чем лёгкие. В связи с этим прочность тяжёлых ядер, обусловленная ядерными силами притяжения нуклонов, мала. В результате процессов, происходящих внутри тяжёлого ядра, создаются благоприятные условия для его распада, который сопровождается испусканием α-частицы. После распада ядро приобретает большую устойчивость.

Однако почему тяжёлое ядро испускает α-частицу, а не протоны или нейтроны?

Для того чтобы покинуть ядро, нуклон должен преодолеть ядерные силы, а для этого он должен обладать достаточной энергией. Источником такой энергии и может стать объединение нуклонов ядра в α-частицу (такой синтез, как известно, связан с выделением энергии).
Радиоактивные превращения подчиняются правилу смещения, сформулированному впервые английским ученым Ф. Содди.
α – распад: Ядро теряет положительный заряд 2ē и масса его убывает на 4 а.е.м. Элемент смещается на 2 клетки к началу периодической системы.

AZХαA-4Z-2Y + 42He

β – распад: из ядра вылетает электрон, заряд увеличивается на  единицу, а масса остается почти неизменной. Элемент смещается на 1 клетку к концу периодической системы.

AZХβAZ+1Y + 0-1e

Проблемная ситуация. Вопрос к классу: Если вы внимательно следите за моими рассуждениями, то должны мне задать вопрос. (Как же из ядра вылетают электроны, если их там нет?!!!)

Ответ: при β – распаде нейтрон превращается в протон с испусканием электрона
10n → 11p + 0-1e+ υ (υ – антинейтрино)

Процесс превращения ядерного нейтрона в протон и электрон наблюдается в ядрах с большим числом нейтронов.

γ – излучение не сопровождается изменением заряда, масса же ядра меняется ничтожно мало, так как излучаемые фотоны не имеют заряда и их масса ничтожно мала. Ведь ядра, оказавшиеся в возбуждённом состоянии, излучают квант электромагнитного излучения высокой частоты, переходя в стационарное состояние. Таким образом, испускание кванта не сопровождается распадом атома. Оно излучается не атомом, а ядром.

1). В ядро какого элемента превращается ядро изотопа тория 234 90 Th, если оно претерпевает три последовательных α- распада? ( 22284 Po). 
2). В ядро какого элемента превращается ядро изотопа урана 23892U после одного α- распада и двух β- распадов? ( 235 92U ). 
3). Написать реакцию β- распада свинца 20982 Pb. Какой элемент образуется? ( 20983Bi ).
Задача 1: Изотоп тория 23090Th испускает α-частицу. Какой элемент при этом образуется?
Решение:23090Th α22698Ra + 42He
Задача 2: Изотоп тория 23090Th испускает β-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется?
Решение:23090Th  β → 23091Рa + 0-1e
Задача 3: Написать цепочку ядерных превращений неона:  β, β, β, α, α, β, α, α
Решение: 2010Ne β → 2011Na β → 2012Mg β → 2013Al α1611Na α129F β → 1210Ne α88O α46C

Число α – распадов Число β – распадов N( N(

Самостоятельная работа

1. Написать реакцию α-распада магния 22 12Mg ________________________________________

2. Написать реакцию β-распада натрия 22 11Na _________________________________________

3. В результате какого радиоактивного распада натрий 22 11Na превращается в магний 22 11Mg?

4. В результате какого радиоактивного распада плутоний 23994Pu превращается в уран 235 92U?

5.В какой элемент превращения уран 23992U после двух β – распадов и одного α – распада?


В развитии знаний о «микромире», в частности в изучении явлений радиоактивности, исключительную роль сыграли приборы, позволяющие регистрировать ничтожное действие одной-единственной частицы атомных размеров.

В 1912 году сконструирована камера Вильсона, использующая свойство α-частиц производить ионизацию газа. Действие камеры Вильсона основано на конденсации перенасыщенного пара на ионах с образованием капель воды.

Опыт с образованием тумана при быстром расширении влажного воздуха(Облако в руках)
Проведя этот опыт, вы получите водяной туман в бутылке.
Оборудование и материалы Прозрачная пластиковая бутылка на 2л, вода и спички.
Выполнение опыта
1. Налейте в бутылку 50-100мл воды. Закройте пробкой и встряхните, чтобы вода смочила стенки бутылки. Подождите минутку, чтобы вода со стенок испарилась, и воздух в бутылке стал влажным. 

2.. Откройте бутылку. Зажгите одновременно 2-3 спички, дайте им разгореться и бросьте внутрь бутылки. Закройте бутылку пробкой.
3. Сильно сдавите бутылку руками и отпустите.
4. В бутылке появится туман.
Если сдавить бутылку еще раз, туман исчезнет, но появится вновь, как только вы отпустите бутылку. Чем резче это делать, тем более плотный будет туман.
Что же происходило?
   Как вы помните, сначала мы смочили стенки бутылки, чтобы значительно увеличить площадь поверхности, с которой испаряется вода. Воздух бутылки быстро насыщается парами воды. Хочу напомнить, что пары воды – бесцветный газ. В быту мы часто применяем слово пар, когда речь идет о тумане. Например, белое облачко над носиком чайника с кипящей водой, мы часто называем паром, хотя это маленькие капельки воды в воздухе.
    Потом мы бросили в бутылку горящие спички. Естественно, при соприкосновении с водой они погасли, заполнив пространство бутылки дымком, в котором находится огромное число маленьких несгоревших частичек угля (сажи). В дальнейшем они станут центрами конденсации влаги.
   Когда мы сжали бутылку, давление воздуха с парами воды резко возросло. При этом воздух в бутылке немного нагрелся, отдав тепло окружающему пространству через тонкие стенки бутылки. В момент отпускания бутылки, воздух в ней расширяется, толкая стенки. При этом он совершает работу, тратя внутреннюю энергию. В результате, температура воздуха в бутылке падает. Максимально количество водяных паров содержащихся в воздухе зависит от температуры и с понижением температуры убывает. Пары воды начинают конденсироваться в маленькие капельки на взвешенных частичках сажи. Образуется белая пелена, так как маленькие капельки рассеивают свет во все стороны, многократно преломляя его.
Если в геометрическом сосуде с парами воды или спирта происходит резкое расширение газа (адиабатный процесс), температура убывает. И если в этот момент через объем камеры пролетает заряженная частица, то на своем пути она создает ионы, на кото­рых образуются капельки сконденсировавшегося пара. Таким образом, час­тица составляет за собой след (трек) в виде узкой полоски тумана. Этот трек можно наблюдать или сфотографировать. По треку можно определить энер­гию и скорость частицы. Если поместить камеру в магнитное поле, то по ис­кривлению трека можно определить знак заряда и его энергию, а по толщине трека - величину заряда и массу частицы.

Резерфорд установил, что активность радиоактивных веществ убывает с течением времени. Для каждого вещества существует характеристика- период полураспада- это время , в течение которого распадается половина наличного числа радиоактивных атомов.

В учебнике физике на рис. 260 изображён спад активности для одного из радиоактивных препаратов. Активность- это число распадов в секунду. Скажите, каков период полураспада для этого вещества? (5 суток).

Найдём математическую форму закона.

N- число радиоактивных атомов в начальный момент времени t0.

время

0

Т

число радиоактивных атомов


N0


N0/2


N0/22


N0/23


N0/2n


Время t= nТ
По истечении времени t останется N радиоактивных атомов.
N- число нераспавшихся атомов.
N= N0/2n
n= t/T
N= N0/2t/T
N= N0 2-t/T
Мы получили формулу закона.
Закон можно записать в другом виде:
m= m2-t/T , так как масса вещества прямо пропорциональна числу атомов.
Период полураспада- это основная величина, определяющая скорость радиоактивного распада. Чем меньше период полураспада, тем быстрее протекает распад. Период полураспада разных изотопов различный.

Изотоп

Период полураспада

238U
239Pu
14C
226Ra
3H
104Tc

4,5 млрд. лет
24000 лет
5730 лет
1600 лет
12 лет
18 минут

Физический смысл закона радиоактивного распада довольно сложный. За период полураспада распадается половина атомов. С течением времени скорость распада не меняется. Радиоактивные атомы не стареют. Для радиоактивных атомов не существует понятия возраста. Можно определить среднее время жизни. Закон определяет среднее число атомов, распадающихся за определённый интервал времени. Но всегда имеются отклонения от среднего значения, и чем меньше количество атомов в препарате, тем больше отклонения, Закон является статистическим законом (справедлив для большого числа частиц).
«Истина- это то, что выдерживает проверку опытом». 
А. Эйнштейн.
Модельный эксперимент.
Для эксперимента нужно взять 40- 50 монет. Монеты, выпавшие гербом, будем считать распавшимися атомами. Монеты встряхнуть и высыпать на стол с некоторой высоты. Монеты, выпавшие гербом подсчитать, отложить в сторону, а остальные вновь встряхнуть и высыпать на стол. Выпавшие гербом убрать, а остальные встряхнуть и снова повторить опыт несколько раз. По результатам опыта построить график зависимости числа монет от номера опыта. Сравнить полученный результат с графиком радиоактивного распада. 
Практическое значение закона. Закон позволяет определять:
1) возраст минералов;
2) возраст горных пород;
3) время образования земной коры;
4) возраст ископаемых останков древних животных.(показ анимации)
Радиоуглеродный анализ- это физический метод датирования биологических останков путём измерения содержания в материале радиоактивного изотопа 14C по отношению к стабильным изотопам. 

Закрепление знаний. Среди загрязнений, вызванных аварией на ЧАЭС, наиболее опасен Cs-137 с периодом полураспада 30 лет. Через какое время его активность уменьшится в 8 раз (t=90 лет)
Решение задач:

1. Дан гра­фик за­ви­си­мо­сти числа N не­рас­пав­ших­ся ядер эрбия  от вре­ме­ни. Каков пе­ри­од по­лу­рас­па­да этого изо­то­па эрбия? (Ответ дать в часах.)

2. Какая доля от боль­шо­го ко­ли­че­ства ра­дио­ак­тив­ных ато­мов оста­ет­ся не­рас­пав­шей­ся через ин­тер­вал вре­ме­ни, рав­ный двум пе­ри­о­дам по­лу­рас­па­да. (Ответ дать в про­цен­тах.)

Ре­ше­ние.

Со­глас­но за­ко­ну ра­дио­ак­тив­но­го рас­па­да, по ис­те­че­нии вре­ме­ни t от пер­во­на­чаль­но­го ко­ли­че­ства ато­мов  ра­дио­ак­тив­но­го ве­ще­ства с пе­ри­о­дом по­лу­рас­па­да T оста­нет­ся при­мер­но ато­мов. Сле­до­ва­тель­но, по ис­те­че­нии вре­ме­ни двух пе­ри­о­дов по­лу­рас­па­да оста­нет­ся  ато­мов, то есть .

Просмотр фильма «радиоактивный человек»

Подведение итогов урока

  • В природе существуют радиоактивные химические элементы, которые излучают три вида излучения:

  • Альфа-излучение – это поток положительно заряженных α-частиц (ядер гелия ), летящих со скоростью 14000-2000 км/с

  • Бета-излучение – это поток электронов, летящих со скоростью близкой к скорости света (0,999с)

Как изменится заряд и массовое число радиоактивного ядра в результате его β – распада?

(заряд увеличится, массовое число не изменится)

  • Гамма-излучение — электромагнитное излучение с длиной волны менее 10-10 м, имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком γ-квантов.

  • Почти 90% из известных 2500 атомных ядер нестабильны. Нестабильное ядро самопроизвольно превращается в другие ядра с испусканием частиц. Это свойство ядер называется радиоактивностью.)

  • Явление радиоактивного распада доказывает сложное строение ядра и возможность превращения одних элементов в другие.

Вернёмся к вопросы о возможности разложения известных ядер по ящички с указателями заряда и массового числа. С течением времени в большинстве ящиков окажутся совсем другие экземпляры – большинство ядер изменит свой состав. С одними это произойдёт очень быстро, за ничтожные доли секунды, а с другими – через миллионы лет.

Что общего и в чём различие ядерной реакции и радиоактивного распада?

Общим признаком ядерной реакции и радиоактивного распада является превращение одного атомного ядра в другое.

Но радиоактивный распад происходит самопроизвольно, без внешнего воздействия, а ядерная реакция вызывается воздействием бомбардирующей частицы.


Домашнее задание: составить синквейн по теме «Радиоактивность», п.66, упр.26.

Выставление оценок.

«Ничего не надо бояться – надо лишь понять неизвестное»

Мария Склодовская -Кюри

Рефлексия. «Рефлексивная мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

ИНТЕРЕСНО!

Источник внутренней энергии Земли долгое время был неизвестен. После открытия радиоактивности стало ясно, что одним из основных источников внутренней энергии Земли является энергия радиоактивного распада урана, тория и членов их радиоактивных семейств.

 Грибы являются накопителями радиоактивных элементов, в частности цезия.
Все виды исследованных грибов можно разделить на четыре группы:
слабо накапливающие — опенок осенний;
средне накапливающие — белый гриб, лисичка, подберезовик;
сильно накапливающие — груздь черный, сыроежка, зеленуха;
-  аккумуляторы радионуклидов — масленок, польский гриб.

К СОЖАЛЕНИЮ !

Жизнь обоих поколений ученых – физиков Кюри была в прямом смысле принесена ей в жертву науке. Мария Кюри, ее дочь Ирэн и зять Фредерик Жолио-Кюри умерли от лучевой болезни, возникшей в результате многолетней работы с радиоактивными веществами. Вот что пишет М.П.Шаскольская: «В те далекие годы, на заре атомного века, первооткрыватели радия не знали о действии излучения. Радиоактивная пыль носилась в их лаборатории. Сами экспериментаторы спокойно брали руками препараты, держали их в кармане, не ведая о смертельной опасности. К счетчику Гейгера поднесен листок из блокнота Пьера Кюри (через 55 лет после того, как в блокноте велись записи!), и ровный гул сменяется шумом, чуть ли не грохотом. Листок излучает, листок как бы дышит радиоактивностью...»

ИСПОЛЬЗОВАВШАЯСЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Базовый и профильный уровни. (Классический курс) Автор: Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. / Под ред. Николаева В. И., Парфентьевой, г. Москва,Издательство: «Просвещение», 2012

  2. Сборник задач по физике для средней школы Автор: Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. г. Москва, Издательство «Просвещение», 1984

  3. Сайт «Класс!ная физика» /class-fizika.narod.ru/ входит в каталог «Образовательные ресурсы сети-интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования», одобрено Министеством образования и науки РФ, Москва, выпуск с 2006г.

  4. Физика 11 класс Учебник для общеобразовательных Базовый уровень. Автор: С.А.Тихомирова, Б.М.Яворский, г. Москва, Издательство: «Мнемозина», 2012

  5. Физика 11 класс: учебник . Н.М. Шахмаев,С.Н.Шахмаев, Д.Ш.Шодиев.-М.:Просвещение,1991.

  6. Серия «Эрудит». Физика.-М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пониткина Елена Анатольевна

Дата: 07.11.2021

Номер свидетельства: 590640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства