Организационная информация |
Тема урока | Превращение энергии при гармонических колебаниях |
Предмет | Физика |
Класс | 11 |
Автор урока (ФИО, должность) | Туманик Елена Владимировна, учитель физики. |
Образовательное учреждение | МОСШ № 29 |
Республика/край/ поселение | Тюменская область, г. Нижневартовск |
Методическая информация |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Цели урока | Рассмотреть механические гармонические колебания с энергетической точки зрения. Научить учащихся объяснять природу затухающих колебаний с динамической и энергетической точек зрения, а также применять закон сохранения энергии при решении задач на расчёт основных характеристик колебательного движения. |
Задачи урока | Образовательные: |
- Закрепить основные понятия темы «Механические гармонические колебания |
- Формировать умения и навыки работы с учебником при изучении новой темы |
- Формировать умения и навыки применять полученные знания в решении задач |
- Формировать умение говорить на языке предмета |
Развивающие: |
- Развивать логическое мышление, речь учащихся |
- Развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний |
- Развивать познавательный интерес |
Воспитательные: |
- Воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи |
- Формировать умения работы в коллективе |
- Прививать устойчивый интерес к изучению физики |
Здоровьесберегающие: |
- Профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят др. ученики в ходе урока | Понятия: |
- Механические колебания, гармонические колебания, кинетическая, потенциальная энергия и их взаимное превращение при гармонических колебаниях, затухающие колебания, график затухающих колебаний, превращение механической энергии во внутреннюю при гармонических колебаниях. |
Навыки и умения решать задачи на определение основных характеристик колебательного движения |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал распечатанный на принтере. |
Подробный конспект урока |
Мотивация учащихся | 1. Знания закона сохранения и превращения энергии помогает объяснить многие явления происходящие в природе. |
| 2. Умения решать задачи по данной теме пригодятся для сдачи ЕГЭ. |
| 3. Данный материал так подробно изучается только в 11-м классе. |
| 4. Материал имеет практическую направленность. |
Ход и содержание урока |
Это четвёртый урок в планировании по теме «Механические колебания». Учащиеся уже усвоили такие понятия, как колебательное движение, гармонические колебания, также были рассмотрены вопросы кинематики и динамики колебательного движения. Из предыдущих тем учащиеся знакомы с представителями колебательных систем: математическим и пружинным маятниками, знают основные понятия характерные для данного вида движения: амплитуда, период, частота, фаза колебаний а также формулы, описывающие данные величины. |
1. Организационный момент | Вступительное слово учителя. На экране проецируется первый слайд с темой урока «Превращение энергии при гармонических колебаниях». Учитель приветствует ребят и объявляет цель и план урока.(1мин) |
2. Проверка знаний. | Вопросы: - Механические колебания - Гармонические колебания - Уравнения гармонических колебаний (записать на доске) (3 мин) |
3. Изучение нового материала. | Любой процесс в природе происходит за счёт затрат одного вида энергии и превращения его в другой. Не исключение составляет и колебательное движение. На данном уроке предстоит рассмотреть механические гармонические колебания с энергетической точки зрения. Сообщается тема урока. Учащимся предлагается вспомнить, какие два вида энергии сопровождают механические процессы? Ответ учащегося с записью на доске формул кинетической и потенциальных энергий: (3 мин) Обращается внимания учащихся на второй слайд, изображающий различные фазы колебания пружинного маятника. Учитель: Смещая шарик в право на Хm, мы сообщаем колебательной системе потенциальную энергию. Предоставив систему самой себе посмотрим, что же будет происходить с энергией далее? Ответ на этот вопрос найти в § 24 учебника. - Работа с учебником. (5 мин) - Полный ответ учащегося у доски выводами о превращении видов энергий и формулировкой формул полной энергии колебательной системы и полной энергии колебательной системы в любой точке траектории.(5 мин). По ходу ответа демонстрируется третий слайд, отражающий данные формулы. - Учителем обращается внимание на аналогичные превращения энергии в случае с математическим маятником. Слайд 4. После чего сообщается, что рассмотренные процессы, происходят в идеальной системе. Т.е. в системе в которой отсутствует сила трения. На самом же деле силы сопротивления среды, хоть и малые, всегда присутствуют в любой механической системе. - Как же влияют силы трения на колеблющееся тело? Ответ на этот вопрос предлагается найти в данном § учебника. (5мин) - Полный ответ ученика по слайдам 4и5.(3 мин). О применение явления затухания колебаний заслушивается ответ учащегося. (2 мин). |
4. Применение изученного материала к решению задач. | Решается задача № 414 Задачник А.П. Рымкевич, с разбором у доски. (5 мин) |
5. Самостоятельная работа учащихся, как подведение итогов и проверка достижения целей урока. | В заключении урока учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу, которая позволяет оценить освоенность и чёткость представлений ими процессов, протекающих в колебательной системе. |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа. | В теме рассматриваются отдельные ключевые моменты сложного колебательного движения, которые можно наблюдать с помощью компьютерных моделей. Недостаток технического оснащения кабинета физики можно компенсировать показом видеоэкспериментов. Слайды презентации с иллюстрациями механических процессов, их графиков, и формул позволяют существенно сэкономить время на уроке. |