kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преломление света

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преломление света

 Выявить условия формирования представлений о явлении преломления света, освоения практических умений по исследованию этого явления.

Образовательная: сформировать представление о явлении преломления света, получение законов преломления света и умения применять их в решении задач.

Развивающая: вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; развивать творческое мышление.

Воспитательная: развивать эстетический взгляд на окружающую действительность; воспитывать ответственность в приня­тии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преломление света »

Маменишкина Нина Васильевна

учитель физики МБОУ Кутуликская СОШ

п. Кутулик, Иркутская область


Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 8-ом классе на тему «Преломление света»

Тип урока:

 Постановка и решение учебной задачи

Авторы УМК:

 УМК А.В.Перышкин. 8 класс

Цели урока:

 Выявить условия формирования представлений о явлении преломления света, освоения практических умений по исследованию этого явления.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать представление о явлении преломления света, получение законов преломления света и умения применять их в решении задач.

Развивающая: вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; развивать творческое мышление.

Воспитательная: развивать эстетический взгляд на окружающую действительность; воспитывать ответственность в приня­тии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

- осознавать свои возможности в учении;

- формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний и практических умений;

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Формирование умений выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

- отвечать на поставленные вопросы, умение формулировать учебную проблему;

- ставить учебную задачу на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные:

- научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, систематизировать информацию;

- самостоятельно проводить эксперимент и наблюдения, делать вывод;

- самостоятельно оценивать собственный результат.

Коммуникативные:

Уметь:- организовать продуктивное взаимодействие со сверстниками;

- сравнивать разные точки зрения, прежде чем сделать выбор и принять решение;

- сформулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные:

- понимать суть явления преломления света;

- научиться описывать и обобщать результаты наблюдений и исследовательского эксперимента;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

- уметь формулировать закон преломления света.

Оборудование:

Для наблюдения явления: стеклянный стакан 50 мл, стакан с водой, карандаш (по количеству учащихся)

Для исследовательского эксперимента: (наборы на 2 группы)

  1. Лампа, ключ, пластина с параллельными гранями, планшет, лист белой бумаги, транспортир, соединительные провода, источник тока.

  2. Лампа, ключ, пластина с параллельными гранями, планшет, лист белой бумаги, транспортир, соединительные провода, источник тока, линейка, экран со щелью.

  3. Источник тока, лампа, ключ, экран со щелью, прозрачный полуцилиндр, лимб, пластиковый коврик, планшет.

4. Печатный раздаточный материал (карточки-инструкции для наблюдения явления, для исследовательского эксперимента, карточки с чертежами)

Образовательные ресурсы:

Мультимедийный проектор, презентация к уроку, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection.edu.ru





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат

1.Организационный этап.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся.

Мотивирует учащихся на работу.

Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

Эпиграф к уроку: (Слайд)

«Опыт – есть единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» Д.И.Менделеев.


Приветствуют учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

самоопределение;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценивание настроя на работу.

Настраиваются на работу на уроке

2. Подготовительный этап.

Актуализация знаний.


Формулирование темы урока














Мотивация к учебной деятельности, постановка цели и задач урока.

Какую тему мы изучили, и что знаем по данной теме?

Что показано на данном рисунке? Дать понятие каждой величине? Определить угол отражения. (Слайд)


Демонстрация слайда и чтение стихотворения.

На берегу сидим вдвоем,

Глядим в прозрачный водоем.

Песчинка дна и та видна

Скажи: какая глубина?

«Здесь мне по шею», - ты сказал,

Прыг вниз, а дна то не достал.

Вот вынырнул из-под воды

Но почему ошибся ты?

Учитель задает вопросы:

- почему человек ошибся с определением глубины?

Сформулируйте тему урока.


Поговорки:

  1. Не знаешь броду, не суйся в воду.

  2. Для корабля, у которого нет цели, никакой ветер не будет попутным.

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Какую поставим цель урока ?

С чего начнем исследование?


Формулируют закон прямолинейного распространения света, явление отражения, законы отражения света, оценивают свою работу.





Высказывают предположения, основываясь на тему урока и ранее изученный материал.





Формулируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь.




Объясняют значение поговорки.


Формулируют цель урока и задачи.

Выяснить, в чем суть преломления света? Как оно происходит? Законы преломления?

- владение физическими понятиями: луч падающий и отраженный, угол падения, угол отражения. Знают законы.

- самоконтроль и самооценка полученных результатов.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Проявление интереса к поставленной проблеме.

Умение формулировать и высказывать мысли,

ставить учебную задачу на основе соотнесе­ния того, что уже известно; и того, что еще неизвестно;


Формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний.

Целеполагание.

Постановка проблемы.


Проверяют задание, самооценка

Анализируют информацию, формулируют тему урока.
















Формулируют цели и задачи, план изучения нового материала.


3.

Изучение нового материала.

Цель:

Сформировать представление о явлении преломления, исследование данного явления

Выполнить задание и сделать вывод.

На столах имеется оборудование для наблюдения явления преломления.







Что собою представляет явление – преломление света?

Обращение к цифровому ресурсу. Закладка2.:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf



А какова причина этого явления?

-Что может быть разного в этих средах?


Представим себя частичками света, которым очень быстро нужно добежать до цели.

На нашем пути препятствие (более плотная среда).

-Что изменится в нашем движении?


У вас на листах дан чертеж.

На каком из рисунков правильно изображен ход падающего и преломленного луча?

Какой угол называют углом преломления?

Изобразите на рисунке углы падения и преломления.

Обращение к цифровому ресурсу. Закладка3.:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf


Каждое явление подчиняется определенным законам.

Проведем исследование явления преломления.

У каждой группы свое задание (дифференцированное).

У вас на столах есть оборудование, а также карточка с инструкцией.

Выполните задание согласно инструкции и оформите результаты эксперимента.

(Работу организует координатор группы, он же оценивает работу каждого члена группы с учетом мнения членов группы.)






Обращение к цифровому ресурсу. Закладка5.:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf




Обращение к цифровому ресурсу. Закладка6,7.:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf


Проводят наблюдение явления

( работа в парах), озвучивают вывод.

При наблюдении сверху карандаш кажется надломленным при переходе из воздуха в воду.

- Такой эффект наблюдаем потому, что на границе раздела сред воздух-вода происходит преломление света.

Учащиеся дают определение явлению своими словами.

Проверка на интерактивной доске.

«Явление изменения направления распространения света на границе раздела сред называется преломлением света».


Выдвижение гипотез.

-Вторая среда более плотная.

Проводят «мысленный» эксперимент.

-Изменится скорость.

-Причина явления в том, что скорость света в разных средах различна.


Самостоятельная работа (каждый работает на своем листе).

Изображают и подписывают углы, отвечают на вопросы.




Проверка на интерактивной доске.


Исследовательская работа.

Выполняют задание в группах.

1,4 – Исследование преломления света на границе раздела двух сред.

2,5 – Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

3,6 – Исследование явления преломления света.

Отчет групп.

1,4

- При переходе из стекла в воздух угол преломления больше, чем из воздуха в стекло.

-Угол преломления меньше угла падения при переходе из воздуха в стекло.

-Угол преломления

больше угла падения при переходе из стекла в воздух.


Проверка на интерактивной доске.


2,5 и 3,6

Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред.


Проверка на интерактивной доске.


Проявление интереса к поставленной проблеме. Умение описывать и обобщать результат наблюдения.

Умение работать в парах.




Усвоение явления преломления света, причины возникновения преломления, понятия оптической плотности среды.



Выдвижение гипотез и их обоснование.










Умение строить: угол падения, угол преломления, лучи падающий и преломленный.





Формирование умений самостоятельно проводить эксперимент, делать выводы, самостоятельно оценивать собственный результат деятельности.

Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

сравнивать разные точки зрения, прежде чем сделать выбор и принять решение; рационально планировать свою работу.


Умение:

выделять необходимую информацию,

представлять результаты эксперимента в виде таблиц,

выявлять зависимость между показателем преломления и скоростью распространения.

Усвоение законов преломления света.

Составление таблицы, проводимого эксперимента.

Получение и применение законов преломления.















Построение лучей: падающего, отраженного, преломленного.

Построение угла: падения, отражения, преломления.

4. Первичное осмысление и закрепление


Обращение к цифровому ресурсу.

Оптические иллюзии. Анимация со звуком.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c67584cf-00de-4e9f-9a23-cb473076c8a8/9 - 100.swf


Смотрят анимацию, осмысливают информацию в приведенных практических примерах, связывают с изученным материалом.

Обсуждение, анализ проделанной работы, формулирование вывода.

Формирование умения анализировать информацию

Самоконтроль

5. Рефлексия

Итак, подведем итог нашей работы.

- Реализовали ли поставленную цель?

-Что узнали нового?

-Пригодится ли изученный материал в повседневной жизни?

-Продолжите фразу:

Больше всего мне сегодня понравилось…

Самым интересным было…

-Оцените свою работу на уроке по 5-бальной шкале (смотри листок)

Все вложить в файл, (вместе с работой и самооценкой), и сдайте учителю.


Спасибо за работу на уроке, мне понравилось, как вы работали. (Выставление оценок)


Отвечают на предложенные вопросы, оценивают результат своей деятельности

Умение выделить главное в теме.


Контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

-самооценка на основе критерия успешности

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;



7. Домашнее задание

(Слайд). Изучить п. 65, Упр.32(1-3), Приготовить сообщение (презентация) по желанию Тема «Радуга», «Миражи».

Записывают д/з, задают вопросы

искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Преломление света

Автор: Маменишкина Нина Васильевна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему"Преломление света" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prielomlieniie-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "192856"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427534548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме "Преломление света" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prielomlieniie-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "115992"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188555"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок физики в 8 классе "Явление преломления света" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-fiziki-v-8-klassie-iavlieniie-prielomlieniia-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "117424"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412784474"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Законы преломления света. Линза и ее оптические параметры. Построение изображения в линзе"
    ["seo_title"] => string(80) "zakony_prielomlieniia_svieta_linza_i_ieie_optichieskiie_paramietry_postroieniie_"
    ["file_id"] => string(6) "412887"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493789069"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Преломление света. Закон преломления Света"
    ["seo_title"] => string(45) "prielomlieniiesvietazakonprielomlieniiasvieta"
    ["file_id"] => string(6) "321106"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461226293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства