2. Подготовительный этап. Актуализация знаний. Формулирование темы урока Мотивация к учебной деятельности, постановка цели и задач урока. | Какую тему мы изучили, и что знаем по данной теме? Что показано на данном рисунке? Дать понятие каждой величине? Определить угол отражения. (Слайд) Демонстрация слайда и чтение стихотворения. На берегу сидим вдвоем, Глядим в прозрачный водоем. Песчинка дна и та видна Скажи: какая глубина? «Здесь мне по шею», - ты сказал, Прыг вниз, а дна то не достал. Вот вынырнул из-под воды Но почему ошибся ты? Учитель задает вопросы: - почему человек ошибся с определением глубины? Сформулируйте тему урока. Поговорки: Не знаешь броду, не суйся в воду. Для корабля, у которого нет цели, никакой ветер не будет попутным. О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Какую поставим цель урока ? С чего начнем исследование? | Формулируют закон прямолинейного распространения света, явление отражения, законы отражения света, оценивают свою работу. Высказывают предположения, основываясь на тему урока и ранее изученный материал. Формулируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Объясняют значение поговорки. Формулируют цель урока и задачи. Выяснить, в чем суть преломления света? Как оно происходит? Законы преломления? | - владение физическими понятиями: луч падающий и отраженный, угол падения, угол отражения. Знают законы. - самоконтроль и самооценка полученных результатов. Выдвижение гипотез и их обоснование. Проявление интереса к поставленной проблеме. Умение формулировать и высказывать мысли, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; и того, что еще неизвестно; Формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний. Целеполагание. Постановка проблемы. | Проверяют задание, самооценка Анализируют информацию, формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи, план изучения нового материала. |
3. Изучение нового материала. Цель: Сформировать представление о явлении преломления, исследование данного явления | Выполнить задание и сделать вывод. На столах имеется оборудование для наблюдения явления преломления. Что собою представляет явление – преломление света? Обращение к цифровому ресурсу. Закладка2.: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf А какова причина этого явления? -Что может быть разного в этих средах? Представим себя частичками света, которым очень быстро нужно добежать до цели. На нашем пути препятствие (более плотная среда). -Что изменится в нашем движении? У вас на листах дан чертеж. На каком из рисунков правильно изображен ход падающего и преломленного луча? Какой угол называют углом преломления? Изобразите на рисунке углы падения и преломления. Обращение к цифровому ресурсу. Закладка3.: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf Каждое явление подчиняется определенным законам. Проведем исследование явления преломления. У каждой группы свое задание (дифференцированное). У вас на столах есть оборудование, а также карточка с инструкцией. Выполните задание согласно инструкции и оформите результаты эксперимента. (Работу организует координатор группы, он же оценивает работу каждого члена группы с учетом мнения членов группы.) Обращение к цифровому ресурсу. Закладка5.: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf Обращение к цифровому ресурсу. Закладка6,7.: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf | Проводят наблюдение явления ( работа в парах), озвучивают вывод. При наблюдении сверху карандаш кажется надломленным при переходе из воздуха в воду. - Такой эффект наблюдаем потому, что на границе раздела сред воздух-вода происходит преломление света. Учащиеся дают определение явлению своими словами. Проверка на интерактивной доске. «Явление изменения направления распространения света на границе раздела сред называется преломлением света». Выдвижение гипотез. -Вторая среда более плотная. Проводят «мысленный» эксперимент. -Изменится скорость. -Причина явления в том, что скорость света в разных средах различна. Самостоятельная работа (каждый работает на своем листе). Изображают и подписывают углы, отвечают на вопросы. Проверка на интерактивной доске. Исследовательская работа. Выполняют задание в группах. 1,4 – Исследование преломления света на границе раздела двух сред. 2,5 – Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. 3,6 – Исследование явления преломления света. Отчет групп. 1,4 - При переходе из стекла в воздух угол преломления больше, чем из воздуха в стекло. -Угол преломления меньше угла падения при переходе из воздуха в стекло. -Угол преломления больше угла падения при переходе из стекла в воздух. Проверка на интерактивной доске. 2,5 и 3,6 Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред. Проверка на интерактивной доске. | Проявление интереса к поставленной проблеме. Умение описывать и обобщать результат наблюдения. Умение работать в парах. Усвоение явления преломления света, причины возникновения преломления, понятия оптической плотности среды. Выдвижение гипотез и их обоснование. Умение строить: угол падения, угол преломления, лучи падающий и преломленный. Формирование умений самостоятельно проводить эксперимент, делать выводы, самостоятельно оценивать собственный результат деятельности. Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; сравнивать разные точки зрения, прежде чем сделать выбор и принять решение; рационально планировать свою работу. Умение: выделять необходимую информацию, представлять результаты эксперимента в виде таблиц, выявлять зависимость между показателем преломления и скоростью распространения. Усвоение законов преломления света. | Составление таблицы, проводимого эксперимента. Получение и применение законов преломления. Построение лучей: падающего, отраженного, преломленного. Построение угла: падения, отражения, преломления. |
5. Рефлексия | Итак, подведем итог нашей работы. - Реализовали ли поставленную цель? -Что узнали нового? -Пригодится ли изученный материал в повседневной жизни? -Продолжите фразу: Больше всего мне сегодня понравилось… Самым интересным было… -Оцените свою работу на уроке по 5-бальной шкале (смотри листок) Все вложить в файл, (вместе с работой и самооценкой), и сдайте учителю. Спасибо за работу на уроке, мне понравилось, как вы работали. (Выставление оценок) | Отвечают на предложенные вопросы, оценивают результат своей деятельности | Умение выделить главное в теме. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, -самооценка на основе критерия успешности -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; | |