kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему"Преломление света"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока физики в 9 классе по теме

«Преломление света»

(продолжительность урока 45 минут)

Проблемно-мотивационный блок.

Тема: Преломление света

Проблемные вопросы:

  • Сохраняется ли направление распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред?
  • Одинаково ли разные среды преломляют лучи света?
  • Преломление света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?

Гипотеза формулируется обучающимися по каждому проблемному вопросу.

Задачи, поставленные перед обучающимися на урок:

  1. Прочитав проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.
  2. Провести исследование по плану с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
  3. Объяснить полученный результат.
  4. Сделать вывод.
  5. Ответить на поставленные вопросы.
  6. Презентовать работу группы перед классом.
  7. Дать оценку работы группы.

Информационный блок.

Класс делится на три творческие группы по четыре человека. У каждого обучающегося в группе своя роль, которую он выполняет в течение работы группы:

  • Исследователь – проводит исследование по плану (ход опыта);
  • Оформительделает записи в инструктивной карточке, записывает вывод на доске;
  • Докладчик –  презентует у доски результаты работы группы, используя инструктивную карту;
  • Организаторотслеживает и оценивает работу каждого члена группы.

Учитель даёт инструктаж по работе групп, по проведению исследований.

Аналитический блок.

1 часть.

Учитель организует исследовательскую работу. Исследовательская работа рассчитана на 12 минут. За это время обучающиеся должны провести исследование, заполнить инструктивную карту.  

Инструктивная карточка № 1

Проблемный вопрос: Сохраняется ли направление распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред?

Гипотеза:

___________________________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:

  1. карандаш;
  2. стакан с водой.

Ход работы:

  1. Проведите исследование:
    • расположите карандаш наклонно в стакане с водой и посмотрите на нег сбоку, затем сверху.
  2. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §33).

________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
  2. Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы:
    • Что называют преломлением света?
    • Чем объясняется преломление света?

Инструктивная карточка № 2

Проблемный вопрос: Одинаково ли разные среды преломляют лучи света?

Гипотеза:

________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:

  1. осветитель;
  2. диафрагма с одной щелью;
  3. лимб;
  4. плоскопараллельная пластина;
  5. кювета с водой.

Ход работы:

  1. Проведите исследование:
    • направьте световой луч на плоскопараллельную пластину;
    • проведите тот же опыт, направив световой луч на кювету с водой.
  2. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §33).

________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
  2. Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы:
    • Какая характеристика света зависит от оптической плотности среды?
    • Чему равна скорость света в вакууме?
    • В какую сторону отклоняется луч при попадании в среду оптически более плотную (оптически менее плотную)?

Инструктивная карточка № 3

Проблемный вопрос: Преломление света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?

Гипотеза:

_______________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:

  1. лимб (диск);
  2. магнитная резина;
  3. осветитель;
  4. диафрагма с одной щелью;
  5. полуцилиндр.

Ход работы:

  1. Проведите исследование:
    • направьте луч света от осветителя в центр полуцилиндра перпендикулярно его плоской грани;
    • повторите опыт, изменив угол падения;
    • пронаблюдайте, как направлены луч падающий, луч преломлённый и перпендикуляр, восстановленный к точке падения луча;
    • обратите внимание на соотношение угла падения и угла преломления.
  2. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §33)

________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
  2. Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы:
    • Что называют углом преломления?
    • Сформулируйте закон преломления света. (если затрудняетесь, прочтите «Руководство по выполнению демонстрационных экспериментов» стр.8)

2 часть.

Презентация результатов работы групп: Докладчик выступает у доски, Исследователь демонстрирует опыт. Время выступления не более 5 минут.

3 часть.

Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет. Подтверждены или опровергнуты гипотезы? Время: 1 – 2 минуты.

Рефлексивно-оценочный блок.

Оценка работы обучающихся. Выступление организаторов (1 – 2 минуты). Организаторы дают оценку работы группы в соответствии с критериями оценивания и оценку работы каждого члена группы.

Критерии оценивания:

Правильно и аккуратно заполненная инструктивная карточка

1 балл

Исследование проведено в соответствии с планом

1 балл

Результаты исследований не противоречат теории

1 балл

Дано верное объяснение полученных результатов

1 балл

Даны верные ответы на вопросы, поставленные в п.6

2 балла

Публичное выступление: логичность, правильная речь, наглядность демонстрации опыта

1 балл, 1 балл, 1балл

Соблюдение временных рамок

1 балл

Итого

Перевод баллов в отметку:

9 - 10 баллов - отметка «5»

7 - 8 баллов - отметка «4»

5 - 6 баллов - отметка «3»

Оценка работы членов группы:

ФИ обучающегося, роль в группе, отметка

Работа в тетрадях.

  1. Запись темы урока.
  2. Запись выводов групп.
  3. Запись определений, основных понятий, законов (формулировки групп).
  4. Решение задач №139 (три человека у доски). Решают самостоятельно, затем объясняют полученный результат.

Подведение итогов урока учителем.

Домашнее задание. §33 (прочитать, выучить определения), решить №140

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему"Преломление света" »

Разработка урока физики в 9 классе по теме

«Свет. Распространение света в однородной среде»

(продолжительность урока 45 минут)


Проблемно-мотивационный блок.


Тема: Свет. Распространение света в однородной среде

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Педагогическая технология: проблемное обучение.

Метод: исследование.

Педагогические задачи проблемного урока: познакомить обучающихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать обучающихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.


Цели урока:

  1. образовательная:

  • приобретение обучающимися специальных знаний и умений (понятие свет, тень, полутень, источник света, световой луч; закон прямолинейного распространения света;

  • приобретение обучающимися интеллектуальных умений (умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).

  1. развивающая:

  • развитие способности к исследовательскому типу мышления;

  • развитие умений проводить мини-исследования физических явлений, процессов;

  • предоставление обучающимся возможности выступать публично, доносить до слушателей свою точку зрения, обосновывать её;

  • развитие умений работать с учебником, справочной литературой, практическими материалами;

  • развитие навыков коллективного труда, взаимопомощи, ответственности;

  • приобщение обучающихся к процессу получения новых знаний.

  1. воспитательная:

  • формирование интереса к физике;

  • активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе;

  • развитие монологической речи с использованием физических терминов;

  • предоставление обучающимся возможности осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ;

  • воспитание человека, способного видеть и осмысливать окружающий мир с научной точки зрения.


Проблемные вопросы:

  • Какой маршрут (траекторию) выбирает свет при распространении в однородной среде?

  • С помощью каких тел можно остановить свет?

  • Преломление света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?


Гипотеза формулируется обучающимися по каждому проблемному вопросу.


Задачи, поставленные перед обучающимися на урок:

  1. Прочитав проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.

  2. Провести исследование по плану с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

  3. Объяснить полученный результат.

  4. Сделать вывод.

  5. Ответить на поставленные вопросы.

  6. Презентовать работу группы перед классом.

  7. Дать оценку работы группы.


Информационный блок.


Класс делится на три творческие группы по четыре человека. У каждого обучающегося в группе своя роль, которую он выполняет в течение работы группы:

  • Исследователь – проводит исследование по плану (ход опыта);

  • Оформительделает записи в инструктивной карточке, записывает вывод на доске;

  • Докладчикпрезентует у доски результаты работы группы, используя инструктивную карту;

  • Организаторотслеживает и оценивает работу каждого члена группы.


Учитель даёт инструктаж по работе групп, по проведению исследований.


Аналитический блок.


1 часть.

Учитель организует исследовательскую работу. Исследовательская работа рассчитана на 12 минут. За это время обучающиеся должны провести исследование, заполнить инструктивную карту.


Инструктивная карточка № 1


Проблемный вопрос: Какой маршрут (траекторию) выбирает свет при распространении в однородной среде?

Гипотеза:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:

  1. бумажный профиль с контурными фигурами;

  2. свеча;

  3. тёмная комната.


Ход работы:

  1. Проведите исследование:

  • сделайте кольцо из бумажного профиля;

  • зажгите свечу и расположите её в центре кольца.

  1. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §30).

________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.

  2. Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы (для этого прочтите §29):

  • Что такое свет?

  • Какие ещё электромагнитные излучения известны? Чем они отличаются от света?


Инструктивная карточка № 2


Проблемный вопрос: С помощью каких тел можно остановить свет?

Гипотеза:

________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:

  1. фонарик;

  2. чашка;

  3. книга;

  4. стакан с водой;

  5. тёмная комната.


Ход работы:

  1. Проведите исследование:

  • направьте световой пучок на чашку и посмотрите на противоположную стену;

  • проведите тот же опыт, направив световой пучок на книгу, на стакан с водой.

  1. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §30).

________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.

  2. Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы:

  • Что такое тень, полутень?

  • Что называют источником света?

  • Какие источники света известны?


Инструктивная карточка № 3


Проблемный вопрос: Можно ли с помощью рук и света показать теневой спектакль.

Гипотеза:

________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:


  1. фонарь;

  2. театральная ширма;

  3. фото теневых фигур;

  4. марионетки.


Ход работы:

  1. Проведите исследование:

  • направьте луч света от фонаря на экран;

  • на пути светового пучка расположите руки;

  • покажите несколько теневых фигур;

  • покажите мини-спектакль (можно использовать марионетки).

  1. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §30)

________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.

  2. Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы (для этого прочтите §29, 30):

  • Почему мы видим окружающие предметы?

  • Какие источники света известны?

  • Из-за чего наблюдаются солнечные и лунные затмения?


2 часть.

Презентация результатов работы групп: Докладчик выступает у доски, Исследователь демонстрирует опыт. Время выступления не более 5 минут.


3 часть.

Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет. Подтверждены или опровергнуты гипотезы? Время: 1 – 2 минуты.


Рефлексивно-оценочный блок.


Оценка работы обучающихся. Выступление организаторов (1 – 2 минуты). Организаторы дают оценку работы группы в соответствии с критериями оценивания и оценку работы каждого члена группы.


Критерии оценивания:


Критерии оценивания

Количество баллов

норма

самооценка

Правильно и аккуратно заполненная инструктивная карточка

1 балл


Исследование проведено в соответствии с планом

1 балл


Результаты исследований не противоречат теории

1 балл


Дано верное объяснение полученных результатов

1 балл


Даны верные ответы на вопросы, поставленные в п.6

2 балла


Публичное выступление:

Логичность

Правильная речь

Наглядность демонстрации опыта


1 балл

1 балл

1балл


Соблюдение временных рамок

1 балл


Итого



Перевод баллов в отметку:

9 - 10 баллов

Отметка «5»

7 - 8 баллов

Отметка «4»

5 - 6 баллов

Отметка «3»


Оценка работы членов группы:


ФИ обучающегося, роль в группе


отметка


ФИ обучающегося, роль в группе


отметка


ФИ обучающегося, роль в группе


отметка


ФИ обучающегося, роль в группе


отметка



Работа в тетрадях.

  1. Запись темы урока.

  2. Запись выводов групп.

  3. Запись определений, основных понятий, законов (формулировки групп).

  4. Решение задач №125 (устно), 127. Решают самостоятельно, затем объясняют полученный результат.


Подведение итогов урока учителем.

Домашнее задание. §29, 30 (прочитать, выучить определения), решить №128




5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему"Преломление света"

Автор: Нардина Галина Алексеевна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 192856


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1940 руб.
2770 руб.
1620 руб.
2320 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства