Сохраняется ли направление распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред?
Одинаково ли разные среды преломляют лучи света?
Преломление света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?
Гипотеза формулируется обучающимися по каждому проблемному вопросу.
Задачи, поставленные перед обучающимися на урок:
Прочитав проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.
Провести исследование по плану с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Объяснить полученный результат.
Сделать вывод.
Ответить на поставленные вопросы.
Презентовать работу группы перед классом.
Дать оценку работы группы.
Информационный блок.
Класс делится на три творческие группы по четыре человека. У каждого обучающегося в группе своя роль, которую он выполняет в течение работы группы:
Исследователь – проводит исследование по плану (ход опыта);
Оформитель – делает записи в инструктивной карточке, записывает вывод на доске;
Докладчик – презентует у доски результаты работы группы, используя инструктивную карту;
Организатор – отслеживает и оценивает работу каждого члена группы.
Учитель даёт инструктаж по работе групп, по проведению исследований.
Аналитический блок.
1 часть.
Учитель организует исследовательскую работу. Исследовательская работа рассчитана на 12 минут. За это время обучающиеся должны провести исследование, заполнить инструктивную карту.
Инструктивная карточка № 1
Проблемный вопрос: Сохраняется ли направление распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред?
Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы:
Что называют углом преломления?
Сформулируйте закон преломления света. (если затрудняетесь, прочтите «Руководство по выполнению демонстрационных экспериментов» стр.8)
2 часть.
Презентация результатов работы групп: Докладчик выступает у доски, Исследователь демонстрирует опыт. Время выступления не более 5 минут.
3 часть.
Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет. Подтверждены или опровергнуты гипотезы? Время: 1 – 2 минуты.
Рефлексивно-оценочный блок.
Оценка работы обучающихся. Выступление организаторов (1 – 2 минуты). Организаторы дают оценку работы группы в соответствии с критериями оценивания и оценку работы каждого члена группы.
Критерии оценивания:
Правильно и аккуратно заполненная инструктивная карточка
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему"Преломление света" »
Разработка урока физики в 9 классе по теме
«Свет. Распространение света в однородной среде»
(продолжительность урока 45 минут)
Проблемно-мотивационный блок.
Тема: Свет. Распространение света в однородной среде
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Педагогическая технология: проблемное обучение.
Метод: исследование.
Педагогические задачи проблемного урока: познакомить обучающихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;заинтересовать обучающихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Цели урока:
образовательная:
приобретение обучающимися специальных знаний и умений (понятие свет, тень, полутень, источник света, световой луч; закон прямолинейного распространения света;
приобретение обучающимися интеллектуальных умений (умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).
развивающая:
развитие способности к исследовательскому типу мышления;
развитие умений проводить мини-исследования физических явлений, процессов;
предоставление обучающимся возможности выступать публично, доносить до слушателей свою точку зрения, обосновывать её;
развитие умений работать с учебником, справочной литературой, практическими материалами;
развитие навыков коллективного труда, взаимопомощи, ответственности;
приобщение обучающихся к процессу получения новых знаний.
воспитательная:
формирование интереса к физике;
активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе;
развитие монологической речи с использованием физических терминов;
предоставление обучающимся возможности осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ;
воспитание человека, способного видеть и осмысливать окружающий мир с научной точки зрения.
Проблемные вопросы:
Какой маршрут (траекторию) выбирает свет при распространении в однородной среде?
С помощью каких тел можно остановить свет?
Преломление света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?
Гипотеза формулируется обучающимися по каждому проблемному вопросу.
Задачи, поставленные перед обучающимися на урок:
Прочитав проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.
Провести исследование по плану с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Объяснить полученный результат.
Сделать вывод.
Ответить на поставленные вопросы.
Презентовать работу группы перед классом.
Дать оценку работы группы.
Информационный блок.
Класс делится на три творческие группы по четыре человека. У каждого обучающегося в группе своя роль, которую он выполняет в течение работы группы:
Исследователь – проводит исследование по плану (ход опыта);
Оформитель – делает записи в инструктивной карточке, записывает вывод на доске;
Докладчик – презентует у доски результаты работы группы, используя инструктивную карту;
Организатор – отслеживает и оценивает работу каждого члена группы.
Учитель даёт инструктаж по работе групп, по проведению исследований.
Аналитический блок.
1 часть.
Учитель организует исследовательскую работу. Исследовательская работа рассчитана на 12 минут. За это время обучающиеся должны провести исследование, заполнить инструктивную карту.
Инструктивная карточка № 1
Проблемный вопрос: Какой маршрут (траекторию) выбирает свет при распространении в однородной среде?
Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
Подготовьте выступление по изученному вопросу. В ходе выступления дайте ответы на вопросы (для этого прочтите §29, 30):
Почему мы видим окружающие предметы?
Какие источники света известны?
Из-за чего наблюдаются солнечные и лунные затмения?
2 часть.
Презентация результатов работы групп: Докладчик выступает у доски, Исследователь демонстрирует опыт. Время выступления не более 5 минут.
3 часть.
Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет. Подтверждены или опровергнуты гипотезы? Время: 1 – 2 минуты.
Рефлексивно-оценочный блок.
Оценка работы обучающихся. Выступление организаторов (1 – 2 минуты). Организаторы дают оценку работы группы в соответствии с критериями оценивания и оценку работы каждого члена группы.
Критерии оценивания:
Критерии оценивания
Количество баллов
норма
самооценка
Правильно и аккуратно заполненная инструктивная карточка
1 балл
Исследование проведено в соответствии с планом
1 балл
Результаты исследований не противоречат теории
1 балл
Дано верное объяснение полученных результатов
1 балл
Даны верные ответы на вопросы, поставленные в п.6
2 балла
Публичное выступление:
Логичность
Правильная речь
Наглядность демонстрации опыта
1 балл
1 балл
1балл
Соблюдение временных рамок
1 балл
Итого
Перевод баллов в отметку:
9 - 10 баллов
Отметка «5»
7 - 8 баллов
Отметка «4»
5 - 6 баллов
Отметка «3»
Оценка работы членов группы:
ФИ обучающегося, роль в группе
отметка
ФИ обучающегося, роль в группе
отметка
ФИ обучающегося, роль в группе
отметка
ФИ обучающегося, роль в группе
отметка
Работа в тетрадях.
Запись темы урока.
Запись выводов групп.
Запись определений, основных понятий, законов (формулировки групп).
Решение задач №125 (устно), 127. Решают самостоятельно, затем объясняют полученный результат.