Вахитова Эльза Ибрагимовна
учитель физики
МБОУ СОШ №22г. Салават
Класс: 9
Тема урока: Прямолинейное равноускоренное движение.
2017г
Прямолинейное равноускоренное движение.
Цели урока:
Образовательные:
повторить, обобщить и закрепить знания основных понятий, терминов, формул по данной теме.
Воспитательные:
воспитывать стремление к овладению новыми знаниями.
Развивающие:
развивать логическое мышление; умения формулировать четкие ответы на вопросы.
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
Физика. 9 кл, : учебник / А.В.Пёрышкин, Е.М. Гутник .– М.: Дрофа, 2014, компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал на уроке и для работы дома.
Содержание урока:
Проверка домашнего задания: (слайд 3)
( проверка знаний определений, формул, перевода единиц в систему СИ)
-Что называется материальной точкой?
Ответ: тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь
-Что называется перемещением тела?
Ответ: направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением;
-Что называется мгновенной скоростью?
Ответ: скорость тела в данный момент времени
-Что называется ускорением тела при его равноускоренном движении?
Ответ: величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло
Впиши формулы (слайд 4)
Из формулы (слайд5) вырази а=…., t =… (а= , t=);
Из формулы вырази v0=…, а=…, (v0= , а= ).
Перевести в систему СИ (скорость в км/ч перевести на скорость в м/с).
(Задание, наподобие домашнего задания) (слайд 6)
Самолет пассажирский 900 км/ч | (250 м/с) |
Заяц 72 км/ч | (20м/с) |
Волк 54 км/ч | (15 м/с) |
Охотничья собака 90 км/ч | (25 м/с) |
Человек 4,5 км/ч | (1,25 м/с) |
Запись в тетрадях и на доске:
Самолет пассажирский:
Заяц:
Волк:
Охотничья собака:
Человек:
Выполни тест: (устно) (слайд 7-12)
1. Используя график зависимости скорости движения тела от времени, определите скорость тела в конце 30-й секунды. Считать, что характер движения тела не изменился.
1) 14 м/с 2) 20 м/с 3) 62 м/с 4) 69,5 м/с
Источник: Типовые экзаменационные варианты по физике. Е. Е. Камзеева — 2013, вариант 9.
Решение. Из графика видно, что тело движется равноускорено с ускорением а= =0,4 м/с2. Запишем уравнение скорости тела, движущегося с начальной скоростью V0, в зависимости от времени: .Тогда через 30 с скорость тела составит 14 м/с.
Ответ: 1.
2.На рисунке представлен график зависимости координаты от времени для тела, движущегося вдоль оси Ох. Модуль перемещения тела за время от 0 до 8 с равен
1)0м, 2)10м, 3)2м, 4)40м.
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по физике 06.05.2015 вариант ФИ90801
Решение. В начальный момент времени тело имеет координату −10 м. Через 8 с тело имеет координату −10 м. Следовательно, модуль вектора перемещения равен |−10 м − (−10 м)| = 0.
Ответ: 1.
3. На рисунке 1 приведен график зависимости скорости движения тела от времени. Укажите соответствующий ему график зависимости пути от времени (рис. 2)
1)1 2)2 3) 3 4)4
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по физике 06.05.2015 вариант ФИ90802.
Решение: Из первого графика видно, что скорость тела постоянна и равна 4 м/с, то есть движение равномерное. При равномерном движении путь линейно возрастает со временем. Выберем один из графиков 3 и 4: найдём скорости движения, соответствующие этим графикам. Для графика 3 скорость равна: Для графика 4 скорость равна: таким образом, соответствует график под номером 4.
Ответ: 4.
4. Тело движется вдоль оси OX. На рисунке представлен график зависимости координаты x этого тела от времени t. Движению с наибольшей по модулю скоростью соответствует участок графика
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по физике 19.12.2014 вариант ФИ90102.
1) AB 2) BC 3) CD 4) DE
Решение. Скорость — тангенс угла наклона графика зависимости координаты от времени. Из графика видно, что наибольший по модулю тангенс угла наклона на прямой DE.
Ответ: 4.
5. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости vx от времени t для тела, движущегося прямолинейно, параллельно оси OX.
Тело двигалось в направлении, противоположном направлению оси OX,
1) только на участке АВ 2) на участках АВ и ВС
3) на участках ВC и СD 4) только на участке DE
Источник: МИОО: Тренировочная работа по физике 11.03.2014 вариант ФИ90501.
Решение. Тело движется в направлении противоположном направлению оси OX, если его проекция скорости на эту ось отрицательна. Из рисунка видим, что проекция скорости отрицательна на участках АВ и ВС. Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2.
6.На рисунке представлен график зависимости проекции скорости Vx тела от времени t. За первые 5 секунд движения тело прошло вдоль оси Ox путь
1) 2 м 2) 6 м 3) 8 м 4) 10 м
Источник: МИОО: Тренировочная работа по физике 20.02.2013 вариант ФИ9401.
Решение. Пройденный путь равен площади прямоугольной трапеции, ограниченной осью времени и графиком модуля скорости. Площадь трапеции равна полусумме оснований, умноженной на высоту. Определив по графику длины сторон трапеции, получаем:
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 2.
А) Решение задач у доски (слайд13-22) (Приложение 1)
(на доске решает средний по знаниям ученик)
Скорость автомобиля 90 км/ч, найти его ускорение, если он остановился за 50с.
(0,5 м/с2)
Дано: СИ Решение:
V0=90 км/ч 25 м/с ,
t=50 с а= =0,5 м/с2
а-?
Ответ: 0,5 м/с2
Ускорение автомобиля 1 м/с2. Чему равно время, в течение которого от начала движения его скорость достигает 72 км/ч. (20с)
Дано: СИ Решение:
а=1 м/с2
V0=72км/ч 20 м/с t= =20c
t-?
Ответ: 20с.
Двигаясь с ускорением –0,6 м/с2, автомобиль останавливается через 20 с после начала торможения. Чему равна скорость автомобиля в начале торможения? (12 м/с)
Дано: Решение:
а= -0,6 м/с2
t=20 с
V=0 м/с
V0-?
Ответ:
Ускорение автомобиля 0,5 м/с2, а его начальная скорость 6 м/с. Чему равна длина пройденного пути за 12 с? (108м)
Дано: Решение:
а=0,5м/с2
V0=6 м/с
t=12с
S-?
Ответ: 108м
В течение некоторого времени автомобиль после начала движения достигает
скорости 54 км/ч при ускорении 0,2 м/с2. Найти пройденный путь. (562,5м).
Дано: СИ Решение:
V0=54км/ч 15 м/с
а=0,2м/с2
t-?
Ответ: 562,5м
Б) Реши самостоятельно: (слайд 23)
Автомобиль увеличивает скорость от начала движения до 72 км/ч за время, равное 20с. Найти путь, который он проходит за это время? (200м)
Автомобиль двигался со скоростью 36 км/ч, а затем стал тормозить, и через 2с он остановился. Чему равно ускорение автомобиля при торможении?(-5 м/с2)
Чему равны начальная и конечная скорости автомобиля, если за время, равное 8 с, он прошел путь, равный 160 м, с ускорением 2 м/с2? (12м/с, 28 м/с).
Зарядка для глаз: (слайд 24) (90% информации мы получаем через визуальную информацию, поэтому глаза необходимо беречь, итак, отдых для глаз.)
Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз.
Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
Повторите: глаза вправо, прямо чуть прищуриваясь, влево, прямо чуть прищуриваясь и так несколько раз.
Потрите ладонями лицо.
В) Реши задание повышенной сложности: (слайд 25-26)
9. Автомобиль, двигаясь под уклон, за время, равное 20 с, проходит путь, равный 340 м, при этом развивает скорость, равную 18 м/с. Найти скорость в начале уклона? (16 м/с)
Дано: Решение:
t=20c
S=340м
v=18 м/с , откуда
v0-?
Ответ:
Домашнее задание: (слайд 27) (Приложение 2)
(если ученик успевает сделать классную работу, то он приступает к домашней работе)
1. Скорость автомобиля за 20 с уменьшилась с 20 м/с до 10 м/с. С каким средним ускорением двигался автомобиль? [−0,5 м/с2]
2. Определить начальную скорость и ускорение автомобиля, если, двигаясь равноускоренно, за первые 3 с он прошел путь 18 м, а за первые 5 с — 40 м. [3 м/с; 2 м/с2]
3.Тело, двигаясь равноускоренно, проходит последовательно два одинаковых отрезка пути длиной 10 м за времена 1,06 с и 2,2 с. Найти начальную скорость и ускорение тела. [−3 м/с2; 11 м/с]
4. Тело движется из состояния покоя равноускоренно. Во сколько раз путь, пройденный телом за восьмую секунду движения, больше пути, пройденного за третью секунду? [ S8/S3 = 3 ]
5.Тело движется равноускоренно из состояния покоя. Найти отношение скоростей тела в конце четвертого и в конце первого метров пути. [ v4/v1 = 2 ]
Подведение итогов. Рефлексия, (параллельно на доске один ученик записывает формулы, используемые на уроке), оценки за урок.
Литература (слайд 29)
1. Физика. 9 кл, : учебник А.В.Пёрышкин, Е.М. Гутник .– М.: Дрофа, 2014.
2. Рымкевич А.П. Задачник 10-11 классы. - М.:Дрофа,2004.-188с.
Интернет ресурсы.
3. Задачи: http://gigabaza.ru/doc/46325.html
4. Тест: https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=1
5. Домашнее задание: http://www.afportal.ru/physics/with-answers/kinematics/2
6. Анимация: http://smayli.ru/transporta.html
7. Анимация: http://smayli.ru/glaza_7.html
Приложение 1: (Раздаточный материал).
Решение задач:
1.Скорость автомобиля 90 км/ч, найти его ускорение, если он остановился за 50с.
2.Ускорение автомобиля 1 м/с2. Чему равно время, в течение которого от начала движения его скорость достигает 72 км/ч.
3.Ускорение автомобиля 0,5 м/с2, а его начальная скорость 6 м/с. Чему равна длина пройденного пути за 12 с?
4.Двигаясь с ускорением –0,6 м/с2, автомобиль останавливается через 20 с после начала торможения. Чему равна скорость автомобиля в начале торможения?
5.В течение какого времени автомобиль после начала движения достигает скорости 54 км/ч при ускорении 0,2 м/с2?
Реши самостоятельно:
6.Автомобиль увеличивает скорость до 72 км/ч за время, равное 20 с. Найти путь, который он проходит за это время?
7.Автомобиль двигался со скоростью 36 км/ч, а затем стал тормозить, и через 2 с он остановился. Чему равно ускорение автомобиля при торможении?
8. Чему равны начальная и конечная скорости автомобиля, если за время, равное 8 с, он прошел путь, равный 160 м, с ускорением 2 м/с2?
9.Автомобиль, двигаясь под уклон, за время, равное 20 с, проходит путь, равный 340 м, при этом развивает скорость, равную 18 м/с. Найти скорость в начале уклона?
Приложение 2: (Либо ученик забирает карточку, либо фотографирует на телефон)
Реши дома:
1. Скорость автомобиля за 20 с уменьшилась с 20 м/с до 10 м/с. С каким средним ускорением двигался автомобиль? [−0,5 м/с2]
2. Определить начальную скорость и ускорение автомобиля, если, двигаясь равноускоренно, за первые 3 с он прошел путь 18 м, а за первые 5 с — 40 м. [3 м/с; 2 м/с2]
3.Тело, двигаясь равноускоренно, проходит последовательно два одинаковых отрезка пути длиной 10 м за времена 1,06 с и 2,2 с. Найти начальную скорость и ускорение тела. [−3 м/с2; 11 м/с]
4. Тело движется из состояния покоя равноускоренно. Во сколько раз путь, пройденный телом за восьмую секунду движения, больше пути, пройденного за третью секунду? [ S8/S3 = 3 ]
5.Тело движется равноускоренно из состояния покоя. Найти отношение скоростей тела в конце четвертого и в конце первого метров пути. [ v4/v1 = 2 ]