Программа элективного курса полностью согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися в основной школе. В процессе занятий школьники учатся находить информацию по данной теме с использованием интернет ресурсов. Учатся создавать презентации обучающего характера и прочее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Плазма - четвертое состояние вещества »
Рабочая программа
элективного курса по физике в 11-Б классе
«Плазма – четвертое состояние вещества»
( 34 часа )
Составитель: Ивашова Татьяна Федоровна
учитель физики первой категории
2013 г.
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих познакомиться с историей развития представлений человека о мире, в котором мы живем. Курс рассчитан на 34 часа.
Программа составлена на основе программы элективного курса «Плазма – четвертое состояние вещества» автора В. А. Орлова, С. В. Дорожкина, Москва, 2005 г.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий школьники научатся находить информацию по заданной теме, готовить рефераты и доклады по избранным темам, выполнять опыты с использованием простых физических приборов и инструментов, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать из них выводы.
Изучение элективного курса поможет сознательному выбору профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности выпускника средней школы.
Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов ее решения. Практика показывает эффективность совмещения лекции и диалога при работе с небольшой группой учащихся.
Формой итоговой аттестации учащихся является устный зачет по темам курса, который предполагает устную беседу с учителем по темам, изученным в данном курсе.
Основные цели курса:
- создание политехнической направленности школьного курса физики;
- формирование естественнонаучной картины мира;
- развитие познавательной активности и самостоятельности
школьников;
- углубление знаний о материальном мире и методах научного
познания природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
- формирование у школьников умений находить сведения по
избранной теме в книгах, журналах и электронных источниках
информации;
- развитие познавательных интересов на основе опыта
ученика относительно профиля дальнейшего обучения или
профессиональной деятельности;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое
обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Содержание курса.
Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.
( 8 часов)
Электромагнитное поле. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом поле. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Движение заряженных частиц при наличии электрического и магнитного полей.
Дрейф частиц. Движение электронных пучков в магнитном поле. Электростатические и магнитные линзы.
Плазма.
Основные характеристики плазмы.
( 7 часов)
Электрический ток в газах. Виды электрических разрядов. Плазма. Степень ионизации плазмы. Коллективное движение частиц в плазме. Квазинейтральность плазмы. Дебаевский радиус экранирования. Температура плазмы.
Методы описания плазмы.
(3 часа)
Магнитная гидродинамика и неустойчивость плазмы. Магнитное давление.
Вмороженность магнитного поля. Число Рейнольдса. Кинетическое описание плазмы.
Процессы в плазме.
( 4 часа)
Газовая (идеальная) плазма. Условие идеальной плазмы. Колебания в плазме.
Ленгмюровская частота колебаний. Волны в плазме.
Плазма в природе.
( 4 часа)
Геомагнитное поле. Пояса радиации. Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения. Ионосферы Земли. Полярные сияния. Космическая плазма. Солнечный ветер. Космические лучи.
смысл физических законов электродинамики, оптики и физики твердого тела.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
Уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел,
отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях