Региональный конкурс «Лучший учитель предметник, применяющий интерактивное оборудование»
Номинация «Лучший учитель физики, применяющий интерактивное оборудование»
Физика
Тема урока: «Закон Ома для участка цепи. Сопротивление»
8 класс
ГУ «Средняя школа №12 г. Житикары»
Урих Татьяна Валерьевна
учитель физики I категории
2011
План-конспект проведения урока по физике
8 класс
Тема урока: «Закон Ома для участка цепи. Сопротивление»
Цели урока:
Обучающая:
Изучить «Закон Ома для участка цепи. Сопротивление». Выявить зависимость силы тока для участка цепи от напряжения и сопротивления.
Развивающая:
Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
Воспитывающая:
Содействовать воспитанию интереса к физике, активности, мобильности, общей культуры.
Задачи:
1. Выявить экспериментально зависимость силы тока для участка цепи от напряжения и сопротивления.
2.Закрепить знания Закона Ома для участка цепи. Сопротивление.
3.Содействовать воспитанию интереса к физике, активности, мобильности, общей культуры.
Оборудование: Источник питания 42В, соединительные провода, амперметр, вольтметр, резистор (15Ом) и (5Ом), реостат, ключ.
Интерактивная доска, компьютер, PASPORT Xplorer GLX, PASPORT Датчик напряжения-тока, набор CASTLE, 1,5V батарея.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, работа по опорным схемам, выполнение практической работы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.
План урока
Этапы | Время, мин | Приемы и методы |
Постановка целей урока | 2-3 | Видеоролик, Сообщение учителя |
Проверка домашнего задания | 10 | Фронтальный опрос, опрос у доски, работа по опорным схемам |
Изучение нового материала | 15 | Беседа, демонстрационный эксперимент |
Практическая работа | 5-6 | Работа в парах |
Подведение итогов. Домашнее задание | 2-3 | Фронтальный опрос |
1. Организационный момент:
Учитель: Ребята! Какую тему мы сейчас изучаем на наших уроках?
Просмотр видеоролика
Сегодня мы будем изучать очень важную тему «Закон Ома для участка цепи. Сопротивление», но для начала мы должны проверить, готовы ли мы её изучать. Давайте с вами вспомним?
Вставьте пропущенные слова (учащиеся выполняют задание на карточках; один из учащихся выполняет его на интерактивной доске, затем проводится взаимоконтроль выполненного классом задания и отвечающего у доски).
Слайд №3
Работа с оценочными листами
Дописать (учащиеся выполняют задание на карточках; один из учащихся выполняет его на интерактивной доске, затем проводится взаимоконтроль выполненного классом задания и отвечающего у доски).
Слайд №4
Работа с оценочными листами
Установи соотношение (учащиеся выполняют задание на карточках; один из учащихся выполняет его на интерактивной доске, затем проводится взаимоконтроль выполненного классом задания и отвечающего у доски).
Слайд№5
Работа с оценочными листами
2 Изучение нового материала
Мы готовы изучать новую тему? Цель урока: Изучить «Закон Ома для участка цепи. Сопротивление».
Дети записывают тему в тетрадь
Учитель: Ребята, вам будет предложен видеоролик, просмотрев который, попробуйте выделить в предложенном определении закона Ома не встречавшееся вам ранее слово, характеризующее новую физическую величину.
Просмотр видеоролика
Записывают с доски определение и формулу закона Ома для участка цепи.
Учитель: Назовите новую физическую величину. Ребята! Как вы понимаете слово «сопротивление»?
Сделайте вывод, что такое сопротивление?
Я предлагаю вам составить определение «Сопротивления» как физической величины из предложенных слов.
Работа с интерактивной доской: дети выходят и составляют определение из предложенных слов
Учащимся предлагается вывести формулу сопротивления из закона Ома, записать единицы измерения, вывести формулу напряжения.
Слайд №7
Все записывают в тетради.
Демонстрация устройства «резистора».
Сначала учитель показывает обыкновенную проволочку, она представляет обычный резистор.
Демонстрация спирального резистора.
Демонстрация реостата. (Резисторы, у которых можно менять сопротивление, называются реостатом)
Давайте попробуем повторить эксперимент, который помог Г. Ому вывести закон. Для этого будем использовать резистор 15 Ом и ползунковый реостат.
Вызываю к доске двух учеников. Один собирает электрическую цепь по схеме, показанной на доске, и снимает показания с амперметра и вольтметра. Второй записывает на интерактивной доске эти показания в таблицу
Слайд №8
1-й ученик передвигает ползунок реостата из крайнего левого положения вправо и по показаниям приборов отмечает изменение силы тока и напряжения.
Новые показания проборов 2-ой ученик заносит в таблицу.
По данным таблицы строится график зависимости силы тока и напряжения.
Запишите показания Постройте график
U
Учащийся делает вывод: что сила тока прямо пропорционально зависит от напряжения: увеличивается сила тока – увеличивается напряжение, уменьшается сила тока – уменьшается напряжение.
Ученик: Чем больше напряжение, тем больше сила тока на этом участке
Учитель: А как зависит сила тока от сопротивления?
К доске выходят два ученика и снимают показания силы тока при подключенном резисторе в 15 Ом.
Слайд 11
Заменяют резистор в 15 Ом на 5 Ом. Снова снимают показания силы тока. Снятые с амперметра показания записывают в таблицу и строят график зависимости силы тока от сопротивления
Запишите показания Постройте график
I, А R, Ом
Учащийся делает вывод: что сила тока обратно пропорционально зависит от сопротивления.
Ученик: Чем меньше сопротивление, участка цепи тем больше сила тока в нем.
Учитель: Мы убедились в справедливости закона Ома для участка цепи. (работа с листами контроля). А теперь предлагаю проверить справедливость закона Ома для участка цепи на практике.
1. Вспомним правила ТБ
Слайды 14, 15, 16, 17
2. Работа с PASPORT Xplorer GLX, PASPORT Датчик напряжения-тока, набор CASTLE, 1.5V батарея. (2 шт.)
3. Практическая работа
1. Снять показания силы тока и напряжения лампочки:
с одной батарейкой;
с двумя батарейками;
2. Записать все показания в таблицу.
3. Рассчитать сопротивление R из формулы закона Ома для участка цепи: І=U/R
№ опыта | І, А | U, В | R, Ом |
1) с одной батарейкой | | | |
2 с двумя батарейками | | | |
4. Итог работы:
( Учащиеся записывают показания на интерактивной доске в таблицу)
(работа с листами контроля)
5. Домашнее задание
Всем § 38 упражнение 18 задача № 2
По выбору упражнение 18 задача № 4,5.
6. Итог урока
Предлагаю самим оценить свою работу
(работа с листами контроля)
7. Вывод
Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
Что такое сопротивление?
В каких единицах измеряется?
Что показывает закон Ома для участка цепи?
Как зависит сила тока от напряжения?
Как зависит сила тока от сопротивления?