kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по физике в 8 классе: «Делимость электрического заряда. Строение атома»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по физике в 8 классе:

«Делимость электрического заряда. Строение атома»

Цель урока: убедить учащихся в делимости электрического заряда. Дать представление об электроне, как о частице с наименьшим электрическим зарядом.

Познакомить учащихся со строением атома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике в 8 классе: «Делимость электрического заряда. Строение атома»»

Разработка открытого урока по физике в 8 классе, по теме:

«Делимость электрического заряда. Строение атома»


Цель урока: убедить учащихся в делимости электрического заряда. Дать представление об электроне, как о частице с наименьшим электрическим зарядом.

Познакомить учащихся со строением атома.


Ход урока

I .Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос.


Вопрос: От какого слова произошло название электризация?

Ответ: От слова «янтарь» - в переводе с греческого электрон.

Вопрос: Какие 2 рода зарядов мы знаем?

Ответ: «+», «-»

Вопрос: Каким зарядом обладает стеклянная палочка, натёртая шёлком?

Ответ: «+»

Вопрос: Каким зарядом обладает эбонитовая палочка, натертая мехом?

Ответ: «-»

Вопрос: Как взаимодействуют 2 рода зарядов?

Ответ: Одноименные заряды отталкиваются, разноименные заряды притягиваются.

Рассказ «Почемучки».

Почемучка рассказал Пете из 2 класса: «Я взял детский воздушный шарик, надул его, туго завязал. Потер шарик о свою голову и, подбежав к стене, прислонил его. Затем убрал руку - шарик по- прежнему «висел» на вертикальной стене». «Ты знаешь, почему шарик «прилип» к стене и не падает?» - спросил он малыша. «А я знаю. Оболочка шарика от трения наэлектризовалась и при приближении к стенке наэлектризовала её зарядом противоположного знака. А разноименные заряды притягиваются. Вот шарик и «прилип» к стене».

Вопрос: Объясните взаимодействие гильзы и эбонитовой палочки.

Ответ: Гильза сначала притягивается к палочке, а затем отталкивается от неё. Гильза, коснувшись палочки, получила от неё отрицательный заряд. Если к гильзе поднести стеклянную палочку, предварительно наэлектризовав её, гильза притянется.

Вопрос: От чего зависит количество заряда?

Ответ: От площади соприкосновения. Чем больше площадь натёртой палочки, тем больше заряд она получит.

Задача: «Вовочкин пылесос».

Вовочка выскочил из школьной мастерской. Его новенький костюмчик был покрыт слоем пыли, к рукавам прилипли мелкие древесные опилки.

-Ой, какой ты грязный, - защебетали девочки.

-Ничего, сейчас почищусь своим пылесосом,- ответил Вовочка, вынув из портфеля мыльницу и, пользуясь ею как щеткой, очень быстро привел костюм в порядок.

-Как ты сделал свой пылесос? – раздалось одновременно несколько голосов.

- Изготовить мой пылесос очень просто,- пояснил Вовочка - изобретатель. Возьмите старую, вышедшую из употребления пластмассовую мыльницу, проделайте в дне одной из её половинок ножовкой по металлу несколько пропилов шириной примерно 5мм, наденьте крышку (вторую половину) мыльницы - пылесос готов.

-А вот объясните мне принцип работы такого пылесоса,- закончил он неожиданно своё выступление.

Ответ: Пластмассовый корпус мыльницы при трении об одежду электризуется, пыль и ткань тоже, но зарядом противоположного знака. Поэтому мыльца притягивает к себе пылинки; крупные же частички соскабливаются к неровностям краёв пропилов при движении, и они соскальзывают в отверстиях. Закончив чистку, остается открыть мыльницу- «пылесос», вытряхнуть содержимое и удалить влажной тряпочкой пыль с её внутренней поверхности.

Вопрос: Каким прибором можно обнаружить наэлектризованность тел?

Ответ: Электроскопом.

Вопрос: Кто первый изобрёл электроскоп?

Ответ: Русский ученый Рихман - соратник и друг М.В.Ломоносова.

Вопрос: что показывает отклонение стрелки электроскопа от первоначального положения?

Ответ: наличие заряда.


II Новый материал: Делимость электрического заряда.





Возьмем 2 электроскопа. Зарядим первый электроскоп. Соединим его металлическим стержнем со вторым. Ручка на металлическом стержне сделана из диэлектрика. Какие вещества называются диэлектриками? Вещества, в которых свободные заряды не могут перемещаться. Наблюдая за стрелкой первого электроскопа, видим, что часть заряда переместилась на второй. Разъединим электроскопы и коснемся рукой второго электроскопа, то есть разрядим его. Затем опять соединим два электроскопа металлическим проводником. И опять заряды перейдут с первого на второй. На первом останется ¼ заряда. Повторяя опыты несколько раз можно получить

⅛; 1/16 части первоначального заряда.

Делаем вывод: что электрический заряд может делиться на целое число. Но электроскоп не может показать его предел. Однако опыты, проводимые русским учёным Абрамом Федоровичем Иоффе и американским ученым Робертом Милликеном, с маленькими крупинками металла с этим справились.

Они электризовали мелкие пылинки цинка, видимые под микроскопом. Заряд несколько раз меняли и вычисляли его. Заряд пылинки каждый раз изменялся малыми целыми порциями ( т.е. в 2, 3, 4 и т.д.).

На основании этих опытов ученые сделали вывод: что в природе существует такая частица вещества, которая имеет самый малый неделимый заряд. Её назвали – электрон. Обозначается буквой e с черточкой.

За единицу электрического заряда приняли величину в 1 Кл. Она так названа в честь французского физика Шарля Кулона. Заряд обозначается буквой q (малая) – не путать с g (жи). имеет отрицательный заряд, равный q= 1,6*10-19 Кл. обладает массой. m= 9,1*10-31 кг, что в 3700 раз меньше массы молекулы воды.


Физкультминутка.


Сжать пальцы обеих рук в кулаки и сделать круговые движения кистями влево, а затем вправо.

С силой сжимать и разжимать пальцы обеих рук, пока они не устанут.

Выпрямить пальцы обеих рук, большие пальцы отвести в сторону и поделать ими круговые движения сначала влево, затем вправо.

Стоя ноги вместе, руки вдоль туловища; 1 – правую руку на пояс; 2- левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 - левую руку вверх; 7 – хлопок руками над головой; 8 – опустить левую руку на плечо; 9 - опустить правую руку на плечо; 10 – левую руку на пояс; 11 – правую руку на пояс; 12 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 6 раз. Темп 1 раз медленный. С каждым разом темп убыстряется. 5 раз темп самый быстрый. 6 раз – темп медленный.


Строение атомов.


Из курса 7 класса вы знаете, что вещество состоит из молекул . Молекулы из атомов. Значит можно найти в атомах.

Рассмотрим строение атома.

Атом состоит из ядра, а вокруг него по атомным орбиталям быстро двигаются электроны. Внутри атома находятся положительно заряженные частицы, которые называются протонами и обозначаются p . Каждый протон имеет массу, в 1840 раз большую, чем масса электрона. Еще в ядре атома находятся нейтральные частицы, не имеющие заряда. Они называются нейтронами и обозначаются n. Масса нейтрона не намного больше массы протона. Вокруг ядра атома быстро движутся отрицательные частицы электроны и обозначаются e. Атом всегда электронейтрален, т.е. не имеет заряда.

Количество электронов в атоме равно количеству протонов. Количество нейтронов в атомах может быть отлично от количества протонов и электронов.

Рассмотрим атом Al


В таблице Менделеева Al находится в третьем периоде, что соответствует количеству орбиталей вокруг атома. 13 – порядковый номер Al, он показывает количество e и p. 13 e и 13 p. Нейтроны в атоме рассчитываются по формуле A=Z+N; N=A-Z, где А – атомное число (относительная атомная масса), Z – заряд ядра, соответствует номеру элемента, N – число нейтронов.

Рассчитаем, сколько n находится в атоме Al. Возьмем атомную массу = 26, тогда N=26-13=13 – число нейтронов в атоме. Чем дальше электроны будут находиться от ядра атома, тем больше вероятность потери одного или нескольких e. Атом, потерявший один или несколько e , не будет нейтральным, а будет иметь «+» заряд. Его называют положительным ионом. Атом, к которому присоединился e, приобрел отрицательный заряд и становится «-» - ионом.

Теперь самостоятельно рассчитаем, сколько e, p, n, находится в следующих атомах.

Раздать листочки, подписать Ф.И. и вариант.

Сделать вычисления

Проверить друг у друга, поставить оценку и сдать мне.


I вариант

Be10 5 (бериллий) e = p = 5 n = 5

K39 19(калий) e = p = 19 n = 20

Sc44 21(скандий) e = p = 21 n = 23


II вариант

C12 6 (углерод) e = p = 6 n = 6

Cl3517 (хлор) e = p = 17 n = 18

V5023 (ванадий) e = p = 23 n = 27


III Закрепление темы. Работа с задачником.


Лукашик № 1214-1216; 1219-1221; 1227, 1228.


Итог работы.

  1. На уроке на основе опытов с электроскопами мы убедились, что заряд может делиться на целое число 2, 4, 8, 16 и его наименьшая частичка названа e.

  2. Узнали, что заряд= 1,6*10-19 Кл., m= 9,1*10-31 кг

  3. Познакомились со строением атома и научились находить количество электронов, протонов, нейтронов атома.

На дом: § 29, 30, упражнение 11 (письменно).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок по физике в 8 классе: «Делимость электрического заряда. Строение атома»

Автор: Машковцева Светлана Юрьевна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Урок физики в 9-м классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда." "
    ["seo_title"] => string(132) "urok-fiziki-v-9-m-klassie-po-tiemie-radioaktivnost-kak-svidietiel-stvo-slozhnogho-stroieniia-atomov-modieli-atomov-opyt-riezierforda"
    ["file_id"] => string(6) "126576"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1690 руб.
2110 руб.
2220 руб.
2770 руб.
1880 руб.
2350 руб.
2020 руб.
2520 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства