- Здравствуйте, дорогие ребята, я рада вас видеть! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их! Мне приятно, что мы вместе проведем следующие 40 минут. Надеюсь на плодотворное сотрудничество. Сегодня у нас с вами необычный урок - это урок экспериментов и творчества. И этот урок я хотела бы начать со слов великого древнегреческого ученого, математика и физика Архимеда «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю».
?! Как вы думаете, что помешало Архимеду поднять Землю?
?! А с помощью чего он собирался поднять землю? (рычаг)
?! К чему можно отнести рычаг? (простой механизм)
Актуализация.
В: А теперь, внимательно посмотрите на экран. ( слайд № 3) Что вы видите на картинках? Как вы думаете, к какому историческому промежутку времени относятся события, изображенные на картинках?
О: ученики отвечают на вопросы.
У: (слайд № 4) А на этих фотографиях, по- вашему, какое время? Что на них изображено? А как вы думаете, что объединяет эти два кадра?
У: Действительно, простые механизмы применялись в древности, и нашли широкое применение в наше время.
Давайте вспомним (слайд )
?! Мы с Вами несколько уроков говорим о простых механизмах. А для чего их применяют? (Их применяют при совершении работы в тех случаях, когда надо действием одной силы уравновесить другую силу).
Используя эти механизмы, что мы получаем ? (выигрыш в силе или пути)
Постановка проблемы.
А можно ли получить при этом выигрыш в работе? Сегодня на уроке мы и исследуем на практике, дают ли простые механизмы выигрыш в работе (слайд 2)
Я прошу также записать в вашу тетрадь вопрос, на который вы хотели бы получить ответ в конце урока.
Если простые механизмы применяют для получения выигрыша в силе, давайте подумаем, а не дают ли простые механизмы выигрыша в работе?
Как вы думаете? ( выдвижение гипотез, записать на доске) Г
Как можно проверить данные гипотезы? ТЭ
( слайд № 6) Данное предложение полностью совпадает с методами большой науки, и сейчас мы с вами, как настоящие ученые.
Теоретиками у нас сегодня будут …( группа 1)
Практическими исследованиями будут заниматься все остальные.(группа 2-4)
Роль эксперта сегодня достается…. ( группе 5 )
У каждой группы на столах лежит задание. Не теряя ни минуты, выполняем задание в группах, помогая друг другу. Каждая группа получает свое задание, выполнив которое, мы сможем ответить на главный вопрос: ( слайд №)
На всю работу у Вас 15 минут.
Выполняют задание
У: Следующий этап нашей совместной работы – представление результатов работы.
- Сначала предоставим слово группе теоретиков: что вам удалось выяснить?
О: работы почти одинаковы.
У:- теперь доклад первой группы практиков.
- вторая группа практиков готова представить результаты.
- третья группа
У: какой общий вывод можно сделать? ( слайд № 9)
А что скажет группа экспертов?
О: Ни один из простых механизмов не дает выигрыша в работе.
Этот вывод настолько важен, что в физике он получил название «золотого правила» механики. Его автором является древнегреческий ученый Герон Александрийский, живший в I веке н.э, хотя легенда приписывает это Архимеду.
Это и есть тема нашего урока!
«Золотое правило» механики является приближенным законом, т.к. в нем не учитывается работа по преодолению силы трения и силы тяжестей частей используемых приспособлений. Тем не менее, оно бывает очень полезным при анализе работы любого простого механизма.
Запишем вывод в тетрадь:
Ни один из простых механизмов не дает выигрыша в работе.
Это знают все, кто имеет дело со строительством, с машинами, механизмами: Если мы выиграем в силе, то проиграем в расстоянии, и наоборот.
Авторазвязки, горные дороги. (слайды № 10,11, 12)
Ну, а теперь, вернемся к вопросам, которые вы записали в начале урока. Получили вы на них ответы или нет?
О: учащиеся отвечают на вопросы.
У: Для того, чтобы проверить себя, предлагаю выполнить короткий тест:
Проверьте себя, ответы к тесту вы можете видеть на слайде: ( слайд № 13)
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
Б
А
В
Б
Г
Давайте проверим результат: Каждый верный ответ – один балл.
Поставьте себе отметку.
У кого «5», «4», «3»? Молодцы!
Рефлексия.
Домашнее задание. П.48
III. Итог урока.
Наш урок я начала со слов великого ученого Архимеда «Дайте мне точку опоры и я подниму Землю» Землю нам поднять не получилось, зато мы приподнялись в своих знаниях. Физика наука, подарившая нам много открытий, но непознанного вокруг еще много. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур. Пусть сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь великий океан истины, по-прежнему, простилается перед вами, не исследованный до конца. Желаю удачи!
Задание для теоретиков
Решите следующие задачи, заполните таблицу результатов решения и сделайте вывод
Задача № 1
Груз весом 245 Н, равномерно подняли на высоту 6 см с помощью рычага, при этом к другому концу рычага была приложена сила 50 Н, точка приложения этой силы опустилась на 30 см. Найдите работу сил, приложенных к концам рычага, сделайте сравнение.
Задача № 2
Ведро с песком, массой 24,5 кг, поднимают при помощи неподвижного блока на высоту 10 метров. Действуя на веревку силой 250 Н, ее вытянули на 9,8 метра.
Найдите работу каждой силы, сделайте сравнение.
Задача № 3
Сравните работы, совершенные концами рычага.
Работа, А1
Работа, А2
Вывод
Задача № 1
Задача № 2
Задача № 3
Задание для практиков
Группа №1
Проверьте на практике, дает ли наклонная плоскость выигрыш в работе?
Для этого:
Определите с помощью динамометра вес груза Р.
Измерьте высоту наклонной плоскости h с помощью измерительной ленты.
Найдите работу по подъему тела по вертикали. ( А1 = Р*h)
Определите с помощью динамометра силу F, которую нужно приложить, чтобы поднять груз по наклонной плоскости.
Определите длину l наклонной плоскости с помощью измерительной ленты.
Найдите работу по подъему груза по наклонной плоскости (А2 =F* l)
Заполните таблицу:
Вес тела, Р
Высота наклонной плоскости, h
Работа, А1
Приложенная сила, F
Длина наклонной плоскости, l
Работа, А2
Сравните обе работы.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: Дает ли наклонная плоскость выигрыш в работе?
Задание для практиков
Группа №2
Проверьте на практике, дает ли выигрыш в работе неподвижный блок.
Поднимите с помощью неподвижного блока груз весом 1Н на максимально возможную высоту.
Определите с помощью линейки длину l вытянутой нити. ( На нити можно ставить метку)
Вычислите совершенную работу. ( А1 = Р* l )
Прикрепите к нити динамометр, поднимая груз, определите приложенную силу F
Определите с помощью линейки длину l1вытянутой нити.
Вычислите совершенную работу. ( А2 = F* l1 )
Повторите опыт с двумя грузами.
Заполните таблицу:
Вес груза Р, Н
Длина нити l, м
Работа А1, Дж
Сила F, Н
Длина нити l1,м
Работа А2, Дж
Сравните полученные результаты, сделайте выводы: дает ли выигрыш в работе неподвижный блок?
Задание для практиков
Группа №3
Проверьте на практике, дает ли выигрыш в работе подвижный блок?
Поднимите с помощью подвижного блока груз весом 1Н на максимально возможную высоту.
Определите с помощью линейки высоту, на которую подняли груз.
Вычислите совершенную работу. ( А1 = Р* l )
Прикрепите к нити динамометр, поднимая груз, определите приложенную силу F .
Определите с помощью линейки длину l1вытянутой нити.
Вычислите совершенную работу. ( А2 = F* l1 )
Повторите опыт с двумя грузами.
Заполните таблицу:
Вес груза Р, Н
Длина нити l, м
Работа А1, Дж
Сила F, Н
Длина нити l1,м
Работа А2, Дж
Сравните полученные результаты, сделайте выводы: дает ли выигрыш в работе подвижный блок?
Задание для эксперта
Изучите предложенный вам учебный материал, сделайте вывод, попробуйте проверить данный вывод на практике.
Уравновесив на рычаге две какие-нибудь разные по модулю силы, приводят рычаг в движение. При этом оказывается, что за одно и то же время точка приложения меньшей силы F2 проходит больший путь S2, а точка приложения большей силы F1 - меньший путь S1. Измерив, эти пути и модули сил, находят, что пути, пройденный точками приложения сил на рычаге, обратно пропорциональны силам:
Таким образом, действуя на длинное плечо рычага, мы выигрываем в силе, но при этом во столько же раз проигрываем в пути. Произведение силы на путь есть работа. Наши опыты показывают, что работы, совершаемые силами, приложенными к рычагу, равны друг другу.