kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по физике Газовые законы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Повторить изученный ранее материал, познакомить учащихся с изопроцессами, и на базе полученных знаний доказать справедливость газовых законов.

Задачи:

  1. Образовательные: изучить газовые законы; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов; начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы; установление межпредметных связей (физика, математика, биология).
  2. Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса учащихся; в целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых различных стран и исторических времен; продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач.
  3. Развивающие: активизация мыслительной деятельности (способом сопоставления), формирование алгоритмического мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить; научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике Газовые законы »


Урок физики в 10-м классе по теме "Газовые законы"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Повторить изученный ранее материал, познакомить учащихся с изопроцессами, и на базе полученных знаний доказать справедливость газовых законов.

Задачи:

  1. Образовательные: изучить газовые законы; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов; начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы; установление межпредметных связей (физика, математика, биология).

  2. Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса учащихся; в целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых различных стран и исторических времен; продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач.

  3. Развивающие: активизация мыслительной деятельности (способом сопоставления), формирование алгоритмического мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить; научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация к уроку.


Ход урока

  1. Повторение (7мин).

  2. Постановка проблемы (2мин).

  3. Решение проблемы (объяснение) (25 мин).

  4. Обобщение (2 мин).

  5. Закрепление (8 мин).

  6. Подведение итогов. Домашнее задание (1 мин).

С самого начала на интерактивной доске открыта презентация “Газовые законы”.

1. Повторение.

Сегодня, ребята, мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей и сформулировать пусть уже открытые законы. Но мы пока учимся, а дальше, как знать может быть, вам откроется то, о чем сегодня ученые даже не думают. Ну а теперь – вперед! Записываем тему урока, она на доске и повторим то, что изучали ранее

(работа по второму слайду: учитель выводит на доску вопрос, учащиеся отвечают на него).

  1. Перечислите основные положения МКТ.(вещества состоят из микрочастиц, микрочастицы непрерывно и беспорядочно движутся, микрочастицы взаимодействуют между собой)

  2. Что такое количество вещества?(физическая величина, показывающая, во сколько раз число молекул в данном теле больше, чем число атомов в 12г углерода)

  3. Что такое молярная масса?(масса вещества, взятого в количестве 1 моля)

  4. Какое движение называют броуновским?(тепловое движение взвешенных в жидкости или газе частиц)

  5. Какой газ называют идеальным в МКТ?(это газ, молекулы которого представляют собой абсолютно упругие шарики бесконечно малого объёма, взаимодействие между которыми проявляется только при непосредственном столкновении их друг с другом или со стенками сосуда)

  6. Дайте определение и приведите примеры макроскопических параметров.(параметры, характеризующие макроскопическое тело, то есть тело состоящее из большого числа молекул – давление объём и температура)

  7. Дайте определение и приведите примеры микроскопических параметров. .(параметры, характеризующие микроскопическое тело, то есть сами молекулы – число молекул и скорость движения молекул)

  8. Запишите основное уравнение МКТ.

  9. Что такое температура? В каких единицах она измеряется?(мера средней кинетической энергии движения молекул (атомов) изолированной системы в условиях её термодинамического равновесия, измеряется в Цельсиях, Кельвинах, Фаренгейтах)

  10. Запишите уравнение состояния идеального газа. Чьи имена носит это уравнение и почему?(Уравнение Менделеева- Клапейрона)

  11. Какие макроскопические параметры используются в уравнении Менделеева – Клапейрона?(давление, объём и температура)

2.Постановка проблемы

Итак, мы отметили, что уравнение состояния идеального газа связывает между собой три макроскопических параметра: р, Т и V.

Но при любых ли процессах все эти параметры изменяются?

Давайте рассмотрим несколько примеров. Возьмем любой аэрозоль.

Какой параметр здесь постоянен?( объем не изменяется).

А если мы деформируем его и объем изменим, но внешних условий менять не будем? ( при деформации объем уменьшится, давление внутри возрастет, а температура останется постоянной).

А если стенки сосуда сделать настолько тонкими, чтобы они могли растягиваться и рассмотреть процесс при повышении температуры? ( объем растет с повышением температуры, а давление внутри сосуда равно внешнему давлению и постоянно).


3.Решение проблемы (объяснение)


Теперь мы знаем, что существуют процессы, при которых отдельные макроскопические параметры сохраняются. (учитель по третьему слайдувводит определение изопроцесса и определяет, какие изопроцессы будут рассмотрены далее).

Изопроцессы –
процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров
“изо” –
постоянство, при m = const

Название

процесса

Изотермический

процесс

(Закон Бойля-Мариотта)

Изобарный

процесс

(Закон Гей-Люссака)

Изохорный

процесс

(Закон Шарля)

Постоянная

величина

T = const

p = const

V = const

Теперь рассмотрим каждый из представленных процессов подробнее и попытаемся установить для каждого из них связь между Т, р и V.

На доске демонстрируется четвертый слайд: учитель описывает систему (модель): в сосуде с газом помещен поршень. При движении поршня объем, занимаемый газом, изменяется.

Давайте заполним таблицу и по ней определим название процесса. Ученик заполняет таблицу, комментируя свои действия. Определяет название процесса.

Учитель: Теперь давайте дадим определение изотермического процесса

(переходит к пятому слайду). Температура постоянна, а как же изменяются другие параметры? Чтобы ответить на этот вопрос, к какому уравнению мы должны обратиться? ( к уравнению Менделеева-Клапейрона). Давайте попробуем (учащиеся работают в тетради, учитель дает пояснения).

правые части выписанных уравнений равны. Следовательно, равны и левые части:

Поскольку два состояния газа были выбраны произвольно, мы получаем:

Данное утверждение называется законом Бойля Мариотта.

Что же мы получили?Еще раз вернемся к опыту. Если температура постоянна, как связаны между собой давление и объем? ( при увеличении объема давление падает и, наоборот, при уменьшении объема давление увеличивается). Теперь рассмотрим графики изотермического процесса. Вначале зависимость р от V. Графики изотермического процесса получили название изотерм. Изотермы на PV – диаграмме – это график обратно пропорциональной зависимости давления и объёма. Какая кривая является графиком такой функции? (учащиеся отвечают: графиком такой функции является гипербола). Построим гиперболы для двух процессов, при которых Т2 Т1. (Учитель показывает графики на слайде). Из графика видно, что чем выше температура, тем выше лежит соответствующая изотерма на PV- диаграмме. Постройте изотермы в координатах р, Т и V, T. В оставшихся двух системах координат изотерма выглядит очень просто: это прямая, перпендикулярная оси Т.(Учащиеся работают в тетради, а затем проверяют графики по слайду).

Полученный нами закон был открыт английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году. Имя французского аббата Эдма Мариотта в названии закона появилось в 1676 году благодаря его работе “Речь о природе воздуха”, в которой были описаны опыты, аналогичные экспериментам Бойля.

Обращаю ваше внимание та пунктирные участки графиков, это означает, что в случае реального газа при достаточно низких температурах модель идеального газа (а вместе с ней и закон) перестаёт работать. ( при снижении температуры частицы газа двигаются всё медленней и силы межмолекулярного взаимодействия оказывают всё более существенное влияние на их движение, ну и ещё при низких температурах газы превращаются в жидкости).

Теперь перейдем к следующему процессу (изобарный и изохорный процесс рассматриваются аналогично изотермическому).

На доске демонстрируется шестой слайд: учитель описывает систему (модель): в сосуде с газом помещен подвижный поршень. При нагревании сосуда газ внутри расширяется и двигает поршень.

Давайте заполним таблицу и по ней определим название процесса. Ученик заполняет таблицу, комментируя свои действия. Определяет название процесса.

Учитель: Теперь давайте дадим определение изобарного процесса(переходит к седьмому слайду). Давление постоянно, а как же изменяются другие параметры? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны опять обратиться к уравнению Менделеева-Клапейрона (учащиеся работают в тетради, учитель дает пояснения).

Рассмотрим два произвольных состояния газа, запишем два уравнения:

Поделим их друг на друга: Перепишем полученное соотношение

Поскольку два состояния газа были выбраны произвольно, мыпереписав равенство получаем закон Гей-Люссака

Еще раз вернемся к опыту. Если давление постоянно, как связаны между собой температура и объем? ( при увеличении объема температура тоже увеличивается и, наоборот, при уменьшении объема температура уменьшается). Теперь рассмотрим графики изобарического процесса. Графики изобарического процесса получили название изобар.Вначале зависимость V от T. Какая кривая является графиком такой функции? ( графиком такой функции является прямая). Построим прямые для двух процессов, при которых P2P1. Чем ближе изобара к оси температур, тем больше давление.. (Учитель показывает графики на слайде). Постройте изобары в координатах P, Т и P, V. В оставшихся двух системах координат изобара является прямой линией, перпендикулярной оси Р.(Учащиеся работают в тетради, а затем проверяют графики по слайду).

Полученный нами закон был открыт французским физиком и химиком Жозефом Луи Гей-Люссаком в 1802 году.


На доске демонстрируется восьмой слайд: учитель описывает систему (модель): в сосуде с газом помещен неподвижный поршень. При нагревании сосуда газ внутри расширяется.

Давайте заполним таблицу и по ней определим название процесса. Ученик заполняет таблицу, комментируя свои действия. Определяет название процесса.

Учитель: Теперь давайте дадим определение изохорического процесса(переходит к девятому слайду). Объём не изменяется, а как же изменяются другие параметры? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны опять обратиться к уравнению Менделеева-Клапейрона. (учащиеся работают в тетради, учитель дает пояснения).


Рассмотрим два произвольных состояния газа, запишем два уравнения:

Разделим эти два уравнения друг на друга, получим Перепишем полученное соотношение

Поскольку два состояния газа были выбраны произвольно, мы переписав равенство получаем закон Шарля


Опять вернемся к опыту. Если объём постоянен, как связаны между собой температура и давление? ( при увеличении давления температура тоже увеличивается и, наоборот, при уменьшении давления температура уменьшается). Теперь рассмотрим графики изохорического процесса. Графики изохорического процесса получили название изохор. Вначале зависимость P от T. Какая кривая является графиком такой функции? (учащиеся отвечают: графиком такой функции является прямая). Построим прямые для двух процессов, при которых V2V1. Чем ближе изохора к оси температур, тем больше объём. (Учитель показывает графики на слайде). Постройте изохоры в координатах V, Т и P, V. В оставшихся двух системах координат изохора является прямой линией, перпендикулярной оси В оставшихся двух системах координат изохора является прямой линией, перпендикулярной оси V.(Учащиеся работают в тетради, а затем проверяют графики по слайду).



Третий газовый закон был открыт французским физиком Шарлем Жаком Александром Сезаром в 1787 году.



4.Обобщение.(демонстрируется десятый слайд)

Мы познакомились с тремя изопроцессами: изотермическим, изобарным и изохорным. Все они вытекают из уравнения состояния идеального газа. Обратимся к слайду (учитель демонстрирует первый шаг слайда). Если мы рассматриваем один и тот же газ, не изменяя его массу, то количество вещества данного газа тоже изменяться не будет и можно перейти к записи формулы Клапейрона. А из него получаются все три изопроцесса. У васна столах находятся схемы, вы их вложите в тетрадь, чтобы не тратить время.

5.Закрепление.(по слайдам 11-19)

Определите недостающие величины по приведённым значениям параметров состояний газов

Р1, Па

V1, м3

Т1, К

Р2, Па

V2, м3

Т2, К

1

const

2*10-3

?

const

4*10-3

300

2

105

const

300

5*104

const

?

3

2*105

10-3

const

?

2*10-3

const


Задания с 1-4 – тестовые с взаимопроверкой.

6.Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель подводит итог урока, дает задание на дом.(слайд 20)

§ 4.6 (п 2,3,4,5),Упражнение 9 (1,2,3)





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по физике Газовые законы

Автор: Острякова Татьяна Николаевна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока по физике "Газовые законы" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-fizikie-gazovyie-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "122203"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414167044"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Молекулярная физика. Газовые законы "
    ["seo_title"] => string(38) "moliekuliarnaia-fizika-gazovyie-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "117957"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412964470"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока физики в 10 классе по теме "Газовые законы" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-fiziki-v-10-klassie-po-tiemie-gazovyie-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "104931"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402770855"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Интегрированное занятие на тему:  "Газовые законы и их применение" "
    ["seo_title"] => string(73) "intieghrirovannoie-zaniatiie-na-tiemu-gazovyie-zakony-i-ikh-primienieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136103"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417026443"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок "Изопроцессы. Законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля,  Дальтона." "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-izoprotsiessy-zakony-boilia-mariotta-giei-liussaka-sharlia-dal-tona"
    ["file_id"] => string(6) "126721"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415207648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства