kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основы электродинамики" (продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата   08.10.2014.                        класс  11А                    предмет  физика

Тема раздела: Основы электродинамики(продолжение).

Тема : Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: смешанный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая ,  коллективная.

Методы : словесный, практический, наглядный.

Цель методическая: организовать деятельность учащихся по восприятию , осмысливанию и первичному  закреплению понятия "Электромагнитная индукция  и закона электромагнитной индукции".

Задачи образования:  обучающая :  повторить, что такое магнитный поток, закон Ома;  сформировать понятие "электромагнитной индукции". Сформировать потребность в знаниях об электромагнитной индукции (индукционных токах, их получении и величине). Научить  умению самостоятельного учебного труда, научить проведению анализа и сравнения. (предметный результат)

развивающая: научить самоконтролю при решении расчётных задач; научить делать выводы по теме; содействовать развитию мышления; навыков сравнения, анализа физического явления. (метопредметный результат)

воспитательная:  расширить кругозор учащихся о электромагнитных полях в его личностных ощущениях; приучать к аккуратности при работе с приборами и записями в тетрадях; воспитание ответственного отношения к учебному труду  (личностный результат).

Применяемые технологии: проблемно -  исследовательская.  (Технология проблемного обучения Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Окунь и др.)

Оборудование : ноутбук, проектор, "Программа по физике  "Наглядная физика", "Электромагнетизм", экран, источники тока, катушки различные, постоянный полосовой и дугообразный  магниты, гальванометр, миллиамперметры, провода, инструкции к выполнению экспериментальных заданий.

Эпиграф: "Искусство экспериментатора состоит в том, чтобы уметь задавать природе вопросы и понимать её ответы". М. Фарадей

Основные этапы организации

учебной деятельности                               Задача этапа                                              Деятельность учителя                                           Деятельность ученика

1.Организационный.              Настроить на рабочую обстановку на уроке.       Принятие рапорта о готовности класса к уроку.    Построение. Доклад командира класса о готовности к уроку. Отмечают отсутствующих.

2.Постановка учебных задач.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Тема урока: " Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции".

 В 1821 году М. Фарадей  записал в своём дневнике: "Превратить  магнетизм в электричество". Как это сделать? Это и будет проблемой этого урока.

3. Заполнить таблицу:

Факт                                             Знаем ли мы о нём (плюс)                                           Не знаем (минус)

Факт: 1.Магнитное поле создаётся постоянным магнитом, движущимися электрически заряженными частицами.2.Магнитное поле может быть разным :у прямого тока – одной формы, у соленоида – другой, может быть и вихревым.3.Электрический ток –это направленное движение заряженных частиц.4.Электрический ток имеет направление  от"+" к "-".5.Электрический ток можно получить с помощью изменяющегося магнитного поля.6.От чего зависит ЭДС такого тока?7.Имеет ли этот ток направление?8. Как называется этот ток?9.Где применяют этот ток?

 

4. Постановка учебных задач.

Давайте выясним, что мы не знаем.

Так чем мы сегодня будем заниматься? Что мы должны сегодня понять и узнать?

Деятельность учащихся: №5,6,7,8,9.Ответы:1. О способах получения электрического тока с помощью магнитного поля.2.О величине этого тока.3.О направлении этого тока.

 

5. Изучение нового материала.

5.1.Поиск решения учебной задачи .Постановка проблемы.

    В единой природе электромагнетизма М. Фарадей был уверен и, благодаря, его открытию ,в мире созданы устройства генераторов всех электростанций мира превращающих механическую энергию в электрическую.  Около 80% электроэнергии  получаем благодаря открытию М. Фарадея.

Первоначально Фарадей проделал опыт№1: Две катушки, вставленные одна в другую. Внешняя катушка замкнута на гальванометр, а  по  внутренней  течёт постоянный ток. Замыкаем и размыкаем  ключ.

 Вопрос: Почему во внешней катушке появился ток? И почему исчез? Ваша гипотеза.

Гиротеза: во время включения ток нарастает постепенно, вокруг катушки внутренней создается переменное магнитное поле пронизывающее внешнюю катушку.

Опыт№2.На гальванометр замкнута катушка. В катушку вставляем и из катушки вынимаем постоянный магнит.

  Вопрос: Почему появляется электрический ток?

Ответ: Причина изменяющееся магнитное поле.

5.2. Повторение ранее изученного материала.

Вопрос: Повторим что такое магнитный поток?

Вопрос : С чем можно сравнить магнитный поток?  Поытайтесь объяснить: Почему возникает ток.

Вопрос: Каким должен быть поток?

Опыт№3.Если катушку будем одевать на магнит?

Опыт№4. Катушку с током одеваем и снимаем с сердечника от трансформатора.

Опыт№5.Изменение тока с помощью реостата. Электрический ток в замкнутом контуре, возникающий при изменении магнитного поля , называется индукционным.Так что же такое электромагнитная индукция?

   16041 опыт Фарадею  принёс результат (29.08.1831г).

Ответ: Магнитным потоком Ф через поверхность площадью S называют величину, равную произведению модуля вектора магнитной индукции В на площадь S и косинус угла между вектором В и нормалью к площади.

Ответ: С потоком воды.

Ответ: Ток появляется .так как магнитный поток пронизывает замкнутый контур.

Ответ:  Изменяющимся.

Ответ: Явление, при  котором возникает индукционный ток в замкнутом контуре.

 

6. Экспериментальная работа.

Работа в группах.

Задание. Первая группа: Установить зависимость силы индукционного тока от  скорости изменения магнитного потока.

Вторая группа: Установить зависимость направления тока от полюсов магнита и от того вставляется или вынимается магнит.

Третья группа: Выяснить будет ли индукционный ток ,если магнитное поле не изменяется или магнит вращается внутри  катушки вокруг своей оси.

Четвёртая группа: Читают о применении индукционного тока в дополнительной литературе.

Делаем выводы с использованием компьютера "Программа по теме "Электромагнетизм".

Делаем выводы из эксперимента.

Компьютер Программа "Наглядная физика". "Электромагнетизм".

Вопрос: 1.От чего зависит сила индукционного тока?

2.Как связаны в законе Ома ЭДС и сила тока?

3.Как можно записать закон электромагнитной индукции?

Ответ: 1.От скорости изменения магнитного потока.

2.Сила тока прямопропорциона-льна ЭДС и обратнопропорцио-нальна сопротивлению цепи.

3. ЭДС  индукции в замкнутом контуре равна  по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную этим контуром.

 

7. Решение задачи.

Задача№1. Виток площадью 2см2расположен перпендикулярно линиям индукции однородного магнитного поля. Найдите индуцируемую  в витке ЭДС, если за 0,02с магнитная индукции убывает

 от 0,6 до 0,2Вб.

Задача№2. Какой силы ток возникает в витке, сопротивление которого 5Ом , если  магнитный поток сквозь него возрастает от3 до9 Вб за 2с?

Учащиеся решают задачу.

8. Обобщение

Обобщение материала урока.

Вопрсы:1.Какое явление называется электромагнитной индукцией?

2. От чего зависит сила индукционного тока?

3.От чего зависит направление индукционного тока?

4.В чём суть закона электромагнитной индукции?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

9. Рефлексия Возврат к таблице с уточнением, что нового узнали. Заполнение таблицы.

10. Домашнее задание.П.8,10, упр.2(8)

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основы электродинамики" (продолжение) »

Дата 08.10.2014. класс 11А предмет физика

Тема раздела: Основы электродинамики(продолжение).

Тема : Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: смешанный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая , коллективная.

Методы : словесный, практический, наглядный.

Цель методическая: организовать деятельность учащихся по восприятию , осмысливанию и первичному закреплению понятия "Электромагнитная индукция и закона электромагнитной индукции".

Задачи образования: обучающая : повторить, что такое магнитный поток, закон Ома; сформировать понятие "электромагнитной индукции". Сформировать потребность в знаниях об электромагнитной индукции (индукционных токах, их получении и величине). Научить умению самостоятельного учебного труда, научить проведению анализа и сравнения. (предметный результат)

развивающая: научить самоконтролю при решении расчётных задач; научить делать выводы по теме; содействовать развитию мышления; навыков сравнения, анализа физического явления. (метопредметный результат)

воспитательная: расширить кругозор учащихся о электромагнитных полях в его личностных ощущениях; приучать к аккуратности при работе с приборами и записями в тетрадях; воспитание ответственного отношения к учебному труду (личностный результат).

Применяемые технологии: проблемно - исследовательская. (Технология проблемного обучения Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Окунь и др.)

Оборудование : ноутбук, проектор, "Программа по физике "Наглядная физика", "Электромагнетизм", экран, источники тока, катушки различные, постоянный полосовой и дугообразный магниты, гальванометр, миллиамперметры, провода, инструкции к выполнению экспериментальных заданий.

Эпиграф: "Искусство экспериментатора состоит в том, чтобы уметь задавать природе вопросы и понимать её ответы". М. Фарадей.

Основные этапы организации учебной деятельности

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ЦОРы

1.Организационный.

Настроить на рабочую обстановку на уроке.

Принятие рапорта о готовности класса к уроку.

Построение. Доклад командира класса о готовности к уроку. Отмечают отсутствующих.


Постановка учебных задач.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Тема урока: " Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции".

В 1821 году М. Фарадей записал в своём дневнике: "Превратить магнетизм в электричество". Как это сделать? Это и будет проблемой этого урока.




Заполнить таблицу:

Факт

Знаем ли мы о нём (плюс)

Не знаем

(минус)

1.Магнитное поле создаётся постоянным магнитом, движущимися электрически заряженными частицами.



2.Магнитное поле может быть разным :у прямого тока – одной формы, у соленоида – другой, может быть и вихревым.



3.Электрический ток –это направленное движение заряженных частиц.



4.Электрический ток имеет направление от"+" к "-".



5.Электрический ток можно получить с помощью изменяющегося магнитного поля.



6.От чего зависит ЭДС такого тока?



7.Имеет ли этот ток направление?



8. Как называется этот ток?

9.Где применяют этот ток?



Постановка учебных задач.


Давайте выясним, что мы не знаем.

Так чем мы сегодня будем заниматься? Что мы должны сегодня понять и узнать?

№5,6,7,8,9.

Ответы:1. О способах получения электрического тока с помощью магнитного поля.

2.О величине этого тока.

3.О направлении этого тока.


Изучение нового материала.

Поиск решения учебной задачи .Постановка проблемы.

В единой природе электромагнетизма М. Фарадей был уверен и, благодаря, его открытию ,в мире созданы устройства генераторов всех электростанций мира превращающих механическую энергию в электрическую. Около 80% электроэнергии получаем благодаря открытию М. Фарадея.

Первоначально Фарадей проделал опыт№1: Две катушки, вставленные одна в другую. Внешняя катушка замкнута на гальванометр, а по внутренней течёт постоянный ток. Замыкаем и размыкаем ключ.

Вопрос: Почему во внешней катушке появился ток? И почему исчез? Ваша гипотеза.









Опыт№2.На гальванометр замкнута катушка. В катушку вставляем и из катушки вынимаем постоянный магнит.

Вопрос: Почему появляется электрический ток?

















Гипотеза: Во время включения ток нарастает постепенно, вокруг катушки внутренней создаётся переменное магнитное поле пронизывающее внешнюю катушку.






Ответ: Причина изменяющееся магнитное поле.



Повторение ранее изученного материала.

Вопрос: Повторим что такое магнитный поток?












Вопрос : С чем можно сравнить магнитный поток?

Попытайтесь объяснить: Почему возникает ток.





Вопрос: Каким должен быть поток?


Опыт№3.Если катушку будем одевать на магнит?

Опыт№4. Катушку с током одеваем и снимаем с сердечника от трансформатора.

Опыт№5.Изменение тока с помощью реостата.

Электрический ток в замкнутом контуре, возникающий при изменении магнитного поля , называется индукционным.

Так что же такое электромагнитная индукция?

16041 опыт Фарадею принёс результат (29.08.1831г).

Ответ: Магнитным потоком Ф через поверхность площадью S называют величину, равную произведению модуля вектора магнитной индукции В на площадь S и косинус угла между вектором В и нормалью к площади.

Ответ: С потоком воды.

Ответ: Ток появляется .так как магнитный поток пронизывает замкнутый контур.

Ответ: Изменяющим-

ся.

Наблюдают.

Наблюдают.



Наблюдают.






Ответ: Явление, при котором возникает индукционный ток в замкнутом контуре.


Эксперимен-тальная работа.

Работа в группах.

Задание. Первая группа: Установить зависимость силы индукционного тока от скорости изменения магнитного потока.

Вторая группа: Установить зависимость направления тока от полюсов магнита и от того вставляется или вынимается магнит.

Третья группа: Выяснить будет ли индукционный ток ,если магнитное поле не изменяется или магнит вращается внутри катушки вокруг своей оси.

Четвёртая группа: Читают о применении индукционного тока в дополнительной литературе.

Делаем выводы с использованием компьютера "Программа по теме "Электромагнетизм".
















Делаем выводы из эксперимента.
















Компьютер Программа "Наглядная физика". "Электромагнетизм".



Вопрос: 1.От чего зависит сила индукционного тока?

2.Как связаны в законе Ома ЭДС и сила тока?






3.Как можно записать закон электромагнитной индукции?

Ответ: 1.От скорости изменения магнитного потока.

2.Сила тока прямопропорциона-льна ЭДС и обратнопропорцио-нальна сопротивлению цепи.

3. ЭДС индукции в замкнутом контуре равна по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную этим контуром.


Решение задачи.


Задача№1. Виток площадью 2см2расположен перпендикулярно линиям индукции однородного магнитного поля. Найдите индуцируемую в витке ЭДС, если за 0,02с магнитная индукции убывает

от 0,6 до 0,2Вб.

Задача№2. Какой силы ток возникает в витке, сопротивление которого 5Ом , если магнитный поток сквозь него возрастает от3 до9 Вб за 2с?

Учащиеся решают задачу.


Обобщение

Обобщение материала урока.

Вопрсы:1.Какое явление называется электромагнитной индукцией?

2. От чего зависит сила индукционного тока?

3.От чего зависит направление индукционного тока?

4.В чём суть закона электромагнитной индукции?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.


Рефлексия


Возврат к таблице с уточнением, что нового узнали.

Заполнение таблицы.



Домашнее задание.


П.8,10, упр.2(8)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Основы электродинамики" (продолжение)

Автор: Блоцкая Ольга Ивановна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабчая программа по физике .7-9 класс. ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(49) "rabchaia-proghramma-po-fizikie-7-9-klass-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "223712"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438067899"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства