Данный урок планировался в соответствии с ФГОС.учащиеся сами формулируют тему урока. Затем приводятся примеры, смотрят видеофрагменты, проводят опыты, и формулируют основные положения молекулярно- кинетической теории, опираясь на полученные знания из 7 класса и уроков химии 8 класса. Задачи приведенные в конспекте урока позволяют более полно раскрыть тему урока. Показана важность поваренной соли, учащихся знакомят с особенностями добычи поваренной соли. В конце урока в качестве закрепления проводится рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: Основные положения МКТ газов. Размеры молекул. Количество вещества (слайд 1)
Эпиграф (на доске): Там, где её нет
Жизнь на века замирает
Молекула – часть всех нас
Каждый это знает.
Хоть мала и очень неприметна она
Ход урока
I Организационный момент
Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку заглянуть в мир частиц, который называют микромиром.
Введение в молекулярную физику
Наблюдение за природными явлениям: распространение запахов, испарение жидкостей, дробление, и т.п., дали основания для возникновения атомистического учения. Однако более 20 веков оно оставалось лишь гипотезой, у которой были и сторонники и противники.
Будучи семиклассниками, мы изучали мир молекул и атомов, следовательно, основываясь на ранее изученном материале, а так же полагаясь на свой жизненный опыт, мы продолжим изучения данного вопроса, опираясь на научные данные. Мы приступаем к изучению молекулярной физики – рассматриваем строения и свойства вещества на основе МКТ
А знаете ли вы, что убежденным атомистом был наш? … М.Ломоносов. слайд № 7 именно онна основе своей корпускулярной (корпускула – частица или молекула) теории объяснил явления испарения, плавления, теплопроводности.
Лишь 19 в. атомно-молекулярная теория была подтверждена экспериментально.
III. Изучение нового материала
Каковы же представления о строении вещества с точки зрения МКТ?
В основе МКТ строения вещества лежат три основных положения.
Все вещества состоят из частиц
Опыты:
Механическое дробление
Растворение вещества
Сжатие и растяжение тел
При нагревании тела расширяются
Электронные и ионные микроскопы (слайд № 5)
II. Частицы непрерывно и хаотически движутся
Опыты
Диффузия
Броуновское движение
Возможность газов занять весь объём
III. Частицы, взаимодействуя друг с другом,
притягиваются и отталкиваются,междуними есть промежутки
Опыты
Склеивание
Смачивание
Твердые тела и жидкости трудно сжать
Деформации
4Если бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головою в Луну !
Определим размер молекулы воды
Основные величины, характеризующие молекулы и их формулы
Расчёт относительной молекулярной массы вещества воды (Н2О) и поваренной соли (NaCl)
Как вы думаете почему я взяла именно эти вещества? О соли неожиданно много написано, о ней сложено много пословиц и поговорок, все знают о четверговой соли и о ее целебных свойствах, есть солевые заговоры и другие народные обычаи, связанные с солью.