kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике на тему ": Основные положения МКТ.Масса и размеры молекул"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фундаментом МКТ является атомистическая гипотеза:

                        все тела в природе состоят из мельчайших

                        структурных единиц – атомов и молекул.    

  Каждому веществу соответствует определенный вид молекул. У разных веществ молекулы могут состоять из одного атома (инертные газы) из нескольких одинаковых или различных атомов или даже из сотен тысяч атомов (полимеры). Молекулы различных веществ могут иметь форму треугольника, пирамиды и других геометрических фигур, а также быть линейными

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему ": Основные положения МКТ.Масса и размеры молекул"»

САБАҚ ТЫҢ ТАҚЫРЫБЫ

ТЕМА УРОКА: «Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул.Идеальный газ».


САБАҚ МАҚСАТЫ

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная: 1. понимать структуру и содержании новой физической теории,

знать основные положения МКТ и аргументировать их истинность примерами. Уметь применять знания при решении задач.

Развивающая: формировать мотивацию постановкой познавательных

задач, раскрытием связи опыта и теории; учить анализировать факты

при наблюдении явлений, выделять главное при работе с научно-популяр-

ной литературой; умению обобщать и структурировать материал; развивать

умение публичного выступления.

Воспитательная: показать практическое значение знаний по

молекулярной физике; развивать мировоззренческие взгляды; содействовать

патриотическому воспитанию .

САБАҚТЫҢ ТҮРІ

ТИП УРОКА комбинированный .

ОҚУ ҚҰРАЛДАРЫ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебник, учебные принадлежности, презентация, слово учителя.

САБАҚ БАРЫСЫ

ХОД УРОКА

1.Үйымдық. Организационный Создать условия для успешного усвоения изучаемого материала.

Два мира существуют на Земле:

Один – большой

Он – для людей.

В нем правят разум,

Знания и чувства.

Другой – мы называем

Маленьким.

Еще не познан нами

До конца,

Не все свои открыл

Он тайны.

Возможно, приберег их –

Для тебя.


2.Үй тапсырмасын тексеру. Проверка домашнего задания.

ТЕСТ
1. По какой формуле определяется скорость тела?
А. Б. В.
2. Как изменяется скорость тел при равномерном движении?
А. Увеличивается. Б. Уменьшается. В. Не изменяется.
3. Какой путь пройдёт поезд, движущийся со v = 72 км/ч за 1 ч?
А. 216 км Б. 24 км В. 72 км Г. 690 км
4. Кто открыл законы механики?
А. Ньютон. Б. Галилей. В. Максвелл.

5. На рисунке изображён график зависимости пути от времени при равномерном движении. Определите по графику за какое время тело прошло путь З м.


А. 1,5 с
Б. 3 с
В. 0,5 с
Г. 6 с






6. За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдёт 15 км, если скорость течения 0,5 м/с?
А. З ч Б. 2,5 ч В. 8,3 ч Г. 5,3 ч

7. Сможет ли пешеход, двигаясь со средней скоростью 2 м/с пройти за полчаса 5 км?

А. Сможет, 6 км. Б. Сможет, 6,5 км. В. сможет, 3,6 км. Г. нет

8. От пункта А до пункта В путь, равный 2400м, тело прошло за 2 мин, обратный путь тело прошло со скоростью 20 м/с. В каком направлении скорость была больше?
А. От пункта А к пункту В.
5м/с2

Б. От пункта В к пункту А.

В. Одинаковая скорость.

9.Как называют линию, которую описывает тело при своём движении?

   А)  перемещение.

   Б)  путь.

   В)  траектория

   Г)  прямая

10. Тело изменила свою скорость с 20 до 30м/с за 10с.Определить ускорение тела.

А. 5м/с2 Б. 6м/с2 В. 10м/с2 Г. 1м/с2 .

Ответы:1- Б 2-В 3 –В 4- А 5- Г 6 –В 7-В 8-В 9-В 10-Г (взаимопроверка)

3.Білімді жанжақты тексеру. Всесторонняя проверка знаний.

Мы живём в мире макроскопических тел. Механика изучает движение макроскопических тел – перемещение одних тел относительно других в пространстве с течением времени. Но она не в состоянии объяснить, почему существуют твёрдые тела, жидкости и газы и почему эти тела могут переходить из одного состояния в другое.

В механике говорят о силах, как о причинах изменения скорости, не выясняя природу этих сил. Остаётся непонятным, почему при сжатии тел появляются силы упругости, почему возникает сила трения. На эти и многие другие вопросы можно будет ответить, изучив раздел «Молекулярная физика».

После механического движения самые заметные явления связаны с нагреванием или охлаждением тел, с изменением их температуры. Эти явления называются тепловыми. Тепловые явления происходят внутри тел и всецело определяются тепловым движением частиц, из которых состоит это тело.

Значение тепловых явлений. Привычный облик нашей планеты существует и может существовать только в довольно узком интервале температур. Если бы температура превысила 100°С, то на Земле при обычном атмосферном давлении не было бы рек, морей и океанов, не было бы воды вообще, Вся вода превратилась бы в пар. При понижении температуры на несколько десятков градусов океаны превратились бы в ледники.

Ещё более узкие интервалы температур необходимы для поддержания жизни теплокровных животных.

Изменение температуры оказывает влияние на все свойства тел. Так, при нагревании или охлаждении изменяются размеры тел и объёмы жидкостей.

Все перечисленные выше и многие другие тепловые явления подчиняются определённым законам, которые мы будем изучать в разделе «Молекулярная физика».

Историческая справка

  • Ещё в 5 веке до новой эры древнегреческий ученый Демокрит утверждал: «Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Всё прочее есть мнение… Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме».

  • В 4 веке появилось учение Аристотеля, которое позднее будет поддержано христианской церковью: «Любое тело может делиться до бесконечности».

  • В 1646 году француз Пьер Гассенди высказал предположение, что атомы объединяются в небольшие группы «молекулы» (от лат. «moles» – масса)

  • В 18 веке М.В. Ломоносов предположил, что молекула может быть однородной и разнородной и находиться в в хаотичном состоянии. В этом же веке Бернулли применил понятие о молекуле для объяснения давления газов.

  • В 1827 году английский ботаник Броун обнаружил движение спор плауна ( болотного растения), взвешенных в воде.

  • В 1905 году А. Эйнштейн объяснил броуновское движение некомпенсированными ударами молекул жидкости о частицу.

  • В 1908 году французский физик Ж. Перрен экспериментально подтвердил теорию броуновского движения.


4. Жаңа материалды үйрену ж\е оған дайындалу. Подготовка к изучению материала.

Учитель (У.): Встречали ли вы в своей жизни тела, которые нельзя разделить на части?

Ученик : нет, все тела можно разделить на части.

У.: На какие части?

Ш.: молекулы, атомы.

У. Может быть такой же вопрос задавал себе др. греч. ученый Демокрит (VI в до н.э.).

Он первый высказал гениальную гипотезу о том, что тела состоят из мельчайших, далее неделимых частиц – атомов («атом» в пер. с др. греч. «неделимый»): «Всё состоит из атомов… вещи отличаются друг от друга атомами, из которых состоят, их порядком и положением…»

Я думаю, что вы поняли с чем нам сегодня предстоит познакомиться на уроке?

(Ученики высказываются и формулируют цели урока вместе с учителем).

Макроскопические тела – это большие тела, состоящие из огромного числа молекул.

Тепловые явления – это явления , связанные с нагреванием или охлаждением тел.

Тепловое движение молекул – это беспорядочное и хаотическое движение молекул.


5. Жаңа материалды түсіндіру. Объяснение нового материала

ИЗ поэмы древнеримского поэта Лукруция Кара «О природе вещей»:

«Выслушай то, что скажу, и ты сам несомненно, признаешь,

Что существуют тела, которых ты видеть не можешь….

… Стало быть, ветры тела, но незримые нами.

… Далее, запахи мы обоняем различного рода,

Хоть и не видим, как в ноздри они проникают.

И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

Платье согреет всегда, а на солнце, вися оно сохнет,

Видеть, однако, нельзя нам как влага на нем оседает,

Как и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит дробиться вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего взгляда.»


Работа с учебником Основные положения МКТ (кто является основоположником теории)

Вещества

состоят из

частиц


Частицы

хаотично

непрерывно

движутся


Частицы

взаимодействуют

друг с другом

Многие идеи Ломоносова более чем на 100 лет опередили науку того времени. Он считал, что наименьшие неделимые частицы – атомы – входят в состав более крупных частиц – молекул. Разнообразие тел зависит от того, какие атомы, в каком количестве и каким образом соединены в молекулы.

Изучая строение вещества, М.В. Ломоносовым была создана молекулярно-кинетическая теория, которой успешно пользуются как физики, так и химики.

С основными положениями этой теории мы сегодня с вами и познакомимся, а также разберем опыты, подтверждающие данную теорию.

Учащиеся демонстрируют следующие опыты (если нужно, то учитель оказывает помощь в демонстрации):

  • дробление куска мела; (задача размер молекулы)

  • растворение кусочка сухой краски в воде;(диффузии, переход вещества в агрегатных состояниях)

  • сжатие и растяжение резинового воздушного шарика.(эксперимент силы притяжения и отталкивания)



В результате проведенных опытов было установлено, - капля оливкового масла объёмом 1 мм2 на поверхности воды образует плёнку площадью 0,6 м2 и больше растянуть эти плёнки не получалось.

Как вы думаете, можно ли оценить размеры молекул с помощью этого опыта?

Ш.: может быть толщина плёнки стала равной размеру молекулы?

У. – демонстрирует рисунки этого опыта и предлагает оценить размер молекулы:

V=1 мм3 V=S· d ---- d=V / S

S= 0,6 м2 d=0,001 см3/6000 см2=1,7·10 -7см

d= ? d ~ 10-9 м

т.е. размеры молекул порядка 10-9 м. Как представить себе такой размер?

Например: в 1 чайной ложке воды содержится примерно столько же молекул воды, сколько чайных ложек воды в мировом океане. Чтобы пересчитать молекулы воды в чайной ложке, понадобилось бы столько же времени, сколько нужно, чтобы вычерпать этой чайной ложкой океан.

Составить ОК на доске «Переход вещества в агрегатные состояния» Назвать процессы.(работа на доске карточки).


Физминутка (игра ладушки)

6.Ұғынуды тексеру. Проверка понимания.

7.Бекіту. Закрепление. Решение задач:№436, 437,442453

Тест:

1.На каком физическом явлении основан процесс засолки овощей, рыбы, мяса?

А. диффузия Б. деформация В. Механическое движение

2. В каком случае процесс происходит быстрее – если рассол холодный или горячий?

А. холодный Б.горячий В.температура не влияет

3.Определить молярную массу азота (N)

А.14 кг/моль Б. 0.14 кг/моль В. 0,014 кг/моль

4. Тепловое движение – это

А. Изменение положение тела в пространстве Б.Хаотичное движение молекул в теле В.Движение тела за счет температуры

5. Какое количество вещества содержится в алюминиевом бруске массой 54 кг?

А. 3000 моль Б.4000 моль В.2000 моль

Ответы: 1-А 2-Б 3-В 4- Б 5- В (взаимопроверка)

8.Үй тапсырмасы. Домашнее задание

Идеальный газ определение.№4. Упр9 стр119-130.

Қорытынды. Итог. Выставление оценок по оценочному листу



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по физике на тему ": Основные положения МКТ.Масса и размеры молекул"

Автор: Клопот Валентина Георгиевна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494367


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства