Представлен план-конспект урока физики в 9 классе по теме "Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция". Тип урока: урок открытия нового знания. Раскрыты этапы структуры урока данного типа:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивающая:формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.
Воспитательная:воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие «электромагнитная индукция», «индукционный ток», способы получения индукционного тока, технику безопасности при работе с электроприборами
Уметь: получать индукционный ток, объяснять получение индукционного тока разными способами
Вид контроля, измерители: самостоятельная работа, оформление работы и выводов, поэтапная оценка достижений, рефлексия.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка (доска, проектор), гальванометр, миллиамперметры, катушки, магниты.
Характеристика основных видов деятельности (предметный результат): наблюдение и исследование электромагнитной индукции.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные. Уделять вниманиепрактическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией, практическому освоению методов познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Регулятивные: учиться ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию в ходе урока, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в паре и группе и приобретение опыта такой работы, практического освоения морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Развития речевой культуры в процессе общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
Структура урока открытия нового знания:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии. 3. Этап выявления места и причины затруднения. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения. 5. Этап реализации построенного проекта. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8. Этап включения в систему знаний и повторения. 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ход урока
Организационный момент (приветствие)
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Для начала я предлагаю вам разгадать ребус (4).
В данном ребусе зашифрована фраза «Превратить магнетизм в электричество», которую в 1822 году записал в своем дневнике Майкл Фарадей. Что привело его к этой фразе?
Давайте сначала немного обратимся к истории…
Начало XIX века… Около 1800 г. Вольта изобрел источник постоянного тока. В 1820 г. Эрстед открыл действие тока на магнитную стрелку. Некоторое время спустя Ампер установил, что два параллельных проводника, по которым идет ток в одном направлении, притягиваются друг к другу и отталкиваются, если токи имеют противоположные направления. Эта эпоха больших открытий и бурного прогресса в промышленности. Резко увеличилась потребность в более совершенной технике производства, транспорта, связи. Ученые лучших университетов Европы занимаются исследованием и решением совершенно новых проблем и шаг за шагом все глубже проникают в неведомый мир электрических явлений и законов строения материи. Среди этих блестящих ученых выделяется английский физик и химик — Майкл Фарадей, ученый самоучка, получивший в школе только начальное образование.
Краткая биография ученого (знакомит ученик).
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Для чего нам это нужно?
Фронтальная беседа с учащимися
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии
(параллельно в процессе повторения знаний)
Сегодня на уроке мы продолжим изучать магнитные явления. Нам предстоит заглянуть в XIX век и увидеть первые шаги в науке, которые привели к созданию многих технических устройств. Но вначале нам необходимо вспомнить основные понятия, которые будут нам необходимы.
(по каждому вопросу фиксируйте у себя в тетради: знаю +, не знаю -)
Назовите источники магнитного поля.
Что является основной характеристикой магнитного поля?
Покажите с помощью рисунка линии индукции прямого тока?
Покажите с помощью рисунка линии индукции соленоида?
Как можно определить направление линий магнитной индукции?
По какому правилу можно определить направление силы, действующей на проводник с током?
Как можно изменить магнитные полюса катушки с током?
Что называется магнитным потоком?
Как можно изменить магнитный поток?
Кто и когда обнаружил появление магнитного поля, созданного электрическим током?
Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
3. Этап выявления места и причины затруднения
Оцените себя на этапе I.
А. На данном этапе мне всё понятно и я готов к восприятию нового материала
Б. На данном этапе мне не всё понятно, но я готов воспринимать новый материал
В. На данном этапе мне ничего не понятно, и я не готов воспринимать новый материал
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Вернемся к фразе, записанной в дневнике ученым и подумаем, что привело ученого к таким выводам? Вспомним открытие Эрстеда.
“Превратить магнетизм в электричество”- записал Фарадей в своем дневнике. 1822 г. И только практически через10 лет, в 1831 году, он смог решить эту задачу.
Мы с вами откроем то, что Фарадей не мог открыть 10 лет, за несколько минут. Какие же опыты проводил Фарадей? Давайте повторим эти опыты, с помощью которых он открыл явление ЭМИ.
5. Этап реализации построенного проекта
Учащимся предлагается провести лабораторную работу «Наблюдение явления электромагнитной индукции».
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Делаем выводы: (беседа с учащимися о проведенной работе)
1. При каком условии возникал индукционный ток в катушке?
Вывод 1. Для возникновения индукционного тока необходимо действие переменного магнитного поля (изменение магнитного потока).
2. От чего зависит сила и направление индукционного тока?
Вывод 2. сила индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока. Направление – от полюсов магнитного поля.
Как вы думаете, почему для открытия, которое вы сделали за несколько минут, ученому потребовалось почти 10 лет?
Фарадей не мог понять одного: что только движущийся магнит вызывает ток. Покоящийся магнит не вызывает в ней тока.
Привести пример «Казус с Коллодоном»
Долгое время ученым не удавалось обнаружить связь тока и магнитного поля. Почти одновременно с Фарадеем получить электрический ток в катушке с помощью магнита пытался швейцарский физик Колладон. Индикатором тока – гальванометром – служила легкая магнитная стрелка. Чтобы избежать влияния на нее постоянного магнита, который вдвигался в катушку, эта стрелка была вынесена в соседнюю комнату, туда же были протянуты и провода от катушки. Вставив магнит в катушку, Колладон шел в соседнюю комнату и с огорчением убеждался, что гальванометр ничего не показывает. Он шел, удалял магнит из катушки, смотрел на прибор в соседней комнате, стрелка стояла на месте.
Трудно было додуматься до главного, а именно: только движущийся магнит или меняющееся во времени магнитное поле может возбудить электрический ток в катушку. Что же помешало Колладону сделать это открытие?
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Обратимся к рисунку (презентация)
I уровень:
Назвать все элементы электрической цепи
Обратить внимание, что катушка 1 соединена с гальванометром, а катушка 2 - с источником тока. При замыкании ключа в цепи катушки 2, в катушке 1 фиксируется ток, о чем можно судить по показаниям прибора (гальванометра).
II уровень:
Подумайте и назовите все способы получения индукционного тока в катушке 1.
III уровень
Какие изменения можно внести в проведение данного опыта, чтобы в катушке 1 был зафиксирован индукционный ток обратного направления?
Начертите схему данной цепи в тетради
Проверьте себя по готовым ответам:
Источник тока, ключ, реостат, катушка 1, катушка 2, гальванометр.
а) при замыкании и размыкании ключа; б) при движении катушки 1 относительно катушки 2 при замкнутой цепи, в) при движении катушки 2 относительно катушки 1 при включенном ключе; г) при перемещении ползунка реостата; д) при вращении катушки 1 в поле катушки 2.
переключить полюсы у источника тока или перевернуть катушку 1 или 2.
Оцените себя на этапе III.
А. Я все выполнил верно
Б. Я, в основном, выполнил все верно, допустив несколько ошибок, которые я понял и учту в дальнейшем
В. Я допустил много ошибок, мне нужно поработать с этим материалом
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Использовать видеоролик «Явление электромагнитной индукции». Объяснить наблюдаемое явление.
Открытие электромагнитной индукции имело очень большое значение для развития электро- и радиотехники.
Видеоролик «Принцип действия генератора переменного тока»
Домашнее задание: § 48, упр. 39 №1, 2.
Дополнительно, по желанию (из занимательной физики).
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
1. Выпишете буквы ваших ответов с предыдущих этапов урока.
1. __________ 2. _____________ 3. ___________
2. Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке
Урок прошел
Я на уроке
Итог
интересно
работал
Я понял материал
скучно
отдыхал
Я узнал больше, чем знал
безразлично
помогал другим
Я ничего не понял
3. Меня удивило ___________________________________________________
4. Оценка за урок: мне ______, классу ________, учителю _________