Учитель физики МБОУ СОШ №3 г. Вышний Волочёк
Кустова Светлана Дмитриевна
Задание группам: озвучьте часть слайда об одном состоянии вещества.
2
Виды энергии:
у него есть ….
у него есть ….
у него есть ….
Внутренняя энергия равна сумме кинетических и потенциальных энергий всех молекул тела.
Внутренняя энергия входит в энергетический баланс тела.
Какими видами энергии может обладать тело? Про каждый вид энергии рассказывает одна группа.
2
Q
U
Q
U
увеличивается
увеличивается
поглощается
поглощается
Ж
Т
Г
t кип = t кон
t пл = t кр
Дать определения процессов: учитель показывает, ученики называют.
выделяется
уменьшается
уменьшается
выделяется
Q
Q
U
U
Восьмиклассник Петя скучал дома. Ему позвонил друг Иван и позвал на улицу, предложил покататься на лыжах. Он сказал, что бабушка посоветовала потеплее одеться, потому что небо затянуто облаками, начинается сильный снегопад – значит, оттепель закончится, мороз будет крепчать. Петя удивился и ответил, что в сильный снегопад на улице нужно снеговиков лепить, а не на лыжах кататься. Через полчаса мальчики встретились на пустыре.
Какая температура воздуха бывает
при сильном снегопаде?
Какой участок схемы может
объяснить такую температуру?
Какое занятие выбрали друзья?
Одна группа отвечает, другие – оценивают, задают вопросы.
Мама ушла на работу и оставила дочери Тане записку, в которой попросила её сварить макароны к котлетам, поесть самой и накормить брата. Тане тоже было некогда, поэтому она решила сделать всё побыстрее: налила немного воды, бросила макароны и поставила на плиту. Оказалось, что сваренные Таней макароны отличаются от тех, которые варит мама.
Какие макароны сварила Таня?
Почему вы так решили?
Какому участку схемы соответствует описанная ситуация?
Кипит ли вода в трубочках варящихся макарон?
Одна группа отвечает, другие – оценивают, задают вопросы.
Весной друзья Саша и Коля гуляли на берегу реки. Было тепло, ярко светило солнце. Саша сказал, что при плюсовой температуре воздуха вода тоже должна иметь положительную температуру. Коля возразил, что в реке плавает лёд, который не может иметь температуру выше
0 градусов, значит, температура воды и льда должна быть отрицательной. Друзья начали спорить, каждый приводил свои доводы.
Какому участку схемы соответствует описанная ситуация?
Какова температура льда и воды в реке?
Кто из ребят прав?
Одна группа отвечает, другие – оценивают, задают вопросы.
конденсация
кипение
t к
Г
Г
Г+Ж
Ж+Г
Ж
Ж
плавление
кристаллизация
t п
Ж+Т
Т+Ж
t, мин
Т
Т
Слайд демонстрируется на экран, ученики решают задачи на карточках. Потом включить задачу первой группы, заслушать ответ, другие группы задают по 1 вопросу отвечающей группе.
На рисунке изображены тепловые процессы, происходящие с водой в чайнике. В точке А вода была в жидком состоянии.
1. Какие именно процессы могли происходить с водой?
2. Какая температура может соответствовать участку DE ?
3. Кристаллизовалась ли вода в этих процессах?
Составьте 2 вопроса по графику и задайте их другим командам.
1.Охлаждение, нагревание,
Постоянная температура, кипение.
Возможные вопросы другим командам: 1. Что происходит с водой на участке ВС, ему соответствует температура 0 градусов.
2. Какой может быть температура воды на участке ВС?
2.На ДЕ температура 100 градусов
или меньше.
3.Нет, так как температура везде
больше 0 градусов.
На рисунке изображён график зависимости температуры
2 литров воды от времени проведения эксперимента.
1.Какие именно процессы могли происходить с водой?
2.Какая температура может соответствовать участкам CD и
EF ?
3.Как изменялась внутренняя энергия воды?
Составьте 2 вопроса по графику и задайте их другим командам.
1. АВ – охлаждение;
ВС, DE – нагревание,
С D , EF – постоянная температура.
Возможные вопросы другим командам:
1.В какой точке графика внутренняя энергия минимальна?
2. Сравните внутреннюю энергию вещества в точках E и F , если участку EF соответствует температура 100 градусов?
2. На EF – кипение при 100 градусах,
на CD – меньше 100 градусов.
3. АВ – уменьшается,
ВС, DE , EF – увеличивается,
С D – не изменяется.
На рисунке изображены графики зависимости температуры от времени двух тел одинаковой массы, находящихся на одинаковых горелках, дающих постоянное количество теплоты в единицу времени. Первоначально тела находились в твёрдом состоянии.
1.Почему горизонтальные участки графиков находятся на разной высоте?
2.Почему длина горизонтальных участков разная?
3.У какого тела удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии больше?
Составьте 2 вопроса по графику и задайте их другим командам.
1.У тел разная температура
плавления.
2.У тел разная удельная
теплота плавления.
Возможные вопросы другим командам:
1. Какие процессы происходят с веществами?
2. В каком состоянии находится вещество на каждом участке графика?
3.У первого, т.к. при получении
одинакового количества теплоты
его температура изменилась
меньше.
Лукашик № 1081 – назвать процессы, записать формулы, провести вычисления – оценка 3 или 4.
Лукашик № 1090 – назвать процессы, построить график, записать формулы, провести вычисления – оценка 3, 4 или 5.
Лукашик № 1125 – назвать процессы, записать формулы, составить уравнение, провести вычисления – оценка 3, 4 или 5.
Ученики выбирают задачу для решения. Простую задачу один из учеников решает на доске, более сложные – оди ученик решает на крыле доски. После решения – проверка.
Этап урока
1 команда
Строение в-ва
2 команда
Виды энергии
3 команда
Фазовые переходы
Кейсы (ответ)
Кейсы (ответы на вопросы других команд)
Кейсы (вопросы другим командам)
Графическая задача (ответ)
Графическая задача (вопросы другим командам)
Итог урока
Оцените своё участие в уроке, определите своё место на лестнице.
Я был активен,
отвечал на все
вопросы верно.
Я старался, но у меня
не всё получилось,
нужно позаниматься.
Я слушал других, но
сам участия в работе
почти не принимал.
1.
2.В.И.Лукашик, Е.В.Иванова
Сборник задач по физике 7 – 9 классы, М.: Просвещение,2011
3. Фотографии из личного архива автора.
http://www.wallpampers.ru/pictures/1672/1440_globe.jpg
http://files.vector-images.com/clipart/schoolsupplies_gk2.gif
Автор данного шаблона:
Ермолаева Ирина Алексеевна
учитель информатики и математики
МОУ «Павловская сош» с.Павловск
Алтайский край