Обобщение материала по теме" Волновые свойства света" в форме устного журнала
Обобщение материала по теме" Волновые свойства света" в форме устного журнала
Урок проводится в форме устного журнала. На каждой странице журнала рассматривается оптическое явление, описание которого рассматриваеся не только с физической точки зрения, но и подкрепляется литературным произведением. Предварительно учащиеся получили задания по следующим темам : "Радуга", "Полярные сияния", "Мыльный пузырь- чудо природы", "Мираж". Из литературы использовались стихотворения Шефнера, Бунина, Тютчева, Брюсова и др. на протяжении всего урока прослеживается связь физики и литературы. В конце урока делаем вывод о том,
Физические явления дают богатый поэтический материал настоящему художнику слова. Ну, а о физиках уж и говорить нечего.
Физика и искусство, физика и поэзия тесно связаны и даже взаимообусловлены.
Нильс Бор любил ходить в кино, Джеймс Максвелл писал стихи. Макс Планк замечательно играл на фортепиано, а Альберт Эйнштейн был превосходным скрипачом. Он писал, что не будь Достоевского, не было бы и теории относительности. Именно ему принадлежат слова: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение материала по теме" Волновые свойства света" в форме устного журнала »
-1-
11 класс
«Световые явления в природе»
Заключительный урок по теме «Оптика» в форме устного физического журнала
1 ведущий: - Как сказал Козьма Прутков: «Глядя на мир, нельзя не удивляться». И действительно, какое многоцветье красок окружает нас, насколько богата палитра художницы – природы, сколько чудес вокруг себя мы порой не замечаем.
2 ведущий: - Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам:
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг,
Впадайте в изумленье:
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье. (Вадим Шефнер)
1 ведущий: - У многих народов существуют сказания и легенды о том, как был похищен огонь у богов, как изменилась жизнь людей с появлением огня. Красивой сказкой является миф о Прометее, который похитил уголёк с небес, принёс его на Землю и передал людям. Человеку немало пришлось потрудиться, чтобы сохранить этот дар Прометея.
Свет – необходимое условие для работы глаз, отсутствие света лишает человека этого тонкого и универсального органа чувств, делая его жизнь пассивной.
Основными источниками света на Земле являются сильно раскалённые тела. Среди них самое главное – Солнце. Под его живительными лучами растут и зреют хлеба, наливаются плоды, расцветает Земля.
2 ведущий: - «Знаешь ли ты?». Этой страницей мы открываем устный физический журнал «Световые явления в природе».
1 ведущий: - Знаете ли вы, что наше Солнце является обычной, жёлтой, сравнительно холодной звездой? В мире звёзд его называют жёлтым карликом. Но для землян Солнце всегда было благодетелем, предметом поклонения и обожествления. О нашем замечательном светиле и пойдёт речь на первой странице. (презентация Мартынова Р.)
2 ведущий: - Не только учёные изучают Солнце , многие поэты посвящают свою поэзию нашей ближайшей звезде. Послушайте стихотворение Бунина «Детство».
1 ведущий: - На следующих страницах нашего журнала мы расскажем про «Оптические явления в природе».
Миниатюра «Ньютоново яблоко»- вторая страница нашего журнала. (участ. 3 человека)
2 ведущий: Третья страница поведает вам об одном необычном явлении в природе. А догадаться что это за явление, вам поможет стихотворение Тютчева « Как неожиданно и ярко…»
1 ведущий: Радуга одно из необычных явлений в природе. Дисперсия света, открытая Ньтоном даёт объяснение этому явлению.
2 ведущий: « Чудеса? Нет, физика?»- четвёртая страница журнала. Люди давно мечтали о холодном свете. Как о чуде говорится об этом в сказке Ершова «Конёк – Горбунок». Помните это диво?
«Шапок с пять найдётся свету,
А тепла и дыма нету».
Предлагаем посмотреть презентацию о полярных сеяниях.
1 ведущий: - Эксперимент – как откровенье:
Пусть в нём теорий ни крупицы.
Зовёт нас к новым размышленьям
Природы новая страница.
2 ведущий: - На этой странице вы узнаете много нового о мыльных пузырях.
Марк Твен назвал мыльный пузырь- изысканное чудо природы.
1 ведущий: - Это почти неподвижности мука
Мчаться куда-то со скоростью звука,
Зная, прекрасно, что есть уже где-то
Некто, летящий со скоростью света!
2 ведущий: «О, как Ты далек! Не найти мне Тебя, не найти! Устали глаза от простора пустыни безлюдной. Лишь кости верблюдов белеют на тусклом пути, Да чахлые травы змеятся над почвою скудной. Я жду, я тоскую. Вдали вырастают сады. О, радость! Я вижу, как пальмы растут, зеленея. Сверкают кувшины, звеня от блестящей воды. Все ближе, все ярче! - И сердце забилось, робея. Боится и шепчет: "Оазис!" - Как сладко цвести В садах, где, как праздник, пленительна жизнь молодая. Но что это? Кости верблюдов лежат на пути! Все скрылось. Лишь носится ветер, пески наметая.”
Следующая страница называется «Очевидное-невероятное».
Здесь вы узнаете о самом удивительном свойстве световых лучей. Как в природе возникает мираж.
1 ведущий: - страницей « Физики и лирики» мы заканчиваем наш журнал «Световые явления в природе»
2 ведущий:
- Мало кто сейчас знает, что в 50-е годы прошлого столетия возник спор между лириками и физиками на тему: «Что главнее, физика или поэзия». «Физики не любят стихов!», «Физик не может понять красоту лунной ночи!» - утверждали лирики. «Лирику не интересны проблемы науки и техники» - обижались физики.
Сейчас этот спор кажется наивным. Неправильна сама сущность спора.
В книгах Тургенева, Джерома, Паустовского мы находим яркие описания физических явлений, действий физических законов.
В 1922 году под впечатлением удивительных открытий физиков русский поэт Валерий Брюсов так дополнил модели электрона и атома:
Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Ещё, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь в объёме сжатом,
Но так же то, чего здесь нет.
1 ведущий: Как видите, с лириками всё в порядке. Физические явления дают богатый поэтический материал настоящему художнику слова. Ну, а о физиках уж и говорить нечего.
Физика и искусство, физика и поэзия тесно связаны и даже взаимообусловлены.
Нильс Бор любил ходить в кино, Джеймс Максвелл писал стихи. Макс Планк замечательно играл на фортепиано, а Альберт Эйнштейн был превосходным скрипачом. Он писал, что не будь Достоевского, не было бы и теории относительности. Именно ему принадлежат слова: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии».