Место проведения: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 п. Новочунка Чунского района Иркутской области.
Предмет: Физика | Программа: Программы общеобразовательных учреждений: Физика: 7-9 классы Автор: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин М.Дрофа 2015 г. Учебник: Физика. 7 класс. А.В. Перышкин. Учебник для общеобразовательных учреждений. Вертикаль. ФГОС М.Дрофа 2016 г. |
Тема урока | Обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. |
Цель урока | Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
Планируемые результаты (цели как деятельность учеников) | Личностные: формирование познавательных интересов; убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения. Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации. Предметные: закрепить знания по теме Давление твердых тел, жидкостей и газов», организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, повторение и анализ формул для расчета давления твердых тел, жидкостей и газов, развитие способности выделять главные зависимости давления жидкости от её плотности и глубины погружения в жидкость |
Методы обучения | репродуктивный, проблемный, эвристический. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | коллективная, индивидуальная, групповая. |
Формы контроля | тест (взаимопроверка по эталону) |
Домашнее задание: | написать мини-сочинение «Давление в моей жизни». При подготовке домашнего задания использовать: учебник, интернет ресурсы, можно обратиться за помощью к родителям. |
Этап урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Настроить учащихся на работу. | Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность | Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место. | |
2. Целеполагание и мотивация. | Сформулировать цель урока. Смотивировать обучающихся к обобщению темы. | В течение нескольких предыдущих уроков мы с вами изучали тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Вы получили определенный программой объём теоретических знаний и практических умений. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? Какова цель нашего урока? Тема урока «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Слушают учителя Отвечают на вопрос: повторить и обобщить знания по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и закрепить умения применять теоретические знания и практические умения при решении конкретных задач. Записывают тему урока в тетрадь. | Познавательные УУД: формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели |
3. Актуализация знаний. | Проверить знание материала. | Фронтальный опрос: Закончи предложение: Давление – физическая величина, равная… Давление газа на стенки сосуда вызывается… Закон Паскаля формулируется так… Давление, создаваемое слоем жидкости, зависит от трех величин:… В сообщающихся сосудах однородные жидкости располагаются на….. Выразить в СИ: 130 г, 15 л, 20 кПа, 60 см2, 10 кН, 40 см. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать небольшую проверочную работу. Сядьте так, как будто вы обиделись друг на друга. Возьмите и подпишите листочки. На выполнение теста вам дается 3 минуты. Время прошло. Поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте работы. Поставьте оценки. Критерии оценивания вы видите на экране. Проверим, кто какие оценки получил (поднятием руки). | Отвечают на вопросы. Берут и подписывают листочки. Меняются листочками и проверяют. Ставят оценки. | Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся. Познавательные УУД: формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формировать умение осознавать конечный результат, выбирать из предложенных верные ответы. |
4. Этап исследовательской работы учащихся | Решение экспериментальной задачи в группе на нахождение давления, оказываемого твердым телом на опору. | Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий. Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть, чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление. Если говорить о зависимости давления от площади опоры, то здесь наблюдается обратно пропорциональная зависимость, то есть, чем больше площадь опоры, тем меньше давление и наоборот, чем меньше площадь соприкосновения тел, тем давление больше. Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует….. | Делают необходимые измерения, решают задачу, записывают в тетрадь. Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры. Берут необходимое оборудование (весы лабораторные, брусок, линейка). Озвучивают результат, делают вывод. | Познавательные УУД: формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД: определять план действий, действовать по выбранному плану; формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. формировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). |
| | Физкультминутка | Выполняют упражнения | |
4. Этап исследовательской работы учащихся | Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации | Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий. | Берут необходимое оборудование (пробирка с водой, линейка). Производят измерения, делают вычисления. Озвучивают результат и делают вывод. Берут необходимое оборудование (барометр – анероид, линейка). Озвучивают результат и делают вывод. | Познавательные УУД: формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД: определять план действий, действовать по выбранному плану; формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; формировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). |
5. Домашнее задание. | Прокомментировать домашнее задание. | Подводит итог. Выставляет оценки, комментирует деятельность учащихся на уроке. Показывает слайд – информация о домашнем задании. Комментирует домашнее задание. | Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Познавательные УУД: выявлять существенную информацию. Получать необходимую информацию. Личностные УУД: формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. |
6. Рефлексия. | Подвести итоги урока. | Беседа по вопросам: | Обучающиеся анализируют свою деятельность на уроке. | Личностные УУД: формировать умение оценивать ситуации Познавательные УУД: выделять существенную информацию; формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: формировать умение описывать результат |
1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин- М.: Дрофа, 2016
2. Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике. К учебникам С.В. Громова, Н.А. Родиной (М. Просвящение); А. В. Перышкин (М.: Дрофа), 7 класс. М.: «ВАКО», 2004
3. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября», № 45, 2004 г
4. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. 7 класс. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2004г.
5. http://infourok.ru/material.html?mid=87100